Пособие для заочников магистров по финансам



Тема 1. Сущность и функции финансов. Финансовая система

Денежные отношения и их характеристика

Вся совокупность экономических отношений связанных с движением денег называется денежными отношениями.

Денежные отношения многообразны и разделяются в зависимости от их специфики, — эта специфика во многом обусловлена различными функциями денег. Соответствие между функциями денег и видами денежных отношений выглядит следующим образом:

Денежные отношения:

Мера стоимости

Средство обращения

Средство платежа

Средство накопления

Мировые деньги

эмиссионные отношения

отношения денежного обращения

кредитные отношения

финансовые отношения

валютные отношения

Эмиссионные отношения — это часть денежных отношений связанная с выпуском денег в обращение

Отношения денежного обращения — это отношения, связанные с движением денег в наличной и безналичной форме.

Кредитные отношения — это отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами по поводу движения денежных средств, на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого использования.

Валютные отношения – это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен национальных хозяйств результатами своей деятельности

Финансовые отношения — это денежные отношения, возникающие между государством, гражданами и хозяйствующими субъектами в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов, как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов, которые создаются за счет различного рода доходов у субъектов хозяйствования. Финансовые ресурсы являются материальным носителем финансовых отношений. (Потенциально финансовые ресурсы возникают на стадии производства, когда создается новая стоимость, но на этой стадии продукт производится еще в товарной форме)

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая же форма объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства, позволяя теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества, обеспечивая концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства и т. д.

Отсюда возникает еще один специфический признак для финансов как экономической категории. Финансовые отношения всегда связаны с формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Потребности в финансовых ресурсах возникают у различных финансовых субъектов на различных уровнях и приводит к возникновению разнообразных видов связей. Однако, существуют критерии, позволяющие свести финансовые отношения в основные сферы. По своей природе финансовые отношения являются распределительными. Распределение происходит путем формирования целевых денежных фондов у различных субъектов. В зависимости от роли этих субъектов в общественном производстве финансовые отношения классифицируют следующим образом: финансы хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы и личные финансы. Внутри каждой сферы выделяют звенья. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны и образуют единую финансовую систему.

Финансовая система — совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих формирование и распределение фондов денежных средств в национальной экономике.

Сущность финансов как экономической категории проявляется через их функции: распределительную и контрольную.

Через распределительную — реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии.

Однако эта функция, несмотря на ее многогранность не отражает полностью свойств, присущих финансам как экономической категории. Финансы количественно отображают воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно сигнализировать о том, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, это проявляется через контрольную функцию финансов. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением СОП.

Контрольная функция финансов действует не изолировано, а в тесном единстве с распределительной.

Тема 2. Характеристика финансовых ресурсов. Финансовый рынок.

Распределительная и контрольная функции финансов проявляются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, которые являются материальными носителями финансовых отношений. Финансовые ресурсы — денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности и распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления, используемые на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей .

Виды финансовых ресурсов — те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Существует два основных способа перераспределения финансовых ресурсов: плановый и рыночный. Плановый способ перераспределения финансовых ресурсов характерен для плановой экономики, и реализуется через систему централизованного планирования, а рыночный способ перераспределения финансовых ресурсов осуществляется через механизм финансового рынка.

Финансовый рынок – это сфера взаимодействия продавцов и покупателей финансовых ресурсов.

Функции финансового рынка:

накопление финансовых ресурсов путём распределения и перераспределения финансовых потоков;

бесперебойное финансирование эффективно действующих хозяйствующих субъектов и ограничение финансирования неэффективных хозяйствующих субъектов;

механизм адаптации экономической системы к изменениям рыночной конъюнктуры.

Структура финансового рынка выглядит следующим образом:

Рынок банковских ссуд – это часть финансового рынка, соответствующая сфере отношений по поводу предоставления во временное пользование свободных денежных средств на основе срочности, возвратности и платности. Инструменты рынка банковских ссуд не являются самостоятельным объектом купли-продажи.

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, на которой взаимоотношения покупателя и продавца финансовых ресурсов оформляются специальными документами, имеющими самостоятельное обращение и являющиеся объектом купли-продажи. Указанные документы отражают отношения долга или собственности.

Рынок капитала (инвестиций) – включает в себя реальный инвестиции (в земельные участки, недвижимость, etc) и финансовые инвестиции.

На финансовом рынке функционируют следующие субъекты: продавцы финансовых ресурсов, покупатели финансовых ресурсов, посредники финансового рынка. Именно посредникам финансового рынка принадлежит основная роль в мобилизации и перераспределении временно свободных финансовых ресурсов.

