Пособие по праву



Д. М. Ильягуев

О. А. Глобенко

ОСНОВЫ ПРАВА

И

ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Раздел I

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

2012

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое учебное пособие «Основы права и правовой системы России» предназначено для широкого круга читателей: как студентов и преподавателей юридических факультетов высших и средних профессиональных заведений, так студентов неюридических специальностей, а также читателей, интересующихся теоритическими проблемами государства и права и особенностями правовой системой России.

Авторами предложили читателю не только ряд общепризнанных доктриальных позиций, но и свое видение актуальных аспектов государственно-правовых реалий.

Содержание первого раздела учебного раздела «Теория государства» позволяет погрузится в генезис идеи государственности, понять и осмыслить сущность публично-правовых образований, их форму, функции и механизм, а также проследить прогресс социального регулирования от родоплеменных общин до межгосударственных объединений.

Предлагая читателю обзор теорий происхождения государства, авторы учебного пособия постарались не только осветить все подходы к проблеме возникновения государства, имевшие место быть в разные периоды развития политико-правовой мысли, но и предложили собственную теорию происхождения государства, основанную на методологии исследования, позволяющей абстрагироваться от временных и территориальных факторов.

Методика изложения учебного материала построена по принципу охвата широкого круга концепций и подходов к пониманию государственно-политических феноменов. Предлагаются критерии оценки изучаемых явлений, что в дальнейшем, как надеются авторы, позволят читателю самостоятельно определить преференции в теоритических и практических вопросах государственных явлений.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ IТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2

Глава 1Сущность и типологии государства…………………..……………5

Понятие и сущность государства……………………………………….5

Правовое государство: понятие и принципы…………………………..16

Понятие и значение типологии государства…………………………18

Глава 2Формы государства……..…………………………………………22

2.1.Форма правления………….…………………………………………..22

2.2.Форма территориального устройства………..….……………………31

2.3.Политический режим………………………………….…………………38

Глава 3Функции и механизм государства………………………………….48

3.1.Функции государства……………..……………………………………48

3.2.Механизм государства…..……………..……………………………..57

Глава 4Государство, общество и личность……..………………………61

4.1.Анализ концепции соотношения государства, общества и личности …………………………………………………………………….……61

4.2.Проблемы формирования государства и влияния общества на социально-политическую ориентацию публичной власти …………..64

4.3.Проблемы демократии и поиск идеального режима………………….73

Глава 5Теории происхождения государства…………..……………..80

5.1.Проблемы множественности теорий происхождения государства..80

5.2.Договорные теории происхождения государства………………………81

5.3.Теологические и теократические теории происхождения государства……………………………………………………………..84

5.4.Патриархально-патерналистические теории происхождения государства…………………………………………………………………………………88

5.5.Реакционно-консервативные идеи и патримониальная теория происхождения государства Л. Фон Галлера……………………………….91

5.6.Органические теории происхождения государства…………………….94

5.7.Теории внутреннего и внешнего насилия (социологический подход к возникновению государства)……………………………………… 98

5.8.Психологические теории происхождения государства….………..102

5.9.Материалистические теории происхождения государства: теория классовой борьбы, ирригационная (гидравлическая) теория и др.105

5.10.Теории происхождения государства И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля….110

5.11.Происхождение государства и проблемы универсальной теории.114

Глава 1

СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

Понятие и сущность государства.

Прошла не одна тысяча лет, а то и более, с момента первого появления человека на земле. В естественном стремлении к объединению с себе подобными, и в целях самосохранения, первобытный человек неустанно стремился к установлению социальных связей. Это стремление предопределило порядок взаимодействия людей и закрепление определенных правил поведения в различных сферах жизнедеятельности (мононормы), что, впоследствии, породило такие наиважнейшие социальные институты, как семья, труд и собственность. Эти институты способствовали социальному развитию и формированию культуры, традиций и обычаев в первобытнообщинном строе. Однако, они же и поспособствовали социальному разделению на господствующих и нуждающихся, что в результате находило свое отражение, как правило, в межплеменных войнах и бесконтрольном, хаотичном расслоении этого общества. И даже тогда человек, исходя из элементарных принципов самосохранения и жажды к дальнейшему развитию с целью перехода к следующему этапу социальной эволюции, нашел в себе силы понять и создать наипрочнейшую организацию – государство, предназначенное обеспечить его необходимые нужды, защитить наиважнейшие ценности и привести к лучшим из времен.

Представляется целесообразным не только определить понятие государства, но и отличить его от догосударственных публичных образований. Государство представляет собой организацию отделенной от населения власти, реализующей интересы общества в целом. Вместе с тем, и в догосударственных общностях людей была и публичная власть, распространяющая свою волю на определенную территорию, и население, подчиненное общесоциальным правилам поведения. Но, в отличие от государственной системы взаимоотношений управляющих и управляемых, догосударственная была построена на основе самоорганизации родов, племен и т.д., что было приемлемо в связи с небольшими объединениями населения, слаборазвитой экономикой, а, соответственно, и достаточно простой системой социальных отношений. В процессе социальной эволюции, перехода от собирательной экономики к производящей, разделения труда и появления частной собственности, воспроизводство населения стало набирать существенный темп, что привело к более сложным социальным отношениям, а, следовательно, и к достаточно сложной системе социального управления. Такие тенденции вынудили догосударственные общности пересмотреть сам механизм управления в целях обеспечения дальнейшего сосуществования и защиты сформированных и устоявшихся традиций и культурных ценностей. Этот механизм, впоследствии и был реализован в государстве.

Государство. Поскольку любое определение есть система наиболее существенных (конструктивных) признаков предмета или явления, отсутствие одного из которых свидетельствует об отсутствии самого определяемого явления, следует определить основные признаки государства:

Территория – это земное пространство, в пределах которого зарождается социальная жизнь определенной общности людей. С течением времени общность приобретает более сложные формы социального бытия, основанные уже не только на совместном проживании, на определенном пространстве, но и общими ценностями, исторической судьбой, многочисленными социальными связями и обычаями. Территория начинает ассоциироваться с родом, племенем, союзом племен, а затем и государством. Однако, вследствие особенностей образа жизни отдельных племен и особых жизненных условий (поиск пищи, завоевание новых территорий, а также других причин), границы территории могли перемещаться по земному пространству. Таким образом, до момента правового закрепления всего земного пространства за тем или иным государством, существовали, так называемые, кочующие социальные образования. Таким образом, территория определяется исторически с учетом действующих международных соглашений. В XX веке появилась идея геополитики, т.е. влияние природных условий территории на политику государства. Современная теория государства под государственной территорией понимает земное, водное и воздушное пространство, в пределах границ суверенного публично-правового образования. При этом, морские пространства ограничены внешней границей территориальных вод (полоса морских вод, прилегающих к внутренним водам, составляющая 12 морских миль (1 морская миля = 1.852 м)), а воздушное пространство – границей с космическим (пространство, находящееся за пределами воздушного, а именно: свыше 100 км). Территорией государств считаются и анклавы (территории государств, со всех сторон, окруженные территорией других стран), примером может служить Калининградская область, как часть территории суверенной России, окруженная территорией прибалтийских государств. Территория государств, это также территория посольств и территории морских, речных и воздушных судов, передвигающихся под флагами того или иного государства. Это позволяет определить территорию государства, как относительно постоянное пространство, в границах которого государство обеспечивает суверенную власть и регулирует отношения населения и объектов, находящихся на этом пространстве.

Население – это общность людей, проживающая на определенной территории и объединенная общими традициями, культурой и социальными интересами. Население того или иного государства является прямым субъектом, как политических, так и других социальных отношений, так как в той или иной степени принимает участие в жизни государства и его развитии в связи с общностью исторической судьбы. Население любого государства, независимо от давления на него политической элиты, несомненно, оказывает максимум влияния на социально-политическую ориентацию руководства страны, так как является одновременно и создателем государственности, и средством государственной деятельности, и самое главное, ценностью, для обеспечения которой, собственно, государство и создано. Так как соотношение населения и государственной власти определяет сущность самого государства. Население – институциональный (образующий) признак государства, материя его образующая и составляющая с ним единое целое. Поэтому население государства часто рассматривается как единая нация (термин в англоязычных странах тождественный термину «народ»), объединенная тесной связью с территориальным пространством и общими ценностями. Однако это не позволяет говорить об этническом национализме в подходе к вопросу национального государства. Основой любой нации, образующей государство, как правило, являются многочисленные этнические группы, создавшие единую культуру, традиции и обычаи.

