Пособ_ЗО



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Информатика»

В.М. Пестриков

Г.А.Петров

С.В. Тихов

Информатика

методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей и направлений заочной формы обучения

Санкт-Петербург

2011

Одобрены на заседании кафедры Информатика, протокол № 3 от

27.09. 2011 г.

Утверждены Методическим Советом ИДДПИ, протокол № от 2011 г.

Информатика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей и направлений заочной формы обучения. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 44с.

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения к содержанию и уровню подготовки выпускника по курсу «Информатика» для всех специальностей и направлений университета сервиса и экономики заочной формы обучения.

Составители: д.т.н., проф. В.М. Пестриков;

к.т.н., проф. Г.А. Петров;

к.т.н., доц. С.В. Тихов

Рецензент: к.т.н., доц. Г.А. Желин

Санкт-петербургский государственный университет

сервиса и экономики

2011 г.

Введение

Считается, что целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах его деятельности [2], а дисциплина «Информатика» включена федеральным компонентом цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин почти всех специальностей государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Она имеет целью ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Кроме того, она является базовой для всех курсов, рассматривающих информационные системы, автоматизированные методы анализа и, так или иначе, использующих компьютерную технику.

Дисциплина «Информатика» ,прежде всего, связана с математическими и естественнонаучными дисциплинами, а также с дисциплинами, преподавание которых базируется на использовании современных информационных образовательных технологий.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представления об информации, информационных процессах и основах современных компьютерных информационных технологий обработки информации, их влиянии на успех в профессиональной деятельности;

знать современное состояние уровня и направлений развития архитектуры аппаратных и программных средств электронно-вычислительной техники;

уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, владеть приемами антивирусной защиты;

уметь работать как с программными средствами общего назначения, так и с отдельными профессионально ориентированными программными средствами;

иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;

владеть основами автоматизации решения экономических задач;

владеть приемами антивирусной защиты.

По завершению курса обучения для заочного отделения предусмотрены следующие формы отчетности:

зачет по результатам выполнения контрольной работы – в первом семестре;

экзамен – во втором семестре.

Зачет ставится при выполнении трех заданий, варианты и методические рекомендации к которым приведены в разделе II.

Допуском к экзамену является защита заданий 2 и 3, приведенных в разделе II. В качестве теоретических вопросов, выносимых на экзамен, служат вопросы задания 1, которые приведены в разделе 2.2.

Примечание. Студенты, для которых не предусмотрено изучение информатики во втором семестре, сдают экзамен в конце первого семестра.

1. Цели и задачи выполнения контрольной работы

В ходе изучения данной дисциплины и освоения готовых прикладных программ специалисту с высшим образованием, прежде всего, необходимо не только понять методологию, но и овладеть простейшими приемами разработки программного обеспечения вычислительных систем вообще и прикладных задач в частности.

Дело в том, что, во-первых, методология разработки любого программного обеспечения предполагает в общем случае выполнение следующих этапов данного процесса:

постановка задачи;

составление описания задачи;

формализация задачи;

алгоритмизация-разработка алгоритма решения задачи;

отладка программы и оценка результатов.

Следовательно, независимо от статуса специалиста, в случае необходимости разработки оригинальной прикладной задачи для своей предметной области, любой из них должен будет принимать участие в постановке задачи, отвечая на вопрос, какие цели преследует ее решение и что должно быть на выходе. Затем, на этапе формализации, он должен показать, какими методами задача может быть решена и какие функциональные зависимости при этом предполагается использовать, а на этапе алгоритмизации – указать предполагаемую последовательность ее решения и желательный порядок выдачи результатов. Кроме того, даже при использовании готовых наиболее распространенных офисных программ пользователям компьютеров в случае реализации своих оригинальных фрагментов или процедур приходится, так или иначе, применять элементы программирования, т.е. выступать в роли программиста.

