ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2-4



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Представления о личности в психоаналитическом направлении. Теория личности З. Фрейда.

1. Зарождение психоанализа Фрейда и его модификация в теорию личности.

2. Решение психоанализом основных проблем психологии личности:

структура личности: «Я», «Оно» и «Сверх-Я»;

основные закономерности функционирования личности;

стадии психосексуального развития личности.

3. Концепция защитных механизмов и невротической личности и ее значение.

4. Теория З. Фрейда как основание психодинамического подхода:

сущность и значение категории мотива в психоанализе;

функциональный подход к решению проблемы структуры личности;

отношение личности и общества;

норма и патология личности.

Письменные задания:

1. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения рекомендованной литературы (см. электронные носители) составьте сравнительную таблицу. Продолжить составление таблицы «Теории личности», основываясь на материале первоисточников.

Название теории и автор

Авторское определение личности

Структура личности

Этапы и детерминация развития

Феномены и закономерности личностной динамики

Индивидуальные особенности

Функции личности

Психоанализ З. Фрейд

2. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Сущность человека»):

Подумайте и запишите, что отличает человека от других существ.

Подумайте и запишите, что человека объединяет с другими существами.

Понаблюдайте за людьми, выгуливающих собак и подумайте, что их объединяет и в чем их различие. Отметьте, какие качества, на ваш взгляд, отличают человека, а какие показывают, что это не человек.

Опросите двух человек разных возрастов с целью выявления их представлений о том, в чем заключается сущность человека по представленному выше плану. Сравните в письменной форме их представления с вашими ответами.

3. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания «Классификация защитных механизмов З. Фрейда»). На основе изучения рекомендованной литературы классифицируйте по какому-либо критерию защитные механизмы, выделенные З. Фрейдом. Обоснуйте свою позицию.

Обязательные источники (ТЕЗИСНЫЕ КОНСПЕКТЫ)

(см. электронные носители):

Фрейд, З. Я и ОНО – В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса) : Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. – с. 184–210. [или В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 181–242].

2. Фрейд, З. О психоанализе. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса) : Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. – с. 94–114.

3. Фрейд, З. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 75–94.

4. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Мн. : Выш. шк., 1994. – (понятия: «защитные механизмы личности», «сублимация», «замещение», «вытеснение», «регрессия», «проекция», «рационализация», «реактивное образование», «идентификация»).

5. Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. М. : Высшая школа, 1996 (понятия: «защита» – с. 145–149, «вытеснение» – с. 121–126, «образование замещающее» – с. 282, «сублимация» – с. 510–512, «проекция» – с. 379–387, «рационализация» – с. 412–413, «регрессия» – с. 417–420, «изоляция» – с.160–162, «отрицание» – с. 321–323, «смещение» – с. 473–475.)

6. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 528 с. Часть Вторая. БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ. 6. КАТЕГОРИЯ МОТИВА.

Основная учебная литература (см. электронные носители):

Бирюкевич, Е.А. Теории личности: Пособие для студ. высших учеб. заведений / Е.А. Бирюкевич. – Брест: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2001. – 86 с. (см. указатель имен).

Зейгарник, Б.В. Теория личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 128 с. (см. указатель имен)

Первин, Л., Джон, О. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. М.С. Жамкочьян ; Под ред. В.С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 606 с. Главы 3, 4.

Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фрейдимен. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗПАК, 2001. – 864 с. Глава 2.

Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с. Глава 2.

Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 1996. – 416 с. Глава 7, параграф 11.

Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 608 с. Гл. 3.

Дополнительная литература (см. электронные носители):

Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию» / Е.Е. Соколова. – 4-е перераб. изд. – М : Смысл, 2003. – 687 с. (Диалог 7. «Я и ОНО»).

Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди ; пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 539 с. (см. указатель имен)

Харламенкова, Н.Е. Психология личности [Электронный ресурс] : лекции / Н.Е. Харламенкова. // Режим доступа : http://ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html – Дата доступа : 09.11.2013. – Тема 2. п.п. 2.2.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 3-4.

Тема: Развитие представлений о личности

в психодинамических теориях личности (4ч.)

(обратите внимание, что задания разделены на 2 раза!)

1. Личность в аналитической психологии К. Юнга.

2. Личность в индивидуальной психологии А. Адлера.

3. Социокультурная теории личности К. Хорни.

4. Интерперсональная теория Г. Салливена. Проблема сущности и функций эго в структуре личности Х. Гартманна. Концепция А. Фрейд.