Публичная власть, отделенная от населения. Власть, есть абсолютная способность реализации интересов властьпридержащих в той или иной сфере, на том или ином уровне путем их прямого волеизъявления. Процесс возникновения и развития общества всегда сопровождается таким социальным явлением как власть, реализуемая в частных и публичных взаимоотношениях в целях организации определенного вида деятельности (семейной, экономической, военной и др.). Частная власть действует в целях обеспечения частных интересов (семейные), но в соответствии со строгим позволением публичной власти (родительская власть ограничена общесоциальными установками). Именно публичная власть обеспечивает общесоциальные интересы, которые, в свою очередь, доминируют над частными, поскольку это необходимо для стабильного развития общества. Публичный характер указывает на сущность власти и ее ориентированность на решение общих задач (в римской политико-правовой доктрине государство воспринималось как «res publicа civitas Romana» – общая вещь (достояние) романской общины). Власть стоит над обществом и имеет самостоятельность от него. Особый признак государственной власти – обязательный характер ее велений, обеспеченный возможностью применения принуждения. Для устойчивости власти необходима ее легализация (законность, получение на основании закона, от лат. слова lex – закон) и легитимность (от лат. legitimus – согласный с законом, признание власти населением). Государственный аппарат становится воплощением обособления государства от общества. Это особо организованный контингент лиц, занимающихся исключительно управлением и требующих немало средств на свое содержание, которые взыскиваются с населения в форме налогов. Публичная власть это цель, достижение которой преобразует ее в средство реализации частных интересов властьпридержащих, которые, в свою очередь, консолидированы с публичными. Это возможно в случае, если цели политической элиты совпадают с общественными, что дает возможность полной либо частичной реализации публичных интересов. В случае, если интересы публичной власти не совпадают с интересами общества, это провоцирует введение в стране тоталитарных методов государственного управление в целях удержания власти политической элитой, либо ее свержение, в случае социального взрыва.

Правовая система. В любом обществе существуют правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений в целях обеспечения общественного порядка. Обязательность этих правил в первобытном мироустройстве обусловлена не столько карательными санкциями со стороны общества, сколько осознанием необходимости их добровольного соблюдения, что обеспечивало элементарную систему социальных связей. В процессе социального развития и усложнения общественных отношений добровольный характер соблюдения общепринятых установок перестал обеспечивать в необходимой степени общественный порядок. В связи с этим появилась необходимость в создании механизма принудительного обеспечения общесоциальных норм. Первоисточником этого механизма можно считать институты общественной власти. Однако, в период формирования государственности функции установления общеобязательных правил поведения и их принудительного обеспечения стали осуществлять структуры публичной власти, которые стремились к отделению от общества и абсолютному господству над ним. Следует отметить, что отделение публичной власти от населения и возложение на нее функций социального управления могло носить как добровольный характер, так и принудительный (с молчаливого согласия). Таким образом, в результате возникновения государства, публичная власть приобретает исключительное право издавать нормы общеобязательного характера (монополия на правотворчество). Также, государственная власть может управомочить иных субъектов создавать правовые нормы (делегированное правотворчество, локальное нормотворчество на предприятии) либо санкционировать уже существующие социальные нормы (например, дав судебную защиту обычаю), превратив их, тем самым, в правовые.

Налоговая система. До возникновения частной и личной собственности, в догосударственных общностях людей собственность была общей. Целесообразность этого определялось целью эффективной реализации обеспечения необходимых нужд населения. В процессе разделения труда, появления излишних продуктов и формирования семьи более востребованным институтом становится личная, а затем и частная собственность. Как следствие, личные интересы стали превалировать над общими, что нашло отражение в теориях происхождения государств, сформировавшихся в разные периоды. Так, Гоббс пишет: человеческие страсти сделали людей врагами (человек человеку – волк (homo homini lupus est)) и естественный закон самосохранения заставил людей объединиться для использования средств в общих интересах, интересах самосохранения. Общие интересы, которые должна была поддерживать публичная власть, потребовали новой экономической основы. Такой основой и стала система налогов и сборов, обеспечивающая деятельность публичной власти и составляющую необходимую экономическую основу ее самостоятельности и реализации. В процессе отделения публичной власти от населения и образовании государственности, содержание уже государственной власти приобрело общеобязательный характер. В процессе социально-государственной эволюции материальное содержание государственной власти обеспечивало возможность реализации государственного управления, а впоследствии, и государственной поддержки нуждающегося населения. С течением времени политическая элита стала злоупотреблять правом безвозмездного содержания и в период европейских буржуазных революций наряду с закреплением права собственности, воспринимавшегося как неотъемлемое, одним из основных требований стало – запрет на введение произвольных налогов. Но и общество в лице недобросовестных граждан (подданных) не редко злоупотребляет обязанностью обеспечения государственного бюджета, что, в первую очередь, сказывается на самом обществе. Так как, невозможность материального обеспечения государственной деятельности ставит под угрозу реализацию, как социального обеспечения нуждающегося населения, так и государственного управления, обеспечивающего порядок в организации общества и публичной власти, что может привести население к социально-государственной катастрофе. В связи с этим, налоговая система, это обязательный признак и экономический фундамент любого государства, являющийся экономическим основой для реализации государственных функций.

Суверенитет. Теория суверенитета, как принято считать, принадлежит французскому философу эпохи Просвещения Жану Бодену. Классическая и современная теории в качестве основного признака суверенитета называет полновластие внутри государства, современная концепция выделяет несуверенное и полусуверенное государство (государства-члены Евро Союза), а в отношении федеративных государств появились теории делимости или неделимости суверенитета. Второй аспект – внешний, отражает соотношение государственного суверенитета и международного права, которое ограничивает волю государств. Но вместе с тем, международно-правовые договоры основаны на свободной воле государств и один из важнейших принципов международного права – недопустимость вмешательства во внутренние дела государств. В этом свете можно утверждать, что государственный суверенитет проявляется в реализации абсолютной власти в пределах государственной территории и недопущения навязывания и оказания принудительного политического влияния извне. В случае вмешательства другого государства либо межгосударственного объединения во внутренние дела государства, неспособного удержать абсолютную власть, приводит к утрате суверенитета этого государства и его передаче (добровольной либо принудительной) вновь созданному государственному образованию или государству, в состав которого включено былое государство, утратившее суверенитет.

Таким образом, государство это особая, суверенная территориальная организация публичной власти, отделенной от населения и обладающей монополией на правотворчество.

По отношению к государству можно определить и факультативные признаки (атрибуты), отсутствие которых не влияет на характеристику организации как государства (государственный язык, национальная валюта, символы государства и др.).

Термины, употребляемые для обозначения государства. Термин «государство», если верить Г. Еллинеку, появился благодаря трактату Маккиавели «Государь», правда следует отметить, что в термин «господарь» (происходивший от слова господь, господство) еще в XIV веке был титулом монархов Молдавского княжества и Валахии, к тому же, описывая государственное устройство Московии, Александр Гваньини, Сигизмунд Герберштейн констатируют, что московиты именуют своего монарха государем (отсюда термин «господство», как объект приложения властных полномочий). В древней Греции предпочитали термин «полис», от которого произошли такие понятия как политика и политическая власть. Также в его понимание входила общественная жизнь, и оба понятия не противопоставлялись друг другу, что подразумевало объединение населения, проживающего на определенной территории, подчиненной одной власти и имеющего общие дела и интересы. В древнегреческой правовой культуре гражданином считался лишь тот, кто имел реальную возможность управлять государством, потому идеальное государство Платона территориально невелико. Эта идеальная конструкция противопоставлялась огромным империям, подавляющим человека. В Древнем Риме синонимом термина «государство» стало слово «цивитас», что подразумевало союз граждан. В средневековой Европе использовались термины «княжество», «королевство», «курфюрство», «графство» и др., которые ассоциировались с носителями власти и формой правления. В России использовался термин «княжество», затем – «государство», производное от государя, и термин «держава», что подразумевает держать, править.

Элементы государства, определяющие его сущность:

Население – это сообщество лиц, проживающих на определенной территории, подчиненной единой власти.

Территория – это пространство, на которое распространяется власть государства.

Государственная власть – это важнейший компонент определения государства, определяющий единство территории и населения, является главным принципом организации государства.

