Пособие НАК 2013



Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет имени. А.Байтурсынова

Кафедра практической лингвистики

Нурсеитова А.К.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебно-методическое пособие

(Уровень В2)

Костанай, 2013

ББК 81.411.2

Н 90

Автор:

Нурсеитова Алия Касымжановна, кандидат педагогических наук, доцент

Рецензенты:

Баяхметова Айслу Ахметбековна, кандидат филологических наук, доцент

Журсиналина Гульжанат Курмашевна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой практической лингвистики

Тогжанова Гульжан Кенжегалиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы КГПИ

Нурсеитова А.К..

Н 90 Русский язык. – Костанай: КГУ им. А. Байтурсынова, 2013. — 100 с.

Учебно-методическое пособие «Русский язык» (уровень В2) составлено в соответствии с Госстандартом и типовой программой «Русский язык» (Алматы: Казак университет, 2012) как дисциплины общеобразовательного цикла и рассчитано на студентов всех специальностей казахских отделений университета (бакалавриат).

ББК 81.411.2

Утверждено Научно-методическим советом Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, протокол от ____200_г. № __.

© Костанайский государственный

университет им. А. Байтурсынова, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...4

1. Язык и его основные функции. Язык и речь. Виды и функции речи.5

2. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. …………………………………………………………….8

3. Функционально-смысловые типы текстов. Повествование, рассуждение, описание……………………………………………………………………………………………..11

4. Функциональные стили речи. ……………………………………………14

5. Общее понятие о научном стиле речи. Жанры научного стиля…………..20

6. Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах. Подстили научного стиля …………………………………………24

7. Анализ текстов научного стиля…….…………………………………….34

8 Развитие коммуникативных навыков и речевых умений при чтении научных текстов по специальности ……………………………………………………..42

9 Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли…………………………………………………………………………47

10. Коммуникативные задачи текста. Синтаксические конструкции, характерные для научного стиля речи………………………………………49

11. Микротема текста………………………………………………………………………….58

12. Данная и новая информация текста. Смысловое деление текста. Развитие мысли от какой-либо исходной, известной информации к неизвестной. ………………………………………………………………….61

13. Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения. Механизмы действия этих функций. ……………………………………….64

14.Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации. Предложения, выполняющие функции прогрессии текста..69

14. Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации……………71

15. Русско-казахско-английский словарь……………………………………77

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие «Русский язык» (уровень В2) составлено в соответствии с требованиями к кредитной технологии и содержит материал, необходимый для лингвистического образования студентов любой специальности в рамках государственной программы «Триединство языков», в условиях, когда иностранные языки приобретают статус действенного инструмента формирования интеллектуального потенциала общества, становясь на современном историческом этапе одним из главных ресурсов развития нового государства.

Учебно-методическое пособие «Русский язык» (уровень В2) соответствует типовой программе дисциплины «Русский язык» и государственному общеобязательному стандарту образования РК для студентов казахских групп всех специальностей университета и предназначен для формирования межкультурной компетенции как способности к межкультурной коммуникации у личности, определяемой как субъект межкультурной коммуникации.

Учебно-методическое пособие опирается на лингвистические и методические достижения последних лет и на сложившийся опыт преподавания русского языка как неродного и как иностранного, сохраняя в общих чертах преемственность с предшествующими пособиями. Универсальным научно-теоретическим базисом формирования является впервые разработанная в отечественной методической науке «Когнитивно-лингвокультурологическая методология и теория иноязычного и полиязычного образования» (С.С. Кунанбаева).

Основная цель пособия — формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции — способности решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы, формирование межкультурно-коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе образования на уровнях базовой стандартности (В2).

С целью формирования коммуникативной компетенции полиязычной личности студентов к учебно-методическому пособию прилагается словарь тематической группы слов, направленных на совершенствование языковой способности студентов в четырёх видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо), позволяющее полноценно участвовать во всех сферах коммуникации, речевой и коммуникативной компетенций в области научного общения.

Структура словаря определяется требованиями программы и состоит из 12 разделов, содержание которых способствуют формированию межкультурной компетенции будущих специалистов.

