Пособие по подготовке к ЕГЭ



Оглавление

Орфоэпические нормы. Ударение.1

Морфологические нормы.2

Синтаксические нормы.5

Словообразование.9

Словосочетание.13

Односоставное предложение.16

Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных.20

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.24

Замена придаточного предложения причастным (деепричастным) оборотом.27

Средства связи предложений в тексте.30

Изобразительно-выразительные средства текста.33

Анализ текста.40

Информационная обработка текста46

Комплексная работа над заданиями части В.49

Работа над сочинение С1 (часть 3).57

Анализ сочинений учащихся64

Орфоэпические нормы. Ударение.

Орфоэпия (от греч. orthos — правильный и epos — речь) — это раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение.

Опишем некоторые особенности постановки ударения для слов различных частей речи.

В образовании краткой формы прилагательного прослеживаются две тенденции: 1) ударный слог полной формы остаётся ударным и в краткой форме: красивый — красив — красива — красиво — красивы; 2) ударение падает на основу в форме мужского, среднего рода и множественного числа и на окончание в форме женского рода: молодой — молод — молодо — молоды — молода; правый — прав — право — правы — права.

Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильна — сильнее, темна — темнее. Если ударение в форме женского рода падает на основу, то в сравнительной степени оно сохраняется на основе: красива — красивее, обидна — обиднее.

Во многих глаголах (брать, взять, вить, врать, гнать, ждать и др.) ударение в форме женского рода падает на окончание, а в остальных формах остаётся на основе: гнать — гнал — гнало — гнали — гнала; ждать — ждал — ждало — ждали — ждала. У глаголов класть, красть, слать ударение в форме женского рода падает на основу: клала, крала, слала.

Для возвратных глаголов типичен переход ударения с основы на окончание в формах прошедшего времени: начаться — начался, началась — началось — начались.

В спрягаемых формах глагола звонить ударение падает на окончание: звоню, звонишь, звоните, звонит, звонят.

Выполните упражнения, сверяясь с орфоэпическим словарем.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

форзАц, ходатАйство, наврАла, закУпорить, посадить ирИс, балОванный, дозировАть, звОнит, квАртал, укрАинский, катАлог, премировАть, нефтепровОд, электропрОвод.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

газопрОвод, путепрОвод, намерЕние, щЕмит, кУхонный,кладОвая, блЕфовать, ходатАйство, Эксперт, созвОнимся, фАрфор, понЯвший, аэропорты, донЕльзя, звОним, лЫжня

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

христиАнин, генЕзис, апОстроф, одОлжить, тортЫ, столЯр, назвАлась, искрА, повтОренный, пОняла, черпАть, втрИдорога, зАняла, клАла, нАчала, закупОрить, обеспЕчение.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Агент, свеклА, поделЁнный, отрОчество, дозвОнится, врУчит, ерЕтик, вероисповЕдание, средствА, некролОг, сливОвый, прИданое, зАсветло, сИроты, нАчавшись, пАртер.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

крАлась, нАчать, свЕрлит, принУдить, исчерпАть, прозОрливый, мОлящий, довЕрху, сОздана, донИзу, кОрмящий, бантЫ, цЕнтнер, цЕмент, гнАлась

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

прибылА, зАвидно, осведомИться, обогнАла, договОренность, надорвалАсь, вклЮчен, крЕнится, дОсуг, прИбыв, крЕмень, сорИт, кровотОчить, щепА, мозАичный, загнУтый.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

навралА, опошлЯт, нАжита, облИлась, жАлюзи, намерЕние, облЕгчить, озлобИть, одолжИт, Издревле, исстарИ, процЕнт, чЕлюстей, туфлЯ, ломотА, щАвель, отбЫла.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

насОрит, обзвонИт, постамЕнт, загодЯ, упрОчить, углУбить, пОнявший, отозвАла, дЕфис, бухгалтеров, крапивА, цЫган, сОзыв, тамОжня, замкнУтый, вклЮчена, изОгнутый.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

простынЯ, нАверх, оцЕнена, набОк, грАжданство, сливОвый, издавнА, аэропОрты, черпАть, откУпоривать, дрАлась, некрОлог, ждалА, дОсуг, зАнять, инстрУмент.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

