Пособие по Организации редактированное



Министерство образования российской федерации

поволжский государственный технологический университет

А.Г.Турлов

Организация и технология работ по природообустройству и вододопользованию

Учебное пособие к изучению курса

Организация и технология работ по природообустройству и вододопользованию

«

для студентов направления 280100

«Природообустройство и водопользование»

Йошкар-Ола

2014

Учебное пособие

УДК

Организация и технология работ по природообустройству и вододопользованию / А.Г. Турлов.; Поволжск. госуд. технол. ун-т. – Йошкар-Ола, 2013. – 80 с.

Рассмотрены вопросы организации и технологии работ по природообустройству и водопользованию. Приведены основные сведения о работах на объектах природообустройства, системе взаимоотношений участников строительного процесса, принципам планирования строительных работ и управления строительной организацией. Рассмотрены основы государственного регулирования и контроля в строительстве.

Для студентов направления 280100.

Автор ________________Турлов А.Г.

Содержание

Введение

Объект строительства (Что строить ?) ……………. 6

Участники строительства и взаимоотношения между ними. (Кто строит?) ………………………………….12

Система нормативных документов в строительстве. (Чем руководствоваться?)………………………….. 19

Источники финансирования.(Кто платит?)………….26

Жизненный цикл проекта.(На что расходуются деньги?) ………………………………………………30

Документация по организации строительства и производству работ (ПОС, ППР). (Как подготовиться к строительству?) ……………………..42

Производство строительно-монтажных работ (СМП). (Как строить?) ……………………………………….60

Управление строительной организацией. Как управлять процессом?………………………………………… 68

Контроль и учет в строительстве. Как обеспечить качество работ? …………………………………………………74

Охрана природы при строительстве. Как не навредить природе?…………………………………………………. 80

Сдача объектов в эксплуатацию и пуско-наладочные работы. Как закончить строительство?………………..84

Заключение………………………………………………. 86

Список литературы……………………………………… 88

Введение

Целенаправленное изменение естественного или нарушенного человеком состояния природных объектов, которое обеспечивает сохранение или. восстановление общего состояния природной среды на конкретной территории, составляет содержание природообустройства. С понятием природообустройства неразрывно связано понятие водопользование. Поскольку вода является важной составной частью любой территории. Например, территории, систематически затопляемые паводковыми водами, или, напротив, засушливые, могут быть освоены, обустроены, и превращены в места удобного и безопасного проживания.. А водопользование невозможно без определенного воздействия и на другие компоненты природной среды. В результате работ по природообустройству и водопользованию создаются строительные объекты, назначение которых состоит в защите природных ресурсов конкретного района от вредного влияния факторов природного и антропогенного характера. Это объекты гидротехнического, гидромелиоративного строительства, подпорные сооружения, накопители отходов, специальные объекты промышленного строительства (установки утилизации отходов, фильтры) и проч. инженерные сооружения. При решении задач природообустройства водопользования применяются технологии и машины общестроительных и специальных работ. Основы технологии строительства и реконструкции водохозяйстивенных сооружений были рассмотрены ранее в соответствующей дисциплине [1]. В данном пособии основное внимание уделено технологии инженерной деятельности, связанной с организационными вопросами строительства объектов водопользования и природообустройства. Это попытка дать ответ на основные вопросы, с которыми приходится сталкиваться инженеру в области природообустройства и водопользования:

Что строить?

Кто участвует в процессе?

Чем руководствоваться?

Кто платит?

На что расходуются средства?

Как подготовиться к строительству?

Как строить?

Как управлять процессом?

Как обеспечить качество работ?

Как не навредить природе?

Как сдать объект в эксплуатацию?

В таком порядке и рассматривается материал пособия

Объект строительства (Что строить ?)