Посредники финансового рынка – организации или физические лица, обеспечивающие эффективное взаимодействие продавцов и покупателей финансовых ресурсов. Посредники осуществляют активный поиск разрозненных финансовых ресурсов, их аккумулирование и размещение среди хозяйствующих субъектов и иных покупателей финансового рынка.

К небанковским финансово-кредитным институтам относятся:

ломбарды — кредитные учреждения, выдающие ссуды (потребительские кредиты) под залог движимого имущества. Практикуются также операции по хранению ценностей клиентов, продажа заложенного имущества на комиссионных началах;

кредитные товарищества создаются с целью кредитно-расчетного обслуживания своих членов: кооперативов, арендных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращается. Основные операции кредитных товариществ включают предоставление ссуд, комиссионные и посреднические услуги;

кредитные союзы — кредитные кооперативы, организуемые группами частных лиц или мелких кредитных организаций. Капитал кредитных союзов формируется путем оплаты паев, периодических взносов их членов, выпуска займов. Кредитные союзы осуществляют следующие операции: привлечение вкладов, предоставление ссуд под обеспечение членам союза, учет векселей, торгово-посреднические и комиссионные операции, консультационные и аудиторские услуги. Могут быть двух типов:

а)кредитные союзы первого типа организуются группой физических лиц, объединяемых по профессиональному или территориальному признаку,

б)кредитные союзы второго типа создаются в виде добровольных объединений ряда самостоятельных кредитных товариществ;

общества взаимного кредита — организации, близкие по характеру деятельности к коммерческим банкам, обслуживающим мелкий и средний бизнес. Участниками общества могут быть физические и юридические лица, формирующие за счет вступительных взносов капитал общества;

страховые общества, реализуя страховые полисы, принимают от населения сбережения в виде регулярных взносов, которые затем помещаются в государственные и корпоративные ценные бумаги, закладные под жилые строения. Финансовые резервы страховых обществ формируются за счет регулярных взносов, процентных доходов по облигациям и дивидендов по акциям, принадлежащим страховым компаниям. Могут быть организованы в форме акционерных обществ или взаимной компании (владельцы страховых полисов являются совладельцами компании);

частные пенсионные фонды — юридически самостоятельные фирмы, управляемые страховыми компаниями или трастотделами коммерческих банков. Их ресурсы формируются на основе регулярных взносов работающих и отчислений организаций, образовавших пенсионный фонд, а также доходов по принадлежащим фонду ценным бумагам. Пенсионные фонды вкладывают средства в наиболее доходные виды частных ценных бумаг, государственные облигации, недвижимость;

финансовые компании специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд. Источником ресурсов финансовых компаний являются собственные краткосрочные обязательства, размещаемые на рынке, и кредиты банков.

Инвестиционные институты — это хозяйствующие субъекты (или физические лица), которые осуществляют деятельность на рынке ценных бумаг как исключительную, т.е. не допускается ее совмещение с другими видами деятельности. К инвестиционным институтам относят: инвестиционные банки первого вида-,

инвестиционные компании и фонды — разновидность финансово-кредитных институтов, аккумулирующих средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг и размещающие их в ценные бумаги других эмитентов. Важным преимуществом инвестиционных компаний являются широкие возможности диверсификации портфеля ценных бумаг; квалифицированное управление фондовыми активами, что обеспечивает распределение рисков и повышение ликвидности инвестируемых средств;

фондовая биржа — институционально организованный рынок ценных бумаг, функционирующий на основе централизованных предложений о купле-продаже ценных бумаг, выставляемых биржевыми брокерами по поручениям институциональных и индивидуальных инвесторов. В функции фондовой биржи входят обеспечение постоянства, ликвидности и регулирования рынка, учет рыночной конъюнктуры, котировка акций. Динамика курсов ценных бумаг на фондовой бирже отражает направления эффективного вложения капиталов и является индикатором состояния рынка в целом;

По своей экономической сути вся посредническая деятельность сводится к дилерской и брокерской. Дилерская деятельность осуществляется за свой счет и от своего времени, а брокерская — за счет и по поручению клиента.

Коммерческие банки – относятся к особой категории финансовых посредников. Их деятельность отличается от функций брокера или дилера. Коммерческие банки в процессе своей деятельности создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на финансовом рынке.

Тема 3.Управление финансами

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.

На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.

В ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления. 

Управление финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. 

Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях. Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. 

В целях управления государственными финансами, регулирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и доходов населения субъекты власти используют финансово-правовые акты.

По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти — на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы — на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы.

Тема 4. Государственные финансы. Государственный бюджет.

