Практическая_7_ТСР



Практическое занятие 7

Тема: Индивидуал — реформистский подход и модели социальной работы (6 часа)

План:

Общая характеристика индивидуал-реформистского подхода в социальной работе.

Когнитивно-поведенческая теория. Общий теоретический контекст и основные концепции. Достоинства и недостатки когнитивно-поведенческой теории.

Системно-ориентированные и экологические перспективы. Общий теоретический контекст и основные концепции. Достоинства и недостатки системного подхода.

Социальное развитие и развитие микросоциальной среды. Общий теоретический контекст. Социальная педагогика. Значение идей социального развития. Работа в малых социальных группах. Работа в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений. Достоинства и недостатки.

Вопросы для обсуждения:

Каковы основные черты практики поведенческой работы?

В чем значение когнитивно-поведенческой теории для социальной работы?

Каковы достоинства и недостатки когнитивно-поведенческой теории?

Каковы основные понятия теории систем и их практическое применение?

В чем значение системной теории для практики социальной работы?

Как на практике возможно формирование социальных сетей и систем социальной поддержки?

В чем достоинства и недостатки системного подхода?

Каково значение социальной педагогики в социальном развитии микросоциума?

Каковы основные достоинства и недостатки идей социального развития и микросоциальной среды?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

Подготовьте выступление по теме «Социальная работа и социальная педагогика». Рассмотрите историческое развитие данных отраслей и специальностей в России, выделите три основных подхода к взаимоотношениям социальной работы и социальной педагогики: социальная педагогика как часть социальной работы (В. А. Никитин), социальная работа как составляющая социальной педагогики (Бочарова В.), социальная педагогика и социальная работа как равноправные области научного исследования и практики. (М. А. Галагузова). Для ответа на вопрос используйте предложенную литературу.

Подготовить выступление на тему «Отучение: способы избавления от нежелательного поведения» по книге К. Прайор (гл.4).

Разработайте проект по оздоровлению микросоциальной среды вашего района.

Опираясь на индивидуал-реформистский подход, предложите возможные решения проблем 1) женщин, страдающих от жестокого обращения в семье, 2) «уличных» детей, оставшихся без присмотра родителей, на всех уровнях социального функционирования по следующей схеме:

Индивидуал-реформистский подход к решению проблемы

Пример:

Женщины, избиваемые мужьями и нуждающиеся в помощи социальной работы

«Уличные» дети, оставшиеся без присмотра родителей (безнадзорные)

Микро-уровень практической социальной работы

Индивиды

Семьи

Малые группы

Мезо-уровень практики

Формальные группы

Макро-уровень практики

Коммуна (община, микросоциум)

Общество

Основная литература:

Глоссарий социальной работы / Холостова Е. И. — М. : Дашков и К, 2007.

Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2012.

Фирсов М.В. Введение в профессию «Социальная работа»: учеб.пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова. – М.: КНОРУС, 2011. – С. С. 136 — 139.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2007.

Наместникова И. В. Этические основы социальной работы : учебник для бакалавров / Наместникова И. В. — М. : Юрайт, 2012.

Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Социальная работа»] / Павленок П. Д. — М. : ИНФРА-М, 2009.

Дополнительная литература:

Бочарова В. Социальная педагогика: диалог науки и практики.// Социальная педагогика. – 2003. — №1.- С. 27 – 33.

Никитин В. А. Социальная педагогика в системе социальной работы./ Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2003. – С. 33 – 38.

Основы социальной работы. / Под ред.Н. Ф. Басова. М., 2004.

Пинкус А., Минахан А.В. Практика социальной работы. М,, 1995.

Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Социальная педагогика./ Под ред. Галагузовой М. А. – М., 1999. – С. 66 – 69.

Социальная работа: введение в профессиональную деятельность. / Отв.ред. А. А. Козлов. М., 2004.

Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.

Фирсов М. В., Студенов Е. Г. Теория социальной работы. М., 2001.

Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.

Хатчинсон Г.С., Олтедал С. Модели в социальной работе: из разных истоков – к одному полю деятельности. — Архангельск, 1999.

Штинова Г. Сколько в России социальных педагогов? //Социальная педагогика. – 2003. — №1. С. 119 – 124.

Энциклопедия социальной работы (пер. с англ.). В 3-х тт. – М., 1993.






map