Практическая работа 58



Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

1

РП.190631.МДК.00.58.ТО

Разработал

Пережогин

Проверил

Климчинский

Техническое обслуживание и ТР кузовов

Лит.

Листов

7

МГСТ 1ТОА-11

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

1

РП.190631.МДК.00.58.ТО

Разработал

Пережогин

Проверил

Климчинский

Техническое обслуживание и ТР кузовов

Лит.

Листов

7

МГСТ 1ТОА-11

Практическая работа №58

Тема: Техническое обслуживание и ТР кузовов

Основные повреждения кузова. Кузов за время эксплуатации подвергается воздействию атмосферных и дорожных условий, вызывающих его износ и повреждения.

Характерными видами повреждений кузовов, поступающих в ремонт, являются: износ и разрушение лакокрасочного и противокоррозионного покрытий, коррозия металла, нарушение отности заклепочных и сварных соединений, трещины, разрывы, деформация (вмятины, перекосы, прогибы, коробление, выпучивание и т.д.), дефекты и отказы навесного оборудования (замков дверей, стеклоподъемников, салазок сидений, обшивки дверей, потолка, обивки сидений и т.п.).

В эксплуатации лакокрасочное и противокоррозионное покрытия, имеющееся на кузове, под влиянием окружающей среды постепенно снижают свои защитные свойства.

Лакокрасочное покрытие теряет блеск, тускнеет. Эмаль стареет, образуются микротрещины. Сколы, трещины, царапины, отслоения краски, вспучивания на лакокрасочном покрытии кузова превращаются в очаги проникновения и развития коррозии.

Коррозия – основной вид износа металлического корпуса кузова, являющийся электрохимическим процессом, который 69 происходит от взаимодействия металла с раствором электролита, адсорбируемого из воздуха.

Коррозия образуется в результате как прямого попадания влаги на незащищенные металлические поверхности кузова, так и в результате образования конденсата в его закрытых(непроветриваемых) полостях.

Более интенсивному коррозионному разрушению подвержены места, труднодоступные для осмотра и очистки: в небольших зазорах, отбортовках и загибах кромок, где периодически попадающая в них влага может сохраняться длительное время. К таким местам относятся: панели пола кузова по его периметру, имеющие коробчатое сечение и образующие закрытые объемы, полкузова, особенно передняя и задняя части, панели кузова, расположенные за колесами (арки,брызговики, ниши), в местах установки педалей, сточные желоба, нижние части крыльев и т.д.

Наиболее часто на автомобильных кузовах встречаются следующие виды коррозионных повреждений: коррозия поверхностная – коррозия, имеющая незначительную глубину проникновения внутрь металла. Может образовы

ваться как в отдельных точках, так и на значительной площади;

коррозия точечная – коррозия с небольшим числом сквозных очагов, имеющих локальный характер;

коррозия сплошная – сквозная коррозия с большим числом очагов, приводящая к образованию повреждений на больших

площадях.

Точечная и тем более сплошная коррозия несущих элементов основания кузова приводит к образованию трещин и

деформации остальных элементов кузова и, как следствие, к потере прочностных характеристик кузова в целом.

Разрушение сварных соединений происходит из-за некачественной сварки деталей кузова, воздействия коррозии или внешних сил: вибрации кузова, неравномерного распределения груза. 70

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

2

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

2

Трещины, разрывы могут появляться в любой детали кузова в результате коррозии, перенапряжения металла (ударов, изгибов), а также вследствие непрочного соединения узлов и деталей и недостаточной прочности конструкции.Деформация – это повреждение кузова, являющееся следствием соударения при авариях или некачественно выполнен-

ных работ, ремонта, и выражается в виде вмятин, выпучин, прогибов, перекосов и т.п.Повреждения кузовов, полученные в результате соударения, можно разделить на три категории:

– очень сильные повреждения, в результате которых необходима замена кузова;

– повреждения средней величины, при которых большая часть деталей требует замены или сложного ремонта;

– менее значительные повреждения (пробоины, разрывы на лицевых панелях, вмятины, царапины, полученные при ударе в движении с малой скоростью).

Анализ статистических данных показал, что наибольшее число соударений приходится на переднюю часть автомобиля (40–60 %), значительное – на заднюю (17–35 %), наименьшее – справа и слева (8–12 %).

Наиболее сильные повреждения кузова происходят при фронтальных (т.е. при соударениях, нанесенных автомобилю в переднюю часть кузова, или под углом не более 40–45º) или бо-ковых (район передней, центральной и задней стоек) столкновениях, так как эти столкновения происходят, как правило, между движущимися транспортными средствами, скорость которых складывается, что создает высокие ударные нагрузки.