тортЫ, нанявшийся, Алкоголь, баловАть, зАвидный, нЕдуг, оторвАла, сОгнутый, принЯл, лЫжня, кухОнный, диспАнсер, пломбировАть, кладОвая, принудИть, местностЕй.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

началАсь, дОбела, положИть, нефтепровод, избАлован, нАчалась, катАлог, добЫла, квАртал, ходАтайство, дЕфис, апОстроф, влилАсь, после инструктАжа, зАнять, ерЕтик.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

щавЕль, премИровать, вмЕстится, красИвее, прОбыла, созвОнимся, жалюзИ, бАлуется, из нОвостей, нАчав, дОпоздна, докУмент, подкрАлась, закупОренный, насОрит, нОгтя.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

прИбыв, килОметр, стОляр, средствА, зАгодя, предлОжить, сОзыв, началА, гЕнезис, сОрит, зАперта, электрокабелЕй, дОнельзя, загодЯ, кОрысть, псевдОним, освЕдомить.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

мусоропрОвод, флюорографИя, трубопрОвод, вероисповЕдание, гомеопатИя, Иначе, Арест, иксЫ, лгАла, танцовщИца, свеклА, нАговор, прИкус, Оптовый, тУфля.

В каких словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

укрАинец, Эксперт, дозвОнятся, нАрост, благовЕст, втридОрога, прИданое, включИшь, граждАнство, лезвиЕ, медикамЕнты, прирУчит, пОняла, прИнялась.

Морфологические нормы.

Морфологические нормы — это нормы образования форм различных частей речи. В задания ЕГЭ по русскому языку включены примеры ошибочного образования и употребления различных грамматических форм слов, например: «новый тапок» (норма: тапка); «опытные шофера» (норма: шофёры); «более моложе» (норма: моложе или более молодой); «шестистами рублями» (норма: шестьюстами); «ляжъ на пол» (норма: ляг) и т. п.

К сожалению, формообразование различных частей речи чаще всего определяется не чёткими правилами, а традицией употребления в языке, поэтому при решении вопроса о правильности конкретной словоформы важно ориентироваться на авторитетные словари, например:

Соловьёв Н. В. Словарь правильной русской речи. — М., 2004.

Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М.; СПб., 2006.

Школьный словарь трудностей русского языка / сост. И. А. Мудрова. — М., 2004, и др.

Словарь трудностей русского языка / сост. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М., 2003 и др.

Электронные словари на сайтах www.gramota.ru и www.gramma.ru

Рассмотрим нормы формообразования различных частей речи.

Окончания именительного падежа множественного числа существительных

В форме именительного падежа множественного числа существительные могут иметь вариантные окончания -ы(-и) и -а(-я). Многие формы на -а(-я), появившиеся в живой речи, имеют разговорную или профессиональную окраску (бухгалтера, слесаря, клапана, масла)2. Формы на -ы(-и), как правило, более нейтральны (офицеры, порты, столяры, слесари), хотя некоторые из них устарели и были заменены формами на -а(-я), например: профессора, устар. профёссоры; директора, устар. дирёкторы.

Окончания родительного падежа множественного числа существительных

Существительные мужского и среднего рода в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ов или нулевое окончание. Ниже приведены тематические группы существительных с этими окончаниями.

Парные предметы

Окончание -ов

Нулевое окончание

Бронхи — бронхов Гольфы — гольфов Джинсы — джинсов Клипсы — клипсов Носки — носков

Бахилы — бахил Ботинки — ботинок Ботфорты — ботфорт Бутсы — бутс Валенки — валенок Погоны — погон Сапоги — сапог Серьги — серёг Чулки — чулок Шаровары — шаровар

Национальности, народности

Окончание -ов

Нулевое окончание

Казахи ‒ казахов Калмыки ‒ калмыков Киргизы ‒ киргизов Монголы ‒ монголов Мордвины ‒ мордвинов Норманны ‒ норманнов Таджики ‒ таджиков Узбеки ‒ узбеков Хорваты ‒ хорватов Якуты ‒ якутов

