Пособие по самост. фармакология часть 1



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

Кафедра фармакологии с клинической фармакологией

Методические рекомендации для выполнения

самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

занятиям по фармакологии

(Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)

Владикавказ 2009

Данное методическое пособие имеет целью оказать максимальную помощь студенту при самоподготовке к предстоящему лабораторному занятию. Основная задача пособия заключается в том, чтобы студент представлял себе объем базовых знаний и умений, которые он должен иметь по фармакологии и без которых невозможно дальнейшее освоение информации по клинической фармакологии и фармакотерапии основных заболеваний, изучаемых на клинических кафедрах 4-6 курсов.

Пособие составлено в соответствии с действующей типовой программой по фармакологии для студентов высших учебных заведений и рабочей программой дисциплины кафедры фармакологии с клинической фармакологией ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России.

Задания на самоподготовку составлены для 37 занятий осеннего и весеннего семестров. В заданиях на самоподготовку определены обязательные знания и умения, обязательные для изучения препараты, литература по теме. Информация по заданиям , содержится в материалах лекций и рекомендуемой к занятию литературе.

Для достижения цели самоподготовки по частной фармакологии необходимо:

1. Знать принципы классификации лекарственных средств, наименования фармакологических групп.

2. Запомнить международные непатентованные названия широко применяемых препаратов.

3. Знать физико-химическую характеристику препаратов.

4. Знать фармакодинамику (основные эффекты, локализацию и меха-

низм действия), побочные эффекты, показания к применению.

5. Иметь представление об особенностях фармакокинетики препаратов.

6. Знать основные лекарственные формы, пути введения, порядок отпуска препаратов из аптеки.

7. Уметь выписать основные препараты в рецептах (по конкретным показаниям).

Работа на практических занятиях представляет собой основную форму закрепления теоретических знаний, получаемых при самостоятельном изучении материала лекций и учебника по фармакологии. Организация занятий предусматривает максимум самостоятельной работы студента, обеспечивает возможность контроля преподавателем усвоения материала занятия.

Практические занятия построены по единому плану:

вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы;

контроль подготовки студента к занятию;

выполнение экспериментальных и теоретических заданий, заданий по рецептуре;

контроль усвоения материала темы путем обсуждения узловых вопросов в ходе выполнения экспериментальных и теоретических заданий, выписывания рецептов;

подведение итогов занятия, задание на самоподготовку к следующему занятию.

Сочетание указанных выше форм самостоятельной работы студента (при систематическом контроле и консультации преподавателя) с анализом и обсуждением узловых, наиболее трудных для усвоения вопросов материала занятия при участии всей академической группы создает необходимые условия для полноценного усвоения учебного материала.

Примерный план подготовки к практическому занятию по фармакологии (ориентировочные основы действия для внеаудиторной самоподготовки)

Этап работы

Время

Средства обучения

Основные учебно-целевые задачи (теоретические вопросы для самоподготовки)

60-90 мин

Основная и дополнительная литература по теме занятия

Выполнение задания по рецептуре

15 минут

Учебное пособие по общей рецептуре

Основная литература по теме занятия

Выполнение заданий для самоподготовки и самоконтроля, решение ситуационных задач

30 минут

Методические рекомендации выполнения

самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям, основная и дополнительная литература по теме занятия

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема занятия. введение. ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА. Рецепт.

Твердые лекарственные формы.

Студент должен знать

Литература

1. Основные термины для введения в фармакологию и рецептуру: лекарственное вещество, лекарственная форма, лекарственное средство, галеновы и новогаленовы препараты, международное непатентованное название (МНН), торговое название, оригинальный препарат, дженерик, фармакопейная статья, Государственная фармакопея.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.662-668.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 4-5.

2. Врачебный рецепт: структура рецепта, виды рецептурных бланков, правила их оформления.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.668-672.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 6-15.

3. Правила выписывания ядовитых, наркотических и сильнодействующих средств.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.668-672.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 8.

4. Виды рецептурных прописей: магистральные официнальные, сокращенные, развернутые.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.669-670.

5. Классификация лекарственных форм.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.662.

6. Таблетки. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.693-694.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 16-17.

7. Драже. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.694.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 18.

8. Порошки. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.695-697.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 18-21.

9. Капсулы. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.698-699.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 21-22.

10. Гранулы. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.697.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 22.

Задания для самоподготовки.

Задание 1. Совместите единицы массы с их обозначениями, принятыми в рецептурных прописях.

2 миллиграмма (мг)

200 миллиграммов (мг)

2 грамма (г)

20 миллиграммов (мг)

0,2 миллиграмма (мг)

0,0002

0,002

0,02

0,2

2,0

Задание 2. Проведите анализ врачебных рецептов.

А. Какая из прописей таблеток ибупрофена неверна и почему?

Rp.: Ibuprofeni 0,2

D.t.d. N. 10 in tabulettis

S. По 1 таблетке внутрь при боли.

Rp.: Tabulettam Ibuprofeni 0,2

D.t.d. N. 10

S. По 1 таблетке внутрь при боли.

Rp.: Tabulettas Ibuprofeni 0,2

D.t.d. N. 10

S. По 1 таблетке внутрь при боли.

Б. Какая из прописей таблеток «Бактрим-480» верна и почему неверны две другие?

Rp.: Tabulettae “Bactrim-480”

D.t.d. N. 10

S. По 1 таблетке внутрь 2 раза в сутки.

Rp.: Tabulettas “Bactrim-480”

D.t.d. N. 10

S. По 2 таблетки внутрь 2 раза в сутки.

Rp.: Tabulettas “Bactrim-480” N. 10

D. S. По 2 таблетки внутрь 2 раза в сутки.

В. Какая из прописей таблеток верна почему неверны другие?