Тема1. Язык и его основные функции. Язык и речь. Виды и функции речи.

Материал для наблюдений Прочитайте текст. В чём выражается разница между языком и речью? Каковы виды и функции речи?

Речь – форма общения, сложившаяся исторически в процессе материальной и преобразующей деятельности людей. Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык – это продукт общественно-исторического развития (вырабатывается обществом). Каждый язык имеет свой лексический состав (значение слов), грамматику (форма слов), фонетический состав (звуки). Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения (любое значение, понятие – это всегда обобщение предметов).

Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Каждое слово в речи вводится в определенный контекст. Кроме содержания в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим (эмоционально-выразительная сторона). Речь имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (мотив). В процессе эволюции речь возникла первоначально как жестовая, затем при возникновении орудий деятельности произошел конфликт между основными функциями руки (общение и манипулирование орудием труда). Данная ситуация спровоцировала более интенсивное развитие артикуляционного аппарата и появление членораздельной речи.

Виды речи: 1.Внешняя (устная; монолог -диалог),письменная, кинетическая (жесты). 2. Эгоцентрическая (вслух и для себя) 3.Внутренняя (внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование),аффективная (короткие восклицания)

Функции речи: Коммуникативная — контактная (организация взаимодействия между людьми); воздействия или влияния; обобщения (любое слово уже обобщает являясь понятием); обозначения (в слове фиксируется значение предметов или явлений); контроля (контроль организации собственной деятельности); сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо); информационная (передача информации).

Задания

Переведите на родной язык слова общение, речь, язык, звук, сообщение, указание, вопрос, приказание.

Разбейте текст на смысловые части и сформулируйте основную мысль каждой из них.

Озаглавьте каждую часть.

Составьте вопросный план текста.

Перескажите текст по составленному Вами плану.

Теоретическая справка

Устная и письменная формы речи.

Речевое общение происходит в двух формах — устной и письменной. Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Устная речь — это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа}.

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я», личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени.

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах — устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу — литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

Задания

1.Прочитайте внимательно «Закон о языках Республики Казахстан».

2.Сформулируйте основные положения Закона в виде тезисов.

3.Перескажите текст, пользуясь следующим планом:

I. Законодательство о языках в Республике Казахстан.

II. Государственный язык Республики Казахстан.

III. Забота государства о языках.

IV. Государственная защита языков.

V. Ответственность за нарушение законодательства о языках.

VI. Язык в международной деятельности и межэтнической коммуникации.

Методические рекомендации

Каждый студент обязан ознакомиться с «Законом о языках РК», законспектировать основные положения настоящего Закона и заучить основные понятия «Закона о языках РК»: диаспора, языковое строительство, языковое планирование, транслитерация, топонимика, ономастика.

Изучая грамматические темы, обратите внимание на такие понятия как «лексико-грамматическая группа», «лексико-семантические группы», «тематическая группа слов», «речевая, лексическая тема», аббревиатура, способы выражения, грамматические темы».

Тема2. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста.

Теоретическая справка

Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощиью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т.д.

Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и монолога.Диалог – это одна из форм речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы.Монолог – это развёрнутое высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Монолог обращён к слушателям, читателям, самому себе…

Текст имеет или может иметь заглавие.

Минимальной единицей текста является предложение, которые объединяются в абзацы, параграфы, главы. Текст всегда оформляется стилистически как разговорный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль. Важнейший признак текста – стилевое единство.

Методические рекомендации

Есть определенные требования к заголовкам научных текстов. Во-первых, в нем должно быть дано точное, однозначное наименование объекта рассмотрения, и, во-вторых, точное обозначение аспекта (стороны) рассмотрения данного объекта. Например, если заголовок состоит из двух существительных, то слово, называющее тему, стоит обычно в Р.п., а слово, стоящее в И.п., обозначает какой-либо аспект этого объекта, оно конкретизирует, развивает его, является подтемой: Виды глагола. Классификация морфем.

Объект и аспект его рассмотрения могут быть названы в заголовках, где первое слово (или словосочетание) обозначает тему, а следующее после двоеточия слово или словосочетание – конкретизирующую подтему. Например: Специальная лексика: вопросы организации и презентации. Подтема в заголовке может быть подчеркнута, выделена при помощи союза как: Сложное предложение как синтаксическая единица.

