Пособие для начинающих журналистов



Пособие для начинающих журналистов

Предисловие

Этот учебник является частью проекта “Guide for young journalists, который был осуществлен для старшеклассников школ и лицеев Кишинева благодаря поддержке Бюро по вопросам образования и культуры Госдепартамента США и Совета международных исследований и обменов (IREX). Что включал в себя этот проект? Во-первых, проведение лекций-тренингов для старшеклассников школ и лицеев столицы с участием доктора хабилитат Станислава Орлова и декана факультета журналистики и массовых коммуникаций Молдавского государственного университета — профессора Виктора Морару. Во-вторых, в рамках проекта состоялся творческий конкурс, двенадцать победителей которого были награждены денежными премиями. Работы участников проекта неоднократно публиковались в специальных выпусках муниципальной газеты «Столица» и в республиканском журнале для детей и подростков «а – «MIC».

Ядром проекта “Guide for young journalists” стало создание молодежного онлайнового журнала (www.iatp.md/youthpress), включающего в себя как учебник по основам журналистики («Пособие для начинающих журналистов»), так и настоящую творческую мастерскую, где в специальных тематических разделах размещены все пробы пера юных журналистов. Идея данного проекта возникла из желания его координатора, автора этих строк, Виктории Дунаевой поддержать развитие молодежной прессы в Молдове. Уже третий год при общественной организации «Петру Мовилэ» в лицее Петру Мовилэ действует журналистский клуб «Веда». Благодаря проекту «Guide for young journalists» ряды этого клуба значительно пополнились.

Я надеюсь, что, прочитав это пособие, к нам присоединитесь и вы. Наш электронный адрес: [email protected] Творческих вам успехов и вдохновения!

^ Можно ли научиться писать?

Знаете ли вы о том, что многие известные ныне писатели и журналисты начинали свой творческий путь с провальных дебютов? Им советовали отказаться от идеи писать, говорили об отсутствии способностей. На самом деле творческий процесс до сих пор по-настоящему не изучен. Константин Паустовский (писатель, журналист) писал следующее: « Главное – это попасть на творческую волну. Бывает, что не можешь написать ни одной живой строчки, мучаешься, злишься на себя. И вдруг возникает момент, когда материал организуется сам собой, и память вместе с воображением подает вам все нужное для того, чтобы получилась законченная статья или рассказ.. Поэтому никогда не нужно отчаиваться, а надо пробовать и пробовать, чтобы войти в творческий строй». Но при этом важно знать, о чем писать, важно найти свои темы. Журналисту в этом плане, казалось бы, значительно легче, чем писателю: ему дают задания. Но, оказавшись на месте какого-то происшествия или события, журналист может сам решить для себя, что написать – короткую информацию или проблемную статью, на чем сделать акцент. Все зависит от того, что он увидит. Есть такое выражение: ты увидишь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным.

Пишущий человек, видимо, действительно должен строить свою жизнь определенным образом. И, прежде всего он должен быть открыт новым впечатлениям, стараясь фиксировать их на бумаге. Его жизнь должна простираться дальше его личных интересов – и только так он сможет накопить нужное количество интеллектуального багажа, жизненного опыта и практики, чтобы писать значительные вещи. Константин Паустовский, к примеру, прежде чем стать журналистом и писателем, сознательно переменил много разнообразных профессий – матроса, водителя трамвая, учителя. При этом он постоянно вел дневник, многие истории из которого стали впоследствии темами его статей, новелл и повестей. Да, это правда, что журналиста создает время. Жизненный опыт, приобретенный с годами, помогает ему лучше ориентироваться в потоке событий, выбирать из массы незначительных деталей главные. Появляется свой собственный стиль письма, свои способы сбора информации и методы общения с героями будущих материалов.

Резюмируя вышесказанное, журналистика – это не только искусство, требующее таланта, но и ремесло, в которое нужно вкладывать много труда, времени и души. Так что пишите и будьте журналистами, если вы этого хотите всем сердцем.

Глава 1.

Краткий экскурс в историю возникновения журналистики

Как вы думаете, когда в истории человеческой цивилизации появилась такое явление, как журналистика? Во всяком случае, не в античные и средневековые времена — скажете вы. Однако, мы знаем о том, что в Древнем Риме уже существовала традиция публичного выражения собственного мнения по актуальным вопросам. Это было право ораторов и риторов. Ораторами в Древнем Риме назывались государственные мужи, для которых выступление перед публикой было элементом их политической деятельности. Риторами же считались знатоки красноречия, которые не могли судить о делах государства. Со временем ораторское искусство стало частью культуры многих стран и народов. Широкое распространение получили публичные выступления и в средневековые времена, когда различные проповедники и религиозные наставники пытались влиять с помощью своего красноречия на умы других людей.

Прогресс в научной и технических областях стал предпосылкой для возникновения журналистики и появления первых печатных периодических изданий. Как вы знаете из истории, церковные письма, которые можно считать первыми документальными источниками, писались вручную на огромных свитках. Толчком для развития журналистики стало появление нового материала для письма — бумаги, и конечно, изобретение Иоганном Гутенбергом (Германия, 15 век) наборного шрифта — отдельных литер, из которых можно составить любой текст. Тем самым расширялись возможности для тиражирования актуальной информации, для появления массовой читательской аудитории. Но настоящая потребность общества в журналистике и соответственно, периодическая печать возникли лишь в 17-18 веках, во времена буржуазного строя. Практически сразу произошло разделение прессы на несколько типов – оперативные газеты, журналы, содержащие попытку анализа каких-то событий и редкие по периодичности календари, бюллетени, справочники.

Каково было содержание первых газет? В основном, они были посвящены новостям из области торговли. Но постепенно на страницах газет и журналов стали все больше появляться идеологические и аналитические материалы. Предметом дискуссии в те времена становились самые разнообразные вопросы, например, вопрос о свободе печати и о свободе как таковой, взаимоотношения личности и государства, справедливое распределение материальных благ и утверждение правящей верхушкой права на привилегии и многое другое. Кроме того, желание активного воздействия на публику привело к широкому использованию журналистами самых разнообразных жанров — письма, послания, фельетона, аналитического обзора и т.п.

Значение журналистики в жизни общества. Роль прессы в современном обществе

Это тема для отдельного исследования, поэтому я затрону только самые основные моменты. Уже с самого начала появления в обществе журналистики как вида деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации стало ясно, какое важное значение имеет информация для формирования общественного мнения, изменения человеческого сознания и в худших случаях – манипулирования им.

Человек так устроен, что его мозг жаждет новостей, полезных или просто интересных сведений. Информированность – это сила. Кроме того, человеку важен обмен мнением и взглядами с другими людьми, ощущение своей личной причастности к миру. Журналистика (периодическая печать, радио, телевидение) как раз и предназначена быть инструментом массового общения, коммуникации. Если задуматься, журналист часто становится посредником между разъединенными физическими границами людьми, общественными системами и поколениями. Благодаря журналистам фактически создается образ эпохи. Пролистывая пожелтевшие подшивки старых газет, можно представить себе, как жили люди в каком-то конкретном месте, что их беспокоило, какие дела и заботы наполняли их жизнь.

В современном мире, раздираемом противоречиями, «индустрия новостей» начинает играть еще более значительную роль в политической жизни общества, в культурных и экономических процессах. Однако, к сожалению, ряд политических и социальных событий и явлений привели к определенному кризису в профессиональной журналистике — стало падать доверие к прессе, уменьшилась читательская аудитория, а ряд изданий сыграло (и продолжает играть) негативную роль в процессе стабилизации общества. Поэтому для современных журналистов стало особенно важно сознавать границы профессиональной этики.

В большинстве случаев люди недостаточно информированы о своих правах и механизме их защиты. В этих условиях необходимо, чтобы какой-то орган взял под надзор вопрос соблюдения и обеспечения прав человека. Функции такого органа в демократическом государстве берет на себя пресса, поэтому в настоящее время особую важность для гражданского общества приобретают материалы средств массовой информации на правовую тему. Между тем, большинство журналистов в Молдове не обладают необходимым уровнем знаний не только для того, чтобы защищать права граждан, но и для того, чтобы защищать собственные профессиональные права и интересы.

Кроме того, многие темы в профессиональной журналистской среде требуют сегодня дополнительного изучения: к примеру, что стоит за понятием «право на информацию» и как сбалансировать два аспекта : право на информацию и свободу слова, с одной стороны и право на личную жизнь и государственную тайну – с другой. Требует особого акцента и очерчивание прав журналистики, ответственной за свои действия.

Вот почему сегодня так важно поднимать профессиональный уровень средств массовой информации и воспитывать новое поколение журналистов, принципами деятельности которых является толерантность и ответственность за написанное слово. Необходимо также, чтобы пресса перестала концентрироваться только на негативных явлениях в обществе, а научилась разрабатывать и предлагать собственные стратегии выхода общества из экономического и социально-политического кризиса.

