Пособие по общей патанатомии



Медицинский институт Тамбовского государственного университета

имени Г.Р. Державина

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕЙ

ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ТАМБОВ 2013

Л.М. Курзин

З.С. Топчиева

Ж.А. Шишкина

А.И. Локтев

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕЙ

ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

2013

Рецензенты

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по патологической анатомии. / Сост.: Л.М. Курзин, З.С. Топчиева. Ж.А. Шишкина, А.И. Локтев

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей патологической анатомии содержит краткое описание основных вопросов изучаемых тем, подробное описание микропрепаратов, контрольные вопросы и темы рефератов по каждой теме.

Предназначается для студентов III курса медицинского института.

Печатается по решению ГОУ ВПО

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление4

Предисловие5

Тема № 1. История. Цели и задачи патологической анатомии. 7

Тема № 2. Паренхиматозные дистрофии8

Тема № 3. Мезенхимальные (стромально-сосудистые) дистрофии10

Тема № 4. Смешанные дистрофии13

Тема № 5. Некроз. Апоптоз.15

Тема № 6. Нарушение крово- и лимфообращения 18

Тема № 7. Нарушение крово- и лимфообращения20

Тема № 8. Общее учение о воспаление. Экссудативное воспаление. 23

Тема № 9. Продуктивное воспаление. Гранулематозные болезни26

Тема № 10. Регенерация и репарация. Заживление ран. Организация. Метаплазия. 28

Тема № 11. Процессы адаптации. Гипертрофия. Гиперплазия. Атрофия.31

Тема № 12. Общее учение об опухолях. Опухоли из плоского и железистого эпителия. 33

Тема №13. Опухоли из мезенхимы. Органоспецифические опухоли.

Опухоли из разных тканей. 36

Библиографический список40

ПРЕДИСЛОВИЕ

Патологическая анатомия изучается студентами медицинских институтов на III курсе, когда они освоили основы нормальной анатомии человека, гистологии, биохимии, физиологии и приступают к освоению клинических дисциплин. Патологическая анатомия изучает структурные основы болезней и общепатологических процессов, формирующиеся на разных уровнях: субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном.

Необходимость в создании данного учебно-методического пособия продиктована сложностью изучаемой дисциплины, большим объемом учебного материала и особенностями преподавания патологической анатомии, где особое внимание уделяется вопросам анализа морфологических основ патологических процессов.

Настоящее учебное пособие составлено коллективом кафедры гистологии и патологической анатомии медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Данное пособие призвано помочь студентам в изучении патологической анатомии путем систематизации предлагаемого учебного материала с кратким изложением теоретических основ изучаемой темы, позволяющим определить общие и конкретные цели занятия. Пособие включает в себя подробное описание микропрепаратов с указанием патоморфологических изменений в органе или ткани.

При работе с микро и макропрепаратами рекомендуется изучать их в следующей последовательности.

Алгоритмы работы на практическом занятии

План разбора патологического процесса

Определение.

Этиология, патоморфогенез.

Классификация.

Макроскопическая картина.

Микроскопическая картина.

Значение для тканей, органа, организма.

Осложнения.

Исходы.

Схема описания микропрепарата

Определить орган (ткань), представленный в препарате.

Определить способ изготовления гистологического препарата и окраску.

Отметить изменения паренхиматозных элементов органа: размеров клеток, наличие в цитоплазме и ядре патологических включений.

Отметить изменения стромальных элементов органа: состояние соединительнотканной стромы и сосудов.

Отметить нарушения архитектоники органа.

Охарактеризовать и зарисовать патологические изменения.

Назвать патологический процесс. Сформулировать диагноз.

Указать вероятные причины возникновения обнаруженных патологических изменений.

Сопоставить микроскопические изменения с возможной макроскопической картиной.

Большинство предлагаемых к изучению микропрепаратов окрашены гематоксилин-эозином (ГЭ), при использовании иных методов окрашивания необходимо отметить это, при зарисовке микропрепарата в альбоме.

По каждой из изучаемых тем студентам предлагаются контрольные вопросы для самостоятельной подготовки контроля, а также ситуационные задачи, позволяющие студентам самостоятельно анализировать морфологическую основу патологических процессов, механизмы их возникновения, развития осложнений и исходов, как отдельных процессов, так и болезни в целом.

При создании данного пособия авторы преследуют цель формирования у студентов клинико-морфологического мышления в процессе изучения патологической анатомии, поэтому предлагаемый теоретический материал рассматривается в тесной связи с основными клиническими и теоретическими дисциплинами изучаемыми на III курсе медицинского факультета.

Учебное пособие к практическим занятиям по патологической анатомии составлено в соответствии с учебной программой, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Тема 1.

История. Цели и задачи патологической анатомии.

Цель занятия: знать основные исторические этапы развития, содержание предмета патологической анатомии как основы медицинской науки, задачи теоретической и практической патологической анатомии, объекты и методы исследования.

План занятия:

1.  Определение патологической анатомии и ее связь с другими медицинскими дисциплинами.

2.  Содержание общей и частной патологической анатомии.