В зависимости от соотношения этих элементов, доминирования одного из них, на протяжении многих веков в доктрине права складываются учения о сущности государства. В диалоге Платона «Государство» два главных героя, Сократ и Фрасимах, споря о том, чьим интересам служит публичная власть, определи два основных подхода к определению сущности государства, в зависимости от того, служит ли государственная власть общему благу или благу тех, в чьих руках находится власть. Вопрос о сущности государства определятся и характеристикой процесса происхождения государства: либо как механического образования, искусственного по природе, где сам механизм властвования имеет приоритетное значение, либо, как естественного образования, возникшего как необходимый механизм защиты абсолютных ценностей (справедливость, естественные права и т.д.), где механизм власти приобретает служебную роль. Руссо, философ эпохи Просвещения, полагал, что даже общественный договор, лежащий в основе государства, — не более, чем хитрость, навязанная ради возведения в ранг закона правил, выгодных для властьпридержащих. Дальнейшее закрепление эта идея получила в трудах «утопистов», а затем у основателей научного коммунизма: государство стало восприниматься как аппарат подавления в руках господствующего класса, соответственно, такой подход к пониманию сущности государства был назван классовым.

Вместе с тем, в теории государства сложилось иное понимание сущности государства, определённое Платоном от лица Сократа: государство, как механизм, служащий общему благу. Государство, независимо от времени и места, всегда решает общие задачи и в лучшем своём воплощении выполняет служебную роль по отношению к обществу, государство рассматривается, как механизм, который должен обеспечить населению максимально комфортный образ жизни, преимущественно выполняя общесоциальные функции, решая задачи, важные для всего населения, а не отдельных элитарных кругов (ещё древнеримская политико-правовая доктрина идеальной формулой государства считала –«res publica est res populi» (государство – дело общее)). Такой подход определяется как социальный.

Усложнение социальных связей и политических механизмов привело к появлению новых концепций, отражающих сущность государства:

концепция «этатизма» (от фр. Etat) – государство, концепция утверждает приоритет государства над личностью, рассматривается, прежде всего, как властная структура, требующая максимального подчинения и интересов личности и групп интересам государства;

легистская концепция (от лат. lex): закон, законы создают государственную власть, население рассматривается как сфера действия законов по кругу лиц, но государство может рассматриваться вы рамках этой концепции и как юридическое лицо, отражающее интересы народа;

социологическая концепция рассматривает государство как политическую силу, не ограниченную правом и по своему усмотрению определяющее меру свободы подвластных;

теория элит – государство функционирует благодаря борьбе политических элит за власть, где, соответственно, государственная власть реализует лишь интересы пришедшей к власти узкой элитарной группы;

плюралистическая концепция рассматривает государство как политическую форму солидарности многочисленных социальных групп, поскольку человек бессилен перед государственной машиной, не может самостоятельно повлиять на государственную власть, это предопределяет необходимость объединения для лоббирования своих интересов, и, поскольку социальных групп много, интересы их разнообразны – воздействие их на государство получило название «плюралистическая демократия» (от лат. plural – множественный).

Рассматривая вопрос о сущности государства, невозможно избежать оценки такого явления, как гражданское общество. Это автономная от государства, выражающая интересы общества система негосударственных политических, экономических, социальных и культурно-нравственных отношений, существующих за пределами государственного воздействия (общественные и религиозные объединения, семья, объединения предпринимателей и др.). Государство определяет только порядок их создания и основные запреты, обеспечивающие безопасность общества (запрет создавать политические партии, призывающие к какой-либо форме дискриминации). Развитое гражданское общество формируется на этапе исторического развития, когда политический режим позволяет идеологический и политический плюрализм. Государство и гражданское общество, безусловно, взаимосвязаны, особенно очевидно эта взаимосвязь должна проявляться в процессе выборов. Эффективность институтов гражданского общества определяется реальной возможностью их воздействия на государство посредством выражения своей гражданской позиции. И, если государство «слышит» гражданское общество, можно говорить о государстве, как о правовом.

Правовое государство: понятие и принципы.

Большинство современных государств в конституциях позиционируют себя как правовые. Категория «правовое государство» появилась в немецкой науке XIX века и получила распространение в системе континентального права. В англо-саксонской системе принят термин rule of law правление права»). Первые идеи правовой государственности появились ещё в античности. Так для пифагорейцев идеальным государственным устройством представлялся полис, где жизнь определялась справедливыми законами, а для Платона государства делятся на два вида (одни зависят от воли правителя, в других – законы выше воли правителей). Эпоха Просвещения принесла теорию разделения властей (Ш. Монтескье), обеспечение прав и свобод граждан (А. Гамильтон). Классическая немецкая философия привнесла в теорию правового государства идею (разделение властей как гарантия публичной свободы, государство как наиболее развитая действительность свободы и права). В XX веке появилась «чистая теория права» Г. Кельзена, которая считала правовым любое государство, где исполняются законы независимо от их содержания.

Концепции правовой государственности прошли долгий путь исторического развития, выработав ряд признаков, определяющих государство как правовое:

Верховенство права. Право следует понимать в широком смысле, как систему общечеловеческих ценностей, защищенную позитивным правом, которая должна обеспечиваться законной государственной властью. Государство связано правом.

Верховенство закона. Закон имеет общеобязательный характер независимо от социального, должностного и иного статуса, вместе с тем если закон не соответствует общей идее права как системе нравственно-правовых ценностей, закон принято неправовым, что дает возможность гражданам и должностным лицам воспользоваться легитимным способом блокирования действия такого закона (запрос федерального судьи в Конституционный суд РФ о соответствии статьи подлежащей применению в процессе Конституции РФ).

Разделение властей. Классическая теория разделения властей предполагает строгое разделение функций законодательной, исполнительной и судебной властей для недопущения узурпации (монополизации) власти. С течением времени теория была дополнена «системой сдержек и противовесов», позволяющей корректировать несовершенство результатов деятельности отдельных ветвей власти и исключающей возможность произвола отдельной ветви власти.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы должны не только провозглашаться, но и иметь реальный механизм их реализации и гарантии защиты, т.е. государство, как правовое, обязано декларировать права (информировать о правах население), создавать условия для их обеспечения (организационные, финансовые и нормативно-правовые) и осуществлять охрану прав на внутригосударственном уровне и содействовать применению международных механизмов защиты прав человека.

Взаимная ответственность человека и государства. Принцип предопределяет не только ответственность человека в случае нарушения установленных законом правил поведения, но также ответственность государства при нарушении прав и законных интересов человека и гражданина (обязанность реабилитации незаконно осужденных и компенсации нанесенного морального и физического вреда).

Понятие и значение типологии государства.

Типология государств – учение о классификации государств на исторические типы на основании устойчивых критериев. Тип государства определяется наиболее устойчивыми характеристиками ряда государств, которые в историческом аспекте приобретают характер закономерностей на определённом этапе развития и определяют качественные характеристики государства: сущность и назначение. Существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на марксистском учении о сущности государства и теорию общественных формаций (К. Маркс и Ф. Энгельс). Общество, согласно формационному подходу, в истории своего развития проходит три стадии, три макроформации – архаичная (догосударственная), экономическая (включающая три формации, определяемые типом производства, классом, которому принадлежит право собственности на средства производства, и соответственно, тем, какому классу служит государство) и коммунистическая (в которой, собственно, и начинается настоящая история человечества, государство на этой стадии отмирает, в силу отсутствии классовой структуры общества). В дальнейшем, при развитии формационного учения в экономическую макроформацию был включён четвёртый тип государства – социалистический. Рабовладельческое государство, это первый исторически сложившийся тип государства, возникновение которого закономерный процесс экономического развития, т.к. экономический базис рабовладельческого государства составляет частная собственность классово-господствующих рабовладельцев, в виде средств и работников (рабов) производства. Феодальное государство, это следующий тип государства, зарождавший политическое господство военного класса (рыцарства), организованного в иерархию, связанную отношениями личного служения и покровительства. Экономической основой является собственность феодалов на землю и отсутствие собственность на землю у крестьян. Производственные отношения феодальной эпохи характеризуются неполной собственностью феодала на работника, а также собственность крестьян и ремесленников на некоторые орудия труда. Буржуазное государство, это третий тип государства, возникший в результате буржуазно-демократических революций, положивших начало капитализму. Четвертым типом явилось социалистическое государство – последний исторический тип государства, государство «диктатуры пролетариата», как переходный этап к безгосударственному обществу.