Государственные финансы — экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, с другой стороны, по поводу формирования и использования государственных фондов денежных средств. Государственные финансы многообразны и включают в себя такие финансовые отношения как государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. Ведущая роль принадлежит государственному бюджету. Выделение его в отдельное звено государственных финансов связано со следующей го спецификой: Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, где непременным участником является государства;

Бюджетные отношения связаны с формированием и использованием централизованного денежного фонда, который предназначаются для удовлетворения общегосударственных потребностей.

3. Пропорции распределения определяются потребностями расширенного производства ( в большей степени )

4. Бюджетное распределение определяет центральное место в составе государственных финансов.

С экономической точки зрения государственный бюджет — самостоятельная категория. С юридической точки зрения — правовой акт, финансовый план , который используется как инструмент централизованного планирования .

Бюджетные отношения воплощаются в бюджетном фонде страны, который имеет разветвленную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от централизации ресурсов в руках государства и методов ведения хозяйства. Как у любого фонда у государственного бюджета есть доходная и расходная части.

Доходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями, гражданами в процессе формирования бюджетного дохода страны. Формой проявления доходов как экономической категории, являются различные виды платежей, а материальным воплощением — финансовые средства, поступающие в бюджетный фонд.

Под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушения налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся доходы от государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации.

По социально-экономическому содержанию доходы ГБ можно разделить на

доходы от предприятий и организаций разных форм собственности

доходы от государственного имущества и угодий

доходы от государственной экономической и других видов деятельности

поступления от личных доходов граждан

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня — собственные и регулирующие.

Закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Кроме того, в доходы бюджетов может поступать финансовая помощь

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Дотации бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах, для покрытия текущих расходов.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

Расходы государственного бюджета — экономические отношения, возникающие у государства в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому и территориальному назначению для удовлетворения общегосударственных потребностей. Государственные расходы можно охарактеризовать и качественно, и количественно. Характеризуя качественно, мы можем установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов. Количественная характеристика позволяет оценить величину расходов. Конкретные виды бюджетных расходов многочисленны и связаны с природой и формами государства. Расходы ГБ РФ и их распределение зафиксированы в структуре и составе бюджетной классификации.

Кроме того, расходы ГБ сгруппированы по экономическому признаку, т.е. расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие или капитальные расходы. Это более детальное распределение расходов по их предметному признаку, например ЗП, начисления, все виды хозяйственных расходов, выплаты населению, именуемые трансфертами и другие категории. Кроме того, расходы делятся на защищенные и незащищенные статьи бюджета.

Между всеми видами расходов существует взаимосвязь, которая позволяет перейти от одной структуры государственных расходов к другой. Каждый раздел объединяет расходы на соответствующие цели всех министерств и ведомств, которые их осуществляют. Как правило, раздел реализуют несколько министерств и с другой стороны, министерства участвуют в выполнении нескольких разделов. Поэтому бюджет определенного федерального органа представляет собой сумму всех его затрат по соответствующим разделам.

Тема 5. Бюджетное устройство и межбюджетные отношения в РФ.

Все действующие на территории РФ бюджеты представляют собой в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня — государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система РФ как федеративного государства состоит из трех уровней :

первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень — местные бюджеты.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды. Однако для управления делами каждой территории, прогнозирования ее развития важно знать, какие средства сосредотачиваются в бюджете всех уровней, функционирующих в ее рамках. Это необходимо также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти. Поэтому законодательством предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах РФ в целом , а также субъектов федерации и административно-территориальных единиц. Консолидированный бюджетсвод бюджетов государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления

Законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы

Тема 6: Бюджетный процесс

Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Каждая последующая стадия бюджетного процесса следует строго последовательно за предыдущей и не может ее опережать. Вся совокупность стадий бюджетного процесса образуют бюджетный цикл, который длится около трех с половиной лет. Сам же бюджетный год на территории РФ совпадает с календарным годом. Начинается 1 января, оканчивается 31 декабря плюс еще один льготный месяц для завершения расчетов по предыдущему периоду. Как и любой процесс, бюджетный процесс имеет своих участников. Участники бюджетного процесса могут быть представлены следующим образом:

Рассмотрим содержание основных стадий бюджетного процесса:

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива органов исполнительной власти, непосредственно — Минфина России.

До разработки проекта бюджета составляется и корректируется (уточняется) целый ряд планов, которые в отличие от бюджета не утверждаются в форме закона (решения), но имеют большое значение с точки зрения, во-первых, обоснованности бюджетных показателей, а во-вторых, возможности определения результатов реализации бюджетной политики.

Первостепенное значение имеет прогноз социально-экономического развития территории. Он разрабатывается и одобряется (утверждается) соответствующими исполнительными органами власти на срок не менее трех лет.