Природообустройство связано с изменениет природных объектов, в различных сферах, показанных на рис. 1. Задачи, решаемые во всех этих сферах, обычно связаны с проведением строительных работ в комплексе с различными «не строительными» мероприятиями (лугомелиоративными, лесообустроительными, агротехническими), с решением землеустроительных и градостроительных задач. Проблемы природообустройства всегда комплексные, их решения требуют участия исполнителей различных специальностей, которые должны работать в тесном взаимодействии

.Пособие по организации редактирования аг турлов

. Рис 1. Основные сферы деятельности по природообустройству

Улучшение и защита сельскохозяйственных и лесных угодий и территорий включает:

гидромелиорацию земель

противоэрозионные работы

работы по предупреждения оврагообразования и рекультивации заовраженных земель

защиту земель от затопления

защиту территории от подтопления

противооползневые работы

защиту от селевых потоков

Создание гидромелиоративных систем охватывает большой комплекс работ, включающий строительство различных каналов (в земляном русле, в лотках, закрытых каналов), возведение сооружений на сети (насосных, акведуков, дюкеров), планировку орошаемых полей, устройство коллекторно-дренажных сетей. При осушительных работах обычно необходимы также такие строительные мероприятия как регулирование водоприемников, возведение дамб обвалования.

Противоэрозионные работы подразумевают, кроме агролесомелиоративных мероприятий, чисто строительные работы — террасирование склонов, а в ряде случаев возведение водозадерживающнх, водонаправляющих, водосборных сооружений. Предупреждение оврагообразования включает организацию поверхностного стока, в том числе планировку территории, рациональную прокладку трасс водотоков. Рекультивация заовраженных земель включает засыпку неглубоких оврагов, выполаживание (иногда террасирование) их склонов, устройство подпорных стенок. Такие мероприятия, как правило, также дополняются посадкой деревьев, кустарников, трав.

Защита территорий от подтопления представляет комплекс строительных работ, включающий прокладку дренажных систем или осушителей в виде открытых канав.

Противооползневые мероприятия включают уположение и террасирование склонов, строительство сооружений, обеспечивающих защиту грунтовых массивов от переувлажнения поверхностными водами и отвод поверхностных вод, устройство подпорных стенок, закрепление массивов сваями, и также посадку трав, деревьев, кустарника.

Защита от селевых потоков подразумевает строительство селерегулирующих, селеделительных, селетрансформирующих, селезадерживающих гидротехнических сооружений из разных материалов.

Работы по защите водных ресурсов (поверхностных и подземных вод) включают:

восстановление малых рек;

выправительные и берегоукрепительные работы на реках

работы по очистке водоемов

благоустройство берегов рек и водоемов в населенных пунктах и местах отдыха

строительство сооружений по очистке природных и сточных вод

перевод промышленных предприятий на замкнутую систему технического водоснабжения

Все эти работы относятся к строительным, присущим гидротехническому строительству (кроме последнего вида), Их специфика — в больших объемах разработки, перемещения и укладки грунта, в проведении значительной части работ в сложных условиях речного русла, в исключительном разнообразии возникающих инженерных задач.

При расчистке и углублении русла широко применяются машины со специальным навесным оборудованием (корчеватели-собиратели, кусторезы, механические пилы), плавучие грейферы, земснаряды с землечерпалкам. Широко используются взрывы. Типично применение таких местных материалов как хворост, солома, бревна, камни, использование различных подручных средств для изготовления приспособлений для закрепления земляных масс — фашин, карабуров, сипаев. По сравнению с промышленным и гражданским строительством более широко используются шпунты, сваи, габионы, различные устройства для откачки воды

Перевод предприятий на замкнутую систему технического водоснабжения полностью относится к сфере промышленного строительства, включающего «обычные» строительные работы, монтаж нового технологического оборудования и соответствующие пуско-наладочные работы.

Восстановление территорий, нарушенных в результате антропогенных воздействий включает:

рекультивацию земель и территорий

реконструкцию рельефа

промывку засоленных земель

кулътуртехнические работы

Рекультивация земель, как правило, включает инженерный (горнотехнический) этап, относящийся к строительным работам (в основном земляным). Другой этап — биологический, подразумевающий посадку трав, деревьев, кустарника, обычно проводится после окончания инженерного этапа. Наибольшие объемы земляных работ выполняются при ликвидации отработанных карьеров, отвалов горных выработок.