В соответствии с утвержденным Минавтотрансом РСФСР «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» предусматривается следующая плановопредупредительная система технического обслуживания и ремонта. 71 Ежедневное техническое обслуживание кузовов легковых автомобилей

1. Контрольно-осмотровые работы: осмотреть кузов автомобиля, выявить наружные повреждения и проверить его комплектность, проверить состояние дверей кузова, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, номерных знаков, механизмов дверей, капота, крышки багажника.

2. Уборочные работы: удалить пыль и сор из кузова, протереть сиденья, стекла и арматуру внутри кузова. Для механизации процесса уборки применяют электропылесосы.

3. Моечные работы: пыль и грязь с кузова смывают водой, применяют при этом специальные моющие средства. По способу выполнения различают мойку ручную и механизированную. Первое техническое обслуживание ТО-1 кузовов включает все операции ЕО. Дополнительно проверяют состояние и действие замков, петель и ручек дверей кузова, капота и крышки багажника, действие стеклоподъемников, проверяют состояние панели приборов, обивки кузова, лонжеронов кузова. Осматривают лакокрасочное покрытие кузова и в случае необходимости окрашивают места сколов краски, а места коррозии зачищают и наносят защитное покрытие. При выполнении ТО-1 после мойки кузов полируют. Эта операция выполняется не реже одного раза в 1,5–2 месяца. При этом сглаживаются неровности, заполняются трещины и микротрещины.

Второе техническое обслуживание ТО-2 кузовов включает в себя все операции ТО-1. Кроме этого, проверяется состояние системы вентиляции, уплотнителей дверей. Выполняются также по потребности регулировочные работы. Регулируют положение капота, крышки багажника, замки, стеклоподъемники. В рамках ТО-2 завод-изготовитель рекомендует прочистить дренажные отверстия порогов и дверей, смазать петли дверей, тягу привода замка капота, трущиеся участки ограничителя открывания дверей, шарнир и пружину 72 крышки люка топливного бака, упор капота, салазки перемещения сидений, замочные скважины дверей и крышки багажника, ось, пружину и сухарь фиксатора замка двери. Смазочные работы должны проводиться не реже одного раза в год.

При эксплуатации автомобилей в условиях холодного климата смазку замков дверей и крышки багажника следует

проводить с периодичностью ТО-1.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3

Сезонное техническое обслуживание СО кузовов включает все операции ТО-2, а также допол-

нительные работы по защите кузова, проверку состояния уплотнителей дверей и окон, исправности системы отопления, а также установку утеплительных чехлов на автомобиль. Перед

зимней эксплуатацией рекомендуется проводить противокоррозионную обработку днища и скрытых полостей кузова. Качество современных препаратов позволяет делать это 1 раз в 2–3 года. Тем не менее, следует проверить качество покрытия днища и восстановить его в тех местах, где оно повреждено. Конкретный перечень работ по техническому обслуживанию кузовов автомобилей и периодичность их обслуживания приведены в талонах сервисных книжек, разрабатываемых предприятиями-изготовителями.

Уход за кузовом легкового автомобиля заключается в его мойке, поддержании чистоты и хорошего состояния окрашенных и хромированных деталей кузова – дверей, капота, крышки багажника.

В процессе эксплуатации автомобиль лучше мыть в тени или в закрытом помещении, так как при мойке на солнце высыхающие на кузове капли воды оставляют пятна. Не следует мыть кузов на морозе и выезжать на мороз с мокрым или только что вымытым кузовом – при замерзании воды на краске могут появиться трещины.

При мойке автомобиля не допускается применение морской воды, соды, керосина, бензина и минеральных масел. При загрязнении кузова минеральным маслом или гудроном следует 73очистить его мягкой фланелью, слегка смоченной бензином, а затем протереть насухо чистой тканью. Для сохранения блеска окрашенную поверхность рекомендуется полировать, предварительно вымыв и насухо протерев поверхность. Не следует полировать нагретую поверхность. Полировать кузов надо последовательно небольшими участками тонким слоем, так как полирующие составы быстро высыхают и их трудно растирать.

Применяют следующие полирующие составы: полировочный состав ВАЗ-3 или ВАЗ-03 – для профилактики при хорошем состоянии покрытия и для незначительных загрязнений (1 раз в 1–3 мес.), шлифовочнуюпасту ВАЗ-1, полировочную пасту ВАЗ-2 – при потере блеска и при наличии точечных включений наносного характера (1–2 раза в год).