Цивилизационная типология позволяет учесть все богатство и разнообразие цивилизаций не только в историческом аспекте, но и различные критерии к определению цивилизации: универсалистский и социокультурный. Универсалистский подход рассматривает историческую эволюцию государств как единообразный процесс, подчинённый общим закономерностям, в качестве критерия классификации использован политико-правовой аспект жизни социума. Изначально А. Дж. Тойнби, Н.Я. Данилевский и другие исследователи рассматривали два основных вида цивилизаций – аграрная (где государственная и общественная сфера составляют единую неразделённую систему и, сверх того, общественная жизнь не разделена на политическую, экономическую, социальную и духовную сферы, что было свойственно государствам античности, Древнему Египту, Вавилону, Индии, Китаю и государствам Средневековья) и техногенная (отличается динамичностью развития общества и государства, сложностью социальных связей; стремительное развитие новых технологий порождает новые типы мышления, включая политико-правовое, предлагает новые типы государственного устройства, соотношения общества и государства). В XX веке О. Тоффлер, И. Валлерстайн предлагают третий этап цивилизационного развития – постиндустриальная цивилизация, где главной ценностью становится информация, труд приобретает творческий характер, государства, включаясь в процессы глобализации, начинают приобретать условный характер. Социокультурный подход позволяет учитывать специфику отдельных цивилизаций. Понятие «цивилизация» стало актуальным для науки в XVIII веке. Особенности духовной жизни, исторического развития, обычаев и традиций, а также развития производственных процессов, создавая сложную многоуровневую (со сложной социальной иерархией и иерархией культурных ценностей) социокультурную систему (цивилизацию), определяют сущность государства, способствуя его развитию или, напротив, негативно воздействуя на него. Сложилось много подходов к пониманию взаимоотношения цивилизации, культуры и государства. О. Шпенглер считал цивилизацию стадией «вырождения» перерождения») культуры, поскольку государство – это часть политической культуры, которая входит в культуру в целом, а также оно неизбежно пройдёт стадию «вырождения». Культура, как творческая система, перерождаясь, превращается в механическую цивилизацию. Л.Н. Гумилёв говорит о предельных сроках существования этноса. Для А. Дж. Тойнби цивилизация – это предел самоидентификации культуры. Но при разночтении в понимании цивилизации, авторы согласны в том, что нет единого цивилизационного пути для всех государств. Мировая история, по мнению Н.Я. Данилевского, состоит из истории локальных цивилизаций. Каждая цивилизация имеет свои ценности, в том числе свой тип государства и права. Нет единой системы уровней цивилизации, которые проходят все государства. Макс Вебер рассматривал человеческую культуру как явление многообразное, настолько насколько разнообразны идеи и мировоззрения. Существует множество критериев классификации цивилизаций. С. Хантинготон классифицирует цивилизации по культурно-религиозному признаку (христианские, мусульманские и т.д.). А. Дж. Тойнби в качестве критерия классификации цивилизаций рассматривает образ мышления, духовные ценности, уровень экономического развития, общность историко-политической судьбы (история – «круговорот» отдельных цивилизаций, между которыми желателен диалог, а не противостояние). Цивилизации могут быть первичные и вторичные; светские, клерикальные (это государство через законодательно установленные институты церковь влияет на государственную власть), теократическая (государство подчинено церкви) и атеистические. Жан Боден делит цивилизации на южные, северные и средние.

Глава 2

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма правления.

Форма государства, это сложная структура определяющая устройство и организацию государственной власти, включающая три элемента: форма правления, форма государственного устройства и государственно-политический режим.

Форма правления, это один из первых элементов, который привлек к себе внимание в юридической доктрине (науке). Ещё Платон и Аристотель прибегали к сравнению конституции (устройства, установление) греческих полисов городов-государств») и прилежащих империй, затем Цицерон предложил классификацию форм правления на правильные (монархии, аристократии, демократии) и неправильные (тирании, олигархии и охлократии). Эпоха Просвещения принесла деление монархий и идею «просвещённой монархии», ограничения власти монарха, идеи республиканской формы правления. До ХХ века понятие формы правления стало рассматриваться в широком смысле, как форма правления и государственного устройства и в узком смысле, как форма правления. Вместе с тем в XX веке актуальной стала проблема политического режима, содержание которого определяет качество формы правления и территориального устройства. Кроме того, внимание привлекла проблема соотношения форм правления де-юре и де-факто (И.А. Ильин).

Форма правления определяет структуру и организацию государственной власти, способ её формирования (выборность, наследование) и взаимоотношение с населением (гражданство, подданство).

Основные формы правления:

Монархия (от греч. единовластие) – одна из древнейших форм правления, предполагающая существование единоличного главы государства, власть которого наследственна и осуществляется пожизненно. Сложилось несколько систем наследования, такие как салическая (престол наследуется по мужской линии, в таких государствах, как Япония, Саудовская Аравия, Тайланд и др.), кастильская (наследует старший из детей, но преимуществом пользуется мужской пол, в таких государствах, как Испания и Великобритания. В современном варианте строго старший ребенок, независимо от пола, в таких государствах, как Швеция и Норвегия), габсбургская (наследники по мужской линии независимо от степени родства имеют преимущество перед женским полом, как в Австро-Венгерской Империи), завещательная, введенная Петром I (наследование по завещанию в Российской Империи) и др. (в некоторых арабских странах наследника выбирает королевская семья). В средневековой Европе практиковалось приглашение (Великий Новгород) и избрание (Речь Посполита) монархов.

В историческом аспекте рассматривается разделение монархии на типы по состоянию определенной ограниченности власти монарха представительными органами того или иного государства.

Абсолютная монархия на этапе позднего феодализма позволила преодолеть феодальную раздробленность, способствовала укреплению государственной власти. Но, вместе с тем, этот тип монархии принёс полное сосредоточение власти в руках монарха (назначение чиновников, определение и сбор налогов, определение политики государства, без подписи монарха закон не имеет юридической силы, он – высшая судебная инстанция), при таком положении вещей бесправие подданных, чиновничий произвол и неразделённость власти приближали государство к состоянию деспотии. Целесообразность абсолютизма в Европе определялась, кроме необходимости создания централизованного государства, стремлением освободиться от власти Римо-католической церкви. В политико-правовой доктрине идея абсолютной монархии нашла оправдание в концепции «просвещённой монархии» (первоначально идея этой концепции принадлежит Томасу Гоббсу, она сочетает благо сильной централизованной власти, которая способна защитить государство от внешней агрессии и внутренних раздоров, вызванных бесконечными войнами за власть между королём и парламентом, и способность просвещённого монарха заботиться о благосостоянии подданных, поскольку монарх правит в союзе с философами, такие как, Екатерина II, прусский король Фридрих II, французские монархи до 1789 года считали себя просвещёнными монархиями). Разновидностью абсолютной монархии следует считать теократическую, где глава государства одновременно, является главой господствующей конфессии (Саудовская Аравия).

Представительная (ограниченная) – власть монарха ограничена представительным органом (прообраз парламента, представляющий интересы узких элитарных кругов или парламент, представляющий интересы всего населения), участвующим в законотворческом процессе, как орган с правом совещательного голоса или полноправный законодательный орган. Исторически сложились два типа представительной (ограниченной) монархии:

а) Сословно-представительная монархия – представительный орган, ограничивающий власть монарха (Кортесы в Испании, Сейм в Польше, Генеральные Штаты во Франции, Земский собор в Московии и др.) включал представителей нескольких сословий, которые лоббировали свои интересы перед монархом. В XIII веке в результате конфликта между боронами и коалиции горожан и рыцарей, король Англии, Иоанн Безземельный (из рода Плантагенетов), вынужден был подписать Великую Хартию (первая неписанная Конституция Англии), которая стала первым шагом к созданию органа представляющего интересы определенного круга поданных. В 1265 году политическая ситуация позволила горожанам и рыцарям во главе с Симоном де Монфором навязать коалиции Короля и баронов создание первого в истории Англии сословно-представительный орган, который получил название – Парламент. Со временем функции парламента расширялись, например, в 1297 году новые налоги устанавливаются с согласия парламента. Однако функции сословно-представительных органов, в отличие от современного парламента, имели скорее право совещательного голоса, который мог быть услышан или не услышан монархом в зависимости от политической ситуации в государстве, сильное влияние на которую оказывала, как экономическая, так и военная самостоятельность монарха, а также за счет личного авторитета.