Помимо этого составляется перспективный финансовый план для каждого уровня бюджетной системы РФ. В этом документе представлены данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Также предусмотрен среднесрочный финансовый план — документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (местного бюджета), утверждаемый высшим органом соответствующей исполнительной власти. Значения показателей СФП субъекта РФ (муниципального образования) и основных показателей проекта соответствующего бюджета должны соответствовать друг другу. Показатели СФП субъекта РФ (муниципального образования) носят индикативный характер и могут быть изменены в следующем бюджетном цикле.

На стадии составления проекта бюджета разрабатываются долгосрочные целевые программы (подпрограммы). Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. При этом может быть принято решение о прекращении реализации программы высшим исполнительным органом власти — за один месяц до внесения проекта закона (решения) о бюджете.

В основу бюджетного планирования заложен широко известный в международной практике метод «скользящей трехлетки».

Рассмотрение и утверждение бюджетов относится к бюджетным полномочиям органов законодательной (представительной) власти. Порядок и сроки представления, рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для федерального бюджета — БК РФ, бюджета субъекта РФ — законом субъекта РФ, местного бюджета — муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются:

основные направления бюджетной и налоговой политики;

предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной

финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

пояснительная записка к проекту бюджета;

методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);

проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

иные документы и материалы.

Рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете проходит в трех чтениях. Рассмотрение в каждом чтении имеет свой предмет.

Исполнение бюджета – непосредственная мобилизация всех запланированных доходов и осуществление всех запланированных расходов. Исполнение бюджета осуществляют следующие участники бюджетного процесса: главные распорядители, подведомственные им распорядители и получатели бюджетных средств, администраторы источников финансирования дефицита бюджета, а также администраторы доходов бюджета. Исполнение бюджетов соответственно уровню обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, при этом организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов — это проведение и учет операций по зачислению средств на единый счет бюджета и по списанию средств с единого счета бюджета.

В зависимости от того, переданы ли Казначейству России какие-либо полномочия по исполнению регионального или местного бюджета, различают следующие варианты кассового обслуживания:

с открытием лицевого счета бюджета соответствующему финансовому органу;

с открытием лицевых счетов получателям бюджетных средств в соответствии с соглашением о передаче органам Казначейства России отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Соглашение заключается на срок не менее календарного года между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией) и органом Казначейства России;

с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу и осуществлением органом Казначейства России отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в соответствии с Соглашением (так называемый «смешанный» вариант).

При любом варианте и без заключения соглашений в органах Казначейства России открываются лицевые счета участникам бюджетного процесса регионального и местного уровней для проведения операций и осуществления контроля за целевым использованием межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;

Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета); Кассовый план — прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;

уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;

перечисление Казначейством России средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Исполнение бюджетов по доходам осуществляется на едином счете бюджета.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

— принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Казначействе России или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

В случае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования). Предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответствующий квартал на основе заявок на финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органе.

Тема 7. Внебюджетные фонды. Основы их формирования и использования.

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. Страховой метод формирования этих фондов обуславливает их специфику и выделение в самостоятельное звено государственных финансов. Внебюджетные фонды — это форма перераспределения ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В РФ существуют следующие внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Выделение внебюджетных фондов из государственного бюджета связано со стремлением обеспечить целевой характер использования фондов денежных средств, мобилизованных в этих фондах, а также для реализации конституционных прав граждан на:

социальное обеспечение по возрасту;

социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

социальное обеспечение в случае безработицы;

охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления на государственные и региональные. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации;

добровольные взносы физических и юридических лиц;

другие доходы, мобилизованные на финансовом рынке

Мобилизуются средства во внебюджетные фонды через систему обязательного государственного страхования. Обязательную форму страхования отличают следующие принципы:

обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователь – вносить причитающиеся страховые платежи. Закон обычно предусматривает перечень подлежащих обязательному страхованию объектов, уровень или нормы страхового обеспечения, порядок установления тарифных ставок, периодичность внесения страховых платежей и основные права и обязанности страховщика и страхователя.

Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов.

Автоматичность распространения обязательного страхования на объекты, указанные в законе.

Действие обязательного страхования, независимо от внесения страховых платежей.

Бессрочность обязательного страхования.

Нормирование страхового обеспечения

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. Законодательно утвержден следующий порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов:

1. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

2. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Тема 8. Государственный кредит. Государственный долг, его классификация. Управление государственным долгом.

В целях обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их мобилизации является государственный кредит.

Государственный кредит— совокупность экономических отношений между государством (в лице его органов власти и управления), с одной стороны, и юридическими и физическими лицами- с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия, организации — кредиторами. В сфере международных отношений государство может выступать как в роли заемщика, так и в роли кредитора.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга внутреннего и внешнего. Государственный долг полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг разделяют на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг — составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствами по погашению обязательств, срок погашения которых наступил.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map