Пособие_Нормативы по защите ОС



Министерство образования и науки РФ

Нормативы по защите окружающей среды Якубович

Северо-Восточный государственный университет

И.А. Якубович

НОРМАТИВЫ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Учебное пособие

Магадан 2013

УДК. 621.432

ББК

Рецензенты:

Трофименко Ю.В. – доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Техногенная безопасность» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Репникова И.В. – начальник центра мониторинга загрязнения окружающей среды «Колымского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Колымское УГМС»).

Якубович И.А. Нормативы по защите окружающей среды [Текст]: учеб. пособие. – Магадан: СВГУ, 2013. – 176 с.

В учебном пособии рассмотрены теоретические основы экологического нормирования окружающей среды, а также действующие методики расчета нормативов по защите окружающей среды с примерами расчетов.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство», а также бакалавров по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» – профили «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Автомобильный сервис», и направлению подготовки 190702 «Технология транспортных процессов» – профиль «Организация перевозок на автомобильном транспорте», изучающих дисциплины «Нормативы по защите окружающей среды», «Экологическое нормирование окружающей среды» и др.

Северо-Восточный государственный университет, 2013

Якубович И.А., 2013

ISBN

Оглавление

Введение

Раздел 1 Теоретические основы экологического нормирования окружающей среды

1.1 Общие сведения об экологическом нормировании

1.2 Нормативы качества окружающей среды

1.3 Экологическое нормирование атмосферного воздуха

1.4 Экологическое нормирование в сфере водопользования

1.5 Экологическое нормирование в сфере землепользования

1.6 Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами

1.7 Нормирование допустимого воздействия на окружающую среду на окружающую среду

1.8 Система платежей в сфере природопользования

Раздел 2 Практические основы экологического нормирования окружающей среды

2.1 Определение уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий

2.2 Расчет предельно допустимых выбросов в атмосферу

2.3 Определение нормированных показателей количества вредных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе

2.4 Учет эффекта суммации при оценке уровня загрязнения атмосферного воздуха

2.5 Оценка качества атмосферного воздуха города

2.6 Определение концентрации загрязняющего вещества в контрольных точках

2.7 Определение санитарно-защитной зоны промышленного предприятия

2.8 Расчет предельно допустимого сброса сточных вод

Раздел 3 Нормирование воздействий автотранспортного комплекса

3.1 Нормирование выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта

3.2 Расчет выбросов загрязняющих веществ от открытых стоянок автомобилей

3.3 Расчет выбросов загрязняющих веществ от производственных процессов предприятий автомобильного транспорта

3.3.1 Расчет выбросов загрязняющих веществ в зоне ТО и ТР

3.3.2 Расчет выбросов загрязняющих веществ от мойки автомобилей

3.3.3 Расчет выбросов загрязняющих веществ от мойки автомобилей при обкатке двигателей после ремонта

3.3.4 Расчет выбросов загрязняющих веществ при нанесении лакокрасочных покрытий

3.3.5 Расчет выбросов загрязняющих веществ при сварке металлов

3.3.6 Расчет выбросов загрязняющих веществ от шиноремонтных работ

3.4 Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы

3.5 Расчет образования отходов автомобильного транспорта

3.5.1 Расчет нормативного количества отработанных автомобильных шин

3.5.2 Расчет отработанного моторного масла и отработанного трансмиссионного масла

3.5.3 Расчет отработанного электролита аккумуляторных батарей

3.6 Расчет поверхностного стока с автомобильной дороги

Список рекомендуемой литературы

4

6

6

11

16

25

39

44

50

55

59

59

68

76

79

84

91

94

104

111

123

129

138

139

140

142

145

150

153

155

159

163

164

166

168

172

Введение

Целью учебного пособия «Нормативы по защите окружающей среды» является изучение основной нормативной и технической документации, используемой при нормировании качества окружающей среды и нормировании допустимых воздействий в процессе природопользования, а также формирование знаний студентов по оценке воздействий хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством, Учебное пособие предназначено для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков студентами по дисциплине «Нормативы по защите окружающей среды», которая относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла к вариативной дисциплине, устанавливаемой вузом.

