Портнягина_пособие для бакалавров_ спбгу



Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах

Н.А. ПОРТНЯГИНА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по самостоятельной работе

бакалавров по изучению дисциплины

САНКТ — ПЕТЕРБУРГ

2013

Портнягина Н.А. Учебно-методическое пособие. История. Методические рекомендации по самостоятельной работе бакалавров по изучению дисциплины. – СПб., 2013. – 100 с.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией исторического факультета

СПбГУ. Протокол № 12 от 10 июня 2013 г.

Утверждено на заседании кафедры истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах исторического факультета СПбГУ.

Протокол № 7 от 21.03. 2013 г.

Автор:

кандидат исторических наук, доцент Н.А. Портнягина

Рецензенты:

доктор исторических наук, проф. О.А. Патрикеева

доктор исторических наук, проф. А.М. Судариков

Методические рекомендации предназначены для бакалавров СПбГУ, изучающих на 1-м курсе дисциплину «История». Рекомендации составлены в соответствии с программой дисциплины и призваны помочь студентам самостоятельно изучить материал.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 4

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ 10

Модуль I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ 10

Модуль II. ИМПЕРАТОРСКАЯ РОССИЯ 24

Модуль III. СОВЕТСКАЯ И СОВРЕМЕННАЯ Россия 61

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ НАПИСАНИЮ 78

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ………………………………………………………………………………………….83

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ………………………………………………85

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ………………………………… 89

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………………………………………..93

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Курс Истории предполагает изучение и анализ основных срезов истории России, которая рассматривается в контексте мировой истории, истории цивилизаций Запада и Востока. Россия занимает особое место в мировой цивилизации именно потому, что в российской истории переплетаются черты восточной и западной культур. Без ознакомления с основными тенденциями развития западной и восточной цивилизаций невозможно выявление своеобразия России, особенностей менталитета русского народа, роли и места России в мировом культурно-историческом процессе. Поэтому студенты при самостоятельной работе должны обращаться не только к истории России, но учитывать основные тенденции мирового развития в ту или иную эпоху.

Объем курса не дает возможности охватить всю проблематику российской истории, поэтому в программе основное внимание уделяется ключевым проблемам изучения истории России: особенности возникновения и развития государственности, проблеме формирования самодержавия и абсолютизма, проблеме соотношения реформ и революций, взаимоотношения власти и общества, особенностям процесса модернизации.

Курс состоит из трех модулей: Основные тенденции развития средневековой Руси, Императорская Россия, Советская и современная Россия. В рамках первого модуля основное внимание уделяется процессу возникновения государственности у восточных славян и ее развития в период Московской Руси, основным историографическим концепциям этой проблемы, взаимоотношению власти и общества в период Древней Руси и изменениям, которые произошли в этой сфере в Московской Руси. Обращается внимание на влияние, которое оказывали на русское средневековое общество цивилизации Запада и Востока. При изучении средневековья следует помнить, что общество было религиозным, религия определяла не только менталитет людей, их образ жизни, но и существенным образом влияла на государственную политику. Поэтому нужно пристальное внимание уделить проблемам принятия христианства, обоснования в православии сильной царской власти, кризису религиозного сознания в XVII в.

Второй модуль предполагает изучение истории России XVIII – начале XX вв. В начале XVIII века Россия вступила на путь модернизации: перехода от аграрного общества к индустриальному. Все последующие реформы предлагается рассматривать, используя теорию модернизации. Для этого нужно хорошо представлять себе как проходил процесс модернизации на Западе для того, чтобы понять особенности российского варианта модернизации. Особое внимание уделяется революционному процессу в России в начале ХХ в.

В рамках третьего модуля изучаются проблемы возникновения и развития Советского государства, тоталитаризма, распада СССР и становления новой государственности.

Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары. Самостоятельное изучение курса истории осуществляется при подготовке к семинарским занятиями, коллоквиумам, написании реферата, подготовке к промежуточной аттестации.

Основная цель семинарских занятий — углубление конкретных знаний по отдельным проблемам отечественной истории, овладение навыками работы с источниками и научной литературой, ведения дискуссий.

Подготовка к семинарскому занятию включает в себя ряд этапов:

1. Прежде всего, следует обратиться к лекции, соответствующей теме семинара, и обратить внимание на то, какие проблемы выделялись преподавателем, после чего необходимо приступить к изучению учебной литературы, соответствующей плану семинарского занятия. Уже при чтении учебника нужно делать выписки, раскрывающие содержание основных вопросов плана семинарского занятия. При этом рекомендуется оставлять большие поля, куда впоследствии можно внести дополнительные сведения по вопросам, полученные или при самостоятельном анализе исторического источника, или на семинаре.