б) Конституционная (парламентская) монархия – второй тип ограниченной монархии, основной признак которой ограничение власти монарха конституцией (писаной, т.е. единым конституционным актом, или неписанной, системой актов и традиций, регулирующих важнейшие вопросы государственной жизни). При строгой классификации можно выделить переходную форму от абсолютной к парламентской монархии, как дуалистическая монархия (современное Королевство Непал, Германия и Австрия конца XIX века), в которой власть монарха все еще достаточно сильна. Он формирует исполнительную власть, правительство несет двойную ответственность перед монархом и парламентом. В большинстве случаев судебная власть все еще принадлежит монарху, но может быть и независимой. В ряде государств существует отлагательное или абсолютное вето на законопроекты парламента. Может сохраняться право монарха издавать равные по силе закону указы в чрезвычайных ситуациях. История показывает, что возникновению парламента содействовало стремление формирующейся социальной группы буржуа активно позиционировать свои интересы во властных структурах. Парламентская монархия, ограничивает власть монарха в законодательной и в исполнительной сферах, правительство ответственно непосредственно перед парламентом, за монархом может сохраняться право подписания законопроектов парламента, но факт подписания будет иметь лишь формальный характер. В силу закона или традиции монарх лишен права вето, т.е. фактически он обязан подписать законопроект, принятый парламентом (Конституция Японии). Современная парламентская монархия может быть правовым государством, власть в котором построена по принципу разделения властей, а сам институт монархии олицетворяет единство нации и верность традиции. В современных монархиях, хотя монарх и является неприкосновенной особой, конституция или традиция предусматривает процедуру лишения монарха неприкосновенности. Кроме того за монархом сохраняются «спящие полномочия», т.е. полномочия применяемые в нестандартных чрезвычайных ситуациях (в Великобритании существует право монарха назначить премьер-министра, в случае если по окончанию парламентских выборов не определена доминирующая партия, лидер которой назначается на эту должность). В большинстве современных монархий монарх принимает верительные и отзывные грамоты послов, совершает официальные визиты, присваивает почетные титулы, звания и высшие государственные награды. По традиции монарх освобожден от налогов, но в большинстве современных государств, монархи платят налоги добровольно.

Правовые границы между дуалистической и конституционной монархиями относительны, определяются наличием реальных правовых возможностей влияния монарха на парламент, а так же тем кто (парламент или монарх) контролирует правительство. Подобное положение вещей приводит подчас к регрессным явлениям: парламентская монархия может при определённом стечении обстоятельств преобразоваться в дуалистическую. В этой связи достаточно сложно определить вид монархии в Иордании и Марокко.

Изложенная выше последовательность исторических типов монархий не всегда в полной мере представлена в истории отдельных государств. Неповторимость историко-политической ситуации могла привести даже к отступлению от монархической формы правления. Так, Н. Коркунов, известный дореволюционный учёный, считал, что в период совместного царствования Иоанна и Петра Россия, по сути, превратилась в аристократическую республику. Сословно-представительная монархия в Российском государстве предшествовала абсолютной, в то время, как для Европы был характерен иной порядок вещей.

Республика (от лат. res publicum – публичное, общее дело). Не менее древней, чем монархия формой правления можно считать республику. В Античной Греции и Риме республиканская организация власти предшествовала монархической. С VII по V вв. до н.э. в Афинах сложилась демократическая форма правления, которую можно охарактеризовать, как коллективное правление, осуществляемое собранием и советом. В собрании участвовали все полноправные граждане (кроме иностранцев и рабов), которые принимали решения по важнейшим вопросам, а для постоянного управления избирали совет. Военачальники считались состоящими на службе у совета. Марк Тулий Цицерон (знаменитый римский юрист, политик и философ), признанный как непревзойденный эклектик (исследователь, при творческом синтезировании отдельно взятых, заимствованных идей, порождающий определенно новое учение) древнегреческой политической и правовой доктрины рассматривал республику как синоним термина «государство» и определял как «достояние народа, где народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Это определение в дальнейшем стало для многих учёных праобразом правильно устроенного государства (Г. Гроций, И. Кант). Термин «республика» в учении Цицерона употреблялся как синоним «государства» (термин «государство» еще не существовал), вслед за Полибием и другими античными философами, Цицерон искал идеальную форму государства. Предлагая три правильные формы, такие как монархия, аристократия и демократия, последнюю Цицерон ассоциирует в большей степени с формой правления близкой по содержанию к современному пониманию республики, философ предостерегает от чрезмерного идеализирования формы народного правления. Правление народа, по мнению и Цицерона, и Полибия, имеет тенденцию перерождаться в охлократию (власть толпы), а учение Платона явно отдаёт предпочтение правлению избранных. Вместе с тем, Полибий и Цицерон в идеальной форме правления (соединение элементов монархии, аристократии и демократии) отводят место элементам демократии (некоторые дела должны быть предоставлены суждению и воле народа). По духу античные республики ближе к аристократической форме правления, но наличие элемента народовластия требует их отнесения к особому историческому типу формы правления – аристократическая республика. К аристократической республике можно отнести и форму правления средневековой Генуи, Венеции, Флоренции, Новгородской и Псковской феодальных республик, Любека, Гамбурга, Бремена, Данцига и других вольных немецких городов. Форме правления современных государств свойственен другой исторический тип республики – демократический. Современные республики, независимо от форм, имеют ряд общих признаков: выборность и срочность полномочий высших должностных лиц и органов власти (глава государства, представители высшей исполнительной и законодательной власти); в зависимости от государственного и политического режимов, население в той или иной степени участвует в формировании высшей власти; правление основано на принципе разделения властей; ненадлежащее исполнение обязанностей либо злоупотребление полномочиями верховной власти влечет за собой ответственность перед населением либо сформировавшим его органом.

К разновидностям демократических республик относятся:

а) Президентская республика отличается усиленной президентской властью в отличие от других форм правления, что стабилизирует власть в сложные и переходные периоды, в государствах с большой территориальной протяжённостью, как правило, в федерациях (США) и республиках, пришедших на смену монархиям (Румыния, Мексика). Вместе с тем в президентской республике значительными полномочиями обладает парламент, поэтому в литературе часто президентская республика именуется дуалистической. Первая президентская республика создавалась в США, в основу формы правления были положены идеи Т. Джефферсона, А. Гамильтона и Т. Пэйна, которые опирались на учения о разграничении власти короля и парламента периода английской «Славной революции», в связи с этим по аналогии с дуалистической монархией в Англии, форма устройства в США была названа дуалистической республикой. В отличие от дуалистической монархии, в республике более последовательное воплощение находит принцип разделения властей (в США Конгресс – высшая законодательная власть, Президент – высшая исполнительная власть, лично возглавляет Кабинет (Правительство), Верховный суд – высшая судебная власть). Власть между президентом и парламентом разграничена, президент назначает правительство, избирается всенародно, в связи с чем, в сложных политических ситуациях может противостоять парламенту. Институт вотума недоверия парламента правительству, как правило, отсутствует в конституционном праве президентских республик. Возможно выражение вотума недоверия отдельным министрам, что существенно не влияет на политическую ситуацию в государстве. Президент также не имеет существенных возможностей влияния на парламент (президент имеет право вето, но оно преодолимо парламентом). Несмотря на строгое разделение властей, есть элементы «системы сдержек и противовесов». Так в США парламентские комиссии могут вызывать членов правительства на консультации, требовать отчёта по расходованию средств, также парламент имеет право применить процедуру импичмента (смещения должностных лиц исполнительной и судебной власти).

По отношению к ряду республик Азии, Африки и Латинской Америки употребляется термин суперпрезидентской республики в силу почти бесконтрольной власти главы государства, что оправдывается официальной государственной идеологией (Заир).

б) парламентская республика (ФРГ, Греция, Австрия, Индия, Италия) предполагает подчинение исполнительной власти парламенту, который формирует правительство (партией, победившей на парламентских выборах, если как таковой победившей партии нет, правительство формируется коалицией партий, имеющих парламентское большинство). Глава правительства – лидер партии, победившей на парламентских выборах. В парламентских республик (Германия, Израиль, Италия, Индия) президент избирается парламентом или коллегией, формируемой парламентом, а в ряде стран и представителями парламентов субъектов, представительных органов муниципальных образований. Один из основных признаков, отличающий парламентскую республику от президентской – политическая ответственность правительства перед парламентом, который, выразив вотум недоверия, может отправить правительство в отставку (при этом недоверие главе правительства или ключевому министру равняется отставке правительства). В качестве формы парламентского контроля может использоваться парламентское расследование. Система сдержек и противовесов наделяет, в свою очередь, правительство с поддержки президента правом добиться роспуска парламента. Тем не менее, система и механизм власти, предусмотренные конституциями указанных стран, явно обнаруживают акцент власти в сторону парламента. Полномочия президента носят представительный, формальный характер. Стабильность государства, как правило, зависит от соотношения политических сил в парламенте, возможности найти компромиссное решение, поэтому республики с длительно парламентской традицией приходят к двухпартийной системе (партия парламентского большинства – правящая, оппозиционная – обеспечивающая реальность либерально-демократических процедур).

в) смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика (Франция, Польша, Словения) сочетает признаки президентской и парламентской республики. Президент избирается всенародно, а правительство подотчетно парламенту. Премьер-министр назначается президентом с согласия парламента. Президент часто наделён правом роспуска парламента. Форма эффективна, если правительство поддерживает парламент, а президент и правительство придерживаются единого политического курса.

Существует также государства, формы правления которых нельзя классифицировать ни как монархия, ни как республика. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЕ) — это федерация, состоящая из семи Эмиратов, управляемых монархами (эмирами), которые избирают президента (одного из семи эмиров), а в ряде африканских республик встречаются случаи пожизненного президентства и передачи поста президента по наследству (Гаити).

Теория государства и права оперирует не только термином «политический режим», но и «государственный режим». Политический режим будет рассматриваться ниже, как элемент формы государства, представляющий систему приемов и способов реализации власти. Государственный режим часто понимается как фактическая форма правления, не система организации государственной власти, закреплённая в конституции, иными словами форма правления «де факто»: парламентаризм, министериализм, партократия и дуализм.

Форма территориального устройства.

Форма территориального устройства – элемент формы государства, определяющий его территориальное устройство, систему отношений между центральной властью и территориальными составляющими, а так же правовое положение частей государства.

Следует различать формы внутригосударственного и межгосударственного устройства. К формам современного внутригосударственного устройства относятся унитарные государства и федерации.

Существуют две известных формы устройства государства:

Унитарное государство (от лат. unitas – единство, unusединый) не имеет в своем составе государственных образований и потому единое и суверенное, на территории которого действуют единые органы представительной, исполнительной и судебной власти, единое законодательство, единая налоговая и таможенная системы и единое гражданство. Как правило, унитарное государство небольшой территориальной протяженностью (Франция, Италия, Испания, Великобритания, Япония и др.). Территория унитарных государств поделена на административные территориальные единицы, поэтому в отдельных государствах, кроме территориальных единиц, есть специальные единицы, такие как судебные округа. Унитарные государства, включающие в свой состав административно-территориальные единицы, не зависимо от многозвенности территориального деления, являются простыми. Существуют также сложные унитарные государства, включающие в свой состав административные автономии по статусу близкие к субъекту федерации, в частности, где необходимо разрешить проблемы национальных, этнических и религиозных меньшинств, присутствуют территориальные единицы с особым статусом (Сицилия, Сардиния, Фриули-Венеция-Джулия, Валле-д’Аоста и Трентино-Альто-Адидже в Италии). В отличие от федеративных государств, где самостоятельностью обладают все субъекты федерации, в сложном унитарном государстве, автономии составляют небольшую часть территории. Автономии могут обладать разным статусом, в данном случае территориальное устройство будет именоваться асимметричным. Кроме того, унитарные государства могут быть централизованные, где отсутствует местное самоуправление и реализуется государственная власть, а также децентрализованные, где местное самоуправление не входит в систему государственных органов, при этом степень децентрализации может быть разной (самостоятельность может касаться только местного самоуправления либо распространяться и на территориальные единицы высшего уровня).

Федеративное государство (от лат. foedus договор, federatio — союз) – это способ внутригосударственного территориального устройства, при котором территория государства образует субъекты, обладающие определенной правовой самостоятельностью. Не смотря на то, что субъекты могут быть носителями отдельных признаков государственности, полным суверенитетом обладает федерация. В связи с этим, у субъектов федерации отсутствует право на свободный выход из федерации (право на сецессию).

К формально-юридическим признакам относятся:

а) Федерация предполагает два уровня власти (федеральная власть и власть субъекта федерации). Власть распределяется согласно конституции и внутригосударственным соглашениям с учетом исключительной компетенцией федерации и субъектов федерации (чёткое разграничение предметов ведения), конкурирующей компетенции (субъекты федерации вправе законодательствовать, поскольку этим правом не воспользовался федеральный законодательный орган) и остаточной компетенции (распределяется в зависимости от степени централизованности государства);

б) Двойное (внутригосударственное) гражданство: конституция допускает не только федеральное гражданство, но и гражданство субъектов федерации. Гражданство субъекта федерации недопустимо без общефедерального, ввиду отсутствия суверенности субъекта;

в) Двухканальная система налогов (федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации);

г) Субъекты федерации могут иметь свои конституции, но их содержание не должно противоречить конституции федерации;

д) Двухуровневая судебная система, но принципы построения и функционирования судебной системы определяется на федеральном уровне;

е) Парламент федерации имеет бикамеральное строение, т.е. двухпалатную структуру. Одна из палат обеспечивает представительство интересов субъектов федерации;

ж) В ряде стран используется принцип равного представительства субъектов федерации, в иных – ассиметричное представительство (неравное представительство, чаще всего, имеет место в силу разницы численности населения субъектов).

По способу возникновения различают федерации, основанные на соглашении будущих субъектов, изначально суверенных государств (США, Швейцария) и федерации, возникшие недоговорным путем (Канада, Индия) по инициативе централизованной власти в унитарном государстве.

В зависимости от документа регулирующего взаимоотношения центральной власти и субъектов федерации, федерации делятся на договорные (документом является федеративный договор) и конституционные (документом является конституция).

По способу формирования субъектов федерации делятся на административно-территориальные (субъекты формируются исключительно по территориальному признаку), на национальные (субъекты образуются по национальному признаку) и на смешанные, сочетающие оба способа.

По способу взаимоотношения центральной власти и субъектов федерации, федерации делятся на симметричные (равноправность субъектов) и асимметричные (статус субъектов различен).

В ряде стран конституция или сложившийся порядок закрепляют за центральной властью право на федеральную интервенцию (вооруженное вмешательство в случае нарушении субъектом прав других субъектов и конституции федерации, в т.ч. при попытке незаконного выхода из состава федерации).

Ряд государств, в частности Шри-Ланка, при официальном статусе унитарного государства наделяют административно-территориальные единицы полномочиями, схожими с полномочиями субъектов федерации. Такая форма территориального устройства получила название «гибридной формы». В отличие от автономий, где только ряд административно-территориальных единиц имеет привилегии, при гибридной форме привилегии, приближающие административно-территориальные единицы к статусу субъекта федерации, принадлежат всем единицам.

Также истории известны нетипичные формы сложного государственного устройства (Империя, Кондоминиум, Протекторат, Фузия, Инкорпорация, Уния), которые иногда именуются формами интеграции государств:

Империя (от лат. imperium власть) – одна из исторически первых форм, утратившая свое значение в связи с признанием международным правом объединения государств только на добровольной основе. Характеризуется, как насильственное объединение государств и преобразование в единое сложное государство. Объединение происходит путем завоевания, политического и экономического давления, но в исключительных случаях вхождение в состав империи может носить добровольный характер. Часть территории империи может иметь особый статус (Финляндия, Польша в Российской Империи до 1917 года).

Кондоминиум (от лат. con – вместе, dominium – владение, власть) это фактически переходная форма от колониальной империи к суверенным государствам. Представляет собой правление двумя или более государствами одной территории на основе соглашения (кондоминиум Египта и Великобритании над Суданом до середины XX века).

Протекторат (от лат. protector покровитель) – в связи с покровительством более сильного государства слабому, основанного на договоре, последнее утрачивает внешний суверенитет, а внутренний де-юре сохраняется, но де-факто в большинстве случаев утрачивается. Де-юре новое государство не создается, но де-факто более сильное государство поглощает суверенитет покровительствуемого. В связи с чем существует традиция отнесение протектората к форме сложного государства (Протекторат Российской Империи над Грузией, XVIII век).

Фузия (от лат. fusio – слияние) – объединение суверенных государств, в результате которого образуется новое государство (объединение в 1990 году ГДР и ФРГ и преобразование в единое государство ФРГ).

Инкорпорация (от лат. incorporationприсоединение) – включение одного государства в состав другого на основании соглашения (вхождение в 1940 году Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР).

Уния (от лат. unioединение) – соединение двух и более монархических государств в единое сложное государство, при котором сложное образование возглавляется одним монархом. Исторически сложились две формы унии: личная и реальная. Личная уния, возникает при совпадении прав на престол у одного лица в нескольких государствах, как правило, при разных системах престолонаследования. Государства, входящие в личную унию, приобретают независимость при наследовании престолов разными лицами. В иных случаях личная уния преобразуется в единое государство (в 1603 Англия и Шотландия объединяются под властью Иакова I в личную унию, в 1707 году Англия и Шотландия образуют единое государство – королевство Великобритания). Реальная уния основана на соглашении государств в силу которого последние возглавляются едины монархом. В международных отношениях выступают как единое государство. Де-юре государства сохраняют суверенитет, де-факто более сильное государство подавляет внутренний суверенитет более слабого (Уния Австрии и Венгрии с 1867 по 1918 года).