Учебное пособие включает три раздела и список рекомендуемой литературы. В первом разделе рассмотрены нормативы качества окружающей среды, приведены основные принципы экологического нормирования атмосферного воздуха, нормирования в сфере водопользования, землепользования, в сфере обращения с отходами, а также основы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду на окружающую среду.

Во втором разделе приведены методики расчета экологических нормативов по определению уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, предельно допустимых выбросов в атмосферу, нормированных показателей количества вредных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе и др. Кроме теоретического материала в данном раздела рассмотрены примеры расчета экологических нормативов, исходные данные, задание для практических расчетов и вопросы для самопроверки.

В третьем разделе приведены вопросы, связанные с нормированием воздействий автотранспортного комплекса. Кроме этого в разделе излагается методика расчета выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, предлагается расчет выбросов загрязняющих веществ от производственных процессов предприятий автомобильного транспорта, дается методика оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы, и методика расчет образования отходов автомобильного транспорта.

Учебное пособие содержит достаточное количество справочного материала, необходимого для практических расчетов, а также список литературных источников, состоящий в основном из перечня действующих нормативов и законодательных документов.

Раздел 1 Теоретические основы

экологического нормирования окружающей среды

1.1 Общие сведения об экологическом нормировании

В настоящее время экологическое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды и рационального природопользования приобретают особую важность. Прежде всего, это связано с ухудшением экологической ситуации и необходимостью принятия адекватных превентивных мер в целях охраны окружающей среды от загрязнения.

Экологическое нормирование – это самостоятельное научное направление, занимающееся разработкой и апробацией нормативов предельно допустимого вредного воздействия на природную среду и человека, а также норм и правил природопользования на основе общих методологических подходов, комплексного изучения и анализа экологических возможностей экосистем и их компонентов.

Под экологическим нормированием понимают установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на природу при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также государственных стандартов и других нормативных документов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Основная задача экологического нормирования связана с разработкой научно-методической базы стандартизации по вопросам охраны природы и рационального природопользования на основе обоснования безопасных уровней, продолжительности и прогноза последствий воздействия на окружающую среду.

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды предполагает проведение научных исследований по обоснованию нормативов. Устанавливаемые нормативы должны проходить экспертизу, утверждение и публиковаться. Кроме того, предполагается осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов, а также формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды. Важным моментом является также оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.

Таким образом, экологическое нормирование представляет собой определенно организованный комплекс, который развивается по следующей цепочке (рисунок 1.1).

Проведение исследований по оценке устойчивости

экосистемы или реакции человека на воздействие

Обоснование безопасных уровней (ассимиляции, техноёмкости, адаптации и др.) и возможной продолжительности воздействий с целью минимизации вреда

Прогноз последствий воздействий на экосистему

и человека

Апробация результатов на объектах или субъектах

нормирования, включая правовое обеспечение

Рисунок 1.1 – Этапы формирования экологических нормативов [53]

Нормирование и стандартизация по своей сути относятся к административным методам регулирования деятельности природопользователей, но эффективность их применения неразрывно связана с экономическими методами управления природопользованием. Такая тенденция проявляется с начала 90-х гг. в связи с развитием в России природоохранного законодательства и реализацией принципа платности природопользования.

Основная цель нормирования качества окружающей среды – установление предельно допустимых норм воздействий, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и производство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические и биологические изменения в природную среду.

Указанная цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие воздействие и реакцию экосистем. Таким образом, устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, иные нормативы в области охраны окружающей среды, а также государственные стандарты и другие нормативные документы в сфере природопользования.