Основной единицей речи, выражающей законченное высказывание, является цепочка взаимосвязанных предложений, образующих текст. Он обладает смысловой и структурной завершённостью, смысловой и структурной связностью всех входящих в него самостоятельных предложений и информативных частей (глав, разделов, параграфов, абзацев). Смысловая связность текста обусловлена единством его содержательного плана – единством темы. Поэтому любой связный текст можно озаглавить, выделить его смысловое ядро (т.е. то, о чём говорится в тексте). Информативные части текста имеют свою тему (микротему), подчинённую общей теме текста. Таким образом, в тексте выделяются тема (название, наименование, по средствам которого обозначается данный объект и аспект его рассмотрения, а также само содержание текста, раскрывающее название темы) и подтема.

Задание 1. Подготовьте краткий пересказ теоретической справки. Определите стиль изложения. Найдите в тексте заглавие, абзацы. Приведите примеры текстов разных стилей.

\

Задание 2. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого в каждом предложении текста. Выделите предикативный центр каждого предложения. Объясните постановку тире.

Задание 3. Составьте письменный рассказ о своей семье, отвечая на следующие вопросы:

У Вас большая семья? Назовите всех членов Вашей семьи. Укажите их возраст.

Кто является главой Вашей семьи?

Кто у Вас в семье старший по возрасту и кто младший? Сколько им лет?

Чем занимаются члены Вашей семьи?

Кто ведет хозяйство?

Что Вы делаете вечером, когда вся семья в сборе?

Как Вы проводите субботние и воскресные дни? Как Вы отмечаете семейные праздники?

Расскажите, какой должна быть, по вашему мнению, гармоничная, идеальная семья (состав семьи, возраст супругов, количество детей, профессии членов семьи, распределение обязанностей между членами семьи), как должны складываться отношения между родителями и детьми, между старшими и младшими детьми).

Методические рекомендации

Подготовьтесь к полилогу о государственном языке и языке межнационального общения на основе конспекта «Закона о языках Республики Казахстан». Обратите внимание на такие формы устной речи как монолог, диалог, полилог.

Задание 4.Прочитайте текст.

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в Лугани (ныне город Луганск). Жизнь составителя знаменитого “Толкового словаря живого великорусского языка” была яркой и насыщенной. Отец Владимира Ивановича Даля, Иоганн Даль, сын офицера датской королевской армии Матвея Даля, получил образование в Германии, в Йенском университете. Здесь он изучил языки: немецкий, французский, английский, русский, еврейский, латынь и греческий, причем владел ими блестяще. Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина II решила пригласить Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. В середине 80-х годов XVIII века молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России, хотя занятиями своими был (не) доволен…

Даль хотел выбрать самую полезную специальность. По его мнению, в те годы в России (не) хватало врачей, и он решил посвятить себя медицине.

Даль снова отправился в Йену, получил диплом доктора медицины, вернулся в Россию и никогда больше ее (не) покидал. С тех пор и имя свое стал писать на русский лад – Иван Матвеев сын Даль.

Вскоре он женился на Марии Фройтах, матери В.И. Даля. Она хоть и (не) была полиглотом, как ее муж, но все-таки в совершенстве владела, кроме немецкого, русским, английским и французским языками. Увлечение языками было общей семейной страстью.

Владимир Иванович Даль получил домашнее начальное образование, затем обучался в Петербургском Морском Кадетском корпусе и, наконец – на медицинском факультете Дерптского университета.

Он служил офицером на Черноморском и Балтийском флотах, военным врачом в сухопутных частях русской армии, чиновником при Оренбургском военном губернаторе. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., (не) раз отличался в сражениях.

Даль много ездил по России, (не) сколько раз пересекал ее с севера на юг и с запада на восток, объехал Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и Украину, Приуралье и Поволжье, Башкирию и Казахстан. И всюду, где ему случалось бывать, он (не) изменно вел наблюдения как этнограф, натуралист, статистик.

Даль знал много языков: кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, сербский, болгарский, латинский, татарский, башкирский, казахский.