5. Эпигенетическая теория психосоциального развития личности Э. Эриксона. Понятие эго-идентичности.

______________________________________________________

6. Зарождение гуманистических идей в неофрейдизме. Теория личности Э.  Фромма.

7. Модификация категории мотива в неофрейдизме:

социализация содержания побуждений личности;

преодоление униполярности в представлениях о мотивации;

решение проблемы происхождения мотивов личности.

8. Проблема отношений личности и общества в неофрейдизме.

9. Области применения аналитической психологии в деятельности специалиста по социальной работе.

Письменные задания:

1. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения рекомендованной литературы (см. электронные носители) составьте сравнительную таблицу. Продолжить составление таблицы «Теории личности», основываясь на материале первоисточников.

Название теории и автор

Авторское определение личности

Структура личности

Этапы и детерминация развития

Феномены и закономерности личностной динамики

Индивидуальные особенности

Функции личности

______________________________________________________________

2. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Я» человека):

Подумайте и запишите, что есть «Я» человека, что в него включено и почему.

Понаблюдайте за людьми, подумайте и запишите, что объединяет их «Я» и в чем они различаются. Отметьте, что, на ваш взгляд, отличает «Я» человека от других явлений, от «не-Я» и от «Я» других людей.

Опросите двух человек разных возрастов с целью выявления их представлений о том, в чем заключается «Я» человека по представленному выше плану. Сравните в письменной форме их представления с вашими ответами.

3. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания «Области применения аналитической психологии в деятельности специалиста по социальной работе»). На основе лекции и изучения рекомендованной литературы ОПИШИТЕ 2-3 СЛУЧАЯ, В КОТОРЫХ СПЕЦИАЛИСТУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОПИРАТЬСЯ НА КОНЦЕПЦИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. Обоснуйте свою позицию.

Обязательные источники (ТЕЗИСНЫЕ КОНСПЕКТЫ)

(см. электронные носители):

А. АДЛЕР. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ГИПОТЕЗЫ И РЕЗУЛЬТАТ. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 163–178.

Адлер, А. Наука жить. – В кн. Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – С.53–65.

К. ЮНГ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. – В кн. История зарубежной психологии (30–60 годы ХХ века): тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М. : Изд-во Мос.гос.ун-та, 1986. – С. 142–171 [или в кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С.148–154].

4. К. Хорни. Культура и невроз. В кн. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. – с. 57–62.

5. К.ХОРНИ. НАШИ ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 191–232.

6. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. В кн. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 305–348.

______________________________________________________________

1. Фромм, Э. Автоматический конформизм – В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса) : Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. – С.172–185. [или В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 247–276].

2. Э.ФРОММ. ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 233–246.

3. Фромм, Э. Психоанализ и этика / В кн. Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – С. 81–100.

4. Фромм, Э. Два основных способа существования: обладание и бытие / Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» // Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М. : Российское психологическое общество, 1999. – с. 428–449.

Основная учебная литература (см. электронные носители):

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А. АДЛЕРА. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 155–163.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ЮНГА. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 115–127.

Юнг, К. О СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 128–147.

К. ХОРНИ. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 179–190.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Э. ЭРИКСОНА. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2006. – Т. 1 : Зарубежная психология – С. 297–304.

Бирюкевич, Е.А. Теории личности: Пособие для студ. высших учеб. заведений / Е.А. Бирюкевич. – Брест: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2001. – 86 с. (см. указатель имен)

Зейгарник, Б.В. Теория личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 128 с. (см. указатель имен)

Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фрейдимен. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗПАК, 2001. – 864 с. Главы 3–6, 8, 20–21

Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с. Главы 3-4.

Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 608 с (соответствующие главы).

Фромм, Э. Характер и социальный прогресс. В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 48–54.

Фромм, Э. Человек для себя. – Минск, Коллегиум, 1992.

Дополнительная литература (см. электронные носители):

Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди ; пер. с англ. – СПб. : Издательство «Речь», 2002. – 539 с.

Ждан, А.Н. История психологии. От античности к современности: учебник для вузов / А.Н. Ждан. – 4-е изд. – М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 528 с. Раздел 6, Гл.4 «Глубинная психология».

Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 1996. – 416 с. Глава 7, параграф 11, 12.

Харламенкова, Н.Е. Психология личности [Электронный ресурс] : лекции / Н.Е. Харламенкова. // Режим доступа : http://ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html – Дата доступа : 09.11.2013. – Тема 2. п.п. 2.3; Тема 3. п.п. 3.2.




map