ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 5-7



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Тема: Развитие представлений о личности

в теории К. Левина (2ч.)

Понятие психологического поля (понятие «жизненное пространство»).

Коммуникация и замещение квазипотребностей.

Проблема функционирования квазипотребности в исследованиях Левина.

Понятие о фрустрации. Полевое и волевое поведение.

Экспериментальное исследование уровня притязаний и самооценки.

Письменные задания:

1. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения рекомендованной литературы (см. электронные носители) составьте сравнительную таблицу. Продолжить составление таблицы «Теории личности», основываясь на материале первоисточников.

Название теории и автор

Авторское определение личности

Структура личности

Этапы и детерминация развития

Феномены и закономерности личностной динамики

Индивидуальные особенности

Функции личности

2. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания «Анализ жизненного пространства одного героя из художественного произведения Л.Н. Толстого или Ф.М. Достоевского»). На основе материала лекций и изучения рекомендованной литературы УКАЖИТЕ, функционирование квазипотребностей героя, уровень его притязаний и самооценки, характер поведения: полевое или волевое; ОПИШИТЕ протекание фрустрации у героя.

Обязательные источники (ТЕЗИСНЫЕ КОНСПЕКТЫ)

(см. электронные носители):

1. Левин, К. Топология и теория поля / К. Левин. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса) : Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. с. 181–189.

2. Левин, К. Определение понятия «Поле в данный момент» / К. Левин. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса) : Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. с. 190–207.

Основная учебная литература (см. электронные носители):

Бирюкевич, Е.А. Теории личности: Пособие для студ. высших учеб. заведений / Е.А. Бирюкевич. – Брест: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2001. (см. указатель имен)

Зейгарник, Б.В. Теория личности К. Левина / Б.В. Зейгарник. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 118 с. (ТЕЗИСНЫЙ КОНСПЕКТ)

Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фрейдимен. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗПАК, 2001. – 864 с. Глава 23. (ТЕЗИСНЫЙ КОНСПЕКТ)

Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с. Глава 9.

Харламенкова, Н.Е. Психология личности [Электронный ресурс] : лекции / Н.Е. Харламенкова. // Режим доступа : http://ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html – Дата доступа : 09.11.2013. – Тема 5. п.п. 5.1; 5.2; 5.3.

6. Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 1996. – 416 с. Глава 7, параграф 9.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Тема: Развитие представлений о личности

в диспозициональных теориях личности (2ч.)

Теория «черт» личности Г. Олпорта.

«Факторный профиль» личности Р. Кеттела.

Теория типов личности Т. Айзенка.

Модификация категории мотива в диспозициональных теориях личности:

содержание побуждений личности;

преодоление униполярности в представлениях о мотивации;

решение проблемы происхождения мотивов личности.

Проблемы сущности и функций личности, отношений личности и общества в диспозициональных теориях личности.

6. Области применения диспозициональных концепций личности в деятельности специалиста по социальной работе.

Письменные задания:

1. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения рекомендованной литературы (см. электронные носители) составьте сравнительную таблицу. Продолжить составление таблицы «Теории личности», основываясь на материале первоисточников.

Название теории и автор

Авторское определение личности

Структура личности

Этапы и детерминация развития

Феномены и закономерности личностной динамики

Индивидуальные особенности

Функции личности

2. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания «Области применения диспозициональных концепций личности в деятельности специалиста по социальной работе»). На основе лекции и изучения рекомендованной литературы ОПИШИТЕ 2-3 СЛУЧАЯ, В КОТОРЫХ СПЕЦИАЛИСТУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОПИРАТЬСЯ НА КОНЦЕПЦИИ ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ. Обоснуйте свою позицию.

Обязательные источники (ТЕЗИСНЫЕ КОНСПЕКТЫ)

(см. электронные носители):

Олпорт, Г. Личность в психологии. В кн.: Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – С. 255–268.

2. Олпорт, Г. Принцип «редукции напряжения» – В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 106–107.

Основная учебная литература (см. электронные носители):

Зейгарник, Б.В. Теория личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 128 с. (см. указатель имен – Олпорт)

Белановская, О.В. Психология личности : учеб. пособие / О.В. Белановская. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с. http://personpsy2005.narod.ru/literature/bel1.htm

Первин, Л., Джон, О. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. М.С. Жамкочьян ; Под ред. В.С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 606 с. Главы 7-8, 10-11.

Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с. Главы 10, 12.

Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 608 с. (см. указатель имен)

Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию» / Е.Е. Соколова. – 4-е перераб. изд. – М : Смысл, 2003. – 687 с. (Диалог 13).

Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фрейдимен. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗПАК, 2001. – 864 с. Главы 13, 27–28.

Дополнительная литература (см. электронные носители):

Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди ; пер. с англ. – СПб. : Издательство «Речь», 2002. – 539 с. (см. указатель имен)

Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 1995. – 302 с.

Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 1996. – 416 с. Глава 7, параграф 14.

Харламенкова, Н.Е. Психология личности [Электронный ресурс] : лекции / Н.Е. Харламенкова. // Режим доступа : http://ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html – Дата доступа : 09.11.2013. – Тема 4. п.п. 4.2.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.

Тема: Развитие представлений о личности в бихевиористических и научающее-бихевиористических теориях личности (2ч.).

1. Концептуальные подходы Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Э. Толмена.

2. Концепция личности Б. Скиннера.

3. Социально-когнитивный подход к научению (А. Бандура, Дж. Роттер).

4. Рассмотрение категории мотива и проблема сущности и функций личности в бихевиористических и научающее-бихевиористических теориях личности.

5. Проблема отношений личности и общества в бихевиористических и научающее-бихевиористических теориях личности.

6. Области применения теорий оперантного и социального научения в деятельности специалиста по социальной работе.

Письменные задания:

1. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения рекомендованной литературы (см. электронные носители) составьте сравнительную таблицу. Продолжить составление таблицы «Теории личности», основываясь на материале первоисточников.

Название теории и автор

Авторское определение личности

Структура личности

Этапы и детерминация развития

Феномены и закономерности личностной динамики

Индивидуальные особенности

Функции личности

2. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания «Области применения теорий оперантного и социального научения в деятельности специалиста по социальной работе»). На основе лекции и изучения рекомендованной литературы ОПИШИТЕ 2-3 СЛУЧАЯ, В КОТОРЫХ СПЕЦИАЛИСТУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОПИРАТЬСЯ НА ТЕОРИИ ОПЕРАНТНОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ. Обоснуйте свою позицию.

Обязательные источники (ТЕЗИСНЫЕ КОНСПЕКТЫ)

(см. электронные носители):

1. Уотсон, Джон. Психология с точки зрения бихевиориста / Д. Уотсон. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса) : Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. с. 79–95.

2. Уотсон, Джон. Бихевиоризм / Д. Уотсон. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса) : Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. с. 96–106.

3. Толмен, Э. Поведение как молярный феномен / Э. Толмен. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса) : Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. с. 107–124.

4. Толмен, Э. Когнитивные карты у крыс и у человека / Э. Толмен. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса) : Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. с. 124–144.

Основная учебная литература (см. электронные носители):

Белановская, О.В. Психология личности : учеб. пособие / О.В. Белановская. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с. http://personpsy2005.narod.ru/literature/bel1.htm Глава 2.2.2

Первин, Л., Джон, О. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. М.С. Жамкочьян ; Под ред. В.С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 606 с. Глава 9, 12.

Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фрейдимен. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗПАК, 2001. – 864 с. Глава 11, 22, 24.

Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с. Главы 13–14.

Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 608 с.

Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию» / Е.Е. Соколова. – 4-е перераб. изд. – М : Смысл, 2003. – 687 с.

Дополнительная литература (см. электронные носители):

Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди ; пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 539 с. (см. указатель имен)

Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 1995. – 302 с.

Ждан, А.Н. История психологии. От античности к современности: учебник для вузов / А.Н. Ждан. – 4-е изд. – М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 528 с. (Раздел 6. Гл. 2. Бихевиоризм).

Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 1996. – 416 с. Глава 7, параграфы 5-7.

Харламенкова, Н.Е. Психология личности [Электронный ресурс] : лекции / Н.Е. Харламенкова. // Режим доступа : http://ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html – Дата доступа : 09.11.2013. – Тема 6. п.п. 6.1; 6.2.






map