Основная рекомендуемая учебная литература:

Список обязательной литературы:

Викторов В.В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учебное пособие. М., 2009.

Дворниченко А.Ю. Российская история с Древнейших времен до падения самодержавия. М., 2010.

Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России. Учебник. М., 2008.

История России XX – XXI века / под ред. Л. В. Милова. М., 2009.

Леонов С.В., Пономарев Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия – Запад – Восток. М., 2008.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 2009.

Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2010.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. М., 2010.

Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской пущи. М., 2009.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. Проф. В.С. Порохни. М., 2003.

Филюшкин А. И. История России с древнейших времен до 1801 г. М., 2004.

Шапиро А. Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. М., 1993

Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.,2000. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.alleng.ru/d/hist_vm/hist001.htm; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/28.php

2. Учебник, естественно, не может дать полного представления о той или иной исторической проблеме. После изучения учебной литературы, следует обратиться к научной литературе. Студент может самостоятельно определить круг интересующих его проблем по данной теме и подобрать соответствующую литературу, которая предлагается к каждому семинарскому занятию. При чтении научной литературы тоже необходимо делать выписки. Студенты могут использовать и интернет – ресурсы для подготовки к семинарским занятиям, размещенные, например, на следующих сайтах:

1.Википедия: Проект: Словники / Русская история (до 1600 г.). Персоналии

2.Википедия: Проект: Словники / Русская история (до 1600 г.). Термины.

3. Сайт: history.ru

4. Сайт о Всемирной Истории и Истории России: http://www.istmira.com/istoriyarossiisdrevnejshixvremendonashix/

5. Сайт: Отечество.ру// http://ote4estvo.ru/

6. Сайт: Хронос: http://www.hrono.info/biograf/bio_p/petr1.php

7. Сайт: Руниверс: http://runivers.ru/lib/book4289/42920/

3. После того, как студент получил общие представления о данной исторической проблеме, он должен обратиться к источникам. Подборка исторических источников содержится в хрестоматиях:

1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 – 2004. В 2-х ч. Ч.1, 2. М., 2005.

3. Хрестоматия по истории России / Под ред. Киселев А.Ф., Щагина Э.М. Ч. 2. М., 2005.

Чтение исторических источников также должно сопровождаться конспектированием отдельных положений, которые раскрывают и иллюстрируют вопросы плана семинарских занятий. На этот, последний этап самостоятельной работы, студент должен обратить самое серьезное внимание, т. к. это основная и наиболее сложная часть его работы.

Работа с источниками является основой исторического исследования, но она очень важна не только для историка, и не только потому, что позволяет получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, и таким образом, реконструировать прошлое, что само по себе очень важно. Работа с источниками поможет студентам:

— научиться делать логические умозаключения;

— вдумчиво читать тексты;

— извлекать из документов максимум информации;

— интерпретировать тексты.

Под историческим источником понимаются произведения, создаваемые людьми в процессе целенаправленной творческой деятельности. Эти произведения (или их сохранившиеся фрагменты) фиксируют заложенную в них информацию о людях, создавших эти произведения, о том историческом времени и месте, в котором возникновение этих произведений и их последующее функционирование оказались возможными.

Российский историк культуры П.П. Карсавин в своем учебном пособии “Теория истории” (1920 г.) писал, что именно источники создают реальную возможность научного познания прошлого: “Через источник, как часть минувшего, мы вживаемся в единство этого минувшего и, познавая часть, в ней уже познаем и целое”.

Исторические источники можно разделить на письменные, вещественные, аудиовизуальные, изобразительные и др. Мы будем иметь дело только с письменными источниками, в основном, с их фрагментами, которые собраны в хрестоматии. Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Это создает возможность единого научного подхода к ним.

Структура исследования источника:

1. Прежде всего, следует изучить ту социокультурную обстановку, в которой создавался источник, без ее знания невозможно интерпретировать источник. Для этого необходимо проработать материалы лекций, учебной и дополнительной литературы.

2. Необходимо учитывать обстоятельства, в которых создавался источник. В одних и тех же исторических условиях один и тот же человек может создавать произведения, существенно различающиеся как по полноте сообщаемой информации, так и по степени ее достоверности. Это зависит от обстоятельств, в которых находится автор. Иногда автор не располагает необходимой информацией, или намеренно дает неполную или недостоверную информацию.