Так что если вы – начинающий журналист, поверьте, что многое зависит от вашего личного вклада и от того, как вы представляете себе профессию журналиста.

^ Понятие информации. Информационные жанры

На первый взгляд, определить понятие журналистской информации нетрудно: это сообщение о том, что происходит в обществе в настоящее время. Однако не думайте, что репортеры – это простые наблюдатели событий. «Индустрия новостей» всегда играла значительную роль, как в политической, так и в экономической жизни общества, в культурных, социальных процессах. Так, к примеру, в годы мировых войн, журналистские новости использовались для дезориентации противников. В годы советской власти с подачи политической верхушки пресса оказывала большое идеологическое воздействие на читателей, и очень часто для этого использовались «нужные» новости.

В мире происходит много событий, и задача журналистов — давать читателям наиболее полную картину происходящего. Именно с помощью информации человек познает окружающий мир, получает необходимые знания, что-то меняет в обществе.

Любая информация должна быть представлена в какой-то форме. Исходным информационным жанром считают заметку. Это короткое сообщение о каком- то актуальном происшествии или событии. Более детальное описание характерно для информационной корреспонденции. Такая корреспонденция, помимо фактов, может сочетать в себе аналитические элементы, попытку какого-то прогноза со стороны журналиста. Задача автора аналитической корреспонденции – не только сообщить аудитории о каком-то событии, но и воспользовавшись «живым примером», проанализировать целое явление в обществе. К информационным жанрам относятся также репортаж и отчет. Цель репортажа – это наглядное описание события. Поэтому для того, чтобы написать репортаж, журналист должен обязательно присутствовать на месте происшествия. Отчет – это подробное и точное описание того, что произошло, — по сути, это сухое изложение фактов. Отчет может быть написан с конференции, заседания и т.п. Но вернемся к наиболее распространенному информационному жанру – заметке.

На страницах современной периодической печати можно встретить множество видов заметок. Наиболее распространенные из них – это событийная заметка, заметка-анонс, мини-рецензия. Событийная заметка посвящена какому-то свершившемуся событию или факту. Заметка-анонс представляет собой сообщение о предстоящих событиях – политического, культурного, социального значения. Например, это может быть короткая информация о концерте, выставке или ярмарке с указанием даты и точного времени, когда они должны состояться. Задача автора заметки-анонса – не столько реклама, сколько информирование читателей о том, что должно произойти в ближайшее время в их городе или стране. Поэтому заметка-анонс может носить и негативный характер, выражающий отношение журналиста к предстоящему мероприятию. Мини-рецензия — это краткая оценка какого-то культурного события (спектакля, выставки, шоу). Отличие мини-рецензия от рецензии в том, что ее автор не ставит своей целью проанализировать художественное значение состоявшегося события. Он просто сообщает читателям о своем мнении, выполняя, таким образом, информационную функцию.

На страницах современных газет и журналов, особенно предназначенных для семейного чтения, вы наверняка встречали такой тип заметок, который можно назвать заметками-советами. Обычно эти советы касаются здоровья, ведения домашнего хозяйства, самоанализа и т.п.

^ Как построить заметку

Очень часто начинающие журналисты жалуются на то, что, несмотря на обилие собранного материала и желание написать «хотя бы заметку», они не знают с чего начать, как построить свое повествование. Чтобы преодолеть «барьер чистого листа» и неуверенность в себе, запомните, что о чем бы вы ни писали, в основе всего лежит информация и важно ее правильно «выстроить» для читателей. Если речь идет о каком-то событии, начните с того, что ответьте на следующие пять вопросов: что произошло, когда, где, почему и каким образом. К слову, эти вопросы и составляют универсальную модель информационной заметки, которая используется журналистами всего мира с начала двадцатого века. Ориентируясь по этим вопросам, можно легко написать заметку-хронику.

Если вы хотите дать еще и свой комментарий, структура вашей заметки должна быть внешне похожа на перевернутую пирамиду. Вначале вы даете краткие сведения о событии (отвечая на вышеупомянутые вопросы). Западные журналисты эту часть материала называют lead (ведущая) и придают ей большое значение, потому что главное предназначение заметки (корреспонденции и т.д.) – это информация. Поэтому «лид» заметки должен быть четким, кратким, выразительным и привлекать внимание читателей. Вторая часть развернутой заметки – это, как правило, более подробное описание события. Журналист останавливается на каждом из пяти вопросов, делая особый акцент на одном из них в зависимости от цели своей заметки. В заметке-анонсе он больше внимания уделит вопросу «когда», хронику происшествий он скорее всего начнет с вопросов «где» и «кто». К слову, последовательность ответов – это выбор самого журналиста, который преследует таким образом определенную цель. Одну и ту же новость можно подать по-разному, наполнить ее другим содержанием, стоит только по-своему расставить акценты и заострить внимание на «нужных» деталях. Третья часть заметки содержит какие-то выводы, прогнозы, связанные с описанным событием, и как правило, длиннее предыдущих двух частей.

^ Требования к журналистским новостям. «Жесткие» и «мягкие» новости

В журналистской практике существуют параметры, по которым определяется, какое событие «достойно» отражения в прессе. Во-первых, это актуальность. Другими словами, то, что представляет интерес для общества (или какой-то его части) в настоящее время. Во-вторых, своевременность (насколько журналист смог оперативно написать материал). Если после состоявшегося события прошло три дня – это уже слишком поздно для подачи его на страницах печати в жанре событийной заметки. Важна также яркость или необычность события. А еще, конечно, журналист должен ориентироваться на тип читателя издания, для которого он пишет. Информация о возможном повышении пенсий может быть неинтересна для «Литературной газеты», так же как сообщение о новом сборнике начинающего поэта вряд ли будет опубликовано в общественно-политическом еженедельнике.

Другой совет начинающим журналистам: не пытайтесь в погоне за краткостью «лида» заметки, поместить всю информацию в одно предложение. Иногда это возможно, а иногда информация, представленная в нагроможденном предложении, теряет всякий смысл. Просто следите за тем, чтобы четко и кратко сформулировать главную новость в начале вашей заметки. Отсекайте лишние детали. Вы можете упомянуть их в конце вашего материала, если это имеет смысл. Если вы хотите написать хорошую с точки зрения профессионализма заметку, следите за тем, как вы расставляете акценты и насколько вы объективны в оценке события или явления. Не забудьте сослаться на источник информации, особенно если ваша корреспонденция затрагивает какие-то актуальные для общества проблемы.

В истории разных стран были периоды, когда пресса занималась в основном пропагандистской деятельностью, и даже короткие заметки носили претензионный характер. В противовес этому в начале двадцатого века в обществе появился лозунг-обращение: «дайте нам факты, не мнения!» В настоящее время многие журналисты тоже пытаются по-разному интерпретировать новости в зависимости от издания, на которое они работают или от своих собственных взглядов. Но к счастью, сейчас у читателя есть возможность выбора, и он может собрать наиболее полную картину какого-то происшествия, изучив сразу несколько изданий. В любом случае, если вы хотите, чтобы ваши материалы пользовались доверием читательской аудитории, старайтесь быть объективными и широко мыслите. Это только на первый взгляд кажется, что нет ничего проще, чем написать заметку. Информация может быть сильнейшим оружием в ваших руках, которое способно привести к определенным изменениям в обществе.

Западные журналисты разделяют новости на две большие группы – «жесткие» и «мягкие» новости. «Жесткие» новости (hard news) отличает повышенная оперативность. Обычно это сжатая хроника событий. Актуальность, краткость и выразительность – вот основные требования к этому типу новостей. Жесткие новости составляют основу информационных изданий и в последнее время пользуются все большей популярностью среди определенной читательской аудитории. Но есть целый ряд читателей, для которых важно быть не только в курсе актуальных событий, но и понимать их динамику. Для этой цели служат «мягкие» новости (soft news).

Оперативность – это не главное требование к такому роду новостей. Обычно центром их внимания становится что-то необычное (чей-то поступок, какой-то выявленный факт). Преимущество «мягких» новостей в том, что у журналиста есть время и возможность проанализировать какое-то явление, найти курьезный факт, остановиться на интересных деталях. Значение подобных новостей в их содержании, а не в актуальности сообщения.

Познакомьтесь с информационной корреспонденцией (тип «мягких » новостей) участницы проекта Наташи Мунтян.

Улыбнитесь, это вам к лицу!