При тяжелых условиях эксплуатации защитное заводское покрытие днища кузова может разрушиться, поэтому после пробега 6–12 тыс. км следует проверить его состояние. Повреждения мастичного слоя без нарушения грунтовочного надо восстанавливать, промазав мастикой № 579 (№ 580 или БМП-1) толщиной не менее 2 мм методом распыливания или нанесением кистью. В случае глубокого повреждения мастичного покрытия для защиты основания кузова от коррозии по предварительно промытой, очищенной от ржавчины, обезжиренной и просушенной поверхности следует нанести грунтовку ГФ-020 (ФЛ-03К, ГФ-073) или свинцовый сурик на натуральной олифе кистью или пульверизатором. Сушат грунт или сурик не менее 24 ч в естественных условиях. После сушки днище надо по-крыть противокоррозионной мастикой.

Мастику разводят до необходимой консистенции уайтспиритом или сольвентом. Сушка мастики при температуре не ниже 15 ºС требует не менее 48 ч, продолжительность искусственной сушки сокращается.

В процессе эксплуатации автомобиля не реже одного раза в 2 года следует повторно нанести защитное покрытие НГМ-МЛ в закрытые или полузакрытые полости. При отсутствии ма-74 териала НГЛ-МЛ можно использовать материал «Мовиль» или «Резистин». В скрытые полости кузова противокоррозионное вещество вводят способом воздушного или безвоздушного распыления. При воздушном распылении требуется сжатый воздух с давлением 0,5–0,8 МПа, краскораспылитель-пистолет с бачком, шланги и удлиненные распыляющие насадки. Лучшее качество достигается при безвоздушном распылении под давлением 9–12 МПа, которое позволяет распылять материалы значительной вязкости.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

4

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

4

При ТО необходимо отрегулировать работу замков дверей, капота и крышки багажника. Перед регулировкой замка двери необходимо очертить контуры фиксатора на стойке и ослабить болты крепления. Если дверь закрывается слишком туго, необходимо сместить фиксатор наружу, если слабо – вовнутрь, если приподнимается (провисание в открытом положении) – вниз.

Регулировку капота и крышки багажника выполняют аналогичным образом. При визуальном контроле взаимного положения дверей и проема кузова можно пользоваться липкой лентой, разрезанной по месту проверяемого зазора. Противокоррозионная обработка кузова Для защиты элементов кузова от коррозии широко применяют пленкообразующие нефтяные составы с добавлением ингибиторов, которые делятся на покрытия для защиты днищ и для защиты скрытых поверхностей кузова. Для снижения шума внутри автомобиля на днище кузова наносят противошумную мастику. Противокоррозионные и противошумные мастикинаносят на днище кузова как снаружи, так и внутри салона. Материалы рекомендуемые для противокоррозионной и противошумной защиты кузова автомобиля, приведены в табл. 4.1 и 4.2.

Статистика показывает, что после 3 лет эксплуатации автомобиля на его металлических деталях возникает более 100 очагов коррозии. Коррозии подвергаются особенно сильно: 75

днище и крылья легковых автомобилей, внутренние поверхности порогов, корпусов дверей.

Известно, что главной причиной, ускоряющей коррозию, является применение в зимнее время солей для очистки льда на дорогах. Однако соли на дорогах ускоряют коррозию только тогда, когда кузов по своей конструкции и технологии изготовления имеет слабую коррозионную стойкость.

Практика эксплуатации автомобилей показала, что коррозию легче предупредить, чем бороться с ней после начала коррозионного процесса.

Особенно это касается технологии мойки автомобиля. После мойки кузов следует просушить, иначе он подвергнется интенсивной коррозии. Если мокрый автомобиль поставить в теплый гараж без предварительной сушки, то процесс коррозии ускоряется в 3–4 раза. Это можно объяснить следующим образом. На границе капли воды и поверхности кузова создается электрическое поле с напряжением 6–12 В. Электроны пробивают лакокрасочный слой покрытия, и в этих местах начинают возникать очаги коррозии.

Такое опасное явление можно предотвратить, если при ТО-1 и ТО-2 проверять состояние лакокрасочных и антикоррозионных покрытий и вовремя устранять очаги коррозии.

Мелкие очаги коррозии на кузове автомобиля можно так-же устранить комплектом ремонтных материалов, созданным на базе эпоксидной смолы. Комплект состоит из: клея ЭДО, мастики АРЭМ и отвердителя. В процессе ТО и ТР на кузов строго запрещено ставить болты и винты (особенно самонарезающие винты) без цинковых или кадмиевых покрытий. Два раза в год (весной и осенью) следует проводить осмотр кузова автомобиля, выявлять участки коррозии, зачищать их и покрывать противокоррозионными материалами. Противокоррозионные материалы для защиты скрытых полостей должны обеспечивать высокий уровень проницаемости, хорошие противокоррозионные свойства, достаточную пластичность при различных температурах, водоотталкивающие свойства, они должны легко удаляться при попадании на лакокрасочное покрытие. Материалы, рекомендуемые для обработки скрытых полостей кузова, приведены в табл. 4.3.

