Практическая_10



Практическое занятие 10

Тема: Теоретические проблемы становления системы социальной защиты населения (4 часа)

План:

Понятие системы социальной защиты населения и ее основные компоненты.

Принципы системы социальной защиты населения.

Функции системы социальной защиты.

Субъекты и объекты социальной защиты.

Организационно-правовые формы системы социальной защиты населения.

Приоритетные направления развития системы социальной защиты в современных условиях.

Вопросы для обсуждения:

Что понимается под системой социального обслуживания?

Охарактеризуйте социальные институты по работе с детьми и семьями.

Назовите учреждения социального обслуживания клиентов с особыми нуждами. В чем специфика работы с ними?

Какие учреждения по обслуживанию пожилых людей вы знаете?

Задание для студентов:

Подготовить ответы на вопросы, используя указанную литературу.

Сделать краткие выписки из статьи Кареловой Г., Е.А. Морозовой.

Законспектировать статью Келасьева В. Н.

Прочтите выдержку из работы А.фон Шёнбург «Искусство стильной бедности» (См. Хрестоматию. С. 173 — 175). Выскажите свое мнение о том, обеспечением какими повседневными товарами должно гарантировать государство для полноценного проживания человека в обществе, на ваш взгляд.

Подготовить выступления по следующим темам (можно использовать учебник «Теория социальной работы» / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2012. – С. 98 — 147):

— Проблемы социального развития в современном обществе.

— Задачи и основные направления социальных преобразований.

Подготовить доклад по статье Лумана Н.

Составьте карту социальных служб и социальных услуг города Мурманска. Для этого необходимо заранее подготовиться:

а) С помощью органов исполнительной власти, СМИ, справочных материалов необходимо выделить учреждения, которые могут оказать вам помощь в решении социальных проблем клиентов.

б) Посетите эти учреждения, собрав информацию, используя следующие вопросы: вышестоящая организация (если имеется); полное название учреждения или объединения (на русском и национальном языке); дата создания; место и дата регистрации; территория действия (по уставу, положению); полный адрес (с индексом, телефонами, факсами); цель создания; сферы деятельности; предоставляемые виды услуг для населения; режим работы; формы работы; имеющаяся на правах собственности материальная база (земля, сооружения, транспорт, техника и др.); источники финансирования; наличие платных услуг и порядок их предоставления; контингент обслуживаемых (возраст, пол, количество, условия приема клиентов)».

7. В законе о социальной службе, принятом в 1988 году в Швеции, цели социальных служб определены следующим образом:

Социальная служба общества на базе демократии и солидарности должна содействовать экономической и социальной защищенности людей, равенству условий жизни и их активному участию в общественной жизни. С учетом ответственности человека за свою собственную социальную ситуацию и за социальную ситуацию других, социальная служба должна быть нацелена на освобождение и развитие собственных возможностей индивида и групп людей. Ее деятельность должна строиться на основе уважения к праву людей самим определять свою судьбу и неприкосновенность их личной жизни.

Согласны ли вы с таким определением целей социальной службы? Какие цели должны иметь социальные службы в современном российском обществе?

8. Деятельность каких социальных служб основывается на данном, ниже положении? Какие моменты в организации и функционировании социальной службы в нем не нашли своего отражения? (Тетерский С. В. Введение в социальную работу. М., 2000. – С. 399 – 400.)

Социальные службы. Общие положения.

Служба предназначена для предоставления экстренной, квалифицированной, анонимной, бесплатной социально-психологической помощи различным возрастным и социальным категориям граждан.

Основные задачи службы:

— обеспечить доступность и своевременность квалифицированной социально-психологической помощи для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;

— помочь клиентам пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;

— содействовать расширению у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;

— помочь клиентам актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния;

— способствовать укреплению самоуважения клиентов и их уверенности в себе;

— содействовать обращению населения за помощью к профессиональным психологам и другим специалистам;

— обеспечить условия для профессионального совершенствования и личностного развития сотрудников службы;

— способствовать повышению уровня психологической обоснованности решений, принимаемых и осуществляемых государственными и иными органами и организациями.

Социальные службы должны:

вести обслуживание клиентов по их запросам, оказывать экстренную социально-психологическую помощь, осуществлять консультирование;

адресовать клиентов к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно;

проводить анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения;

через печать, органы государственного управления и другие каналы влиять на принятие мер по снижению уровня психологического дискомфорта среди населения.

Основная литература:

Теория социальной работы: учебник для бакалавров / Под ред. Е. И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 172 – 205.

Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.,2007.

Глоссарий социальной работы / Холостова Е. И. — М. : Дашков и К, 2007.

Фирсов М.В. Введение в профессию «Социальная работа»: учеб.пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова. – М.: КНОРУС, 2011.

Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы : учеб. пособие / Павленок П. Д. — М. : ИНФРА-М, 2009.

Дополнительная литература:

Карелова Г. Новые формы социального обслуживания прочно входят в жизнь.// Социальная работа. – 2002. — № 3.

Келасьев В. Н. Социальная защита населения и власть.// Журнал социологии и социальной антропологии.// 1999. – Т.2. – выпуск 2.

Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий.// Социологический журнал. – 2000. — № ½.

Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. — М.: Наука, 1995.

Морозова Е.А. Социальная защита – анализ современных трактовок. // Социальная политика и социология. – 2004. — № 1. – С. 22 – 29.

Основы социальной работы / Под ред. П. Д. Павленок. М., 2001.

Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. / Под ред. В. С. Кукушина. М., 2004.

Социальная работа с инвалидами. – М., 1996.

Социальная работа с пожилыми людьми. – М., 1995.

Топчий Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. – М., 1997.




map