Всем известно, что смех продлевает жизнь. Но, проходя по улицам нашего города Кишинева, мы заметили, что улыбается лишь только примерно каждый двадцатый прохожий. Сейчас такое время, что смех кажется неуместным. Люди спешат по улицам с озабоченными лицами и наверняка у многих из них в голове вертятся мысли “ чем я буду кормить сегодня моего ребенка”, или “когда же нам выплатят зарплату”, или “как мне погасить долги за свет, иначе отключат”. Забот сегодня у людей, живущих в таких странах, как Молдова, с избытком. Изменить эту ситуацию в ближайшее время кажется невозможным. И все же….Известна поговорка: “Если не можешь изменить положение вещей, измени свое отношение”. Итак, сегодня мы поговорим не о наших хорошо известных всем проблемах, а о способности человека смеяться и дарить тепло окружающим.

Жизнерадостный улыбающийся человек сразу привлекает к себе внимание. На чужую улыбку всегда хочется ответить. Смеяться полезно – это давно доказано и медиками, и психологами. Об этом нам говорят и в “Центре Молодежного развития”, что существует при фонде Сороса в Кишиневе. Не так давно преподаватель клуба по психологии Карташев Сергей Иванович предложил нам организовать акцию “Скажем “да”!”, в рамках которой мы должны были вспомнить о всем хорошем, что есть в человеческой жизни – о настоящей дружбе, о любви, о полетах невообразимой фантазии, о щедрости окружающих и о многом другом.

Наша акция состояла из трех этапов. На подготовительном этапе мы подготовили массу флажков и плакатов с веселыми фразами и рисунками. Второй этап заключался в освоении маленькой части парка “Штефан чел Маре”. По двум аллеям волонтеры развесили свои флажки и плакаты. Лучшей наградой за их труды были улыбки кишиневцев, которые толпились возле плакатов на протяжении всех трех часов, пока длилась эта акция. Другая группа волонтеров развлекала прохожих. Выглядело это так. Представьте себе мужчину, который идет спокойной неторопливой походкой, и ничего вокруг не замечает. За ним тихо пристраивается колонна из тринадцати ребят, которые в точности повторяют все его движения. Но со стороны это производит впечатление замедленного эффекта, потому тем, кто находится в конце колонны, не видно этого мужчину и они просто повторяют движения стоящих впереди. Колонна “доводит” свою жертву до конца парка, веселя прохожих, а потом все ребята начинают хлопать в ладоши и кричат удивленному мужчине “улыбнитесь” и… разбегаются в разные стороны.

Третий этап этой акции был наиболее интересным. Он состоял из множества веселых игр и розыгрышей. Главный организатор этой акции Сергей Карташев руководил этой своеобразной юмориной. Вначале в ней участвовали только волонтеры клуба психологии и Центра Молодежного развития, а потом к ней стали присоединяться прохожие. Представьте себе, сколько спонтанных номеров получилось в результате, и сколько заразительного смеха звучало в этот день в парке в самом центре города… Я уверена, что эта акция останется надолго в памяти у всех ее участников.

^ Сенсация: за и против

Сенсация – это новость, которая призвана шокировать читателей. В журналистской среде есть такое шутливое определение сенсационной новости: «Если собака укусила человека – это не новость; новость, – если собаку укусил человек, и к тому же известная личность». На самом деле доля сенсационности (читай: необычности и яркости) в журналистике новостей не дает читательскому интересу угаснуть, и в этом нет ничего плохого, если соблюдать меру. Сенсация автоматически повышает тираж издания, а журналист создает себе таким образом имя. Сенсация служит своеобразным эмоциональным толчком для аудитории, заставляет вновь удивляться многообразию и уникальности жизни. При этом сенсационные заявления так называемой «желтой прессы» существенно отличаются от сенсационных новостей серьезных общественно-политических изданий. Если «желтая пресса» в погоне за сенсацией не останавливается ни перед чем и способна на явную выдумку и ложь, то респектабельные газеты и журналы много раз проверят необычную информацию, прежде чем выделить ее из потока событий и представить читателям. Вы наверняка встречались с выражением «раздуть сенсацию». Для репортеров газет, ориентированных только на тираж и борьбу за читателя, это вероятно рабочее определение одного из методов работы. Но если вы настроены на настоящий профессионализм, старайтесь всегда соотносить неожиданную информационную находку с этической стороной своей профессии.

Глава 2

^ Что такое профессиональная этика журналиста

«В журналистской профессии профессионализм и этика неразделимы так же, как жужжание и муха», – написал аргентинский писатель Габриель Гарсиа Маркес в своем эссе о проблемах журналистики. Но что означает понятие этики?

Если заглянуть в философский словарь, этика – «это учение о нравственности и морали, которое учит нас оценивать каждую ситуацию, чтобы совершать правильные поступки».

Дискуссии о духовных и нравственных основах журналистской деятельности начались уже в 18 веке. Одним из предметов дискуссии был свод правил «честной литературной борьбы». Согласно этому своеобразному кодексу этики, «журналист не может быть уважаем в обществе, если он искажает истинную картину событий, допускает резкие выражения в чей-либо адрес без достаточных оснований, сопровождает критику бранью, нагнетает обстановку и способствует распространению разрушительных идей в обществе, упрекает своего оппонента за его происхождение, религию, национальность»

К сожалению, с тех пор пресса много раз нарушала эти простые, на первый взгляд этические правила, что привело к значительному снижению доверия читателей к печатному слову уже в начале 20 века. В периоды войн, социальных катаклизмов и политической напряженности репортерские новости показали, насколько опасным оружием может быть информация и как она может манипулировать общественным сознанием.

В практике местной прессы был также период некорректного поведения отдельных изданий. Речь идет о начале движения за национальную независимость и самоопределение Молдовы после распада Советского Союза. В то время некоторые газеты позволяли себе довольно много некорректных замечаний и обвинений в адрес отдельных наций и конкретных личностей. Пресса в Молдове выглядела как арена политической борьбы. На страницах печатных изданий стал создаваться «образ врага». Другими словами, со стороны определенных журналистов были попытки найти конкретных виноватых в той сложной экономической и политической ситуации, в которой оказалась Молдова. Как показала практика, это оказало негативное воздействие на умы многих граждан нашей страны, формируя национальные стереотипы. Хочу заметить, что Молдова – это уникальное в своем роде государство, на территории которого проживают представители около 100 этнических групп, и в этом случае очень важно, чтобы местные журналисты проявляли максимум объективности и толерантности в публикациях, затрагивающих национальную тему.

Сегодня в ряде стран стали активно выдвигаться «противовесы» опасным тенденциям со стороны прессы. Стали разрабатываться законодательные акты и теории, уточняющие сферу влияния и возможности журналистики. Наибольшее распространение получила теория социальной ответственности и «взаимного контроля», согласно которой пресса контролирует властные структуры, проверяя, что в их деятельности приносит пользу, а что наносит обществу вред, а саму прессу контролирует общество, в состав которого входят и просто читатели (слушатели, зрители), и сами герои публикаций.

Известный современный публицист и телевизионный ведущий Владимир Познер, проработавший много лет в Америке, по поводу журналистской этики заметил следующее: «В Америке каждый репортер знает, что нельзя кричать «пожар» в переполненном кинотеатре. За это человек может попасть под суд». О чем это говорит? Оказавшись в эпицентре каких-то событий, журналисту нужно прежде всего объективно оценить ситуацию, сделать логические выводы и взвесить тот эффект, который может вызвать его материал. С одной стороны, задача журналиста – донести информацию до читателя. С другой стороны, он несет ответственность за то, что чему могут привести представленные им факты. Одно из главных правил журналистской этики гласит, что нельзя нарушать гражданские права личности, вторгаться в частную жизнь людей и их профессиональные тайны без их ведома и согласия. Есть, конечно, особые случаи — журналистские расследования, призванные найти причины негативных явлений в обществе. Но в целом, запомните, что лучше пожертвовать сенсационным фактом, чем нанести вред конкретному человеку. Маленький пример: в ходе интервью художник, упомянув о своих проблемах в прошлом с органами государственной безопасности, попросил журналиста об этом не писать и даже объяснил причины. Журналист же построил свой материал именно на этом факте, проявив как профессиональную, так и личную некорректность. Да, к сожалению, снижение уровня профессиональной этики журналистов сегодня зачастую обуславливается борьбой за читательский рынок, где «все средства хороши, лишь бы выжить», лишь бы издание покупали. Опасности этического плана связаны с некорректными способами добычи информации, с увлечением бойкими высказываниями, сарказмом, погоней за сенсацией.

Обратите внимание, что профессиональная этика журналиста проявляется и в ходе проводимых им интервью: в какой форме он задает вопросы, на чем акцентирует внимание, насколько это допускает его собеседник. Существует такой тест проверки интервью на этическую корректность. Прежде чем задать какой-то вопрос своему собеседнику, спросите себя: «А как бы я сам отреагировал на это?»

Подводя черту в размышлении на тему журналистской этики, обратим внимание на еще один момент: излишний негативизм прессы, фиксация ужасов – это тоже признак недостаточного профессионализма.