Для распыления противокоррозионного материала в полостях кузова применяют специальные установки и распылительные головки-насадки. В зависимости от применяемого оборудования возможны два метода нанесения защитного покрытия – воздушного и безвоздушного распыления.

Метод воздушного распыления является более простым. Струя сжатого воздуха под давлением 0,4–0,6 МПа проходит через пистолет-распылитель, увлекая из бачка разбавлен

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

5

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

5

ный до требуемой вязкости противокоррозионный материал. При на- 79 пылении материала на труднодоступные участки к распылителю присоединяют специальные удлинители с разными насадками (форсунками). Метод безвоздушного распыления основан на использовании сжатого воздуха (давлением 0,3–0,7 МПа) лишь для привода плунжерного насоса, подающего противокоррозионный материал под давлением 7,2–18 МПа. По сравнению с воздушным, этот метод имеет следующие преимущества: лучшие условия труда, меньшие потери материала и расход растворителя, сокращение времени обработки кузова. Противокоррозионную обработку днища и скрытых полостей кузова в производственных условиях производят на специальных участках на подъемнике-опрокидывателе.

Текущий ремонт кузова

При ремонте кузова удаляют продукты коррозии, правят и выравнивают поверхности, выполняют сварочные работы, применяя газовую, ручную и полуавтоматическую электродуговую, контактную сварки, в отдельных случаях применяют пайку твердыми припоями. Продукты коррозии удаляют металлическими щетками и растворителями.

При ремонте и восстановлении элементов кузова наиболее эффективным является узловой метод, когда участки кузова, подвергающиеся износу, механическим повреждениям и сильной коррозии, вырезают и заменяют новыми, заранее изготовленными деталями и узлами. Для правки и рихтовки панелей кузова применяют комплект инструментов и приспособлений (рис. 4.1), содержащий ручные инструменты, а также гидравлический цилиндр с насосом и комплектом приспособлений для вытяжки поврежденных мест.

Вмятины, не имеющие перегибов и вытяжки материала, устраняют с помощью комплектов ударного инструмента под названием выколотки, а также специальными деревянными или резиновыми молотками. Глубокие вмятины начинают править с острого загиба, пологие вмятины – с края поврежденного места панели, постоянно перенося удары к середине. Вмятины от ударов правят с местным подогревом линии перегиба и окружающей зоны на 40–60 мм.

Окончательную правку проводят с помощью поддержек, которые устанавливают с внутренней стороны детали кузова. Одновременно правильным молотком по лицевой поверхности наносят частые удары так, чтобы они попадали на поддержку и переносились с одной точки поверхности на другую, осаживая бугорки и растягивая сильными ударами мелкие вмятины. При этом удары необходимо наносить таким образом, чтобы выравнивать постепенно отдельные зоны поврежденного участка кузова, переходя от одного к другому, не допуская чрезмерного растягивания металла вследствие его возможного утонения в том случае, если удары наносятся в одно и то же место. Для зачистки сварных швов применяют шлифовальный круг и пневматические или электрические шлифовальные машины.

Перекосы и перегибы устраняют, используя механические и гидравлические растяжки с комплектом съемных оправок, резиновых и деревянных прокладок. Форма оправок должна соответствовать выправляемой поверхности. Контроль перекосов и прогиба силовых элементов кузова осуществляют по контрольным меткам проемов ветрового стекла и дверных стоек с помощью поверочных стальных шаблонов.

Для выравнивания поверхностей от вмятин и неровностей, вызванных приваркой дополнительных ремонтных деталей, накладок и вставок, применяют установку для газоплазменного напыления полимерных порошков, в качестве порошка используют термостойкую пластмассу ТПВ-37, которой заполняют все вмятины до получения ровной поверхности. Перед нанесением покрытия поверхности зачищают от ржавчины, обезжиривают бензином или уайт-спиритом. Затем подогревают до 177 ºС, не допуская перегрева и появления на металле цветов побежалости. Каждый нанесенный слой уплотняют цилиндрическими илифасонными гладилками. Выровненную поверхность после затвердевания наплавленного слоя обрабатывают шлифовальным кругом или фибровым шлифовальным диском с зерном № 56 до полного восстановления контура детали. Для устранения не

