Пособие для издания (Автосохраненный)конечный



Областное государственное образовательное учреждение

«Томский базовый медицинский колледж»

Николаева Н.Р.

Медицинская психология

Пособие для студентов медицинских колледжей

Томск 2010г.

Медицинская психология. Пособие для студентов медицинских колледжей.

Пособие предназначено для студентов медицинского колледжа дневного и вечернего отделений. Пособие включает разделы: психические процессы и их нарушение, психологический статус пациента, психологический климат больницы и правила общения с пациентом, особенности психологического состояния соматических пациентов, реакции личности на болезнь. Также пособие содержит характеристику трудных психологических состояний, стрессов, фрустраций и особенности психологических проблем больного. Уделено внимание роли медицинской сестры в оказании положительного психологического воздействия на пациента.

Пособие рассмотрено на заседаниях методического совета Томского базового медицинского колледжа.

Рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе.

Автор (составитель):

Николаева Н.Р., преподаватель высшей категории, Почетный работник среднего профессионального образования.

Рецензент:

Волков В.Т., доктор медицинских наук, профессор СибГМУ.

Томский базовый медицинский колледж

Предисловие

Учебное пособие «Медицинская психология» предназначается для студентов медицинских колледжей дневного, вечернего отделений и повышенного уровня образования.

Будущим средним медицинским работникам важно уметь устанавливать психологический контакт с пациентами, создавать психологически комфортную лечебную среду, помогать решать проблемы, связанные с заболеванием, снижать опасения, тревогу, страхи.

Беседа с пациентом, выяснение его жалоб, проблем, обстоятельств, приведших к заболеванию, особенностей течения болезни, оказание ему психологической поддержки доступными среднему медработнику приёмами – непростая задача для студента. Содержание пособия поможет научиться общаться с больным, найти нужные слова и термины для описания психических функций пациента, разобраться в его психоэмоциональном состоянии.

Важно знать внутреннюю картину болезни, определить тип реакции на болезнь, помочь пациенту адаптироваться в сложной жизненной ситуации.

Большое значение имеет знание особенностей личности пациента, свойств его характера, волевых качеств, тип темперамента, эмоционального состояния, глубину его внутреннего мира и субъективных переживаний.

Средний медицинский работник может помочь пациенту снизить уровень психического напряжения при стрессовых состояниях, сложных проблемах, связанных с болезнью, научить быть ответственным за свою жизнь и здоровье.

Глава 1

Психические процессы и их нарушения

Содержание, основные вопросы.

Сознание, определение, признаки ясного сознания.

Помраченное состояние сознания: делирий, аменция, онейроид, сумеречное помрачение сознания, амбулаторный автоматизм.

Выключение сознания: обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома, обморок.

Ощущение. Определение. Нарушения ощущения: гиперэстезия, анестезия, парестезия, сенестопатия.

Восприятие. Определение. Отличие восприятия от ощущения. Нарушения восприятия: иллюзии, галлюцинации, дереализация, расстройство схемы тела, деперсонализация, агнозия.

Мышление. Определение. Мыслительные операции. Нарушения мышления: по темпу – ускорение (мания), замедление. По стройности – разорванность, бессвязность, инкогеренция, вербигерация, паралогическое мышление, шперунг.

По целенаправленности – резонерство, обстоятельность, персеверация, аутистическое мышление, символизм.

По продуктивности – навязчивые идеи, сверхценные идеи, бред, неологизмы.

Интеллект. Определение. Нарушения интеллекта: олигофрения, деменция.

Речь. Определение. Виды речи, речь здорового человека.

Нарушения речи – афазии. Моторная афазия, сенсорная афазия, амнестическая афазия. Логопедические дефекты.

Память. Определение. Виды памяти. Нарушения памяти: амнезия (антероградная, ретроградная, прогрессирующая), синдром Корсакова, гипомнезия, парамнезия (конфабуляция, псевдореминисценция, криптомнезия), гипермнезия.

Внимание. Определение. Основные свойства внимания. Расстройства внимания: рассеянность, сужение объема внимания, отвлекаемость.

Учебные цели.

Студенты должны знать:

Определения основных психических процессов.

Проявления основных нарушений психических процессов.