Практика экологического нормирования позволяет выделить три направления: 1 – санитарно-гигиеническое; 2 – производственно-ресурсное; 3 – экосистемное.

Санитарно-гигиеническое нормирование – это наиболее разработанное направление экологического нормирования. Формирование данного направления вызвано развитием экотоксикологии, позволившим создать огромный банк данных экспериментально-биологических исследований.

Основная задача санитарно-гигиенического нормирования – обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и сохранение его генетического фонда.

Санитарно-гигиеническое нормирование включает:

нормирование концентраций, уровней и доз вредных воздействий на человека, показателями которых выступают ПДК вредных веществ, ПДУ и ПДД физических воздействий;

нормирование показателей качества компонентов окружающей среды посредством различного рода индексов, коэффициентов (ИЗА, ИЗВ и др.) и количественных оценок;

разработку норм санитарных зон защиты источников водоснабжения, и зеленых зон городов;

нормирование индивидуального и группового риска при чрезвычайных ситуациях и опасных природных процессах, а также заболеваний и других неблагоприятных явлений в жизни общества.

В сферу действия санитарно-эпидемиологических нормативов входят частично параметры, которые регламентируются и в системе природно-ресурсного нормирования [18]:

Планировка и застройка городских и сельских поселений (ст. 12).

Продукция производственно-технического назначения, товары для личных и бытовых нужд и технологии их производства (ст. 13).

Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции (ст. 14).

Пищевые продукты и добавки, продовольственное сырье и контактирующие с ними материалы и изделия, а также технологии (ст. 15).

Продукция, ввозимая на территорию РФ их производства (ст. 16).

Организация питания населения (ст. 17).

Водные объекты (ст. 18).

Питьевая вода и питьевое водоснабжение (ст. 19).

Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (ст. 20).

Почвы, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок (ст. 21).

Сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления (ст.22).

Жилые помещения (ст. 23).

Эксплуатация производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (ст. 24).

Условия труда (ст. 25).

Условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами (ст. 26).

Однако в данном случае акцент делается именно на состояние человека

в зависимости от действия тех или иных факторов, но не на состояние других

компонентом природных систем.

Производственно-ресурсное нормирование это – производственно-технологическое обеспечение соблюдения экологических норм и правил через экологизацию технологических процессов, нормирование качества выпускаемой продукции, ограничение прямого воздействия на природную среду предприятий, нормирование и стандартизацию в области обращения с отходами производства и потребления.

Производственно-ресурсное нормирование подразделяется на два вида: 1 – нормирование безопасности производственной деятельности; 2 – нормирование рационального использования и охраны природных ресурсов.

Основными показателями, лимитирующими вредные воздействия на окружающую среду, служат:

предельно допустимые выбросы (ПДВ);

предельно допустимые сбросы (ПДС) загрязняющих веществ;

предельно допустимое размещение отходов (ПДРО).

Обязательное условие эффективного управления в области экологического нормирования – дифференцированный по хозяйственной ценности и природоохранной важности подход к основным ресурсам (почвенно-растительным, водным, минерально-энергетическим).

Экосистемное нормирование можно рассматривать как определение комплексных показателей устойчивости экосистем и их численных значений, разработку нормативов и регламентов, ограничивающих возможностями экосистем негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. Задачи экосистемного нормирования заключаются в сохранении биоразнообразия, обеспечении нормальных условий функционирования и развития экосистем.

Под экологическим нормативом экосистемы понимается граница количественного изменения параметров экосистемы, устанавливаемая из условия сохранения ее структуры и функций, а также всех экологических компонентов, необходимых для учета в хозяйственной деятельности. При установлении этого норматива принимается норма изменения параметров экосистемы, оцениваемая человеком.

При определении параметров экосистем, подлежащих нормированию, исходят из основных признаков, которые характеризуют качество экосистемы. Это ее продуктивность, уровень разнообразия продукции необходимого качества, устойчивость.