В течение сорока лет Даль выступал в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак Луганский. В собрании его сочинений напечатано 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника «Морские досуги», (не) сколько статей и очерков. Известны также его учебники «Ботаника» и «Зоология», есть и заметки и проекты об улучшении быта помещичьих крестьян, о преобразовании суда, монетной системе и других.

Но главное дело всей жизни В.И. Даля – его знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Кроме множества слов Даль записал тысячу сказок. Он отдал их безвозмездно составителю знаменитого издания «Народные русские сказки» Афанасьеву. Свои записи народных песен (около 300) Даль подарил собирателю Петру Киреевскому.

В скупой автобиографической заметке, подводя итоги, Даль писал: «Во всю жизнь я искал случая поездить по России, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень…»

(По М. Бессараб)

Задания

1. Составьте простой план текста.

2. Устно ответьте на вопросы: Когда и где родился В.И. Даль? Кто был отец В.И. Даля? Как Иоганн Даль попал в Россию? Какая особенность проявилась в характере молодого Иоганна Даля? Почему он стал врачом? Кто была мать Даля? Где и какое образование получил В.И. Даль? Где и кем он служил? В каких местах побывал Даль? Как он использовал свои поездки? Какие научные и литературные труды упоминаются в тексте? Что было главным делом его жизни? Каким был Даль в жизни? Что он записал в своей автобиографической заметке?

3.Что значит «знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень»? Какие значения у слов «ядро» и «корень» здесь использованы?

4.Выпишите, раскрыв скобки, слова с частицей НЕ, объясните их написание.

5.Выпишите из текста предложения со сказуемыми, выраженными именем существительным (именем прилагательным) в форме И.п., Т.п., или И.п. с глаголом-связкой.

6.Выпишите из текста 5 однозначных и 5 многозначных слов, в словаре проверьте их значения.

7.Выпишите имена существительные (10), определите их род.

Методические рекомендации

При подготовке к занятию нужно повторить грамматический материал, связанный с главными членами предложения, а также желательно на занятии пользоваться толковым словарем и словарём иностранных слов.

Тема 3. Функционально-смысловые типы текстов. Повествование, рассуждение, описание.

Теоретическая справка

Тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение. Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Художественный повествовательный текст строится по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Описание может начинаться либо с общего признака, либо заканчиваться им.

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Рассуждение строится по следующему плану: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод.

Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей.

Материал для наблюдений

Тексты могут содержать описание, повествование и рассуждение.

1. Девушка была среднего роста, как Тогжан. Да и вся она — верно сказал Ербол – была вылитая Тогжан: те же черты лица, белизна и румянец щек, то же бело-розовое яблочко подбородка, легкое и нежное, те же волосы, черные, шелковистые, — все то самое, о чем он так тосковал, что некогда столько раз приводило его в восхищение… строгая линия носа, чуть вздернутого на кончике шаловливо и прелестно… Алые губы, тонко очерченные и по-детски наивные… Темные брови, острые и длинные, разлетающиеся к вискам, как крылья ласточки… Легкая улыбка ничем не омраченной души… Да, это была вторая Тогжан, единственная любовь Абая, такая, какой была в юную пору, какой он видел ее сейчас во сне – во всей своей красоте, так поразившей его в тот далекий счастливый вечер в доме Суюндыка на Верблюжьих горбах…(М. Ауэзов).

2. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему двору. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. (Д.С.Лихачев)

3. Я родился 28 сентября 1897 года в семье кочевника-казаха Чингисской волости, Семипалатинской области – Омархана Ауэзова.

Раннее детство я провел в ауле, там же начал обучаться и грамоте. Учил нас, своих внуков, дед Ауэз (от его имени и происходит моя фамилия).

Одиннадцати лет я лишился отца, и меня взял на воспитание мой дядя Касымбек. Дядя и меня устроил в Семипалатинское городское пятиклассное училище на земскую стипендию Чингисской волости.

Семипалатинскую учительскую семинарию я окончил в 1919 году. Осенью 1922 года я поступил вольнослушателем в Среднеазиатский государственный университет в Ташкенте. Через год я поступил в Ленинградский государственный университет на филологическое отделение. Здесь я учился до 1928 года, после чего поступил в аспирантуру при восточном факультете Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте (М. Ауэзов).