Студенты должны уметь:

Описывать состояние основных психических процессов в норме.

Определять, есть ли в клинической картине пациента нарушения психических процессов.

Наладить индивидуальный контакт с пациентом при нарушениях психических процессов, обеспечить психологический уход.

1.1Сознание

Сознание – это высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям. Сознание принадлежит субъекту, человеку, но его содержанием является мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

При осмотре больного средний медицинский работник должен определить, есть ли у него расстройства сознания.

Ясное сознание: больной хорошо ориентируется как во внешнем мире (окружающие, место нахождения), так и в собственной личности (понимает «собственное Я», может сказать о себе), высказывает жалобы, сообщает, что с ним случилось.

Больной также ориентирован во времени: прошлом, настоящем, ближайшем будущем.

На вопросы медика пациент отвечает адекватно, по – существу. Выражение его лица, взгляд гармонируют с его собственным состоянием и с окружающей обстановкой, созвучны им.

Помраченные состояния сознания

Различные формы расстройства сознания: больной не знает, где находится, плохо вступает в контакт (или не вступает). Нарушена ориентация в окружающем, месте нахождения, во времени, в собственной личности.

Делирий — у больных нарушено восприятие, бред, обильные зрительные и слуховые галлюцинации. Может быть сильное возбуждение, часто с агрессией. Впоследствии возможна частичная амнезия. Встречается при алкоголизме, психических расстройствах.

Аменция — у больных нарушено восприятие, окружающее не осмысливает, в окружающем и в собственной личности не ориентируется. Речь бессвязная. Бывает при тяжело текущих инфекционных заболеваниях. После выхода из аменции — амнезия.

Онейроид- больной погружен в мир грез. Переживания яркие, фантастические, переплетающиеся с частичным восприятием мира. Ориентировка в месте, времени, собственной личности частичная, чаще двойная. Больные спокойные, мимика отрешенно-грустная или зачарованная. Воспоминания о пережитых видениях сохраняются. Больной может красочно рассказать о наиболее ярких болезненных переживаниях. Бывает при психических заболеваниях.

Сумеречное помрачение сознания- больные дезориентированы в окружающем, не взаимосвязанные между собой действия сохранены. Наблюдаются галлюцинации, тоска, аффект злобы, страха. Сознание больного как бы скользит, внимание останавливается только на отдельных явлениях. При развитии галлюцинаторно-бредовых состояний больной может нападать на мнимых врагов, представляя опасность для окружающих.

Сумерки внезапно возникают и также неожиданно прекращаются. Длится сумеречное помрачение сознания от нескольких минут до нескольких часов. Впоследствии бывает полная амнезия. Бывает при эпилепсии, некоторых органических заболеваниях головного мозга.

Амбулаторный автоматизм- сознание изменено (как в полусне). Формы поведения автоматизированы. Больной может совершать целенаправленные действия, уезжать на транспорте. Амбулаторный автоматизм начинается и прерывается внезапно. Если больной при выходе из этого состояния оказывается в другой местности, он не может понять происшедшего и не помнит своих действий.

Выключение сознания

Обнубиляция – сознание как бы затуманивается на несколько секунд или минут. Ориентировка в окружающем мире, времени, собственной личности не нарушается, амнезии нет.

Сомноленция (сонливость) – состояние сознания напоминает дремоту. Длится несколько часов, реже дней. Ориентировка сохранена. Эти нарушения сознания бывают при интоксикациях (снотворные, алкоголь).

Оглушение (ступор) – больной плохо воспринимает окружающее, равнодушный, вялый, неподвижный. Бывает при тяжелых инфекциях, перитоните и т.д.

Сопор (бесчувственность) – у больного не удается вызвать ответных реакций, за исключением болевой, реакции зрачков на свет, конъюнктивальных и корнеальных рефлексов. Больной обездвижен, в контакт не вступает. Сопор наблюдается при тяжелых инфекциях, интоксикациях, сердечно – сосудистой декомпенсации.

Кома – это полное выключение сознания. Больные не реагируют на окружающий мир. Отсутствует болевая чувствительность, реакция на свет отсутствует, корнеальный и конъюнктивальный рефлексы также отсутствуют. Причины комы – это различные тяжелые заболевания (сахарный диабет, заболевания почек, печени, головного мозга, травмы и т.д.).

