Пособие фонетика



Phonetic vokale zunge

Совершенствование структуры и содержания общего образования

Совершенствование структуры и содержания общего образования

aktuell

З.С.Несипбаева

З.С.Несипбаева

Формирование и совершенствование навыков произношения

Формирование и совершенствование навыков произношения

Entwicklung und Vervollkommnung
der Aussprachefertigkeiten
Phonetik
Введение

Vorwort

Учебно-методическое пособие «Формирование и совершенствование навыков произношения» предназначено для занятий на курсах по разделам: «Теоретическая фонетика немецкого языка» и «Практическая фонетика немецкого языка», а также на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка по разделу «Аспекты языка: фонетика».

Учебно-методическое пособие включает материал по теоретической и практической фонетике, необходимый и достаточный для проведения вводно-коррективного курса, а также для дальнейшей отработки и совершенствования фонетических навыков слушателей.

Пособие состоит из 3 частей.

В первой части содержится теоретический материал для введения в дисциплину. Материал представлен на русском языке и, при необходимости, дается перевод отдельных терминов на немецкий язык, чтобы слушатели могли ознакомиться со специальной терминологией и понять сущность основных фонетических явлений. В данной части раскрываются ключевые понятия: гласные и согласные звуки немецкого языка, позиционнообусловленные фонетические чередования гласных: ассимиляция, оглушение звонких согласных, придыхание (аспирация). Здесь же приводится схема речевого аппарата и таблица транскрипционных обозначений в немецком языке.

Во второй части описываются основные интонационные компоненты немецкого языка: словесное ударение, фразовое ударение, паузы, мелодика и ее виды, основные интонационные структуры: утверждение, различные виды вопросов, перечисление, восклицательное предложение.

В третьей части подобрана система упражнений, направленная на формирование и совершенствование произносительных навыков – от слова, словосочетания, фразы к тексту. При этом, упражнения, обучая произношению, помогают расширить словарный запас, развить речь, сформировать навыки аудирования и орфографии. Наиболее интересные и трудные фонетические явления, такие как словесное ударение в сложных, заимствованных словах, аббревиатурах систематизированы и изложены на немецком языке.

В пособии имеется приложение, которое включает материал для дополнительной работы: рифмовки, скороговорки, пословицы, стихотворения, песни, фонетические игры.

Аудиоприложение включает записи фонетических упражнений для закрепления фонетических навыков слушателей.

Учебно-методическое пособие может быть использовано учителями немецкого языка, преподающими в образовательных учреждениях Тамбовской области для формирования и отработки произносительных и аудитивных навыков учащихся. Богатая палитра упражнений дает возможность применить индивидуальный подход в обучении.

Часть I (Teil I)

§ 1.

Роль фонетики в изучении иностранных языков

Die Rolle der Phonetik beim Fremdsprachenlernen

Глоссарий

артикуляционная база языка

Artikulationssprachbasis

— совокупность артикуляционных укладов и движений, типичных для производства звуков и звукосочетаний данного языка

графика

Grafik

— система буквенного обозначения звуков соответствующего языка

орфография

Rechtschreibung

— свод правил об использовании графем при написании различных слов

просодические средства

Prosodische Einheiten

— надсегментные единицы, к которым относятся словесное ударение, интонация (мелодия, фразовое ударение, длительность) и ритм

сегменты

Segmente

— составляющие языковые единицы

транскрипция

Lautschrift

изображение на письме звукового состава слов

фонетика

Phonetik

один из разделов языкознания, предметом изучения которого, является система звукового строя языка

Язык является средством общения людей во всех сферах их деятельности. Языковая система складывается из нескольких подсистем: фонетической, грамматической и лексической.

Фонетическая система языка складывается из звуковых единиц. К этим единицам относятся звуки речи, звукосочетания, слоги, акцентные группы (фонетические слова), речевые такты (синтагмы), фразы, тексты и просодические средства. Звуки речи — это наименьшие единицы сегментного (линейного) членения больших языковых единиц (звукосочетаний, слогов и др.). Просодические средства — это надсегментные единицы, к которым относятся словесное ударение, интонация (мелодия, фразовое ударение, длительность) и ритм.