Таким образом, контрольная работа по дисциплине «Информатика», как одна из форм проверки уровня знаний студента, направлена на закрепление теоретического материала и практических навыков по работе в среде современных операционных систем персональных компьютеров (ПК), с одной стороны, и освоение методики разработки простейших машинных программ с помощью языка программирования высокого уровня — с другой.

2. Указания по выполнению контрольной работы

2.1. Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Информатика» является самостоятельной творческой работой студента и предполагает выполнение трех заданий:

письменного ответа на один из теоретических вопросов, выносимых в завершении курса на экзамен;

инструктивного описания порядка выполнения одного из практических заданий (также выносимых в дальнейшем на экзамен) с последующим его выполнением на ПК при защите контрольной работы;

разработки алгоритма и программы на любом языке программирования высокого уровня (например, Паскаль или Бейсик) индивидуальной задачи с последующей демонстрацией ее работы на ПК.

При этом может быть рекомендована следующая структура контрольной работы:

титульный лист;

оглавление;

теоретическая часть (первое задание);

практическая часть (второе и третье задание);

литература;

приложения.

Работа выполняется по индивидуальным вариантам. Номер варианта для всех заданий определяется по порядковому номеру студента в списке группы или по последним двум цифрам паспорта. Если этот номер превышает число предлагаемых вариантов вопросов, то отсчет начинается опять с первого номера (например, номер по списку студента 42, а последний вопрос – 35, тогда номер варианта контрольной работы определяется так: 42-35=7) и т.д.

Каждое задание, а также введение и заключение (если таковые имеются в работе) рекомендуется начинать с новой страницы.

Нумерация страниц в работе сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения включаются в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление. На страницах 1-2 номера страниц не проставляются.

Введение и заключение не нумеруются, а все остальные разделы основной части контрольной работы должны иметь порядковую нумерацию. Часть обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце. Параграфы нумеруются в пределах каждой части. Номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером части, а вторая – номером параграфа, разделенных точкой. После номера параграфа также ставят точку: например, 3.1. – первый параграф третьей части.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр, соответствующих номеру части, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, 3.1.4. – четвертый пункт первого параграфа третьей части.

Части и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка производят увеличением жирности.

Необходимые иллюстрации, таблицы и другие наглядные материалы (схемами, графиками, диаграммами и др.) располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.

Нумерация таблиц и наглядных материалов осуществляется раздельно, но сквозной для данной части (раздела).

Все иллюстрации в контрольной работе размещаются сразу после ссылки на нее в тексте, называются рисунками и обозначаются словом «Рис.». Каждый рисунок должен сопровождаться кратким названием. Название рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.

Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.

Формулы, помещенные в текст работы, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.

Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет указывают: автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы).

Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.

После списка литературы представляют Приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении курсовой работы как вспомогательные). Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1» и т.д.).

2.2. Варианты заданий по теоретической части работы

Для написания теоретической части работы студент выбирает один из следующих теоретических вопросов в соответствии с правилами, указанными выше:

Состав и назначение основных компоненты ПК.

Структура программного обеспечения ПК.

Функции операционной системы. Интерфейс пользователя в MS Windows.

Управление файловой системой в MS Windows.

Процедура загрузки MS Windows в оперативную память ПК с диска.

Компьютерные вирусы, методы и программные средства защиты. Программы – архиваторы.

Кодирование чисел, символов и графической информации, единицы измерения данных.

Понятие алгоритма, линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

Циклические алгоритмы.

Языки программирования, трансляторы, основные этапы разработки и отладки программ.

Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке программирования, например Паскаль, Бейсик, Си. Условный оператор.

Программирование циклических алгоритмов на языках Паскаль, Бейсик, Си. Циклический оператор.

Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Видеосистема ПК, основные характеристики.

Накопители на жестких и гибких магнитных дисках.

Принтеры, подключение к ПК, основные характеристики.

Интерфейс и объекты табличного процессора Excel.

Данные, хранимые в ячейках табличного процессора Excel.