Промывка засоленных земель и культуртехнические работы требуют проведения строительных работ. Это планировка и устройство дренажа, иногда строительство насосных станций; расчистка территорий от древесной и кустарниковой растительности, пней, валунов.

Защита и восстановление территорий населенных пунктов, зон отдыха, сельскохозяйственных и промышленных предприятий включает:

удаление, накопление и утилизацию твердых бытовых и производственных отходов (соответственно ТБО и ТПО)

защиту атмосферы от вредных выбросов промышленных предприятий

защиту от шума

защиту от электромагнитных полей

возведение новых, ремонт и реконструкция существующих инженерных сооружений

Все эти виды работ в той или иной степени связаны со строительством.

Удаление и накопление твердых бытовых отходов (ТБО) включает устройство полигонов хранения отходов. Утилизация ТБО связана со строительством мусороперерабатывающих предприятий. Твердые производственные отходы (ТПО) накапливаемые в отвалах, терриконах требуют инженерной и биологической рекультивации.

Защита атмосферы, борьба с шумом, с влиянием электромагнитных полей включает в первую очередь решение соответствующих градостроительных и землеустроительных задач, связаных с рациональным размещением жилых и производственных зон, транспортных путей, санитарно-защитных зон, озеленения населенных пунктов, правильным размещением зон отдыха, радио- и телевизионных станций, линий электропередач, сельскохозяйственных и лесных угодий и т.д.

Возведение и реконструкция защитных инженерных сооружений в зонах населенных пунктов и производственных предприятий представляют чисто строительные задачи, относящиеся к области гидротехнического и промышленного строительства.

Таким образом, строительные задачи возникают во всех без исключения сферах природообустройства. В основном это возведение различных инженерных сооружений и проведение защитных и восстановительных мероприятий строительного характера (типа рекультивации, террасирования, берегоукрепительных работ). Особенно эффективна реконструкция производственных предприятий, загрязняющих окружающую среду, т.е. перевод их на более чистые технологии. Все это должно проводиться в комплексе с агролесомелиоративными мероприятиями и увязываться с чисто инженерным обустройством территорий, т.е. строительством транспортных коммуникаций, систем электроснабжения, связи

Контрольные вопросы:

Какие виды работ выполняются при восстановлении территорий ,нарушенных в результате антропогенного воздействия?

Как связано улучшение сельскохозяйственных земель с работами по водопользованию?

Какие работы проводятся при защите поверхностных водных ресурсов?

Участники строительства и взаимоотношения между ними. (Кто строит?)

Независимо от вида строительства в его проведении участвуют организации, или физические лица, связанные друг с другом правовыми отношениями. Рис.2.

Пособие по организации редактированное аг турлов

Рис.2. Схема взаимоотношений участников строительства

Инвестор — организация, финансирующая строительство. Как правило, инвестор не вмешивается в строительные вопросы и все права в распоряжении денежными средствами на это строительство передаются заказчику.

Заказчик — организация, которая формирует состав генеральных исполнителей ведет с ними денежные расчеты, осуществляет общее руководство строительством, организует приемку законченных объектов. Возможны ситуации, когда заказчик одновременно является и инвестором, Если это государственная программа, то заказчиком и является государственный орган.

Застройщик — владелец земельного участка, на котором будет вестись строительство. Возможны ситуации, когда застройщик может быть одновременно и заказчиком и инвестором.

Генеральный подрядчик — главный исполнитель строительных работ, формирующий состав исполнителей более низкого иерархического уровня -субподрядчиков, ведущий с ними денежные расчеты, принимающий у них законченные работы.

Субподрядчики — строительные организации, привлекаемые генеральным подрядчиком для выполнения специальных видов работ, например, земляных, электромонтажных, сантехнических, отделочных и т.д.