Экосистемный подход к нормированию качества компонентов окружающей среды требует учета природных взаимосвязей между ними, например, путей миграции химических элементов, порогов воздействия на биоту и т.п. Так, нормативы содержания биогенов и пестицидов в почвах должны учитывать требования к качеству водных объектов (в том числе подземных), расположенных в пределах сельхозугодий.

Первые шаги к практической реализации принципов экосистемного нормирования были осуществлены в процедуре оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в составе крупных проектов. В будущем именно экосистемное направление должно стать одним из механизмов постепенного восстановления природной среды до безопасного уровня.

1.2 Нормативы качества окружающей среды

Нормирование качества окружающей среды – это установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей. Цель нормирования – установление предельно допустимых норм экологических нормативов воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

К нормированным показателям количества вредных веществ, допустимых при обеспечении безопасности человека, относятся предельно допустимые концентрации (ПДК), ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ), ориентировочное допустимое количество (ОДК).

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они, прежде всего, устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/м3, свинца и его соединений – 0,0007 мг/ м3, сернистого ангидрида – 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/ м3, соляной кислоты – 0,2 мг/ м3.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е. благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками – предприятиями, транспортными средствами и т.п.

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Например, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов рассматриваются как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов – в зависимости от вида водопользования, а также повышения температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов.

Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами [35] определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.

В законе «Об охране окружающей среды» [21] сформулированы общие принципы нормирования допустимого отрицательного воздействия на окружающую среду, заключающиеся в том, что вредные воздействия на воздух, для которых не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение которого должен быть установлен соответствующий норматив.

В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК (ч. 2 ст. 26 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды») [21].

Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия:

для атмосферного воздуха – ПДК более 600 вредных веществ и ОБУВ более 1100 веществ;

для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения – ПДК более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ;

для почв – более 100 ПДК вредных веществ и около 70 ориентировочно допустимых концентраций.

Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.

По характеру действия на организм человека вредные химические вещества могут вызывать следующие эффекты:

токсические – ядовитость, способность некоторых веществ оказывать вредное действие на организм;

раздражающие – проявляющиеся в раздражающем воздействии на те или иные органы;

сенсибилизирующие (аллергические) – вредная для организма чрезмерная иммунная реакция на вещества (аллергены), которые, как правило, нетоксичны;

канцерогенные – вызывающие злокачественные новообразования;

мутагенные – оказывающие влияние на наследственность через скачкообразное, спонтанное и ненаправленное изменение наследственности;

различные эффекты, влияющие на репродуктивную функцию человека;

тератогенные – ведущие к возникновению пороков развития и уродств у человека, животных, растений.

При назначении ПДК используют принцип пороговости действия и принцип приемлемого риска. Определение пороговости действия – минимальной концентрации вредного вещества, вызывающей интоксикацию организма, является основой гигиенического нормирования.

Принцип приемлемого риска используется для оценки мутагенного и канцерогенного действия с отдаленными последствиями, когда невозможно установить количественную связь между силой действия и эффектом (нет экспериментальных данных). Принцип приемлемого риска чаще используется для оценки угрозы в аварийных ситуациях.

1.3 Экологическое нормирование атмосферного воздуха

Основным критерием контроля качества атмосферного воздуха является ПДК токсичных веществ.

Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в воздухе населенных мест – концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущие поколения, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни.

При санитарной оценке качества атмосферного воздуха принято выражать содержание загрязняющих веществ в мг/м3 воздуха при нормальных условиях. Этот показатель характеризует физическое, химическое и другие виды воздействия на окружающую среду.

Нормирование содержания вредных веществ в воздухе производят для атмосферного воздуха населенных мест по ГН 2.1.6.1338-03 [4]. Предельно допустимые концентрации для некоторых загрязняющих веществ в атмосферном воздухе приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Предельно допустимые концентрации и ориентировочное значение фоновой концентрации для некоторых загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

Вещество

Класс

опасности



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map