О профессиональных и личностных качествах журналиста

Есть люди, которые являются литераторами по своей сути, по огромной заинтересованности окружающим, по общительности, по образности рассуждений и умению заключать свои мысли в слова. Эти же качества очень важны в журналистской профессии. Однако, кроме этого, хорошему журналисту необходимо быть в курсе самых важных политических, социально-экономических и культурных событий, как в своей стране, так и в мире. Другими словами, журналист должен быть социально активным и образованным человеком.

Журналист часто становится посредником между разъединенными физическими границами людьми, общественными системами, поколениями и эпохами. Поэтому среди его личных качеств большое значение имеет внутренняя культура и толерантность. Внутренняя культура определяет стремление журналиста быть объективным, правдивым, этически корректным. Часто используемое сегодня слово «толерантность» (от лат.tolerantia) означает терпимость к иного рода взглядам, привычкам, нравам. Толерантность особенно необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Для человека этой профессии профессиональные и личные качества тесно переплетаются. Безынициативный и индифферентный к событиям в обществе человек не может быть хорошим журналистом. Так же профессионализм не сочетается с чрезмерным честолюбием и стремлением любой ценой произвести эффект на аудиторию — подтасовывая факты, делая сенсационные заявления.

Интервью как метод и как жанр

Интервью — это важная составляющая часть работы журналиста. В большинстве случаев именно интервью позволяет собрать нужную информацию о каком-то событии или явлении. Интервью «подсоединяет» журналиста к неисчерпаемому источнику информации- опыту, наблюдениям бесконечного множества людей. Интервьюеру (в отличие, к примеру, от репортера) необязательно быть на месте происшествия. Он может расспросить о нем очевидцев и передать увиденное их глазами. Иногда какое-то событие может происходить там, куда журналисту попасть трудно – например, на космической орбите или в Каннах на кинофестивале. В этом случае он может получить нужную информацию, расспросив очевидцев. Интервью помогает разобраться в явлениях, анализом которых занимаются специалисты. Даже если ваша задача — написать обыкновенную заметку, вам наверняка придется обратиться за фактами (или их уточнением) к человеку, который располагает информацией. Это может быть ваш учитель, тренер, директор школы и т.д. Интервью — это беседа, где вы должны проявлять инициативу, задавая вопросы. Результатом применения метода интервью часто становится текст, который относят к жанру интервью. Хотя информация, полученная методом интервью, может быть представлена и в других жанрах – в виде заметки, статьи, очерка и т.д.

Как проводить интервью

«Каков вопрос — таков ответ» — в этом бесхитростном утверждении таится глубокий смысл. Запомните, что самое главное для вас — это заранее продумать все возможные вопросы. Ваш собеседник, особенно если он является офоициальным лицом, ценит свое время. Поэтому ваши вопросы должны быть лаконичными и конкретными и конечно, касаться темы. Очень важно умение журналиста направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание на самом важном и интересном. Журналист, а особенно начинающий, не может знать все обо всем. Так что не волнуйтесь, если тема вашего интервью вам кажется сложной (К примеру, вам поручили взять интервью для школьной газеты у тренера футбольной команды или руководителя балетного кружка, а вы не являетесь поклонником ни футбола, ни балета). Перед интервью постарайтесь почитать как можно больше о предмете вашего разговора. Используйте библиотеки, Интернет, обратитесь за дополнительной информацией к знакомому специалисту. Еще лучше — если вам удастся узнать что-то о вашем собеседнике — о его профессиональных достижениях, планах. Эту информацию вы можете включать в свои вопросы. К примеру: «Я знаю, что ваша футбольная команда заняла в прошлом сезоне 1 место. Надеетесь ли вы на победу в этом сезоне?» Запомните, что если в процессе вашего разговора вы покажете свою осведомленность и эрудированность, ваш собеседник это оценит и уделит вам больше времени. Никогда не перебивайте вашего собеседника, даже если вам покажется, что он отклоняется от темы. Умение внимательно слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. Но при этом помните, что это вы дирижируете разговором, и в ваших интересах получить всю нужную вам информацию.

Общение — это искусство

Начинайте интервью с установления психологического контакта с вашим собеседником. Как это сделать? Представьтесь и объясните цель вашего интервью, а также покажите свою заинтересованность в теме. Если ваш собеседник располагает временем (а перед началом интервью нужно обязательно уточнить, сколько у вас времени), вы можете коротко рассказать о своем предыдущем опыте, связав его с предметом предстоящего разговора. Выразите свое восхищение проектом, которым занимается ваш собеседник (к примеру), дайте ему повод поговорить о себе. Все это разрядит обстановку, и вы сможете плавно перейти к официальному разговору. Обязательно смотрите вашему собеседнику в глаза. Помните о том, что общение всегда происходит на двух уровнях — вербальном (речевом) и невербальном (язык тела). Если ваш собеседник не будет улавливать того, что вы его понимаете в вашем взгляде, в ваших жестах (самый распрастраненный жест — кивок головы), он не будет чувствовать себя комфортно и постарается сократить свои ответы. Умение найти «общий язык» со своим собеседником психологи называют «обратной связью». Разговор становится намного легче, когда эта связь начинает работать. Исчезают неловкие паузы — ваш собеседник сам готов прийти к вам на помощь. Но к сожалению, установить обратную связь не так просто. Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:

• Не показывайте свою неуверенность. Будьте вежливы, доброжелательны и спокойны.

• Говорите четко и разборчиво.

• Не забудьте представиться перед началом интервью. Назовите не только свою фамилию и имя, но и название издания, для которого вы делаете этот материал. Будьте готовы очень коротко охарактеризовать данное издание (его тираж, сколько раз в месяц оно выходит и т.д)

• Проявляйте гибкость в общении. Если вы видите, что перед вами строгий, озабоченный работой человек, будьте сдержанны и деловиты. Если перед вами — творческая натура — неплохо проявить больше эмоций — удивления, восхищения, любознательности.

Общение — это большое искусство. Умение находить «общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. Так что овладеть приемами интервью не помешает никому.

Трудные собеседники

Представьте себе ситуацию: в самый разгар интервью ваш собеседник вдруг встает и говорит, что разговор закончен, или «комментариев не будет». Возможно, ему не понравилась ваша реакция на свои ответы (он почувствовал в вас оппонента), а может быть, его возмутила ваша неосведомленность в предмете разговора или самое простое объяснение – он устал и вообще не любит давать интервью. Заставить собеседника отвечать на ваши вопросы в этой ситуации невозможно, и у вас единственный выход – попытаться найти к нему подход. Не показывайте своей растерянности (или негодования). Быстро проанализируйте, какой момент вашего разговора мог вызвать неудовольствие вашего собеседника и постарайтесь смягчить его. Возможно, что вас неправильно поняли. В ряде случаев вам ничего не останется, как вежливо попрощаться и поискать другого собеседника. В журналисткой профессии нужно быть готовым к любым ситуациям.

Иногда журналисту приходится общаться с личностью довольно неприятной, к примеру, с человеком, подозреваемом в изнасиловании, с террористом или представителем «мафии». Как вести разговор с таким собеседником? Прежде всего, уважительно, как с человеческой личностью. Понятно, что в этом случае вам придется дополнительно проверить полученную информацию и тщательно профильтровать ее.

В журналистской практике часты случаи столкновений с «трудными» в общении людьми. К примеру, это могут быть снобы (звезды шоу-бизнеса, известные политики и т.п), которые преисполнены самолюбования и в процессе вашего разговора открыто подчеркивают свое неуважительное отношение к журналистам, в том числе и к вам. Что тут посоветовать? Придерживайтесь уважительной манеры общения, ни в коем случае не раздражайтесь. Спокойный, взвешенный разговор с таким «героем», умение быстро найти доводы на его возможные нападки, во-первых, позволит вам все-таки получить нужную информацию, а во-вторых, в какой-то момент может изменить настрой вашего собеседника (он невольно начнет вас уважать).

Помните, что иногда вы сами можете спровоцировать напряженную ситуацию в ходе интервью. Поэтому следите за тем, чтобы

-не задавать вопросы прокурорским тоном.

-не продолжать разговор на темы, которые неприятны вашему собеседнику

-разговаривая с очевидцами катастроф и трагедий, старайтесь не останавливаться на деталях, если вы видите, что это тяжело для ваших собеседников.

Отправляясь на интервью…

• Не забудьте захватить с собой ручку и блокнот.Блокнот будет выглядеть солиднее, чем разрозненные листочки бумаги. Если у вас есть диктофон — это замечательно. Но мы советуем вам тщательно проверить его записывающие свойтсва. Случаи, когда диктофон по непонятной причине не записывал интервью, довольно распространенны.

• Позаботьтесь о том, чтобы не опоздать на встречу. Лучше придите на 10 минут раньше и просмотрите свои вопросы.