3.  Задачи патологической анатомии как фундаментальной и прикладной медицинской дисциплины.

4.  Объекты исследования патологической анатомии.

5.  Современные методы исследования.

Темы рефератов:

Место патологической анатомии в медицине, связь ее с другими дисциплинами и роль в формировании врача.

Понятие о болезни. Роль социальных и биологических факторов в развитии болезни.

История патологической анатомии. Патологическая анатомия в России

Оснащение занятия: Занятие проводится на базе кафедры патологической анатомии, возможна демонстрация вскрытия. С современными методами исследования студенты знакомятся во время посещения научных и клинических лабораторий кафедры.

Патологическая анатомия наука о возникновении и развитии морфологических изменений в больном организме

Задачи практической патологической анатомии:

Прижизненная диагностика заболеваний (исследование биопсий);

Контроль за правильностью прижизненной диагностики;

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний;

Повышение деловой и профессиональной квалификации лечащих врачей.

Во время проведения секционных исследований врач-патологоанатом должен установить диагноз: выявить основное заболевание, его проявления, фон, на котором оно развилось, осложнения, непосредственную причину и механизм смерти больного. Обнаруженные изменения он обязан сопоставить с клиническим течением болезни, ее симптомами, выяснить механизм развития болезни, ее этиологию, правильность лечения, своевременность установления клинического диагноза и необходимых терапевтических и хирургических вмешательств.

По окончании секционных исследований врач-патологоанатом проводит синтез всех обнаруженных изменений в виде патологоанатомического эпикриза и диагноза, составляющих важнейшую часть протокола вскрытия.

Задачи теоретической патологической анатомии:

Изучение этиологии – науки о причинах и условиях возникновения заболеваний;

Изучение морфологии – структурных изменений в органах и тканях под влиянием патологического процесса;

Изучение морфогенеза – морфологических изменений в органах и тканях под влиянием патологического процесса динамике;

Изучение патоморфоза — стойких изменений клиники и морфологии под действием факторов внешней среды;

Изучение процессов умирания – танатогенеза;

Изучение исхода — структурной перестройки органов и тканей в результате патологического процесса.

Методы патологической анатомии:

Биопсия – прижизненное гистологическое исследование ткани или органа.

(операционная, пункционная, прицельная, путем соскоба, инцизионная, трепанобиопсия, путем мазка, отпечатка).

Аутопсия.

Научный эксперимент.

Клеточные и тканевые культуры.

Вопросы для контроля и повторения:

Дать определение патологической анатомии.

Определить содержание общей и частной патологической анатомии.

Перечислить задачи патологической анатомии как фундаментальной и прикладной медицинской дисциплины.

Охарактеризовать структуру патологоанатомической службы.

Перечислить объекты исследования патологической анатомии.

Перечислить и описать современные методы исследования.

Тема 2.

Паренхиматозные дистрофии.

Цель занятия: Изучить причины, патогенез, механизмы развития и морфофункциональные изменения в органах и тканях при паренхиматозных дистрофиях.

План занятия:

Определение понятия «дистрофия». Макро- и микроскопические признаки дистрофического процесса. Основные механизмы развития дистрофии.

Классификация белковых паренхиматозных дистрофий.

Причины и механизм развития паренхиматозных диспротеинозов. Морфофункциональная характеристика. Исходы. Значение для организма.

Определение понятий «липидоз» и «липоидоз». Тезаурисмозы. Общие закономерности морфофункциональных изменений при жировых паренхиматозных дистрофиях. Причины, механизмы развития, исходы, значение для организма.

Паренхиматозные липидозы. Жировая дистрофия отдельных паренхиматозных органов.

Темы рефератов:

Роль паренхиматозных дистрофий при изучении клинических дисциплин.

Причины и морфологические признаки жировой дистрофии. Роль хронического алкоголизма в развитии жировой дистрофии.

Дистрофия — патологический процесс, в основе которого лежит нарушение тканевого (клеточного) метаболизма, что ведет к структурным изменениям клеток, органов и тканей. Дистрофия является одним из видов повреждения (альтерация).

При классификации дистрофий учитывают: 1) преобладание морфологических изменений в специализированных элементах паренхимы или в строме и сосудах (паренхиматозные, мезенхимальные и смешанные дистрофии); 2) преобладание нарушений того или иного вида обмена (белковые, жировые, углеводные и минеральные дистрофии); 3) влияние приобретенных или наследственных факторов (приобретенные и наследственные дистрофии); 4) распространенность процесса (общие и местные дистрофии).

При паренхиматозных дистрофиях нарушение обмена веществ происходит в клетках паренхимы органов, выполняющих, специализированную функцию (печень, почки, сердце). Среди морфогенетических механизмов, ведущих к развитию морфологических изменений при дистрофиях, различают: 1) инфильтрацию, 2) извращенный синтез; 3) трансформацию; 4) декомпозицию (фанероз).

К паренхиматозным дистрофиям относят белковые (диспротеинозы), жировые (липидозы) и углеводные.