Армяне ‒ армян Башкиры ‒ башкир Болгары ‒ болгар Буряты ‒ бурят Грузины ‒ грузин Осетины ‒ осетин Румыны ‒ румын Татары ‒ татар Турки ‒ турок Туркмены ‒ туркмен Хазары ‒ хазар Цыгане ‒ цыган

Растения

Окончание -ов

Нулевое окончание

Абрикосы ‒ абрикосов Ананасы ‒ ананасов Апельсины ‒ апельсинов Баклажаны ‒ баклажанов Бананы ‒ бананов Гранаты ‒ гранатов

Груши ‒ груш Сливы ‒ слив Яблоки ‒ яблок

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ье без ударения, а также женского рода на -ъя без ударения имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ий: побережье — (нет) побережий, соленье — солений, бегунья — бегуний.

Исключения: верховье ‒ верховьев, низовье ‒ низовьев, платье ‒ платьев, устье ‒ устьев, подмастерье ‒ подмастерьев.

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ье под ударением, а также женского и общего рода на -ья под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ей: ружьё — ружей, семья — семей, судья — судей.

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ец: блюдце — блюдец, зеркальце — зеркалец, полотенце — полотенец, сердце — сердец, щупальце — щупалец.

Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ев: болотце — болотцев, деревце — деревцев, кружевце — кружевцев, оконце — оконцев.

Запомните: солнце — солнц.

В родительном падеже множественного числа у ряда существительных женского рода может быть нулевое окончание и окончание -ей: вафля — вафель, петля — петель, туфля — туфель, баржа — барж, серьга — серёг, манжета — манжет; скатерть — скатертей, каракуля — каракулей, сакля — саклей.

Следует обратить внимание на группу существительных, оканчивающихся на -ня. Если перед -ня стоит гласная, то согласная в нулевом окончании будет мягкой: богиня — богини — богинь, погоня — погони — погонь. Если перед -ня стоит согласная, то согласная в нулевом окончании будет твёрдой: басня — басен, башня — башен.

Степени сравнения прилагательных

В заданиях ЕГЭ регулярно приводятся формы степеней сравнения прилагательных. Нужно научиться распознавать ошибки, связанные со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени («более лучше», «самый кратчайший» и т. п.), поэтому следует знать способы образования этих форм.

Формы сравнительной степени прилагательных

Простая

Составная

Образуется с помощью

суффиксов

-ее, -е, -ше:

длиннее, ярче, тоньше

Образуется присоединением к полной форме слов более, менее:

более длинный, менее яркий

Формы превосходной степени прилагательных

Простая

Составная

Образуется с помощью суффиксов -айш-, -ейш-: ярчайший, длиннейший

Образуется присоединением к полной форме слов самый, наиболее, наименее: самый длинный, наиболее яркий

Образуется присоединением к форме простой сравнительной степени слов всего, всех: ярче всего, сильнее всех

Склонение и особенности сочетаемости числительных

Умение правильно склонять числительные — самый яркий показатель культуры речи. В сложных числительных типа пятьдесят, шестьсот и т. п., в состав которых входят словообразовательные элементы -десят, -сот, склоняются обе части слова: род. п. — пятидесяти, шестисот; дат. п. — пятидесяти, шестистам; твор. п. — пятьюдесятью, шестьюстами; предл. п. — о пятидесяти, о шестистах. Однако в разговорной речи всё чаще встречается форма творительного падежа, в которой первая часть слова изменяется по образцу других косвенных падежей, т. е. говорят (и пишут) вместо пятьюдесятью — «пятидесятью», вместо шестьюстами — «шестистами». В литературной речи эти формы употреблять не следует.

Также типичны ошибки в косвенных падежах числительных от двухсот до девятисот: вместо правильных форм пятисот, шестисот и т. п. употребляются неверные «пятиста», «шестиста» и т. п.

При склонении составных количественных числительных изменяется каждая часть, в то время как при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: добавить к двум тысячам двадцати двум рублям; к две тысячи двадцать второму году.

Собирательные числительные употребляются в следующих случаях:

с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;

с существительными, имеющими форму только множественного числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц (начиная с пяти обычно употребляются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц);

с существительными дети, ребята, люди, а также со словом лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц;

с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро.

Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать «двое учениц», «четверо девушек»), а также с существительными мужского рода, называющими животных (нельзя сказать «трое волков»), однако возможны сочетания с названиями детёнышей животных: трое волчат, семеро козлят.

Собирательные числительные употребляются в именительном и в косвенных падежах с одушевлёнными существительными: двое детей, мать двоих детей. С неодушевлёнными существительными собирательные числительные

употребляются только в именительном и винительном падежах: трое суток. В косвенных падежах с неодушевлёнными существительными употребляются количественные числительные: около трёх суток (не «троих суток»).

Выполните упражнения, сверяясь со словарями.

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Корпуса университета листы бумаги, стога сена, глухие тона сердца, опытные бухгалтера, быстро выздоровеют, лягте на пол, прекраснейший день, в аэропорту, поезжай прямо, обучение судей, накормящий собак, враждующие лагери, изобретший, попробоваю.

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Переходя улицу, предъявить пропуски, директора школ, вольер для цапель, отряд партизан, килограмм абрикосов, установить драйверы, неисправные клапана, шестьюстами рублями, около девяносто тонн, ночные сторожа, насыплют корм, сорока граммов.

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Лазая по деревьям, около пятиста рублей, ношеный костюм, образовывать круг, опытные лекторы, свежие торты, наши слесари, пара туфлей, без сандалий, пара носок, класть книги, колебается в выборе, эскадрон гусар, комплект простыней, чёрных чулок.

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Забрать из яслей, отряд солдат, картофельных очисток, десять граммов, ящик томатов, тонких запястьев, опостылеет, несколько полотенец, около шестисот килограммов, не маши руками, в двух тысяч седьмом году, молодые инженеры, несколько окошек.

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Шестеро котят, смелее всех, запах яблок, с четырёхстами рублями, запретящий охотиться, из глубоких ущелий, горсть вишен, несколько брелоков, выбор платьев, по приезде в город, более моложе, обеими руками, десять ампер, трое саней, по окончанию школы

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Паштет из шпрот, банка консервов, пара джинсов, характерный для монголов, приготовление макаронов, на обоих берегах реки, палец с мозолем, около девятисот девяноста слов, по прибытии на место, прочитай книгу, их вещи, восемь щупалец.

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Спортивных гольфов, заключать договоры, красивые почерки, мыть шампунью, форма без погон, быстроходные катера, мука для оладьев, заполнить бюллетени, страховые полисы, отсрочить платёж, несколько кровлей, из всех кушаний, донья кастрюль.

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Поклади в сумку, каплет сквозь кору, пачка вафель, земные недры, запас лезвий, несколько болотцев, букет георгинов, футляр для серёг, отряд саперов, отвороты ботфорт, вода для бигудей, цветные грифели, диспетчеры, разделить на несколько долей.

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Сок из гранатов, песни цыган, после каникул, окна без жалюзей, трое щипцов, укладены в ряд, пять зеркалец, полощут бельё, с семьюста подписями, обусловливать, с обеими сестрами, фонтаны брызг, движущие силы, пара тапок, глубже, шестидесятые годами.

Найдите ошибки в образовании формы слова.

Об аэропорте, заляг на дно, металлические контейнера, большие очереди, щиплет за руку, ремонт конюшен, заглохший мотор, среди турков, мыть шампунью, по приезде в деревню, грущу по вас, возле двухсотпятого дома, пара носков, моё день рождения.

Синтаксические нормы.

Синтаксические нормы — это правила построения синтаксических единиц (словосочетаний и предложений). В содержание заданий, проверяющих усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок.

Нарушение согласования

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно: …испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём). Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним (неверно выбран падеж причастия; правильно: …к друзьям, пригласившим…).

Употребление несогласованных определений.

Названия книг, газет, журналов и т. п., заключённые в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты». Неправильно: «Об этом писали в газете „Аргументах и фактах»».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

Нарушение управления

Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога: верить (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (чем?) работой.