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

6

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

6

больших неровностей на наружных поверхностях, мелких вмятин и царапин применяют наплавку оловянисто-свинцовыми припоями (ПОС-18 или ПОС-30) и эпоксидные мастики. Окрасочные работы относятся к текущему ремонту и составляют примерно 5 % от общего объема работ для грузовых автомобилей и 8 % для автобусов и легковых автомобилей. Окраска автомобиля состоит из нескольких этапов. Подготовка металлической поверхности заключается в очистке ее от продуктов коррозии и старой краски. Выполняют это механическим способом или с помощью химических препа-ратов. На подготовленную металлическую поверхность последовательно наносятся несколько слоев лакокрасочного покрытия: шпатлевка для выравнивая неровностей металла, грунтовка для создания высокой адгезии окрасочного слоя(иногда грунт наносят перед шпатлевкой), эмаль. Декоративные свойства покрытия сохраняются примерно 3 года, защитные – до 3 лет в тропиках и 5 лет в умеренном климате. Грунтовку и эмали в условиях АТП наносят краскораспылителями. Для качественного распыления краска должна иметь малую вязкость, это достигается увеличением растворителя, но при высыхании эмали растворитель испаряется, оставляя между частицами пигмента поры, что снижает декоративные и особенно защитные свойства лакокрасочного покрытия. Одним из прогрессивных способов окраски является нанесение эмали с низким содержанием растворителя, нагретой до температуры 50–70 ºС. При этом можно снизить давление до 0,15 МПа. Данные лакокрасочные покрытия обладают высокой плотностью, усиленным блеском. Сложность этого способа окраски – требование противопожарной безопасности производить разогрев эмали вне окрасочной камеры. В настоящее время созданы пульверизаторы, позволяющие применять менее вязкие эмали при пониженном рабочем давлении.

Существует способ безвоздушной окраски, при котором краску подают в распылитель под давлением 10–30 МПа, создаваемым плунжерным насосом. Это значительно повышает производительность и используется при окраске больших площадей. При этом можно применять высоковязкие краски без разбавления. Образование тумана сведено к минимуму. Требуемую толщину слоя покрытия получают, как правило, за один проход краскораспылителя. Однако декоративные качества лакокрасочного покрытия по сравнению с другими способами несколько хуже. Основным условием качественного выполнения окрасочных работ является соблюдение температурного и временного режима сушки каждого слоя покрытий. Если на слой, например, грунтовки, не просохшей на всю глубину, нанести эмаль, то сцепление грунта с поверхностью ослабеет, а на эмали образуется шагреневый налет. Нередко приходится подкрашивать отдельные участки автомобиля. При этом с автомобиля демонтируют маленькую деталь (например, люк бензобака) и по ней подбирается колер. Для этого используют специальные приборы – спектрофотометры, проводящие анализ спектра отраженного светового луча от поверхности, для которой подбирается эмаль.

В качестве освещения применяют дневной свет или лампу накаливания. Угол светового потока и его яркость могут повлиять на оценку монохроматических составляющих отраженного луча.

Наибольшее распространение получил способ визуального подбора: на кусок стекла наносится слой подобранной краски и сравнивается с образцом, крашенная поверхность стекла должна быть снизу. Эмали сложных цветов подготавливают на окрасочных участках смешиванием красок-пигментов базовых цветов. По специальным цветовым таблицам подбирают желаемый оттенок.

Консервация кузова автомобиля В зимнее время некоторая часть легковых автомобилей не эксплуатируется. Обычно их ставят на консервацию в неотап-ливаемых помещениях и на открытых стоянках. При этом они длительное время находятся в условиях повышенной влажности, претерпевают температурные изменения, а также действия агрессивных газов.

Чтобы защитить лакокрасочное покрытие автомобиля в таких условиях, его следует покрыть консервирующими полиролями и автоконсервантом «Мовиль МЛ-У».

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

7

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

7

Автоконсервант «Мовиль МЛ-У» (жидкость). Разработчик: ВНИИ НП – Всероссийский НИИ по переработке нефти.

Изготовитель – Долгопрудненский химический завод. Защита лакокрасочных и хромированных поверхностей от коррозионного воздействия в зимнее время. Автоконсервант наносят на сухую поверхность распылителем. Через 1–1,5 ч при температуре не ниже +5 ºС на лакокрасочном покрытии образуется матовая восковая пленка, не меняющая цвета покрытия кузова. Автоконсервант обладает высокими защитными свойствами, не огнеопасен, при расконсервации не требует применения растворителя.

Расконсервацию производят горячей водой (60–70 ºС) с добавлением автошампуня.




map