Задания

1. Сравните три текста. В каком из них, на ваш взгляд, содержится описание чего-либо или кого-либо, в каком – повествование о чем-либо, в каком рассуждение на какую либо тему?

2. Какие сказуемые преобладают в тексте, содержащем описание, какие – в тексте, представляющем повествование?

3. Составьте автобиографию. Сравните повествование, составленное в официально-деловом стиле, с литературной автобиографией.

4. Напишите рассуждение на одну из следующих тем:

1) Моя профессия – одна из самых нужных моей Родине. 2) Каким я представляю себе современного человека? 3) Что такое доброта, и легко ли быть добрым человеком в наше время?

5.Приведите примеры текстов разных смысловых типов.

6.Определите типы указанных текстов.

1) Зрительная труба, созданная в 1608 году голландским оптиком Хансом Липперши, привлекла внимание итальянского учёного Галилея. В течение короткого времени учёный усовершенствовал эту конструкцию и создал несколько труб с улучшенными характеристиками. С их помощью он совершил ряд открытий, включая горы и долины на Луне, а также четыре спутника Юпитера.

2) Беглецы притаились в пещере. Что теперь делать? Бежать? Но Артёмов, весь забинтованный, крепко спал. Он должен был спать 24 часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить благородную собаку? Одну в пещере? Нет, нет! Спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе (А. Толстой).

3) Возьмём динамометр и один его конец прикрепим к небольшой тележке, стоящей на столе. К другому концу динамометра прикрепим нитку с грузом. Эту нитку с грузом перебросим через блок. Груз будет тянуть тележку по столу. Произведём измерения. Опыт показывает, что движение под действием постоянной силы есть равноускоренное движение. Если груз постепенно увеличивать и провести после этого измерения, то заметим, что ускорение тележки прямо пропорционально силе, действующей на тележку.

7.Подготовьте ответы на вопросы в форме описания, повествования или рассуждения.

-Почему семья считается социальной ячейкой общества?

-Можете ли Вы описать близкого человека?

-Расскажите о самом счастливом дне в Вашей жизни.

Тема 4.Функциональные стили речи.

Материал для наблюдений

1. Ознакомьтесь со значением слова «стиль». Определите, какое из них относится к языку.

2.Стиль – характерный вид, разновидность чего-нибудь, которая выражается в особенных формах художественного оформления.

3.Метод работы, поведение.

4.Приемы использования средств общенародного языка для выражения мыслей в различных условиях речевой практики.

(С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. Стиль языка называют функциональным потому, что он выполняет определённую функцию (роль) в жизни. Каждый из стилей определяется по совокупности специфических признаков, имеет языковые особенности, сферу, условия, цель и задачи общения.

Разговорный стиль речи обслуживает потребности повседневного общения людей в обиходно-бытовой сфере. Это стиль непринуждённой беседы, характеризующейся шутливой, иронической или фамильярной окраской.

Официально-деловой стиль преимущественно используется в сфере официально-деловых отношений. Он служит для оформления деловых документов, приказов, постановлений и т.д. Он обслуживает взаимоотношения между различными учреждениями, государствами, а также между учреждениями и отдельными гражданами.

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, радио и телевидения, устных выступлений на собраниях и митингах. Он используется в общественно-политической сфере, выполняет информационную, агитационно-пропагандистскую и популяризаторскую функции.

Научный стиль обслуживает сферу науки, его основная функция – передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематизированное изложение научных знаний.

Художественный стиль занимает особое место среди функциональных стилей, являясь наиболее полным выражением всего национального языка в целом. Стиль художественной литературы включает в себя стили языка, но в функционально-преобразованном виде.

Функциональные стили языка

Стили

Задача (цель высказывания)

Сфера применения

Стилевые особенности

Языковые особенности

Научный

сообщить научную информацию; объяснить различные связи между явлениями

научные труды (статьи, монографии, диссертации, доклады), учебники, справочники, лекции

обобщенность, понятийная точность,

объективность, логичность



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map