3. Необходимо интерпретировать источник с целью установления того смысла, который вкладывал в произведение его автор.

4. Анализ содержания: основное внимание следует уделить полноте сведений источника и их достоверности. Выявленная фактическая информация систематизируется и последовательно анализируется, т.е. интерпретируются те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли, сообщает источник, свидетельствующие прямо или косвенно о своем авторе и о том этапе социального развития, когда источник был создан.

5. Заключительный этап работы: необходимо дать обобщенную оценку значения исследуемого источника.

Если при работе над вопросами семинарского занятия возникнут трудности, то необходимую помощь студент может получить у преподавателя, ведущего семинарские занятия в группе, в часы, отведенные для консультаций. Активная работа на семинаре учитывается при сдаче экзамена. В случае пропуска семинарского занятия студент обязан самостоятельно изучить вопросы семинара и отчитаться перед преподавателем.

4. Изучение курса заканчивается промежуточной аттестацией, подготовка к ней – это последний этап в самостоятельной работе студента над курсом Истории. Чтобы проверить свой уровень готовности к сдаче экзамена студент может обратиться к тестовому материалу по истории.

В данной методической разработке студентам предлагаются:

планы семинарских занятий, список дополнительной литературы, методические рекомендации к изучению каждой темы; практические задания к каждому разделу;

примерная тематика рефератов и методические рекомендации по их написанию;

контрольные задания к каждому модулю;

примерные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;

тестовый материал по курсу истории;

словарь терминов по дисциплине.

История обеспечивает необходимый уровень мировоззренческих и научных знаний, составляющих необходимый фундамент для выработки основных профессиональных знаний выпускаемых специалистов. Студент должен обладать определенным набором исторических компетенций, которые выражают собой основные положения исторической дисциплины и представлены в программе по курсу история.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В процессе изучения дисциплины студент должен ознакомиться с основными закономерностями исторического процесса и развития общества России, необходимыми для формирования исторической основы общей культуры специалиста высшей квалификации.

На лекциях анализируются наиболее сложные проблемы курса, требующие не только знания фактического материала, но и профессиональных навыков исторического обобщения, глубокого знания историографических и источниковедческих проблем.

Семинарские занятия по истории с помощью применения современных методик обучения имеют целью более глубокое изучение основных исторических проблем, совершенствование навыков изучения исторических источников и научной литературы.

Особое внимание уделяется сочетанию различных форм обучения (лекций, семинаров, самостоятельной работы), а также организации промежуточных аттестаций.

В результате изучения истории студент должен:

Знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории.

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; искать, обрабатывать и анализировать научную информацию, работать с научной литературой, вести научные дискуссии.

Владеть: навыками исторического мышления для выработки системного, целостного взгляда на мир, на потребности общества; навыками выражения своих мыслей и мнений в межличностном отношении, навыками устной и письменной научной речи; способностью к самообразованию и личностному саморазвитию.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ

Модуль I

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Раздел 1. Введение в изучение истории.

Основные вопросы:

История как наука. Предмет и задачи курса.

Методы и источники изучения истории.

Подходы к изучению истории.

Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Типы цивилизаций и их характерные черты. Россия в системе мировых цивилизаций.

Литература:

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Блок М. Апология истории. М., 1986.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1999.

Источниковедение / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004. 

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2009.

Теория и методология когнитивной истории / О. М. Медушевская. М., 2008. 

Теория исторического познания: Избранные произведения / О. М. Медушевская. М., 2010.

Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М., 2001.

Шапиро А. Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Контрольные вопросы к теме:

Дайте определение предмета истории.

Назовите методы исторической науки.

Какие подходы к изучению истории Вы знаете? Назовите их характерные черты, достоинства и недостатки.

Что такое цивилизация?

Существует ли единая мировая цивилизация?

Назовите основные типы цивилизаций и их характерные черты.

К какому типу цивилизаций Вы бы отнесли Россию?

Методические рекомендации:

Гуманитарные дисциплины являются важнейшей частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов. История, которую древние называли «наставницей жизни» — одна из самых значимых гуманитарных наук.

История — это наука о прошлом человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Американский историк Л. Стоун считает, что в современной истории центральная ее тема переместилась с «окружающих человека обстоятельств на человека в исторически конкретных обстоятельствах», на смену проблемам экономики и демографии пришли проблемы культуры и эмоциональной жизни. Если раньше историки задавали вопросы: «Что» и «Как», то теперь: «Почему развитие пошло так, а не иначе, и каковы его последствия».