• Не полагайтесь на свою память — запишите все вопросы в блокноте.Предсказать ход разговора заранее невозможно. Будьте готовы к тому, что в процессе беседы у вас появятся дополнительные вопросы. Не стесняйтесь спрашивать. Запомните, что чем больше информации вы получите, тем интереснее и глубже может оказаться ваш материал.

• Постарайтесь овладеть искусством писать в блокноте» не глядя». Ваша задача — смотреть в глаза своему собеседнику. Если вы не расслышали какое-то название или фамилию,уточните. Попросите вашего собеседника записать в вашем блокноте все сложные аббревиатуры.

• Хороший прием — спросить напоследок, не хочет ли собеседник что-то добавить к вашему разговору. Уходя, не забудьте его поблагодарить за интервью.

• Для «завершающего контакта» можете поинтересоваться, где вы сможете получить дополнительный материал на данную тему.

Умеете ли вы задавать вопросы?

Успех или неуспех любого интервью зависит от качества подготовки журналиста, изучения им темы, и конечно, от вопросов, которые он задает. Вопросы всегда нужно продумывать заранее, но при этом быть готовым к импровизации в ходе беседы. Вот какие рекомендации даются в руководствах по профессиональному интервьюированию:

• Начинать беседу нужно с вопросов общих, несложных.

• Не стоит задавать два вопроса в одном. Запутанный вопрос вызовет неопределенный ответ вашего собеседника

• Вопросы должны быть лаконичными и ясными. Не стоит пространно объяснять своему собеседнику, что вы имеете в виду. Подчеркнутая демонстрация своей эрудиции со стороны журналиста, как правило, неприятно действует на собеседника.

• Если ваша задача – написать проблемное интервью, или интервью-зарисовку, не задавайте вопросы , за которыми могут последовать односложные ответы «да» или «нет». Чтобы добиться развернутых ответов, задавайте вопросы типа «как это случилось?» «почему, по вашему мнению, это произошло?» и т.д.

• Если вы видите, что ваш собеседник уклоняется от ответа, попробуйте перефразировать ваш вопрос.

• Задавайте вопросы в соответствии с логикой беседы. Не перебивайте направление мысли вашего собеседника.

• Не задавайте противоречивых вопросов (опровергающих то, что ваш собеседник сказал раньше). Это может привести к тому, что ваше интервью закончится раньше, чем вы рассчитываете.

Помните, что задача журналиста – «дирижировать» беседой. Если ваш собеседник начинает уходить от сути вопроса и длинно размышлять на другие темы, будьте готовы к тому, чтобы мягко перебить его и вернуть беседу в нужное русло. Как это сделать? Среди ведущих репортеров есть настоящие мастера красивых перебивок, которые могут остановить пространные рассуждения собеседника, не вызвав при этом его раздражения или обиды. Один из распространенных приемов – дать понять своему собеседнику, что вы с ним полностью согласны : покажите это мимикой, жестом, уловите паузу, чтобы вставить свой комментарий типа «вы это очень верно подметили, а каково ваше отношение в связи с этим к…»

Кстати, знаете ли вы, что существует около десяти видов вопросов? Например, открытые и закрытые (с подвохом), основные и контрольные ( на ходу проверяющие информацию), зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие и т.д. Остановимся, к примеру, на подсказывающих вопросах. Вы можете выразить искреннее сомнение (не в ответе собеседника, а в сути вопроса): «вы полагаете, это сработает?». Можете договорить начатую собеседником фразу (особенно если он испытывает затруднения с ее формулировкой). Последний прием (если вы действительно уловили мысль своего собеседника и хорошо ее выразили в словах), как правило, очень удачно отражается на дальнейшем ходе вашей беседы. Собеседник остается довольным, что вы его правильно понимаете, и будет более охотно отвечать на остальные вопросы.

Общий совет: ведите вашу беседу так, чтобы она была интересна и вам, и вашему собеседнику.

Виды интервью

Информационное интервью

Цель такого интервью – познакомить читателей (слушателей, зрителей) с какими-то новыми явлениями, процессами, интересными людьми. Это интервью отличается краткими вопросами и ответами. Большинство вопросов журналиста начинаются со слова «что», «когда».

Детализирующее интервью

Это интервью является переходным вариантом между информационным и аналитическим интервью. В отличие от информационного интервью, здесь дается больше деталей и есть попытки со стороны автора заглянуть в сущность какого-то явления.

Аналитическое интервью

Это интервью предназначено разобраться в мотивах поступков конкретных людей (героев интервью), или в причинах каких-то событий и их возможных последствиях для общества и т.д. Со стороны журналиста здесь должны быть очень взвешенные и продуманные вопросы, а ответы собеседника должны быть насыщены примерами и аргументами. В аналитическом интервью может подниматься экономическая или политическая проблема, но также это может быть портретное интервью, посвященное конкретной личности, представляющей интерес для общества.

^ Глава 3

Методы сбора информации

В журналистской практике существует множество методов сбора информации. Основные методы — это наблюдение, работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование.

Метод наблюдения основан на личном наблюдении журналиста и базируется на его интеллектуальном багаже и способности к самостоятельному исследованию определенных сфер жизни. Объектом журналистского наблюдения могут быть политические, экономические, культурные, нравственные явления и события. Существует два вида наблюдения: открытое и скрытое. Открытое наблюдение означает, что журналист не скрывает, что собирает материал для статьи. Скрытое наблюдение применяется журналистами, как правило, при написании статей на конфликтную тему.

Метод работы с документами – один из наиболее распространенных в журналистской деятельности и требует от журналиста таких качеств, как внимательность, упорство (при добывании документальных источников) и способность к аналитическому анализу.

Интервью – тоже очень часто употребляемый журналистами метод получения информации при подготовке почти всех газетных жанров. Характерная черта этого метода – автор предоставляет своему собеседнику список вопросов в устной форме, ответы на которые и составят основное содержание будущего материала.

Опрос – это попытка журналиста выяснить мнение многих людей по одному и тому же вопросу.

Анкетирование- метод, близкий к опросу. Однако, его отличие в том, что анкетирование проводится при помощи заранее подготовленных анкет и требует от журналиста определенных социологических навыков.

Журналист в эпицентре событий: стратегия поведения

Профессиональная задача журналиста — обнаружить интересную для читательской аудитории новость (явление, современника и т.п.) и изложить собранную информацию в четкой и привлекательной форме. Однако, одно дело, когда журналист опирается на документальные источники или интервью, и совсем другое, когда он сам оказывается на месте событий, тем более необычных, требующих от него максимальной собранности и быстрой реакции.

Итак, какова же должна быть стратегия поведения репортера, обнаружившего «золотую жилу» для своего ремесла – «живой материал»? Прежде всего, он должен внимательно оглядеться по сторонам и попытаться определить масштаб события, свидетелем которого он оказался. За комментарием он может обратиться к другим людям (пусть их будет как можно больше). Главное в этом случае – не делать скоропалительных выводов. Одно из важнейших личностных качеств, необходимых для журналиста, — это любознательность. Конечно, проще всего в общих чертах описать увиденное и снабдить свой материал комментарием какого-то ответственного лица. Гораздо труднее попытаться сделать собственные выводы, основанные на наблюдении и анализе событий. Наблюдательность можно развить, делая ежедневные заметки о тех интересных событиях, которые с вами произошли в течение дня (или какого-то ограниченного промежутка времени). Самым подходящим жанром для отображения событий, которые вам довелось увидеть собственными глазами, является репортаж.

Особенность репортажа. Что такое «эффект присутствия»

В переводе с латинского слово “reportare” означает «передавать», «сообщать». В 19 веке на газетных полосах стали появляться материалы о ходе судебных заседаний, собраний различных обществ и т.д., которые и стали называть репортажами. Они были насыщены деталями и по характеру изложения напоминали развернутые информации. Обычно их авторы стремились показать аудитории какое-то событие, создать так называемый «эффект присутствия». Для этого они использовали несколько приемов – во-первых, подробно описывали всю динамику развития события (с чего все началось, кто присутствовал, кто что сказал). Во-вторых, авторы репортажей старались дать свои личные ощущения. Известный журналист Василий Песков, размышляя о задачах современного репортажа, писал:

«Найти отклик в сердце читателя можно лишь при том условии, что написанное захватывает его воображение. К восприятию тех или иных проблем читателя нужно эмоционально готовить. Сначала – нужно его взволновать. Для этого при помощи деталей и эпизодов создается эмоциональная характеристика ситуации».

Итак, репортаж – это хроника события, подробное и красочное описание происходящего. Среди главных требований к этому жанру – динамичность и наглядность. Чтобы освоить этот жанр, старайтесь почаще рассказывать окружающим о событиях, свидетелем которых вы являлись. Их реакция на ваш рассказ поможет вам определить ваши сильные и слабые стороны. При этом следите за тем, чтобы не идти на поводу у своей фантазии или эмоций — не искажайте факты.