Обморок — кратковременная внезапная потеря сознания, обусловленная анемией головного мозга при спазме сосудов мозга. Причинами могут быть жара, духота, страх, стрессы и т.д.

1.2 Ощущение

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а так же внутренних состояний организма органами чувств.

При ощущениях у человека возникает только чувство (горячий, сладкий, мягкий, круглый, зеленый, громкий, душистый и т.д). То есть в возникновении ощущения участвует только один анализатор (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Для ощущения не нужна умственная деятельность.

К ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, вибрационные, болевые виды ощущений.

При обследовании, нужно выявить какие нарушения ощущений присутствуют у пациента. Нарушения ощущений очень многообразны. Среди них могут быть следующие:

Гиперестезия — повышенная чувствительность. Обычное прикосновение воспринимается сильным, тихий звук – громким и т.д.

Гипостезия — пониженная чувствительность, снижение восприимчивости к действующим раздражителям. Например, человек плохо видит, недослышит, вкусовая или обонятельная чувствительность снижены.

Анестезия – отсутствие чувствительности. При этом какой – либо анализатор или несколько анализаторов полностью нечувствительны к раздражениям. Может быть утрата вкусовых ощущений, слепота, глухота и т.д.

Парестезия – это необычные неприятные или болезненные ощущения в виде покалывания, жжения, «беганья мурашек».

Вышеперечисленные виды нарушения ощущения бывают чаще при неврологических заболеваниях.

Синестопатия — необычные, сложные, тягостные ощущения, проецируемые на внутренние органы. Например, нетипичные для заболеваний желудочно–кишечного тракта растягивания, сжимания, дрожь, перекатывания в брюшной полости. Сенестопатии часто являются симптомами психических заболеваний.

1.3 Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций, событий при воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений при восприятии:

а) возникает целостный образ предмета или явления

б)активно участвует умственная деятельность (интеллектуальная работа)

в) в создании человеческим восприятием целостного образа участвуют несколько анализаторов (зрение, слух, обоняние и т.д.) Например, круглый, красный, тугой мяч; холодный, серый, тихий день; красивая зеленая поляна с прохладой под кронами деревьев в жаркий полдень.

Процесс восприятия — это сложный процесс, с участием мышления, речи, представлений, эмоций, памяти.

При некоторых патологических состояниях, при психических, неврологических заболеваниях нарушается акт восприятия. К ним относятся следующие нарушения:

Иллюзии – неправильное, искаженное восприятие реально существующих объектов. Чаще всего бывают зрительные иллюзии, когда человек видит предмет искривленным, сдавленным, меньшим (или большим) по размеру. К сложным иллюзиям относятся Парэйдолии, при которых, например, человек видит в рисунке ковра, обоев необычные узоры, страшных животных, головы людей и т.д.

Иллюзорные восприятия бывают при нервозах, психических заболеваниях, а так же и у здоровых людей при определенных ситуациях (страх, тревожные ожидания, переутомление, бессонница).

Галлюцинации — ложные восприятия объектов, не существующих в реальном мире. Галлюцинации, как и иллюзии, могут быть зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные. При галлюцинациях больной видит образы людей, животных, предметов, которых нет. Он слышит звуки, голоса, которых нет, чувствует несуществующие запахи, прикосновения к телу. Галлюцинации бывают при психических расстройствах.

Дереализация — это такое нарушение восприятия, при котором окружающий мир представляется нереальным, неясным, бесцветным. Возникает чувство уже виденного ранее, а то что уже знакомо, воспринимается нереальным, незнакомым.

Дереализация встречается при психических заболеваниях, поражениях мозга, а так же при просоночных состояниях.

Расстройство схемы тела- больной воспринимает свое тело измененным: язык очень большой, руки очень длинные, ступни большого размера и т.д.

Деперсонализация- это изменение восприятия собственной личности. Больной при этом путает себя с другими людьми, не знает мужчина он или женщина.

Расстройство схемы тела, деперсонализация, дереализация являются симптомами тяжелых психических заболеваний.