Изучением фонетической системы и звукового строя языка занимается фонетика, один из разделов языкознания.

Всестороннее изучение элементов звукового строя обеспечивается следующими разделами фонетики: акустической фонетикой, физиологической фонетикой и фонологией. Все эти аспекты фонетики органически связаны между собой.

Акустическая фонетика изучает звуки речи как явления, в основе образования которых лежат акустические законы, общие для всех звуков, физиологическая фонетика рассматривает звуки в артикуляционном аспекте как явления, возникающие в результате деятельности речевого аппарата человека, а фонология изучает их функции в речи.

Фонетика как раздел науки о языке имеет большое теоретическое и практическое значение. Ее теоретическое значение заключается в том, что она изучает те элементы структуры языка, без которых не могут существовать ни грамматические формы, ни слова, ни словосочетания, ни предложения. Изучение грамматического и лексического строя языка невозможно без предварительного изучения его фонетического строя.

Практическое или прикладное значение фонетики многообразно. Прежде всего, фонетика необходима как в преподавании родного языка, так и в преподавании иностранного языка.

Данные фонетики необходимы также для логопедии (исправления недостатков речи), для сурдопедагогики (обучения звуковому языку глухонемых и слабослышащих), для уроков вокала (обучения пению), для техники речи (постановки дыхания и голоса), для техники связи, для общения человека с компьютером, создания искусственного интеллекта и т. д.

Расхождения между произношением и написанием обусловлены особенностями графики и орфографии каждого данного языка.

Правильное употребление звука в слове может быть достигнуто путем определения и запоминания звукового состава слова. При чтении определение звукового состава слова затрудняется расхождением между произношением и правописанием. Весьма часто буквы, которыми изображаются на письме звуки, передают их неточно.

Под графикой понимается система буквенного обозначения звуков соответствующего языка.

Основой графики немецкого языка является алфавит, заимствованный из латыни. Поскольку латинский алфавит был приспособлен к звуковому составу этого языка, а в немецком языке звуковой состав был иным, то при заимствовании алфавита оказалось, что некоторые буквы излишни, так как в немецком языке отсутствуют обозначаемые ими звуки, и, напротив, для некоторых звуков, которые отсутствовали в латинском языке, не хватает букв. Поэтому в немецкой графике стали, с одной стороны, применять разные буквы для обозначения одного и того же звука (например, буквы v и f в словах Vater и Feder). С другой стороны, одна и та же буква стала применяться для обозначения разных звуков (например, буква v в словах Vater [f] и Violine [v]). Кроме того, для обозначения одного звука стали применять буквосочетания (например, ch, sch, ng, ts и др.), а для обозначения звукосочетаний одну букву (например, х). Далее, для обозначения длительности гласных были введены как знаки долготы гласного удвоение обозначающей его буквы (ее, aa, oo) и буква е или h после гласного (ie, ih, ah, eh, oh, uh, äh, öh, üh). Для обозначения же краткости предшествующего гласного стало служить удвоение последующего согласного (например: Mann, still, Wassern т.д.). Графические единицы обозначения звуков языка средствами алфавита называются графемами.

Под орфографией понимается свод правил об использовании графем при написании различных слов. Так, например, в слове Meer полагается обозначать долготу гласного графемой ee, а в слове mehr — графемой eh, в слове Hexe звукосочетание [ks] — графемой x, а в слове sechs — графемой chs.

Особенности орфографической системы того или иного языка обусловливаются теми принципами, которые положены в ее основу. В основе немецкой орфографии лежат фонологический, морфологический и традиционный принципы. В соответствии с фонологическим принципом введено, например, упоминавшееся выше обозначение различной длительности гласных. Морфологический принцип проявляется в сохранении одного и того же буквенного состава морфем, например: Tag — Tage, Bad — Baden и т. п. Иногда по традиционному принципу сохраняется историческая форма слова, не оправданная с точки зрения современного звукового состава слова, например: ziehen, leihen и др.

С 1 августа 1998г. в Германии вступили в силу новые правила немецкого правописания.