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: «установить о причинах аварии» (правильно: установить причины, аварии); «не касаться к этим вопросам» (правильно: не касаться этих вопросов);

беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: «характерная им особенность» (правильно: характерная для них особенность);

неправильный выбор предлога: «партнёр в игре в теннис» (правильно: партнёр по игре в теннис). После предлога по в значении «после чего-либо» существительное употребляется в предложном падеже: по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки — в дательном падеже: согласно приказу, вопреки прогнозу. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить бельё и т. п. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Например: Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели. Вопросительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто требуют после себя глаголов в единственном числе: кто согласился. В конструкциях типа те, кто и все, кто предпочтительнее употреблять глагол в единственном числе: те, кто пришёл…; все, кто пришёл…

Нарушение способа выражения сказуемого. Например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные (в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы).

Ошибки в построении предложения с однородными членами. Смешение компонентов двойных союзов — создание неправильной пары союзов: Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: …не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге).

Неправильное положение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: …за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране).

Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях, в скверах).

Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия (правильно: …Англии, Франции, Бельгии).

Употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения — в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: …учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих… или …учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют…).

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь (я приехал и отправился). Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): «Подъезжая к городу, начался сильный ветер» (правильно: Когда мы подъезжали к городу…);

если в безличном предложении есть смысловое подлежащее в косвенном падеже и нет инфинитива: «Приехав в Москву, мне стало грустно» (правильно: Когда я приехал в Москву…);

в пассивной конструкции: «Уходя домой, оборудование проверяется рабочими» (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. Чаще всего такие ошибки связаны с тем, что определяемое слово помещают в середине причастного оборота: Живущие родственники в Сибири гостили у нас. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Живущие в Сибири родственники… или Родственники, живущие в Сибири…

Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился (придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства).

Смешение прямой и косвенной речи. Например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1-го лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме 3-го лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает).

Выполните упражнения, сверяясь с правилами.

Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Этот случай стал широко известен благодаря телепрограмме «Русский дом».

По прибытии в столицу Афганистана нас разместили в довольно сносном для проживания военном клубе.

Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников.

Одним из знаменитых учёных двадцатого века, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Н. С. Трубецкой.

Глобализация современного мира, вопреки ожиданий и прогнозов, не облегчила бремя нищеты и бесправия на планете.

Заморские гости поражались чудесам европейской техники.

Гюстав Лебон в книге «Психология масс» писал, что присяжные руководствуются прежде всего опасностью преступления для себя лично.

Благодаря разумному подходу нам удалось завершить свою работу раньше других.

В поэме Пушкина «Медный всадник» самодержавная государственность попирает личностное начало, олицетворённое в «бедном» Евгении.

Заведующий склада хватал с телеги пустые ящики и швырял их в кучу.

В рецензии на роман Евгения Замятина «Мы» сам Ору-элл назвал эту книгу «любопытным литературным феноменом нашего книгосжигательского века».

Сборник песен братьев Заволокиных — популярное издание для всех, кто знает и любит русскую песню.

Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Все, кто видел Пушкина вечером 26 января на балу у графини Разумовской, где он втайне подыскивал себе секунданта, поражались его весёлости, блистательности, лёгкости.

С помощью подсвеченного целлофана Феллини впервые изобразил море в «Казанове» и после повторил этот приём в картине «И корабль плывёт».

Это блюдо характерно не только для эстонской, а также для финской кухни.

Согласно популярной сегодня теории старения одними из виновников необратимых изменений в организме человека являются свободные радикалы.

Одним из важных эпизодов свадьбы, оформляющих брак, является включаемый в традиционную свадьбу христианский обряд венчания.

Военные и сотрудники милиции должны будут оплачивать за проезд, а затем получать компенсацию по месту службы.

Я ни на одну минуту не переставал скучать по вас, и только упрямое самолюбие мешало мне сознаваться в этом.

Когда-то в давние времена здесь, на главной площади, стоял православный храм, поражавший всех, кто впервые видел его, своим величием.

К сожалению, дети редко прислушиваются и ценят мнение родителей.

Потрясённые оказанным им приёмом, музыканты по возвращении на родину рассказывали об удивительной московской публике.

Любой, кто обладает минимальными знаниями и техническими навыками, в состоянии собрать работоспособный компьютер.

Недалеко ушло то время, когда духовно богатый человек описывался как человек, много читающий, посещающий театры и концертные залы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map