Агнозии — нарушение узнавания предметов и явлений. При оптико – пространственной агнозии больные не могут найти дверь в палату, койку. На улице путаются в расположении улиц, домов. При этом виде агнозии нарушено восприятие пространственного расположения предметов.

При зрительной агнозии больные не могут узнать предмет, который видят. При слуховой агнозии – не узнают голоса знакомых людей, знакомые звуки, шумы, музыку.

При тактильной агнозии больные не узнают предметы на ощупь, а также не узнают и части собственного тела. Агнозии бывают при опухолях, травмах коры головного мозга, сосудистых заболеваниях мозга.

1.4 Внимание

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека на каком – либо объекте или явлении. Внимание тесно связано с ощущениями, восприятием, мышлением, памятью.

Основные свойства внимания – объем, распределение, сосредоточенность концентрация, переключение имеют большое значение в работе, в выполнении разнообразных действий, в организации и производительности труда.

При психологическом обследовании больного нужно учесть, что возможны расстройства внимания, которые могут быть в старческом возрасте, при атеросклерозе мозговых сосудов, у детей с психологическими расстройствами и умственно отсталых.

Также внимание изменяется при умственном переутомлении, состояниях стресса и эмоциональных переживаниях.

В процессе общения с пациентом средний медицинский работник может увидеть следующие расстройства внимания:

Рассеянность – неспособность человека на чем – либо сосредоточиться длительное время.

Существуют:

а) подлинная рассеянность, при которой человек с трудом удерживает произвольное внимание на любом объекте, или каком – либо действии. Это может быть при анемии, кислородном голодании, после тяжелых заболеваний, а также при перегрузке мозга большим количеством впечатлений.

б) мнимая рассеянность, при которой человек невнимателен к окружающей действительности, но при этом крайне сосредоточен на чем – либо одном (например, на научной проблеме). Обычно, «мнимую» рассеянность имеют люди, занятые наукой, изобретениями. Они даже получили шуточное название «рассеянный профессор».

Сужение объема внимания — человек не может одновременно воспринимать и удерживать во внимании несколько объектов.

Отвлекаемость – человек постоянно отвлекается от объекта на побочные раздражители. Бывает у детей младшего возраста (в норме), а также у астенизированных больных.

Расстройство переключения – больной, совершая какое – нибудь действие, не может, когда нужно, переключиться на новое действие, продолжая неоднократно повторять прежнее действие. Такое расстройство переключения бывает при органическом поражении лобных долей головного мозга.

1.5 Мышление

Мышление – это высшая форма отражения мира, обобщенное познание действительности. В основе мышления лежат сложные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, в результате которых образуется понятие.

О мышлении мы судим по глубине, широте, самостоятельности, целенаправленности, логической стройности суждений человека.

Эти суждения, полученные в ходе предварительного мыслительного процесса, человек логически сопоставляет, получая умозаключение.

Весь процесс мышления представляет собой цепь непрерывно следующих друг за другом суждений и умозаключений.

Мышление является активной функцией интеллекта. В широком смысле в понятии интеллекта входят мышление, внимание, память, способность к разумному поведению в проблемных ситуациях, способность применить знания и опыт при умственной деятельности, способность к обучению, способность к адаптации, к решению проблем и задач, к активной, продуктивной, целесообразной деятельности.

У здоровых людей уровень интеллекта может быть разный. Он проявляется также в некоторых индивидуальных характеристиках человека.

При психологическом обследовании больного могут быть выявлены нарушения мышления и интеллекта.

При нарушениях мышления больной не может оперировать символами (пословицы, метаморфозы), так как не понимает их иносказательный смысл.

Человек с нарушениями мышления не понимает юмора, шутки. Он истолковывает их превратно. Особенно неспособность понимать шутки и юмор выражена у больных шизофренией.

При нарушенном мышлении больной может подобрать к словам синонимы, антонимы, не способен подобрать в одну группу предметы по их свойствам, не может назвать главные и случайные отличия и признаки и т.д.

При нарушенном мышлении больной не может сравнивать, выделять главное, оценивать, анализировать, делать выводы. Страдают мыслительные операции.

Нарушения интеллекта

Олигофрения – врожденное недоразвитие интеллекта (врожденное слабоумие).

