Практическая№3



практическая работа №3

«Использование психологических примеров расположения подчиненных»

Цель: Изучить понятия аттракции, три я.

Понятие аттракции.

Аттракция (от франц. Attraction — притяжение, привлечение, тяготение) — обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию — значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей — есть плохие отношения.

Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. Некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии — сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

Законы аттракции.

1-й закон: понять — это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека — не противоречили друг другу.

Условия принятия:

1) непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;

2) необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;

3) положительное отношение к сообщающему.

2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). Согласно этому закону, людей можно разделить по шкале отношений:

Шкала отношений

— +

— — + +

— — — + + +

———————————————————-

a b c d e f

A — его антипод;

В — явная антипатия;

С — относится скорее отрицательно, чем положительно;

D — относится скорее положительно, чем отрицательно;

E — можно назвать другом;

F — боготворит вас.

2. Межличностная аттракция.

В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. С анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали морено и ньюкомб. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер дейла карнеги «как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», выдержавший пятьдесят переизданий в сша и ставший таким же бестселлером в 80-е гг. В нашей стране. Адаптация рекомендаций карнеги к практике межличностного взаимодействия получила отражение и в отечественной психологической литературе.

Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:

1. Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.

2. Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные — с наказанием.

3. Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна — при возникновении негативных чувств.

4. Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Три я

Родитель, Взрослый, Дитя:

И если бы Э.Берн посмотрел на нас во всех трех эпизодах, он бы определил, что в первой ситуации, на “ковре у шефа”, мы находились в состоянии Взрослый. Когда не хотели идти за колбаской – в состоянии Дитя. Ну а выводы из увиденного по зомбоящику мы делали в состоянии Родитель.

Этот рисунок думающие и чувствующие люди назвали ”Суставы души”.

А теперь давайте дадим краткое описание каждой из субличностей:

Дитя – детское состояние

Дитя — источник наших желаний, влечений, потребностей. Дитя это радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Но Дитя это еще и страхи, капризы, недовольство.

Это поведение человека такое, каким оно было в детстве. Состояние дитя – это состояние творчества, веселья, развлечений, удовольствий. Такому поведению присуще соответствующее восприятие мира, ведь ребенку не может быть больше шести лет.

С возрастом детское состояние проявляется в нас мимолетно или в завуалированном виде, так как по-детски вести себя не принято. Но, тем не менее, мы повсеместно можем наблюдать детские проявления, например во время просмотра футбольных матчей, когда тысячи мужчин радуются или негодуют, в зависимости от того как играет их любимая команда. И в такой ситуации отличить взрослого мужчину от приплясывающего пятилетнего мальчугана, было бы не возможно, если бы не рост, комплекция и щетина на лице. В такие моменты мы не только ведем себя как дети, но и воспринимаем по-детски окружающий нас мир.

Вы только послушайте, что говорят люди в таком состоянии: — Ништяк! Ого! Отстой! Здорово!

И в этом месте статьи мне вспомнилась Элочка Людоедочка из романа Ильфа и Петрова “12 стульев”. Она, так вообще, обходилась лишь 14-тью словами :)

Люди изображают характерные для ребенка позы, воспроизводят характерные жесты. Крики, смех, хлопанье в ладоши — все это присуще состоянию ребенка. Но в большинстве случаев, общество не поощряет такое поведение, за исключением тех, когда такое поведение является ожидаемым. Например, у актеров, чья роль требует спонтанности и непосредственности.

С другой стороны, если взрослый человек ведет себя как будто ему 2 года отроду, это свидетельствует о том, что в его структуре личности серьезный перекос. У нормальных, взрослых людей, такое Дитя проявляет себя лишь в случаях сильнейшего стресса, сильной боли или большой радости.

Взрослое состояние

Взрослое состояние — это сама логика, беспристрастная и рассудительная. Во взрослом состоянии человек словно компьютер, собирает, обрабатывает информацию и выдает конечный результат. Взрослый воспринимает мир как символы, диаграммы, графики и чертежи. Его видение многогранно, и беспристрастно. То есть, эта часть структуры личности, как бы, не имеет чувств, так как они мешают объективно воспринимать и анализировать возникающие жизненные ситуации. Но, тем не менее, при всем рационализме Взрослого, он способен осознавать чувства своего Дитя или Родителя.

Родительское состояние

Это состояние своего рода справочник, сборник штампов и клише, которые мы скопировали с наших родителей, с поведения авторитетных для нас людей. Этому состоянию присуще перенимать определенные стереотипы целиком, без какого-либо критического осмысления. Так мы перенимаем модель поведения, например, своих родителей. Родительское состояние не воспринимает и не анализирует, его задача – помогать принимать решения.

Вы когда-нибудь слышали фразы наподобие этой: ”Давай сравним наши жизненные позиции”. Это в нас говорит Родительское состояние, которое является своего рода базой данных наших ценностей, убеждений:

— Девушки бывают прелесть, какие глупенькие, и ужас, какие дуры!

— Всем мужчинам от женщин только одного и надо!

и множество других.

Человек в родительском состоянии регулярно пополняет свою картотеку фирменных ”фишек”, всякий раз, когда его жизнь пересекается с интересной, влиятельной личностью.

Все эти состояния Я необходимы для жизни, и они сменяют друг друга в зависимости от той или иной ситуации. И ключевым суставом души является Взрослый. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти. Дитя — это наше топливо и психическая энергия. Дитя хочет, Взрослый выполняет. Взрослый умеет зарабатывать деньги, построить дом, перейти дорогу и т. п.

Родитель освобождает Взрослого от принятия рутинных обыденных решений, он же и удерживает нас от опрометчивых поступков, диктуемых Дитятей.

И каждое из состояний Я живет своими категориями:

Дитя живет категориями — хочу, нравится;

Взрослый — полезно, целесообразно;

Родитель — должен, нельзя.

И когда у человека хочу, полезно и должен органично сплетены и взаимно дополняют друг друга, он воистину счастлив.

А конфликты начинаются когда Родитель в своих требованиях порой становится агрессивным, заставляет работать Взрослого, наносит вред Дитяти, за счет энергии которого существует и сам.

Если желания Дитя удовлетворяются вовремя, они выглядят умеренными и исполнять их нетрудно. Если окружающая действительность не меняется, все желания Дитяти исполняются Родителем. Взрослый в этот момент может заняться другими проблемами. Действия Родителя только на первый взгляд выглядят разумными, но на самом деле Взрослый в таких случаях практически отключается. И такие программы Родителя, приобретенные в раннем детстве, бывают весьма негативными.

тЕСТ НА СООТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

Ваши результаты:

Ребенок (Ре): 30% Взрослый (В): 39% Родитель (Р): 31% 

Вывод: общение – это процесс, имеющий несколько сторон. Одной из них является персептивная сторона общения, характерной чертой которой является то, как одни социальные объекты воспринимают другие. Каждый человек имеет три состояния Я в большей или меньшей степени.






map