Rp.: Natrii salicylatis 0,3

Coffeini 0,05

D.t.d. N. 10

S. По 1 таблетке внутрь 3 раза в день после еды.

Rp.: Natrii salicylatis 0,3

Coffeini 0,05

D.t.d. N. 10 in tabulettis

S. По 1 таблетке внутрь 3 раза в день после еды.

Rp.: Tabulettas Natrii salicylatis 0,3

Coffeini 0,05

D. S. По 1 таблетке внутрь 3 раза в день после еды.

Г. Какая из прописей порошка верна и почему неверны другие?

Rp.: Tannalbini 0,3

Bismuthi subnitratis 0,3

M.f. pulvis

D.t.d. N. 10

S. По 1 порошку внутрь 3 раза в день.

Rp.: Tannalbini

Bismuthi subnitratis āā 0,3

M.f. pulvis

D.t.d. N. 10

S. По 1 порошку внутрь 3 раза в день.

Rp.: Tannalbini

Bismuthi subnitratis āā 0,3

D.t.d. N. 10

S. По 1 порошку внутрь 3 раза в день.

Д. Какая из прописей порошка верна и почему неверны две другие?

Rp.: Extracti herbae Thermopsidis sicci 0,02

Sacchari 0,3

M.f. pulvis

D.t.d. N. 10

S. По 1 порошку внутрь 3 раза в день.

Rp.: Extracti herbae Thermopsidis 0,02

Sacchari 0,3

M.f. pulvis

D.t.d. N. 10

S. По 1 порошку внутрь 3 раза в день.

Rp.: Extracti herbae Thermopsidis sicci 0,02

D.t.d. N. 10

S. По 1 порошку внутрь 3 раза в день.

Е. Какая из прописей драже верна?

Rp.: Dragee Diazolini 0,05 №20

D. S. По 1 драже внутрь 2-3 раза в день.

Rp.: Dragee Diazolini 0,05

D.t.d. N. 10

S. По 1 драже внутрь 2-3 раза в день.

Rp.: Diazolini 0,05

D.t.d. N. 10 in dragee

S. По 1 драже внутрь 2-3 раза в день.

Выписать:

100 таблеток, содержащих по 1 сантиграмму анаприлина (Anaprilinum). Назначить по 1 таблетке 1 раз в день.

30 таблеток, содержащих по 6 миллиграммов тиамина бромида (Thiamini bromidum), 5 миллиграммов рибофлабина (Riboflavinum) и 1 дециграмму кислоты аскорбиновой (Acidum ascorbinicum). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.

40 таблеток, содержащих по 5 децимиллиграммов нитроглицерина (Nitroglycerinum). Назначить по 1 таблетке под язык.

20 таблеток «Адельфан» («Adelphanum»). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.

50 драже, содержащих по 4 миллиграмма бромгексина (Вromhexinum). Назначить по 1 драже 4 раза в день.

100 драже «Ферроплекс» (Ferroplex). Назначить по 1 драже 3 раза в день после еды.

50,0 г мельчайшего порошка резорцина (Resorcinum). Наносить на раневую поверхность.

50,0 г присыпки, содержащей 5% стрептоцида (Streptocidum). Наносить на пораженные участки кожи.

50,0 г зубного порошка, содержащего 20% магния карбоната (Magnii hydrocarbonas) с оформляющим веществом лития карбонатом. (Litii carbonas). Назначить для чистки зубов.

30,0 г натрия сульфата (Natrii sulfas). Назначить по 1 ст.л. на прием, растворив в 1/2 стакана воды.

20 порошков рибофлавина (Riboflavinum) по 1 миллиграмму. Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

100 порошков, содержащих по 50 миллиграммов аскорбиновой кислоты (Acidum ascorbinicum) (учесть ее гигроскопичность). Принимать по 1 порошку 3 раза в день.

50 порошков, содержащих рутин (Ruthinum) и аскорбиновую кислоту (Acidum ascorbinicum) по 50 миллиграммов. Назначить по 1 порошку 3 раза в день после еды.

20 капсул, содержащих по 250 миллиграммов оксациллина натриевой соли (Oxacillini-natrii). Назначать по 2 капсулы за 1 час до или через 2 часа после еды.

10 порошков, содержащих по 3 дециграмма порошка из корня ревеня (radix Rhei), магния окиси (Magnii oxydum) и 15 миллиграммов экстракта красавки (extractum Belladonnae). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

20 порошков железа восстановленного (Ferrum reductum) по 1,0 г в желатиновых капсулах. Назначить по 1 капсуле 3 раза в день после еды.

100,0 г гранул кальция глицерoфосфата (Calcii glycerophosphas). Содержимое фла-кона растворить в кипяченой воде и принимать по 1 ч.л. 2 раза в день.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема занятия. мягкие лекарственные формы.

жидкие лекарственные формы

Студент должен знать

Литература

1. Мази. Общая характеристика. Мазевые основы, требования, предъявляемые к мазевым основам Способы приготовления, и отпуска магистральных и официнальных мазей, правила выписывания в рецептах..

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.687-688.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 25-27.

2. Пасты. Общая характеристика. Формообразующие вещества в пастах, особенности приготовления паст, правила выписывания в рецептах.

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.689.

2. Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 27-28.

3. Суппозитории. Общая характеристика. Особенности формообразующих веществ в суппозиториях, способы приготовления и упаковки свечей, пра-вила выписывания в рецептах.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map