По степени тяжести различают:

Дебильность – легкая степень недоразвития интеллекта. Дети с дебильностью не могут обучаться в обычных школах. Они сохраняют некоторые способности обучаться в специальных школах (частично обучаемые). Поведение вялое, безынициативное. Способность к мыслительным операциям: абстракции, сравнению, обобщению, анализу снижена. Речь невыразительная, словарный запас беден. Дебилы могут выполнять только малоквалифицированный физический труд, к интеллектуальному труду они не способны.

Имбецильность – средняя степень недоразвития интеллекта. Имбецилы необучаемы. Речь бедна словами, косноязычна. К мыслительным операциям не способны. Движения неловкие, неуклюжие, поведение неадекватное. Имбецилов можно научить простым навыкам самообслуживания и несложной работе (простые мануальные навыки) под постоянным контролем.

Идиотия – тяжелая степень олигофрении. У больных полностью или почти полностью отсутствует мышление и другие психические процессы: память, внимание, речь. Поведение неадекватное. К самообслуживанию неспособны. Такие больные требуют постоянного надзора.

Деменция — приобретенное слабоумие

При тотальной (полной) деменции у больных отмечается грубое нарушение интеллекта (мышление, память, внимание, поведение). Поступки и действия неадекватные. Критика к своему состоянию отсутствует. Тотальная деменция может развиться при повторных инсультах, тяжелеем церебральном атеросклерозе в старческом возрасте.

При очаговой (лакунарной) деменции у больных отмечается частичное нарушение интеллекта, умеренное снижение памяти, замедление мыслительных процессов. Критика к своему состоянию сохранена.

Нужно помнить, что олигофренами не являются дети малоодаренные, а также с временной задержкой развития в связи с истощающими заболеваниями или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность).

Средний медицинский работник в своей практической работе может встретить больных с умственной отсталостью в разной степени. Психологи количественно оценивают у таких больных уровень интеллекта на основании выполнения психологических тестов. Задачей медсестры является установление с ними контакта, обеспечение им теплого, доброжелательного отношения. У детей с умственной отсталостью и у взрослых пациентов со слабоумием велика потребность в заботе, любви и ласке.

1.6 Память

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что человек когда – либо воспринимал, узнавал, переживал или делал.

Память тесно связана с мышлением, волей, эмоциями и другими психическими процессами.

Память, как и другие психические процессы, есть субъективное отражение объективного мира.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Эти процессы протекают в соответствии с законами высшей нервной деятельности.

Нарушения памяти

Нарушения памяти – это снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию.

Амнезия – отсутствие памяти.

а) антероградная – забывание тех событий, которые были после травмы головы или заболевания, начиная с момента, когда это заболевание развилось (или произошла травма).

б) ретроградная – забывание тех событий, которые предшествовали травме головы или заболеванию. Ретроградная амнезия может захватывать несколько часов, недель и даже лет, предшествующих заболеванию.

в) прогрессирующая – сначала больной утрачивает память на недавно прошедшие события, а затем забывает и более давние.

Синдром Корсакова – утрачивается память на запоминание текущих событий недавнего прошлого. Больные не помнят обедали ли они, посещали ли их родственники, забывают имена, фамилии, адреса и т.д. Синдром Корсакова встречается при алкоголизме.

Гипомнезия ослабление памяти. Она встречается при астенических состояниях , после тяжелых заболеваний, в пожилом возрасте.

Парамнезия – обман памяти.

а) конфабуляция – это замена пробелов в памяти событиями, не имевшими места в действительности. Это бывает при алкоголизме, старческом психозе.

б) псевдореминисценция – это искаженные воспоминании. Больные рассказывают о событиях далекого прошлого, как о недавно прошедших.

в) криптомнезии – это искажения памяти, при которых больной прочитанное, увиденное в кино, услышанное вспоминает как реальное, имевшее место в действительности.

Гипермнезия – усиление памяти. У пациента наблюдается особенность запоминать информацию в большом объеме. Встречается при маниакально – депрессивном психозе, при шизофрении.

1.7 Речь

Речь – это форма общения между людьми, использующая средства зыка, способ передачи информации, мыслей и чувств.

Связь мышления и речи неразрывна.