Новые правила правописания зафиксированы в словарях и справочниках и снабжены пояснениями и упражнениями для их закрепления. (Neue deutsche Rechtschreibung. — München: Compact Verlag, 1996; Bertelsmann. Die neue deutsche Rechtschreibung / Ursula Hermann. — München: Lexikographisches Institut, 1996; Duden. Die deutsche Rechtschreibung. — 21 Aufl. — 1996. — Bd. 1; и др.)

Для более точного изображения на письме звукового состава слов изобретен особый условный алфавит, называемый фонетической транскрипцией. В этой знакобуквенной системе каждый знак изображает только один звук и, наоборот, каждый звук имеет свой особый знак-букву.

DIE LAUTE DES DEUTSCHEN IN INTERNATIONALER LAUTSCHRIFT

1. Langvokale

[i:] [bʀi:f]Brief

[e:] [re:] Reh

[ε:] [ε:ʀə]Ähre

[a:] [ma:l]Mahl

[о:] [mo:ɐ]Mohr

[u:] [ʀu:fən]rufen

[y:] [fyən] führen

[Ø:] [hØ:ʀən]hören

2. Kurzvokale

[i][gift] Gift

[ε] [ʀεtən]retten

[a][halt] Halt

[ɔ][sɔnə]Sonne

[u][munt]Mund

[y][glyk] Glück

[œ][hœle]Hölle

3. Diphthonge

[] [nn]nein

[] [ms] Maus

[] [ltǝ]Leute

4. Schwache Laute

[ə] [le:ʀən]lehren

[ɐ] [nu:ɐ]nur

5. Stimmlose Explosivlaute

[p] [pa:ɐ]Paar

[t] [ti:ɐ]Tier

[k] [kuʀts]kurz

6. Stimmhafte Explosivlaute

[b] [bi:ɐ]Bier

[d] [dank]Dank

[g] [gaŋ]Gang

7. Nasale

[m] [munt]Mund

[n] [nе:bən]neben

[ŋ] [hεŋən]hängen

8. Liquide

[r] [Runt]rund

[1] [le:ɐ]leer

9. Frikative

[f][fi:ɐ] vier

[s][ist] ist

[ʃ][ʃa:dən]Schaden

[ҫ][ʃpʀεҫən]sprechen

[x][dax] Dach

[v][vaʀtən]warten

[z][za:gən]sagen

[ӡ][ӡeni] Genie

[j][ja] ja

Путем комбинирования различных звуков можно создавать практически бесчисленное множество слов и словоформ, например: AalTalStahl, HandHund.

Каждый звук речи, который выполняет функцию различения слов и словоформ, называется фонемой.

Каждый язык располагает строго ограниченным количеством фонем, которое выявляется путем их противопоставления в словах. Такое противопоставление возможно потому, что две или несколько различных фонем могут встретиться в одинаковой фонетической позиции, т.е. в одинаковом звуковом окружении и в одинаковом отношении к ударности, например: Lust [lʊst] — Last [last] — (ihr) last [la:st] — (er) lässt [lεst] — (ihr) lest [le:st] — (er) liest [li:st] — List [list] — (er) löst [lØ:st].

Однако одна и та же фонема может встретиться в различных фонетических позициях, которые вызывают модификации (видоизменения) фонемы. Поэтому фонемы реализуются в различных вариантах (оттенках, аллофонах). Варианты, которые возникают вследствие реализации фонемы в различных фонетических условиях, называются позиционно-комбинаторными вариантами.

Речевой аппарат имеет, в принципе, одинаковое строение у всех людей. Однако в каждом отдельном языке для образования звуков применяются не все речедвигательные возможности, а только их определенная часть.

SPRECHORGANE

Фонетика немецкий язык упражнения

1. Nasenhöhle

2. Hartgaumen

3. Zahndamm

4. Mundhöhle

5. Weichgaumen

6. Zäpfchen

7. Rachen

8. Kehlkopf

9. Luftröhre

10. Speiseröhre Zunge

A. Zungenspitze

B. Vorderzunge

C. Mittelzunge

D. Hinterzunge

I. — полость гортани;

II. — полость зева;

III. — полость рта;

IVполость носа;

1.язык;

2. — кончик языка;

3. — передняя спинка языка;

4. — средняя спинка языка;

5. — задняя спинка языка;