Генеральный проектировщик — главный исполнитель проектных работ, выполняющий основную их часть собственными силами, а остальную — силами привлекаемых субподрядных проектных организаций «проектировщиков».

Проектировщик (субподрядный) — организация, привлекаемая генеральным проектировщиком для выполнения той или иной части проекта «на правах субподряда»

Изыскатель — организация, привлекаемая проектировщиком или непосредственно заказчиком, для выполнения инженерных изысканий на территории строительства.

Все организации-участники работают на договорной (контрактной) основе. В договорах (или контрактах) организация выполняющая работу именуется «исполнитель», а организация, заказывающая эту работу и оплачивающая ее, именуется «заказчик». К контракту прилагается «Протокол соглашения о договорной цене»

. При строительно-монтажных работах деньги выплачиваются заказчиком, как правило, ежемесячно, что фиксируется специальным документом — «актом приемки выполненных работ» (старое название — «акт-процентовка»). Этот акт подписывается исполнителем и заказчиком. Общая сумма выплат должна точно соответствовать установленной при заключении контракта «договорной цене».

В процессе строительства проектные организации могут вести систематический контроль за правильностью реализации своих проектов — «авторский надзор«. Необходимость такого надзора определяет заказчик. При этом автор проекта получает право полного контроля строительных работ, но при этом принимает на себя ответственность за качество строительства

Для решения особо сложных технических вопросов может привлекаться научное учреждение. Такое привлечение именуется «научным сопровождением».

На федеральном уровне в сфере строительства существует один государственный орган — Госстрой РФ. Направлениями его деятельности являются общие вопросы технической политики, утверждение нормативных документов, типовой документации, финансирование наиболее важных научных исследований и т.д. Аналогичные органы имеются у субъектов федерации.

В зависимости от состава участников, в строительстве, получили распространение три организационные формы (способы) ведения работ:

подрядный

хозяйственный

строительство «под ключ»

При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими строительными и монтажными организациями (подрядчиками) по договорам с заказчиком. Подрядный способ наиболее эффективен при выполнении больших объемов сложных строительных работ. Это обусловлено тем, что подрядные организации, как правило, хорошо оснащены эффективной техникой, имеет высококвалифицированные кадры. У них применяются передовые методы производства работ, хорошо отлажено взаимодействие с другими организациями, в том числе заводами стройиндустрии.

Недостатком подрядного способа является необходимость решения множества сложных организационных вопросов, связанных с выбором нужных исполнителей, взаимоотношениями организаций-участников, особенно при возникновении каких-либо непредвиденных обстоятельств.

При хозяйственном способе строительство осуществляется только силами заказчика. который создает у себя строительное подразделение. При хозяйственном способе резко упрощаются решение организационных вопросов, обеспечивается наибольшая оперативность управления. Однако при больших объемах и сложности строительно-монтажных работ технического вооружения и квалификации исполнителей может быть недостаточно.

При строительстве объектов «под ключ» функции заказчика принимает на себя генеральный подрядчик. Строительство ведется за счет собственных или заемных средств генподрядчика, а после завершения строительства объект продается, и затраты генподрядчика компенсируются. Способ «под ключ» характерен для жилищного и гражданского строительства, объекты природообустройства таким способом обычно не возводятся, так как в роли «объектов купли-продажи» они не выступают.

Выбор исполнителей при подрядном способе происходит двумя способами:

путем прямых переговоров

путем торгов

Проведение переговоров обычно не формализовано и какими-либо особыми правилами не регламентируется. Потенциальные заказчики и исполнители встречаются и выясняют условия и возможности друг друга. Прямые переговоры позволяют очень быстро выбирать исполнителя, однако есть риск, что выбранный исполнитель может оказаться совсем не таким подходящим, каким он казался в процессе переговоров

При проведении торгов заказчик уведомляет претендентов о решении проводить торги. Перед этим заказчик подготавливает комплект документации, в которой излагаются все условия и требования к проектировщику или строящемуся объекту Заказчик создает «тендерный комитет», который рассматривает все предложения, поступающие от участников торгов. Участники торгов вносят залог в размере 2% от суммы предложения. В случае отклонения предложения залог возвращается участнику. Непосредственное проведение торгов идет по этапам, показанным на рис.3.