Режимы работы табличного процессора Excel.

Копирование и перемещение информации в табличном процессоре Excel. Понятие абсолютной и относительной ссылок.

Способы копирования и перемещения информации в табличном процессоре Excel. Объединение электронных таблиц.

Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.

Сводные таблицы в табличном процессоре Excel.

Базы данных (БД), их классификация, основные объекты БД.

Модели данных в БД.

Создание структуры таблиц в СУБД Access.

27.Назначение и основные характеристики, и топологические структуры компьютерных сетей.

28. Основы построения сети Интернет и ее базовые протоколы.

29. Основные службы сети Интернет.

30. Навигация в Интернет. Программа-обозреватель Web-документов Internet Explorer и его основные функции.

Материалы, отражающие сущность и основные положения выбранной темы, представляются в виде краткого реферата, в заключение которого делаются соответствующие выводы. Объем данной части работы должен быть в пределах 3-5 стр. текста полуторного интервала формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14).

2.3. Варианты задания №2 по практической части работы и рекомендации по ее выполнению

Практическая часть контрольной работы призвана способствовать развитию практических навыков по работе в среде современных операционных систем ПК (задание 2) и разработке элементов программного обеспечения расчетно-аналитических задач (задание 3).

Для выполнения второго задания — описания инструкции выполнения практического задания и подготовки его выполнения на ПК при защите контрольной работы студент выбирает один из следующих практических вопросов:

В табличном процессоре Excel создать таблицу успеваемости из зачетной книжки (достаточно 5 любых дисциплин выбранных студентом самостоятельно). Найти средний бал успеваемости и отсортировать записи по столбцам «Наименование предмета» и «Оценка».

В табличном процессоре Excel создать таблицу «Зарплата» для пяти сотрудников, имеющую следующий вид:

Фамилия

Зарплата

Премия

Доход

….

Итого

Строку «Итого» для всех сотрудников определить с помощью формулы суммирования. Премия составляет 12% от зарплаты, столбец «Доход» определяется как сумма «Зарплаты» и «Премии».

В табличном процессоре Excel создать таблицу «Товары» следующего вида:

Наименование

товара

Цена

Цена с НДС

Итого

Количество наименований товара и их вид в количестве 6 штук выбрать самостоятельно. В строке «Итого» подсчитать значения для всех столбцов по формуле, графу «Цена с НДС» определить по формуле: (Цена)*18%.

В табличном процессоре Excel создать таблицу «Продукты»:

Наименование

продукта

Стоимость

(у.е.)

Дата выпуска

Чай

10

01.05

Кофе

15

03.05

Чай

26

01.05

Затем с помощью Мастера сводных таблиц создать сводную таблицу вида:

Дата

выпуска

Чай

Кофе

Итого

01.05

400

0

400

03.05

0

200

200

5. Составить БД в «Access», состоящую из одной таблицы «Сотрудники» и затем составить Запрос, сортирующий записи по полю «Фамилия»:

Код сотрудника

Фамилия

Оклад

Телефон

Количество сотрудников и другие атрибуты выбрать самостоятельно.

6. Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы “Ведомость по Информатике» и форму для этой таблицы. Вид таблицы, включающей 4 поля (столбца) и не менее 5 записей (строк), следующий:

Код студента

Фамилия

Номер зачетной книжки

Оценка

7. Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы, содержащей оценки 10 студентов по пяти предметам и вычислить средний балл учащихся. Осуществить выборку студентов, которые попадают в диапазон от 4.2 до 4.7.

8. Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы «Телефонный справочник», в которой представлены адреса и телефоны десяти оптово-закупочных фирм, автосалонов и т.д. Составить запрос, который по названию фирмы определял бы её адрес и телефон.

9. Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы «Записная книжка», содержащую адреса и телефоны 10 родственников, друзей и знакомых. Составить запрос, который по номеру телефона определял бы фамилию человека и его адрес.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map