Жанр репортажа наиболее распространен в телевизионной журналистике. Это спортивные репортажи, репортажи с места происшествия, репортажи с каких-то праздничных мероприятий и т.д. Вот какой репортаж с футбольного матча написала одна из участниц проекта “Guide for young journalists” Лена Миронова:

Встреча варваров и лесорубов

27 апреля в субботу на Республиканском стадионе состоялось открытие 9-го Чемпионата Украины по американскому футболу. Впервые Кишинёв стал центром открытия официального Чемпионата. На поле встретились кишинёвская команда под названием «Варвары» и команда «Лесорубы» из города Ужгород.

Краткая справка:

— Клуб «Кишинёвские варвары» был организован в 1994 году. Дебютировал в 2001, сыграв 2 игры против «Донецких Скифов» и «Киевских славян». Данная игра является 3-ей по счёту.

— Команда «Лесорубы», была создана в Ужгороде в 1998 году. Дебютировала в чемпионате Украины «Донбасс Арена Боул», а также принимала участие в 7 чемпионате Украины, где заняла 5 место.

Для того, чтобы наши читатели поняли суть игры и могли себе представить, что происходило в этот день на стадионе, мы расскажем вкратце общие правила этого экзотического вида спорта.

В каждой команде на поле одновременно может находиться 11 человек (замены не ограничены). Играют овальным кожаным мячом яйцевидной формы 72х54см, весом 400гр. В концах игрового поля устанавливаются Н-образные ворота, штанги которых расположены за игровым полем. По всей длине поле размечается поперечными линиями на расстоянии 10 ярдов друг от друга. Игрок одной команды должен занести мяч за последнюю зону соперника, и его коллеги ему помогают, отталкивая от него соперников. Игроки второй команды пытаются отобрать мяч.

Вернёмся к матчу. На трибунах в этот день болело около 2,5 тысяч зрителей, многие из которых скандировали: «Варвары, вперёд!». Веселая группа девушек-болельщиц без устали размахивала плакатами, на которых было написано название их любимой группы. Все были уверены, что кишиневские «Варвары» станут победителями, и на протяжение первого тайма им действительно удалось сдерживать натиск соперников и они даже стали лидировать. К концу тайма «Варвары получили» 12 очков, в то время как их противники — всего 6.

Однако, к концу второго тайма стало заметно, что ребята из Ужгорода собрались с силами и решили во что бы то ни стало выиграть этот матч. Так и случилось. Игра закончилась со счётом 14:12 в пользу «Лесорубов». Представьте себе, сколько эмоций это вызвало у зрителей, особенно юных! Но не стоит унывать, ведь наша команда проиграла всего только на два очка. А это значит, что единственная в Молдове команда по американскому футболу сможет всё-таки вывести свою страну в первые строчки Чемпионата Украины. Давайте поддержим их в качестве болельщиков 11 мая на Республиканском стадионе!

Логические и эмоциональные способы воздействия начитателя

Знаете ли вы, что помимо информации, читатель невольно ждет от журналиста «подсказки» — будь то анализ создавшегося положения, или выявление причин, или прогноз на будущее. Так что получается, что журналист способен оказывать на аудиторию определенное влияние. Это могут быть логические методы воздействия — факты, цифры, цитаты авторитетных для аудитории лиц. К числу эмоциональных методов относится авторская оценка происходящего, обращение журналиста к теме общечеловеческих ценностей. В профессиональной журналистской среде известно выражение, что хороший аргумент должен быть незаметен, но максимально эффективен.

Аргумент – это важный составляющий элемент журналистского материала, особенно если речь идет об одном из аналитических жанров. Аргументация делится на множество видов: логическая, прямая или косвенная, основанная на документальном свидетельстве или факте «здравого смысла». Для журналиста очень важно выбрать «правильный» вид доказательств (читай: эмоционального воздействия на аудиторию) в зависимости от цели его материала. Такие жанры, как, к примеру, очерк, зарисовка и фельетон, предполагают использование эмоциональных и образных доводов, которые являются не менее сильными, чем логические доказательства.

Глава 4

Очерк

Очерк называют “королем” художественно-публицистических жанров. Это, пожалуй, наиболее трудный жанр, потому что он требует от журналиста настоящего литературного мастерства. В очерке соединяется аналитическое и образное начало. Иными словами, поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности.

Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой. В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».

«Чтобы написать хороший очерк, — заметил писатель и журналист Константин Паустовский, — надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают».

Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное — суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу.

В качестве примера я хочу привести вам отрывок из очерка Светы Алексеенко:

Последний солнца луч…

…На пустом дворе ничего интересного не было. Маленький палисадник, побеленный дом с двумя окнами во двор, высокая зеленая ель, огражденная забором из маленьких прутиков. Заходящее солнце уже поджигало верхушки деревьев вдали и малиновое зарево образовало на небе удивительную дугу.

Маленькому Диме нестерпимо хотелось нарисовать подожженное закатом небо. Боясь, что увиденное исчезнет, он быстро принес табуретку, положил на нее чистый листок бумаги. На мгновение 10-летний мальчик растерялся. Он смотрел то на дугу в небе, то на чистый лист бумаги и не знал, с чего начать, боясь испортить неудачным штрихом то впечатление, которое произвел на него закат. И тут небо стало стремительно темнеть, малиновый свет меркнуть, секунда – и от волшебной дуги в небе ничего не осталось…

Так рождалась первая картина Дмитрия Павловича Стоянова, который уже на протяжении 50 лет рисует практически только небо на закате. « Ни один закат не похож на другой» – говорит он. Он рассказал мне, что его «первая картина», так и оставшаяся нетронутым листом бумаги, висит у него в комнате на стене и всегда возвращает его в то состояние очарованного10-летнего мальчика. На просторном балконе его квартиры на двенадцатом этаже всегда стоит мольберт и заготовлены краски. Каждый вечер, в час, когда солнце начинает прощаться с землей, в доме Дмитрия Стоянова раздается бой часов и художник бросает все свои дела и спешит на балкон. Он знает, что у него всего несколько минут, чтобы уловить и передать на холсте неповторимую красоту каждого заката…

А вот другой отрывок – из очерка автора этих строк. Обратите внимание на то, что здесь описан момент встречи с героем очерка и первое восприятие автора. Это распространенный, но почти всегда удачный прием.

Счастье – это понятие не географическое

Дверь открылась, и он встретил меня в «сценическом образе», который делала его похожим на одного из героев Михаила Булгакова. Мурлыкал и терся о его ноги абсолютно белый без пятнышка кот по имени Маркиз. В доме пахло свежезаваренным чаем, пирогами и еще еле уловимо чем-то. Я поняла чем, когда вошла в маленькую выборочно освещенную комнату. И увидела березу, доверчиво раскрывшую ветки с осенними листьями. А за окном была зима, и снежинки пристали к стеклу. Новый год давно был отпразднован, но береза стояла принаряженная конфетами, елочными игрушками и даже парой бананов. Что поделать – дом, где живет художник, сотрудник телевидения, немножко актер, любитель розыгрышей и хорошей музыки – не может быть обычным…

В проблемном очерке в центре внимания журналиста стоит какая-то проблема. Именно за ходом ее развития он и следит в своем материале. Проблема в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. По своей логической структуре проблемный очерк может напоминать статью, но в отличие от последней , здесь уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.

Путевой очерк относится к наиболее ранним формам текстов, которые появились в те времена, когда только зарождалась журналистика. Путевые очерки писал Александр Пушкин, Александр Радищев (сразу вспоминается «Путешествие из Петербурга в Москву»), Антон Чехов, Илья Ильф и Евгений Петров, Илья Эренбург, В.Песков и многие другие. Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми , которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий журналисту в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача журналиста – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.

Рецензия

В переводе с латинского языка слово «рецензия» означает «оценка, отзыв о чем-либо». В качестве жанра периодической печати, рецензия – это критический отзыв о каком-то произведении литературы, науки или искусства. Рецензии на новые кинофильмы, спектакли , телепередачи, книжные новинки пользуются популярностью среди читателей и это учитывают многие периодические издания, особенно еженедельники. Существует два типа рецензий — профессиональные рецензии , которым отводится большой объем – как правило, они публикуются в специализированных изданиях и мини-рецензии (объем не более полутора машинописных страниц). В настоящее время наиболее распространены мини-рецензии, цель которых не подробный художественный анализ, а обращение внимания аудитории на конкретное произведение . По тематике рецензии делятся на литературные, музыкальные, театральные и кинорецензии.

Как строится рецензия? Во-первых, для начала нужно указать точное название, имя режиссера, сценариста или писателя и другие существенные детали о предмете рецензии. Во-вторых, рецензия не должна ограничиваться передачей содержания фильма, спектакля или книги. Чтобы заинтересовать читателя, журналисту необходимо найти какой-то оригинальный творческий ход. Наибольшим распространением пользуется метод аналогии . К примеру, отталкиваясь от сюжетной линии определенного фильма, журналист может затронуть какие-то актуальные проблемы в обществе. В любом случае задача автора – заметить и показать какую-то «изюминку» в рецензируемом произведении. При этом рецензия может носить как положительный, так и отрицательный характер.