Рис. 3. Схема проведения торгов

Пособие по организации редактирования аг турловЗаказ получает организация, представившая наиболее экономичный вариант исполнения заказа и внушающая наибольшее доверие в своей компетентности и платежеспособности.

Достоинством торгов (тендера) является возможность наиболее надежного выбора подходящего исполнителя. Недостатком же торгов следует считать большую продолжительность процедуры оценки претендентов (несколько месяцев)..

В природоохранном строительстве инвестором, чаще всего выступает само государство, т.е. средства идут из федерального бюджета, бюджета субъектов федерации (республик, областей), но могут участвовать и внебюджетные фонды или спонсоры (юридические и физические лица), т.е. возможно смешанное финансирование, когда участвуют различные инвесторы. Заказчиками природоохранного строительства чаще всего выступают тоже государственные организации — Министерство природных ресурсов (МПР), Госстрой России, Росгидромет, администрации республик краев или областей, местные экологические службы т.д. Возможно участие нескольких организаций-заказчиков — в этих случаях назначается «распорядитель» (чаще всего это МПР).Поэтому выбор исполнителей осуществляется только с помощью открытых торгов.

Контрольные вопросы:

В чем разница между понятиями заказчик и застройщик?

В каких случаях заказчик и генподрядчик может являться одним лицом?

Какие преимущества обеспечивает система поиска генподрядчика методом проведения открытых торгов?

Система нормативных документов в строительстве

(Чем руководствоваться?)

Строительство во всем мире регламентируется системой нормативных документов. Существуют Международные стандарты по общим наиболее важным вопросам строительства. Их составляет Международная организация по стандартизации ISO. Международные стандарты являются ориентирами, по которым составляются внутригосударственные (национальные) стандарты. Государства СНГ также составляют общие «межгосударственные» стандарты ГОСТы. Они могут обладать «прямым действием», т.е. не нуждаться в дублировании национальными нормами, если данное государство СНГ признает этот стандарт и издает соответствующее постановление.

Нормативные документы могут носить обязательный и рекомендательный (т.е. необязательный) характер. Документы, носящие обязательный характер называются техническими (строительными) регламентами

В мировой практике существует два принципа стандартизации (нормирования) технических решений:

регламентация конечного результата при свободе выбора путей достижения такого результата («действуй как хочешь, но конечный результат должен удовлетворять перечисленным требованиям»)

регламентация самого пути получения требуемого результата (т.е. «действуй, как требует стандарт, и получишь нужный результат»)

Первый принцип существенно облегчает применение новых подходов, учета последних достижений науки, но он усложняет работу инженера, которому нужно самому искать и критически отбирать нужную литературу, всевозможные пособия, справочники.

Второй принцип, напротив, резко упрощает работу инженера, снимает с него ответственность за многие принимаемые решения (если они соответствуют обязательным требованиям нормативных документов). Однако он сильно усложняет применение новых подходов, ибо любое новшество неизбежно входит в противоречие с существующими нормами. Многолетняя практика показывает, что оптимальные условия создаются, когда первый принцип (т.е. регламентация конечного результата) превалирует в обязательных нормативных документах, второй (регламентация действий) — в рекомендательных документах.

Основополагающим нормативным документом по стандартизации, является СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве». Принятый СНиП четко разграничивает, какие документы должны иметь только обязательный или только рекомендательный характер, какие могут содержать оба вида положений.