При подготовке к вводному занятию следует составить общее представление о методологии истории (комплексе принципов и методов, с помощью которых осуществляется историческое исследование), об исторических источниках, подходах к изучению истории, об этапах развития отечественной историографии.

Основные принципы исторического исследования:1) принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов, исключающий искажение действительности в чьих-то субъективных интересах; 2) принцип детерминизма, исходящий из того, что все социальные явления не случайны, обусловлены определенными предпосылками, имеют причину и следствия;3) принцип историзма, требующий анализа социальных явлений, во-первых, в контексте определенной эпохи, а, во-вторых, в развитии, учитывая причины появления, формирования и видоизменения этих явлений;4) принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп;5) принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития.

Методы, используемые историками, делятся на две группы: общенаучные и специальные. Общенаучные методы делятся, в свою очередь, на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:1) конкретно-исторический или идеографический метод, состоящий в описании фактов, явлений и событий;

2) сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставлять изучаемое явление с подобными явлениями, разнесенными во времени и пространстве. Сопоставление дает возможность глубже понять исследуемый феномен;3) историко-генетический метод связан с прослеживанием генезиса, зарождения и развития изучаемого явления;4) ретроспективный метод заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;5) историко-типологический метод позволяет классифицировать объекты познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа; 6) хронологический метод предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.7) системный метод подходит к предмету научного изучения как к некоторой системе. Проблемами зарождения и развития исторических знаний занимается дисциплина историография. Историография в узком смысле – это совокупность исторических трудов, посвященных той или иной проблеме, в широком – дисциплина, изучающая историю исторической науки. Изучая историографию, историк получает возможность не только ознакомиться с традицией рассмотрения фактов и явлений, с научными изысканиями и суждениями своих предшественников, но и сформулировать собственную точку зрения по наиболее актуальным и дискуссионным вопросам.

Из подходов к изучению истории можно выделить два: формационный и цивилизационный. Формационный подход предполагает, что человечество на протяжении истории в своем развитии проходит определенные стадии (формации), отличающиеся друг от друга базисом и надстройкой. Таким образом, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития, подчиняется общим законам, а движущей силой истории является прогресс средств и способов производства материальных благ. Цивилизационный подход основывается на идее локальных цивилизаций, многовариантного исторического развития. Согласно ему, история человечества представляет собой совокупность историй различных цивилизаций (культурно-исторических типов), исторически сложившихся общностей, занимающих определенную территорию и имеющих характерные особенности культурного, экономического, социального развития. Каждая такая общность самобытна и неповторима. Она рождается, развивается и погибает, подобно живому организму. Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. А. Тойнби пишет: «…культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации». Подумайте над достоинствами и недостатками каждого из этих подходов. Посмотрите, какие цивилизации, типы цивилизаций, а также их характерные черты выделяют современные исследователи, С. Хантингтон и Л.И. Семенникова. Подумайте, к какому типу цивилизаций вы бы отнесли Россию.

Раздел 2. Древняя Русь: возникновение государственности.

Основные вопросы:

Образование первых суперсоюзов в Древней Русь: причины и предпосылки, их объединение, роль варягов в этом процессе.

Первые русские князья и развитие Киевской Руси. Взаимоотношения власти и общества в Древней Руси.

Принятие христианства на Руси, его предпосылки и последствия.

Города-государства Древней Руси.

Древняя Русь и «варварские государства» Запада: общее и особенное.

Литература:

Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы – составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010. С. 5 –56.

Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2010.

Каргалов В.В. Полководцы X-XVI вв. М., 1989.

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001. [Электронный ресурс]. — URL: http:// dgve.csu.ru/bibl/Nazarenko_2001.shtml

Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М.,2003. [Электронный ресурс]. — URL: http://lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt

Шайкин А. “Се повести временных лет…” От Кия до Мономаха. М., 1989.

Христианство и Русь / Под ред. А.Белова. М.,1988.

Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М., 2009.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб.,1999.

Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города – государства Древней Руси. Л.,1988.

Материалы о Древней Руси на сайтах: [Электронный ресурс].- URL: http://www.booksite.ru/enciklopedia/book/index.htm; http://www.booksite.ru/fulltext/dom/ost/roi/index.htm;

http://runivers.ru/lib/book4289/42920/

Практическое задание №1.

Повесть временных лет // Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы – составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010. С.15 – 17.

Вопросы к тексту:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map