В качестве примера мини-рецензии я предлагаю вам прочитать работу одиннадцатиклассницы Насти Кравченко.

«Папарацци» – рабы профессии

Всем известно, кто такие папарацци – «ловцы сенсаций». Но не все знают, как они живут, что они чувствуют и какую роль играют в обществе. Очень остроумно и оригинально рассказал об этом Ален Берберьян в своём фильме под названием «Папарацци».. Режиссёр показал нам все аспекты суетной жизни фотографа – папарацци. Несмотря на лёгкую и весёлую манеру общения главных героев и обилие шуток, сюжет фильма полон драматизма. Кончает жизнь самоубийством молодая талантливая актриса, не выдержав жизни под прицелом фотообъективов. От главного героя уходит любимая жена. Из искреннего и добродушного человека он , незаметно для себя, превращается в циничного охотника за пикантными новостями. Охота за знаменитостями и слежка за их личной жизнью становится единственной целью его существования. Кажется, что он сам перестал понимать, где правда, а где ложь, где добро, а где зло, и зачем он все это делает . Конец фильма подразумевает, что главный герой рано или поздно придет к душевному кризису – в его глазах уже появилось какое-то беспокойство. На мой взгляд, этот фильм стоит посмотреть не только тем, кто связан с профессией фотографа или областью журналистики, но и также тем, кто живёт только работой, не замечая близких, не радуясь жизни, не прислушиваясь к своей душе…

Фельетон

Фельетон – это слово французского происхождения, оно означает , лист, листок. Если заглянуть в Литературный энциклопедический словарь 1987 года, там написано, что этому жанру «присуще комическое начало и непременно – актуальность». Среди мастеров отечественного фельетона — М.Салтыков –Щедрин, М. Булгаков, И.Ильф и Е.Петров, М.Зощенко, Л.Лиходеев. Итак, понятно,что задача фельетона – это осмеяние глупости, невежества – одним словом, того,что мешает обществу развиваться. Прекрасно написал об этом фельетонист Леонид Лиходеев: «Смех – это признак нравственного здоровья общества. Поэтому фельетон должен быть похож на веселый и жизнерадостный разговор с приятелем. Главное в фельетоне –изобразить с чувством юмора какое-то зло, но избегая злобы»

Средствами сатиры в руках автора фельетона обычно оказывается гротеск и гипербола. Гротеск (фр.) – изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном комическом виде. Гипербола (фр.) – стилистическое преувеличение. Например, «вино льется рекой», «наломать дров» и т.д.

К слову, в советское время фельетон был распространен на страницах отечественной печати и на эстраде в форме устных монологов гораздо больше, чем сегодня.. Исчезновение этого жанра можно объяснить отчасти большими изменениями в обществе – переходом к рыночной экономике, политическими, гражданскими реформами, переоценкой нравственных ценностей и т.п. Но в большей мере это произошло из-за трудоемкости жанра. Написать фельетон непросто. Во-первых, нужно обнаружить «острый» факт, который вызывает ваше неприятие. Причем, он не должен носить частный характер — за ним должны стоять другие факты, которые вместе и создают типичное явление, достойное сатиры. Во-вторых, для автора фельетона очень важно хорошо разбираться в предмете обсуждения, вооружившись деталями, которые должны быть выстроены в тексте в определенной логической последовательности. Итак, фельетон – это жанр, который требует виртуозного владения слогом, хорошей информированности, а также умения установить между различными фактами причинно-следственные связи.

К сатирическим жанрам также относятся памфлет, пародия, сатирический комментарий. Памфлет очень близок по методам и структуре к фельетону и отличается большей эмоциональностью. Пародия возникла много столетий назад как часть устного народного творчества (вспомните скоморохов).. «Конек» этого жанра — активное использование художественных выразительных средств – гротеска, гиперболы, сарказма.. Сатирический комментарий сегодня наиболее часто используется журналистами как способ выразить свое несогласие с определенными действиями государственных и частных структур, конкретных политических деятелей и т.п.

К сожалению, ни один из участников проекта «Guide for young journalists» не отважился написать работу в каком-либо из сатирических жанров. Поэтому в качестве примера я хочу представить вам отрывок из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Обратите внимание на язык и стиль письма, использование гротеска и других выразительных средств. Разве можно прочитать это без улыбки?

«…Через четверь часа после пожара на Садовой у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот. Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар перекрыл ему путь и раздраженно сказал:

• С котами нельзя!

• Я извиняюсь, — задребежал длинный и приложил узловатую руку, как тугоухий, — с котами, вы говорите? А где же вы видели кота?

Швейцар выпучил глаза , и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже неоказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно немного смахивающей рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус. Эта парочка посетителей почему-то не понравилась швейцару-мизантропу…

^ Глава 5

Синтез жанров в современной журналистике

Что такое жанр? Жанр – это литературная форма произведения, обусловленная его задачами, выразительными средствами и методами аргументации. К информационным жанрам относятся заметка, корреспонденция, интервью, репортаж. Аналитические жанры – это статья, рецензия, обзор, письмо. В журналистской практике часто используется такие художественно-публицистические жанры, как очерк, зарисовка, фельетон, сатирический комментарий. В последнее время наблюдается такое явление, как синтез жанров. К примеру, в репортаже или в очерке многие журналисты используют элементы интервью. Корреспонденция может сочетать в себе элементы практико-аналитической статьи и т.п. Для того, чтобы выбрать наиболее подходящий жанр для вашего материала, задайте себе вопрос, что вы хотите донести до читателя, на что обратить его внимание, и какими информационными средствами вы для этого обладаете. Однако, даже сочетая несколько жанров в одном материале, не забывайте следовать определенным требованиям к структуре и задачам каждого из них.

Статья. Виды статьи

Понятие «статья» произошло от латинского слова «articlus» и первоначально означало «часть целого». Теперь вам понятно, почему в принципе любая публикация в газете или журнале может быть названа статьей — это часть газетного (или журнального) номера. Статья в качестве газетного жанра – это нечто другое. Статьей может быть названа публикация, анализирующая какое-то явление или событие с целью определить их общественную значимость (политическую, экономическую, социальную). Жанр статьи является главным в аналитической журналистике. Задача любой статьи — помочь читателям разобраться в каких-то важных процессах или проинформировать их об актуальных для общества проблемах. В зависимости от целей, которые ставит перед собой журналист, статья может носить общеисследовательский, практико-аналитический, проблемный или полемический характер.

Общеисследовательская статья – очень трудный жанр и не всегда по силам начинающему журналисту. Здесь важна не только информация и определение какой-то общественной проблемы, но и также способность автора теоретически объяснить причины существования этой проблемы и предложить конкретные решения. Такая статья должна быть аргументированной и обладать ясной концептуальной линией, что означает, что автор должен развивать четкую мысль и не теряться в гуще фактов.

Другой вид статьи – это практико-аналитическая статья. О ее специфике вы можете судить по ее названию. Такая статья обычно обращена к актуальным практическим проблемам и вопросам, – например, из области промышленности, сельского хозяйства, бизнеса, финансов. Задача журналиста в этом случае – проанализировать, почему та или иная ситуация сложилась в конкретной сфере производства, социальной сфере и т.п., оценить эту ситуацию и определить тенденцию ее развития. Отличие практико-аналитической статьи от общеисследовательской в том, что журналист здесь мыслит практическими, не глобальными категориями. Он может включить в свой материал конкретную программу действий.

Полемические или проблемные статьи обычно появляются на страницах прессы в тот период, когда в обществе возникают споры по поводу каких-то актуальных событий. Подобные статьи могут появляться в период избирательных кампаний, или накануне принятия главами государств важных политических решений. Автор полемической статьи обычно представляет свое видение ситуации, опровергая оппонентов. В полемической (проблемной) статье журналист нередко использует не только логические, но и эмоциональные способы воздействия на читателей (в отличие от общеисследовательской и практико-аналитической). Для полемической статьи очень важно, чтобы журналист приводил аргументированные доводы и не превышал этические границы своей профессии – например, позволяя себе резкие выпады в адрес конкретной личности или вторжение в чью-то личную жизнь. Практика показывает, что читатели больше доверяют автору полемического материала, если он ссылается на конкретные документы или мнения авторитетных лиц.

Что нужно для того, чтобы написать статью? Во-первых, достаточное количество информации. Во-вторых, важно определить свою позицию и цель. Что вы хотите сказать читателю своей статьей? Чем логичнее и убедительнее вы будете в своем повествовании, тем больше у вас шансов «быть услышанным». Увлечь читателя можно не только темой, но и с помощью выразительного заголовка, интересного развития сюжета, аргументированных выводов.