Согласно СНиП 10.01-94 нормативные документы РФ разделяются на три группы:

федеральные

субъектов федерации

производственно-отраслевые

Федеральные документы включают четыре вида нормативов:

СНиП — строительные нормы и правила Российской Федерации

ГОСТ Р — государственные стандарты России в области строительства

СП — свод правил по проектированию и строительству

РДС — руководящие документы системы

Нормативные документы субъектов федерации включают один вид документа:

ТСН — территориальные строительные нормы

Производственно-отраслевые документы включают:

СТП — стандарт производства

СТО — стандарт объединения

Общая структура нормативных документов приведена на рис.4.

В современном понимании строительные нормы и правила СНиП становится сводом только обязательных требований, но при этом все главы СНиПа должны утратить свою прежнюю конкретность и определять только «цели, которые должны быть достигнуты и принципы, которыми необходимо руководствоваться». В связи с этим проводится постепенная переработка всех действующих глав СНиПа, которые не соответствуют данным условиям (содержат, например, подробные изложения методов расчета, справочные данные и т.д.). СНиПы последних редакций начинаются с пояснения, что данный документ носит рекомендательный характер, но при ссылке на него в договоре и документации становится обязательным для выполнения

Рис.4. Структура нормативных документов в строительстве

Пособие по организации редактированное аг турлов.

Своды правил по проектированию и строительству устанавливают только рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм и правил. Своды правил содержат необходимые расчетные формулы, таблицы, справочные данные.

Государственные стандарты РФ устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов. Они обозначаются — «ГОСТ Р» («ГОСТ» без буквы «Р» обозначает межгосударственный стандарт СНГ).

Руководящие документы Системы (РДС) устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по разработке и последующему применению нормативных документов.

Территориальные строительные нормы ТСН — устанавливают обязаельные и рекомендуемые положения по строительству, проектированию или изысканиям в конкретном регионе Обязательные требования ТСН имеют законодательную силу только для тех регионов, которые их приняли (если они не дублируют обязательные требования федеральных документов).

Стандарты предприятий (СТП) и объединений (СТО) устанавливают положения по организации и технологии производства, в основном обязательные для конкретного предприятия или объединения.

Наряду с названными нормативными документами в строительстве не должны нарушаться стандарты других отраслей деятельности, в том числе различных надзоров (экологического, пожарного, санитарно-эпидемиологического и др.). Вопросы охраны природы регламентируются как самими строительными нормами (отдельные разделы СНиПа, ГОСТов) так и специальными постановлениями правительства (федерации или субъектов федерации), нормами экологических служб и проч.

В рамках ранее действовавшей системы нормативных документов (до 1992 г.) имелось много норм вспомогательного характера: нормы расхода строительных материалов, электроэнергии и других ресурсов на единицу продукции, нормы, регламентирующие производительность труда (нормы времени, выработки), заработки (расценки), цены на материалы (ценники), нормы запаса материалов, нормы площадей складов, нормы продолжительности строительства и т.д. В настоящее время эти нормы в основном утратили свой обязательный характер, но сохранили значение как ценный материал для внутреннего планирования организации строительства (в рамках строительной организации).

Существующие нормативные документы периодически корректируются и дополняются. Обо всех изменениях делается сообщение в Бюллетене строительной техники. Перечень действующих нормативных документов ежегодно публикуется в виде специальных документов, именуемых «Перечень нормативных документов. . . (по состоянию на 1 января 20…г.)».

В настоящее время разработаны электронные базы данных, охватывающие все действующие нормативные документы в строительстве РФ. Тем не менее официальной нормативной документацией, признаваемой любой экспертизой, любым органом государственного надзора, любым судом, является только издания ГУП ЦПП (Центр проектной продукции в строительстве, г. Москва) на бумажном носителе, имеющие на обложке соответствующий голографический знак. Официальной информацией о введении в действие, изменении и отмене нормативных документов являются публикации в «Бюллетене строительной техники» (БСТ), «Информационном бюллетене о проектной, нормативной и методической документации», издаваемом ГУП ЦПП, а также в «Перечне нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации», издаваемом ГП ЦНС (Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве

Единого нормативного документа по природообустройству не имеется, однако существует множество строительных норм, регламентирующих решение основных вопросов природообустройства. В первую очередь это относится к следующим нормативным документам:

СНиП 2.01.15-90 Инженерная защита зданий и сооружений от опасных геологических процессов

СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов (особенно связаны с природообустройством разделы по инженерной подготовке территорий и охране окружающей среды)

СНиП III-10-75 Благоустройство территорий

СНиП 2.06.03-85 Мелиоративные системы и сооружения

СНиП 2.06.01-86 Гидротехнические сооружения

Прямое отношение к природообустройству имеют нормативные документы по плотинам из грунтовых материалов (СНиП2.06.05-84), по очистным сооружениям (см. нормы по наружным сетям водопровода, канализации, теплоснабжения — СНиП 2.04.03-85). Связаны с природообустройством практически все нормы по проектированию и изготовлению строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, по технологии и организации строительных работ.

Контрольные вопросы:

В чем разница между СНиП и СП?

В каких случаях Международные стандарты являются обязательными для исполнения на территории России?

В чем разница между нормативными документами, приведенными в электронных базах данных, и опубликованными на бумажном носителе?

Как официально регистрируются изменения в государственных стандартах?

Источники финансирования.

(Кто платит?)

Природообустройство отдельных территорий всегда связано с более общими проблемами региона, в котором эти территории находятся. Такие проблемы обычно связаны с исправлением ранее допущенных ошибок во взаимоотношениях человека с природой. Эффективные на первый взгляд решения задач по природообустройству локальной территории могут повлечь за собой совершенно нежелательные последствия на соседних территориях или дать неожиданные негативные результаты на этой же территории в связи с влиянием факторов более общего характера. Например, намыв грунта, устраняющий опасность сезонного затопления конкретной территории, резко улучшающий условия ее освоения, может вызвать нежелательные изменения уровня подземных вод на соседних территориях, изменить гидрологический режим ближайших водоемов, отрицательно сказаться на разнообразии флоры и фауны. Осушение болот, улучшающее санитарную обстановку территории, придающее ей хорошие рекреационные качества, может привести к уничтожению редких растений и вообще отрицательно повлиять на разнообразие флоры и фауны, в нежелательном направлении изменить гидрогеологический режим подземных вод на прилегающих территориях и т.д..

Для того чтобы правильно учесть возможные последствия того или иного варианта обустройства территории зачастую необходимы обширные научные исследования условий всего региона, составление долгосрочных прогнозов их изменений. На этой основе должны разрабатываться конкретные мероприятия по защите окружающей среды, что обычно облекается в форму долгосрочных целевых программ при непосредственном участии государства.

Это обусловлено еще и тем, что «продукция» природоохранной деятельности (чистота атмосферы, водоемов, разнообразие флоры и фауны и т.д.) как правило, не может распределяться по рыночным принципам. Для частного или акционерного предприятия вложения денег в охрану природы являются в большинстве случаев благотворительной деятельностью, не приносящей прибыли в обычном смысле. Тем не менее, государство может устанавливать такую систему штрафных санкций за ущерб природной среде, при которой предприятиям будет выгодней вкладывать деньги в единовременные мероприятия по предотвращению таких загрязнений, нежели систематически платить штрафы. Такой путь очень эффективен для предотвращения будущего ущерба окружающей среды, но он не может решить вопроса об устранении всех ранее допущенных ошибок в отношениях с природой. Для их исправления нужны крупные инвестиции самого государства в охрану природы. Это выражается в первую очередь в финансировании долгосрочных целевых программ охраны природы (включая их разработку и реализацию).

Некоторые экологические проблемы не могут решаться изолировано одной страной — нужно участие многих стран, в связи с чем разрабатываются международные программы. В этом случае страны-участницы принимают на себя определенные обязательства, которые реализуются внутри этих стран путем принятия ими соответствующих законов, проведения мероприятий в виде внутригосударственных программ, финансируемых за счет собственных бюджетов. Иногда экономически слабым странам помогает субсидиями тот или иной международный экологический фонд.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map