К формам межгосударственного устройства относятся объединения, связанные рядом признаков государственности с определенной целью (конфедеративные) и объединения, связанные соглашениями конкретной узкой направленности (ассоциативные):

Конфедерация (confoederatio – союз, объединение), в отличие от федераций, это объединение суверенных государств на основе договора с правом участника конфедерации свободного выхода. Конфедерация преследует временные военные, политические или экономические цели. Единой системы государственных органов нет, но договор, лежащий в основе конфедерации может предусматривать создание органов для решения общих задач, которые решаются за счет добровольных взносов. Истории известны федерации (США, Швейцария, Германия), возникшие из конфедераций путем преобразования государств-участников в субъекты федерации. Официальное название «конфедерация» при преобразовании в федерацию может остаться (Швейцария).

Содружество (англ. commonwealth) – объединение суверенных государств, основанное на декларации, договоре и т.п., обусловленное экономической, правовой, языковой, культурной, а иногда и религиозной общностью (Британское Содружество Наций, Содружество Независимых Государств). Но в отличие от конфедерации, где связь между государствами-участниками является целью создания новых взаимных благоприятных условий, связь между государствами-участниками содружества является целью сохранения общих исторически сложившихся ценностей. В содружестве могут создаваться надгосударственные координационные органы.

Сообщество (от лат. consortiumсоучастие) – объединение значительного количества государств (Организация американских государств – более 30 участников, Организация африканского единства – более 50), основанное на международном договоре. В отличие от конфедерации и содружества, сообщество, как правило, носит региональный характер и открыто для участия, допускает ассоциированное участие, т.е. присоединение только к части правил, действующих в сообществе, кроме того, сотрудничество ограничивается целями глобального характера (совместная безопасность, выравнивание уровня развития экономики). Как в содружестве возможно создание надгосударственных органов, но в основополагающих договорах нет положений о единых вооружённых силах, единой территории, единой денежной единице, признании гражданства.

Объединения могут носить и иные наименования, такие как блоки, союзы, коалиции, ассоциации и т.п.

Современный уровень межгосударственных отношений позволил появиться новой классификации объединений государств: надгосударственные (Европейский Союз) и межгосударственные объединения (Содружество Независимых Государств).

Политический режим.

Государственно-политический режим, это самый динамичный и определяющий элемент формы государства, независимо от формы управления и формы территориального устройства, характера взаимоотношений государства и личности, уровня свободы в обществе, способов и порядка формирования органов государственной власти, их компетенции и фактического участия населения в государственном управлении.

Со времен античности режим (от лат. regimen), означает управление, позже во Франции этот термин приобрёл значение способа реализации власти.

Политический режим – это совокупность приемов и способов реализации государственной власти. Это более объёмное понятие, включающее в себя не только порядок взаимодействия элементов государственного механизма, но взаимоотношение и статус иных элементов политической системы (партий, в том числе оппозиционных, общественных объединений и т.д.), а также экономической, идеологической и иных основ режима.

Государственный режим – это составной элемент политического режима, характеризующий систему приемов и способов взаимодействия частей государственного механизма, метода и способа реализации исключительно государственной власти.

Сущность режима определяется разными факторами: а) возможность участия населения в государственном управлении; б) порядок формирования органов власти; в) принципы деятельности государственного механизма; г) реализация или подавление политического и идеологического плюрализма; д) соотношение провозглашенного и реального статуса личности и т.д.

Исходя из вышеизложенного различаются следующие виды государственно-политических режимов:

Демократия (от греч. demos – народ kratos – власть, demokratia — народовластие) характеризуется высокой степенью свободы личности, что обеспечивается высоким уровнем развития гражданского общества. Существуют два основных подхода к пониманию демократии – нормативный и дескриптивный. При нормативном подходе создается идеальная модель демократического режима, определяются пути достижения идеала с целью привести в соответствие с моделью реалию политической жизни. Дескриптивный подход анализирует реально существующие режимы народовластия. В большинстве теорий эти подходы сочетаются. Источник власти в государстве с демократическим режимом – народ, поэтому наряду с системой государственных органов, формируемых легитимным (законным) способом, как правило, выборным, существуют институты непосредственной демократии (референдумы, плебисциты и т.д.), а также формы прямого участия в управлении делами общества (общественные комитеты). Органы государственной власти функционируют, основываясь на принципах разделения властей, свободного доступа к информации об их деятельности (принцип открытости). Один из основных принципов демократии – принятие решения большинством с учетом мнения меньшинства в поисках социального компромисса. Современные режимы, близкие к демократии, отдают приоритет правам отдельного человека над правами государства, что приводит к необходимости принимать не только мнение большинства, а также предоставлять меньшинству право иметь свое мнение и реализовывать свои интересы. Выборы предполагают реальную альтернативность. Права и свободы не только провозглашаются, но и имеют обеспеченный государством механизм реализации и гарантии защиты, в том числе в судебном порядке, и их реализация обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития и правосознания населения. В том числе характеристика режима – создание условия для свободного экономического развития, многообразия и защиты форм собственности. Режим предполагает не только многопартийность, идеологический и политический плюрализм, но и свободу деятельности оппозиции. В целях предупреждения охлократии (власть толпы), демократическое государство устанавливает пределы реализации права (ограничение права во избежание злоупотребления правом), основанные на приоритете убеждения. Несмотря на единообразие признаков демократии, существует несколько концепций, определяющих основную ценность демократического режима, и, соответственно, выстраивающих модель демократического государства: а) плюралистические концепции в качестве основы режима рассматривают конкуренцию интересов разных политических сил и поиск компромисса; б) в коллективистских основная ценность – приоритет интересов общества над индивидуальными интересами; в) в либеральных безусловная ценность – личность и её права. При всех разночтениях демократия в идеале, по определению Авраама Линкольна, — «правление народом, избранное народом и для народа».

Либерализм (от лат. liber свободный), в качестве идеологической основы провозглашает принцип минимального вмешательства государства в частную жизнь. Идеология возникла как реакция на полицейские режимы (подавление свободы личности, полный контроль государства) и стремление оторваться от принципа коллективизма, который у большинства граждан ассоциируется с тоталитаризмом. Либеральный режим – режим ценностей индивидуализма, основанный на потребностях рыночной экономики. Государство играет роль «ночного сторожа», в связи с чем, недостаточно внимания уделяется социально-экономической сфере, защите социально уязвимым слоям населения, что изначально приводит к неравным возможностям и неуправляемым негативным экономическим процессам. Государство обеспечивает лишь формальное равенство своих граждан. Обязательный признак либерализма – многопартийность. При либеральном режиме не только допускается существование оппозиции, но и создаются правовые механизмы учета оппозиционных интересов. Выборность государственных органов реальна, но фактически при процедуре выборов учитывается не столько мнение электората, сколько материальная состоятельность кандидатов или партий, их выдвигающих. В этой связи сложно говорить о принципе принятия решений большинством, деятельность законодательных органов в такой ситуации обеспечивает интересы меньшинства, путем лоббирования (от англ. lobbyism (lobby) кулуары) последними, т.е. продвижением своих интересов тем или иным способом. В этой связи различают лоббирование формальное (законодательно урегулированное) и неформальное (законодательно запрещенное, близкое к коррупции).