Существуют определенные требования и к самой структуре статьи. В начале автор должен объяснить читателям, почему так важна выбранная им тема, какую роль она играет в обществе. Далее нужно показать, в чьих интересах решить существующую проблему и что нужно для этого сделать. В главной части статьи обычно анализируется текущая ситуация по разрешению проблемы и затрагиваются факторы, тормозящие ее решение. В заключительной части автор статьи может расширить представление читателей о теме, показав, к примеру, какие новые проблемы должны быть решены далее. Любая ситуация может содержать в себе внутренние противоречия, что означает, что журналисту нужно тщательно разобраться в собранном материале и определить свою собственную позицию, прежде чем начать писать статью. Однако, он может использовать прием обращения к читателям с вопросом-сомнением, особенно в том случае, если он затрудняется сделать все выводы.

А вот что представляет собой универсальный метод для подготовки и написания статьи, названный методом Аристотеля. Разделите свою работу на пять этапов.

• Определите для себя тему и издание, для которого вы пишите (ориентируйтесь на специфику издания).

• Соберите нужную информацию, не забывая ее тщательно проверить

• Постарайтесь сделать собственное умозаключение на основе собранных фактов

• Разработайте композицию вашего материала.

Начните с написания черновика, в котором изложите в вольном стиле все ваши мысли и отобранную информацию. Далее последуйте описанным выше требованиям к структуре статьи.

• Обратите особое внимание на выводы и заголовок вашего материала. После того, как вы закончили писать, сделайте паузу, а затем прочитайте вашу статью «чужими глазами».

В качестве примера я хочу привести вам материал, написанный участницей данного проекта Ирой Мазурян. Я бы назвала это попыткой проблемной статьи, которой для полного завершения не хватает статистического, документального исследования, или, к примеру, обращения за комментарием к специалистам. Тем не менее, обратите внимание на язык этой статьи, ее композицию и использование автором приема «живого примера».

Собака бывает кусачей не только от жизни собачей

28 марта этого года жители одного из домов по бульвару Траян были шокированы известием о том, что во время прогулки собака породы боксёр загрызла насмерть уличную дворнягу.

По всей видимости, боксёр гулял один, без хозяев. На нём не было не намордника, ни поводка. Во время прогулки он набросился на собаку, гулявшую со своей хозяйкой, пожилой женщиной. Находившиеся неподалёку люди попытались разнять собак, но их попытки ни к чему не привели. На сбесившегося пса вылили несколько вёдер воды, но эта мера оказалась практически безрезультатной. Вскоре на помощь подоспели вызванные милиционеры. Только ценой невероятных усилий удалось разомкнуть боксёру челюсти и отцепить его от горла бьющейся жертвы. Озверевшего от крови пса пришлось застрелить. Хозяйка беспородной собаки, взяв на руки своего питомца, поспешила в ветеринарную поликлинику, находящуюся неподалёку, но, даже бегло взглянув на несчастную собаку, можно было понять, что она доживает последние минуты своей жизни.

Каждый день, проходя по улицам, мы встречаем собак с их хозяевами, и заметьте, что очень немногие из них ведутся на поводке. Намордники – это вообще очень редкое явление. А ведь поводок и намордник – необходимейшие атрибуты во время прогулок с животным. Непонятна также позиция хозяев, оставляющих своих животных гулять в одиночестве. Один из мужчин, которые пытались разнять собак, был, вероятно, соседом хозяйки взбесившейся собаки, и он выкрикивал её имя на весь двор, однако она не откликалась. Конечно, после того, как её собаку убили, она наверняка спустилась, но было уже слишком поздно.

Возможно, кто-то отмахнётся от этой статьи, дескать, о людях надо думать, а не о животных. Но что нужно делать хозяевам маленьких пород собак или самим собакам, которые в виду своей принадлежности к миролюбивым породам, не могут защитить себя и своих хозяев. Ведь этих малышей тоже необходимо каждый день выгуливать, а это становится все труднее из-за возрастающего количества бульдогов, ротвейлеров, боксёров, питбультерьеров и представителей других борцовых пород на улицах нашего города. Эти собаки представляют собой определенную опасность для общества. Известно немало случаев нападения питбультерьеров и ротвейлеров на своих хозяев, которые заканчивались даже летальным исходом.

К сожалению, психология человека такова, что пока он сам не попадает в какую-то ситуацию, не поймёт и не почувствует её до конца. Легче учиться на чужих ошибках, но мы всегда учимся на своих. Не дай вам Бог так ошибиться, как ошиблась хозяйка застреленного боксёра.

Как написать хороший материал

Это каверзный вопрос. Но мы не будем говорить о значении и качестве информации, передаваемой журналистом читательской аудитории. Понятно, что успех любого материала во многом зависит от темы. Мы остановимся на «художественной» части журналистского мастерства, а именно на определенном требовании к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов.

К сожалению, сегодня есть некоторое небрежное отношение к языку. В тексте газетных и журнальных публикаций допускаются такие выражения, как «испохабили идею», «надо перейти от болтовни к делу» и т.п. Конечно, можно услышать споры о том, что важнее для журналистского материала: информация, идея или лексика. Важно все. Пусть это не покажется вам нравоучением, но уровень лексики говорит об уровне культуры автора и его интеллектуальном багаже. Легко узнать статью настоящего профессионала: она написана простым, но выразительным языком, без повторения одних и тех же слов в соседних предложениях. Художественные образы, которые использует автор, – ясны и оригинальны.

Очень часто выясняется, что молодые авторы не знают точного значения слов и путают низкопробную лексику с художественной. «Как обогатить свой язык?» — неоднократно спрашивали меня мои ученики на уроках по основам журналистики. Возможно, мой ответ казался им общим, но я всегда говорила, что нужно как можно больше читать — читать хорошую литературу.

Интересными мыслями поделился со мной по этому поводу заместитель главного редактора известного польского еженедельника «Политика» Яцек Попшечко:

«Нас часто упрекают в том, что мы берем на практику мало студентов. Но мы просто не можем допустить снижения качества наших материалов. И дело не в том, что у студентов факультета журналистики мало опыта. К сожалению, большинство из них считают, что современная журналистика должна быть построена на бойком стиле и сенсационных фактах. Я могу определить потенциал начинающего журналиста, задав ему всего лишь один вопрос: «что ты читаешь? Какое произведение художественной литературы ты прочитал последний раз?» Большинство молодых людей сегодня читает крайне мало, и это в основном газеты и журналы, а также Интернет. Подлинное журналистское мастерство по художественным приемам должно быть близко к литературе. Это предполагает богатый и выразительный язык, достаточно высокий уровень интеллекта, знание значительных явлений из области культуры, науки, искусства…»

Надеюсь, что вас не испугали «повышенные» требования к профессии журналиста, о которых вы только что прочитали. Если профессия выбрана с любовью, то совершенствование в ней приносит только радость.

Хочу обратить ваше внимание и на такой момент. Молодым авторам свойственна болезненная реакция на правку и сокращение их материалов. Пример из моей собственной практики. Около 12 лет назад, подобно многим начинающим журналистам, я старалась почти в каждой статье дать как можно больше своей собственной оценки, которая заключалась в общих рассуждениях на определенную тему. Статьи получались большие, с затянутой вступительной частью и неопределенными выводами. Заместитель главного редактора газеты «Вечерний Кишинев» Геннадий Сквиренко решил со мной бороться следующим способом. Предварительно извинившись и попросив меня воспринимать свои материалы как чужие, он очень метко пародировал написанное, подчеркивал излишний пафос или неудачные выражения в тексте. Я помню, что вонзала себе ногти в ладонь, чтобы не показать своей настоящей реакции: я была просто убита своей бесталанностью. Но здоровое чувство юмора и желание хорошо писать в конце концов взяли верх, и я научилась смотреть на свои материалы взглядом ироничного критика.

Итак, следующий совет: не утомляйте читателя обобщенными рассуждениями. Если ваша статья требует выводов, постройте логические цепочки, основанные на фактах и статистических закономерностях. Не навязывайте свою точку зрения и избегайте излишней назидательности. Для этого почаще представляйте себя на месте читателя. Захватило ли вас прочитанное? Тогда вы написали хороший материал.

Что такое удачный заголовок и как его придумать

Роль заголовка для журналистского произведения гораздо важнее, чем это может показаться на первый взгляд. Заголовок не только привлекает внимание читателей и настраивает их на определенный лад, но и часто выражает отношение журналиста к теме обсуждения. Другими словами, заголовок – это краткое выражение основной мысли материала. Даже для опытных журналистов придумать хороший заголовок часто становится задачей не из легких. Существует множество типов заголовков. Давайте рассмотрим некоторые из них на примерах заголовков, которые использовали ребята – участники проекта «Guide for young journalists».

Заголовок-хроника



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map