Микропрепараты:

1. Зернистая дистрофия почек (окраска гематоксилин-эозином (г-э)) — в цитоплазме эпителия извитых канальцев определяется мелкая эозинофильная зернистость. Зернистая масса видна и в просвете канальцев, просветы канальцев сужены за счет увеличения объема эпителия извитых канальцев. Контуры ядер нечеткие.

2. Гидропическая дистрофия почки (гидропический нефроз) (окраска г-э) — в эпителии извитых и прямых канальцев видны вакуоли различных размеров, заполненные цитоплазматической жидкостью. Ядра клеток оттеснены к базальной мембране.

3. Жировая дистрофия печени (окраска г-э) — липиды располагаются в гепатоцитах в виде вакуолей различной величины (оптически пустых образований), оттесняющих ядро на периферию. Процесс наиболее выражен в гепатоцитах периферии печеночных долек.

4. Жировая дистрофия печени (окраска суданом) — печеночные клетки содержат крупные капли жира, окрашенные в ярко оранжевый цвет. В центральной части печеночных долек капли жира встречаются в меньшем количестве и имеют вид мелких капель.

Вопросы для контроля и повторения:

1. Дайте определение понятия «дистрофия».

2. Укажите совокупность каких клеточных и внеклеточных механизмов нарушения трофики тканей способствуют развитию дистрофии.

3. Укажите, к каким внутриклеточным изменениям ведет расстройство ауторегуляции клетки.

4. Укажите основные морфогенетические механизмы, принимающие участие в развитии дистрофического процесса.

5. Укажите принципы, на основе которых классифицируют дистрофии.

6. Укажите виды дистрофий по преобладанию нарушений того или иного обмена веществ.

7. Укажите виды дистрофий в зависимости от распространенности процесса.

8. Укажите, на какие виды делят паренхиматозные дистрофии.

9. Укажите, какие процессы развиваются в исходе паренхиматозных диспротеинозов.

10. Укажите виды паренхиматозных диспротеинозов.

11. Дайте определение понятия «лейкоплакия».

12. Укажите возможные причины развития роговой дистрофии.

13. Укажите, в каких органах наиболее часто встречается паренхиматозная жировая дистрофия.

14. Укажите виды паренхиматозной жировой дистрофии в миокарде и как называется сердце при развитии такого процесса.

15. Укажите виды жировой паренхиматозной дистрофии гепатоцитов.

16. Укажите основные причины развития паренхиматозных жировых дистрофий.

17. Укажите с нарушением обмена каких соединений связано развития паренхиматозных углеводных дистрофий.

18. Дайте определение понятия «гликогеноз».

19. Укажите накопление каких соединений в клетках или межклеточном веществе происходит при нарушении обмена гликопротеидов.

20. Укажите заболевания и патологические процессы, часто сопровождающиеся развитием жировой дистрофии печени.

Ситуационные задачи:

Задача 1.

Пожилая женщина умерла от сердечной недостаточности. На вскрытии: сердце, печень, почки увеличены, дряблые, на разрезе тусклые, сероватого цвета.

Вопросы:

1. Какой общий патологический процесс в паренхиматозных органах? Какая его разновидность?

2. Дайте название процесса, исходя из его гистологической картины. Чем он объясняется?

3. Изменения каких органоидов лежат в основе этого общепатологического процесса?

4. Можно ли отнести данный процесс к редким явлениям?

5. Только ли расстройство кровообращения может привести к этому процессу?

6. Является ли данный процесс обратимым? Назовите другие

Задача 2.

Женщина 44 лет умерла от хронического заболевания легких. На вскрытии: сердце увеличено, полости его расширены, миокард дряблый, на разрезе тусклый, гнилостно-желтый. Под эндокардом видно чередование желтых и темно-красных полосок, особенно в сосочковых мышцах.

Вопросы:

1. Как называется такое сердце?

2. Каким видом дистрофии обусловлено изменение миокарда?

3. Как это можно подтвердить?

4. Какой краситель можно использовать?

5. В каких структурах миокарда и в виде каких образований обнаруживаются продукты обмена?

6. Какой цвет они приобретают?

7. Чем обусловлен этот вид дистрофии?

Тема 3.

Мезенхимальные (стромально-сосудистые) дистрофии.

Цель занятия: Изучить причины, патогенез, морфофункциональные изменения в органах и тканях при мезенхимальных дистрофиях.

План занятия:

Основные виды внеклеточных диспротеинозов. Определение понятий «Мукоидное набухание» и «Фибриноидное набухание». Сущность феномена метахромазии. Причины, патогенез и морфогенез. Участие иммунных механизмов в патогенезе процесса. Исходы. Значение для организма мукоидного и фибриноидного набухания.

Гиалиноз. Классификация. Морфофункциональная характеристика. Исходы. Значение для организма.

Амилоидоз. Классификация амилоидоза. Теории амилоидоза, роль клеток различных органов в происхождении амилоидобластов и образовании амилоида. Состав амилоида и гистохимические реакции на амилоид. Значение и роль иммунной системы в патогенезе амилоидоза. Значение амилоидоза для организма.

Мезенхимальные липидозы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map