Авторитаризм (от лат. autoritaire – властный). Впервые концепция авторитарного режима была разработана в начале XIX века Жозефом де Местром и де Бональдом в ответ на французскую революцию. К XX веку режим стал восприниматься как условие сплоченности нации, государства и общества (Де Кортес), средство воспитания дисциплины и создания необходимой общественной иерархии (О. Шпенглер), как средство экономической и социальной мобилизации (Г. Траичке и Ш. Моррас). Режим часто стал рассматриваться как переходная форма от тоталитаризма к демократии, или способ перехода отсталых стран к современному уровню социально-экономического и политического развития. Термин «авторитаризм» объединяет достаточно широкий спектр типов политических режимов: от пограничных с тоталитарными до режимов «в критических ситуациях», необходимость которых вызвана состоянием войны, экономического кризиса, острого социального конфликта и т.п. Часто авторитаризм предопределяется личными качествами политического лидера, но, вместе с тем, власть может осуществляться элитарной группой, партией, олигархическими или криминальными группировками, национальными группами и т.п. В отличие от тоталитаризма, связанного с какой либо единой идеологией, полным контролем над обществом и претензией на постоянное существование, авторитаризм предполагает принуждение и навязывание воли населению, которые сочетаются с отсутствием единой идеологии, ограниченным контролируемым плюрализмом, а в более мягких разновидностях режима – допускает формальное существование оппозиции и даже некоторых либеральных тенденций. Но в момент активизации оппозиции, т.е. приобретении ею фактического статуса, авторитаризм преобразуется в либерально-демократические формы. Авторитарный режим характеризуется опорой власти на возможность применения силы в отношении населения в случае неподчинения. Власть неподконтрольна населению и формируется путем назначения правящей элитой. Выборность допускается, но носит формальный характер. Законодательные органы предают власти видимый легитимный характер, но фактически зависимы от исполнительной власти. Власть монополизирует преимущественно политическую сферу, отказавшись от тотального контроля над всеми сферами жизни общества. Особое внимание режим уделяет дисциплинарным структурам (полиция, армия, пенитенциарная система и т.п.). Абстрагированность от населения с одной стороны обеспечивает монополизацию власти и принятие решений без согласований интересов, с другой стороны это лишает режим поддержки населения. Права и свободы широко провозглашаются, но фактически не имеют механизма реализации. Интересы государства превалируют над интересами личности. В отличие от тоталитарной системы, граждане ограничены только в политических формах деятельности, в остальном – свободны, но свобода обеспечена не правовыми гарантиями, а публичными обещаниями. Авторитарные способы реализации власти были известны еще в античном мире (аристократии и олигархии древнегреческих полисов, республики империи Древнего Рима). Современные авторитарные режимы можно классифицировать на военные, партийные, национальные, корпоративные и режимы личной власти. Специфическую разновидность представляет собой конституционно-авторитарный (монократический) режим, действующий в государствах, где есть некоторые фиктивные атрибуты демократии: права и свободы, закрепленные в конституции т.п.

Тоталитаризм (от лат. totalis – полный, всеобъемлющий). Впервые термин употребил Бенито Муссолини в 1925 году, затем термин стал использоваться как негативная характеристика советского режима и режима фашистской Германии. Окончательно концепция тоталитаризма сложилась в середине XX века (Ф. Хайек, Х. Арендт). Основная идея тоталитаризма – всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества, что достигается не только применением силы, но и единой идеологией, всеобщей политизацией и симбиозом государственной и партийной власти. Для тоталитарного стиля управления характерно одновременное замещение государственной и партийной должности. Правящая партия представляет собой политическое движение, претендующее олицетворять государство, волю народа. Именно эта идея пропагандируется средствами массовой информации, монополизированными государством. Создается видимость демократических процедур, а высокая степень политизированности населения обеспечивает почти стопроцентное участие в псевдодемократических процедурах. Любая конкурирующая партия объявляется нелегитимной. Запрещается не только оппозиция, но и любая организация, созданная без разрешения правящей партии. Государственное управление приобретает характер крайнего централизма, выстраивается «пирамида власти», в основе которой иерархичность, требующая безусловного исполнения решений вышестоящего уровня, не допускающая инициативы. На вершине этой иерархии власти – харизматическая личность вождя, критическое отношение к которой недопустимо. Общество стратифицируется (разделяется на социальные группы) в зависимости от приближенности к властным структурам. Складывается новая социальная группа — партийная номенклатура, обладающая особым статусом и привилегиями на фоне идеологии «уравнивания населения». Бедность, страх и полная зависимость от государства лежат в основе патерналистического (от лат. paternus – отцовский, отеческий) отношения государства к населению. Государственные интересы приоритетны перед интересами личности. При тоталитаризме личность поглощается государством и утрачивает способность к самостоятельности, поэтому при переходе к более мягким режимам человек, в силу привычки, уже неспособен самостоятельно осознавать и активно позиционировать свои интересы. Карательный орган имеет особый статус в связи с культивированием страха посредством репрессий, психического и физического террора. Тоталитарный режим, как правило, вуалируется широким провозглашением демократических институтов (многопартийность, идеологический плюрализм, выборность высших органов власти, свобода экономической деятельности и др.), в том числе прав и свобод человека, но реального воплощения эти институты не имеют и не могут иметь в силу недопустимости самостоятельности личности. Тоталитарный режим всегда агрессивен и намеренно энтропиен (замкнут), для недопущения информированности населения об истинном положении дел, что приводит к милитаризации страны. Тоталитарное государство обеспечивает себя за счет полной или частичной национализации экономики. Складывается командно-административный способ хозяйствования. Все самые негативные проявления тоталитарного режима правящая элита пытается окупить сверхидеей (национального, социально-экономического, исторического характера). Идеология, лежащая в основе такой сверхидеи, позволяет идентифицировать несколько видов тоталитарного режима:

а) Фашизм (от лат. fascio – пучок розог, связка, объединение). В имперском Древнем Риме топор и розги служили символом магистрацкой власти, поэтому термин «фашизм» характеризовал национальное движение за возрождение «народной души» и былого величия Римской империи. Эта сверхидея нашла поддержку во всех слоях населения, фашистская партия стала главенствующей и единственной. Официальная идеология неравенства и превосходства одной нации над другими предопределила деформацию моральных и правовых ценностей, а также претензии вершить судьбу мирового сообщества. В исторической науке термин «фашизм» применяется и к нацизму (нем. Nationalsozialismus – национал-социализм) Германии «Третьего рейха» (нем. Drittes Reich — Третья империя), сверхидея которого создание расово-чистого государства. Немецкий фашизм отличался от итальянского большей жестокостью, элементами военной диктатуры, открытым уничтожении других рас и национальностей.

б) Расизм (от фр. raceраса), основан на идеи превосходства одной расы (общность людей объединенных едиными антропологическими признаками, обусловленными единством происхождения – негроидная, европеоидная и монголоидная расы). Термин «расизм» появился в начале XX века в словаре Ларусса, а к середине века была разработана концепция расизма как режима (Ж. Гобино, Г. Лебон, Л. Вольтман, Д. Хайкрафт – разработали теорию расового превосходства). Негативную характеристику термин приобрел благодаря французскому писателю-социологу Альберу Мемми. В основу дискриминации африканского населения Южно-Африканской Республики была положена теория «апартеида» (от афр. apartheidрознь, раздельность) при проведении государственной политики Национальной партией ЮАР. В частности, парламент ЮАР был трехпалатным: для белых, цветных и индейцев. Чернокожее коренное население не имело возможности представлять свои интересы в парламенте. С момента создания государства и до 60-х годов XX века дискриминация чернокожего населения в США носила характер государственной политики (например, законы Д. Кроу лишали граждан афроамериканского происхождения права получать образование вместе с представителями белокожего населения).

в) Тоталитарный коммунизм (от лат. communis общий). С периода военного коммунизма (с 1918 года) советское государство приобрело все черты тоталитарного режима, в основу которого легла сверхидея превосходства одного класса населения (трудящиеся) над другими и завуалированного национализирования, фактической экспроприации (безвозмездного изъятия) всех сфер экономики в стране.

Деспотия (от греч. despoteiaнеограниченная власть) – один из ранних видов режимов, основанный на страхе. Страх – гарантия неограниченной единоличной власти монарха. Решения деспота произвольны и не связаны никакими законами, воля деспота и есть закон. Наглядная жестокость служит превентивной мерой против любого рода недовольства и несогласия. Общество консервативно и строго иерархично. Переход из одной социальной группы в другую крайне затруднителен, что обеспечивает стабильность власти деспота. Подданные бесправны, даже владение носит условный характер (зависит от благосклонности деспота). Деспотия требует безусловного повиновения. Деспот есть единоличный правитель, однако ввиду невозможности реализации всех административных функций одним лицом, часть полномочий деспот передает своему приближенному лицу. На востоке высший сановник при деспоте, носил титул «визира» (от пехлевийского vih`r – тот, кто решает), решение которого носило относительно самостоятельный характер. Деспотия была свойственна в государствах древнего Востока, Азии и некоторых регионов Средиземноморья.

Тирания (от греч. tyrannosжестокий правитель, мучитель) имеет все признаки деспотического режима, но в отличие от последнего тиран распространяет свою произвольную власть на завоеванных им новых территориях. Тиранический режим также характеризуется установлением произвольного террора (от лат. terror – страх, ужас) в государствах подвергшихся переворотам и насильственной смене власти. Тиран назначает в завоеванных государствах наместника. В древнегреческой политико-правовой доктрине тирания имела несколько иной смысл: тираном именовался жестокий правитель приобретавший власть, как путем завоевании, так и легитимным путем.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map