Виды речи:

Устная речь (экспрессивная). Человек использует устную речь для общения с людьми, для беседы. Экспрессивная речь здорового человека содержательная, богата интонациями, имеет темп и ритм, окрашена эмоционально. На лице здорового человека отражается содержание того, о чем он говорит. В зависимости от охватывающих его эмоций, он меняет темп речи и выразительность голоса.

Для устной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, вопросы, дополнения, пояснения. Все это характерно для диалога (устного разговора между людьми).

Монолог (устная речь, которую произносит один человек) требует более строгой последовательности и логики при изложении того, о чем хочет сказать человек.

Показателем развития речи является активный словарь – запас слов, которые употребляет человек в общении с людьми. Чем богаче активный словарь, тем более развита речь человека, тем она интереснее и выразительнее.

Пассивный словарь – это тот запас слов, который человек не употребляет в общении с людьми, но понимает в речи других.

У некоторых больных можно отметить при общении с ними бедность словарного запаса, смысловое и грамматическое обеднение речи, снижение речевой активности.

Письменная речь — это графическое изображение устной речи.

Внутренняя речь (импрессивная). Это речь про себя. Она имеет важное значение в самосознании, в регуляции поведения. По времени она имеет сокращенный характер, а также окрашена чувствительными представлениями.

Эгоцентрическая речь – это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Она свойственна, прежде всего, детям, играющим в одиночестве и увлеченным игрой. Также эгоцентрическая речь может встречаться у людей, углубленных в решение сложных задач, погруженных в размышления.

Нарушения речи

Нарушения речи носят название – афазии. У больных афазией может нарушаться правильный подбор слов, грамматическое построение речи. Словарные запас бедный, происходит замена одних слов другими, связи между отдельными частями предложения нарушены.

Моторная афазия – неспособность или снижение способности произносить слова. У больных малопонятная, искаженная речь. Понимание речи других людей сохранено.

Сенсорная афазия – речь больных искаженная, малопонятная, с подменой одних слов другими. Иногда речь больных с сенсорной афазией представляет просто набор несвязанных слов. Понимание речи других людей нарушено. Больные не понимают обращенных к ним слов и даже жестов.

Амнестическая афазия – при этом нарушении больные забывают в речи названия предметов.

Также к нарушениям речи относят гнусавость, картавость – дефекты артикуляции и фонации.

Довольно распространенным нарушением является заикание, которое может быть связано с эмоциональными нарушениями невротического характера.

У детей часто встречаются логопедические дефекты – неправильное произношение звуков (искажение звуков или их замена другими). Причинами могут быть анатомофизиологические особенности речевых органов, подражание неправильному произношению. Чаще всего наблюдается неправильное произношение звуков «р», «л», «ш», «щ» и некоторых других.

Встречается функциональная потеря голоса – афония (беззвучная речь). Афония обычно бывает психологического характера, например, при истерии.

При работе с больными у среднего медперсонала могут быть трудности. Медсестра может не понимать речь больного, в свою очередь пациент не понимает обращенной к нему речи (например, при сенсорной афазии). Поэтому, для того, чтобы наладить контакт требуется много времени и терпения.

Глава 2

Психологический статус пациента

Содержание, основные вопросы. Определение психологического статуса — важная часть обследования пациента. Основные аспекты психологического анамнеза и психологического статуса.

Учебные цели.

Студенты должны знать:

1.Что входит в психологический статус пациента?

2.Как проводить психологическое обследование пациента?

Студенты должны уметь:

1.Собрать психологический анамнез при необходимости.

2.Провести психологическое обследование пациента, используя наблюдения, устный расспрос, тестирование. Определить, есть ли нарушения психических процессов.

Необходимо помнить, что определение психологического статуса больного нужно для полного его обследования. Знание психологического статуса помогает сформировать индивидуальный подход к больному, разобраться в свойствах его личности и проблемах, внутреннем мире и душевном состоянии. У больного человека изменяется эмоциональная сфера, поведение, психические процессы. Больные могут по – разному реагировать на болезнь.

Все это нужно учитывать и своевременно реагировать на изменения психологического состояния пациента.

Перед определением психологического статуса пациента желательно собрать его психологический анамнез (это делается, когда у вашего больного есть серьезные психологические проблемы).

Психологический анамнез включает в себя следующие аспекты.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map