6. — корень языка;

7. — губы;

8. — зубы;

9.альвеолы;

10.твердое нёбо (palatum);

11.мягкое нёбо (velum);

12.язычок (uvula);

13. задняя стенка зева;

14. — надгортанник;

15.голосовые связки;

16. щитовидный хрящ;

17. — пищевод;

18. трахея (дыхательное горло)

Phonetic vokale zunge

LIPPENPOSITIONEN

LIPPENPOSITIONEN

Фонетика немецкий язык упражнения

Phonetic vokale zunge

Фонетика немецкий язык упражнения

Phonetic vokale zunge

Фонетика немецкий язык упражнения

Phonetic vokale zunge

Фонетика немецкий язык упражнения

Виды укладов и движений речевых органов, типичные для каждого языка, определяются своеобразием произносительных привычек, характерных для данного языка, которые складываются исторически.

Эти особенности проявляются как в произнесении отдельных звуков, так и звукосочетаний и больших фонетических единиц. В связи с этим в фонетике создалось понятие фонетической базы языка, которая складывается из артикуляционной и ритмической базы.

Артикуляционная база языка — это совокупность артикуляционных укладов и движений, типичных для производства звуков и звукосочетаний данного языка.

К особенностям ритмической базы относятся характер выдоха, накопления и разрядки мускульной энергии при образовании слогов и других фонетических единиц. Выдох при речеобразовании может быть плавным или толчкообразным. Мускульная энергия, накапливаемая перед началом звукопроизводства, может получать разрядку в плавном (слабом) отступе (конце производства звука) или в резком (сильном) отступе.

Для немецкой артикуляционной базы характерны следующие признаки:

Губы не напряжены и не прижаты к зубам. При опускании нижней челюсти губное отверстие имеет овальную форму. Из этой позиции губы могут с одинаковой легкостью быть переведены как в позицию округления и выдвижения вперед (при лабиализованных гласных), так и в позицию большего растягивания при нелабиализованных гласных. При округлении и выдвижении губ вперед более активна верхняя губа. В русской артикуляционной базе губы также не напряжены, но плотнее прикасаются к зубам, форма губного отверстия более растянута.

В немецком языке нижняя челюсть опускается и поднимается резче и энергичнее, чем в русском, степень раствора рта больше варьирует в связи с необходимостью большей фонологической детализации гласных по качеству (широких и узких гласных верхнего и среднего подъема языка, гласных нижнего подъема языка).

Гортань опущена, опускаются также корень и задняя спинка языка. Это приводит к увеличению заднего резонатора, и голос получает гортанный тембр. В русском языке гортань не опущена, гортанный тембр отсутствует.

В результате опущения гортани, корня языка и задней спинки языка весь язык смещается вперед, и кончик языка имеет контакт с передними нижними зубами, передняя спинка языка слегка приподнята. Продвинутость языка вперед удобна для перехода к артикуляции гласных переднего ряда и переднеязычных согласных.

Для русской артикуляционной базы характерен сдвиг языка назад, кончик языка не прикасается к нижним передним зубам, задняя спинка языка имеет слегка выпуклую форму, что является подготовкой к артикуляции несмягченных согласных и гласных заднего ряда. В связи с отодвинутостью языка назад гласные переднего ряда в русском языке имеют несколько более заднее образование и более низкий тембр, чем в немецком языке.

Мускульное напряжение артикулирующих органов (языка и губ) устойчиво (стабильно), вследствие чего артикуляционные уклады тоже устойчивы. В русском языке мускульное напряжение неустойчиво и поэтому неустойчивы (лабильны) артикуляционные уклады.

Для фонационного (речевого) выдоха типичен сильный толчок, благодаря которому в полость рта поступает значительное количество воздуха. В результате создается большая воздушная наполненность полости рта.

§ 2.

Классификация гласных звуков

Klassifikation der deutschen Vokale

Глоссарий

гласные

Vokale

Звуки образуются с обязательным участием голоса и при отсутствии какой-либо преграды в надгортанных полостях

дифтонги

Diphthonge

Сочетание двух гласных звуков, при артикуляции которых происходит скользящий переход от одного положения органов речи к другому



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map