Практические № 5-6



Практическое занятие № 6

Тема: РОДЫ И ВИДЫ КРАСНОРЕЧИЯ

Теоретические вопросы:

Изучив материалы лекций, а также пособий из списка рекомендуемой литературы, подготовьтесь к собеседованию по вопросам:

Что такое тип красноречия?

Что такое вид красноречия?

Назовите типы красноречия в современном ораторском искусстве?

Охарактеризуйте академическое красноречие. Каковы его цель, задачи, основные черты, жанры?

Охарактеризуйте судебное красноречие. Каковы его цель, задачи, основные черты, жанры?

Охарактеризуйте социально-бытовое красноречие. Каковы его цель, задачи, основные черты, жанры?

Охарактеризуйте духовное (церковно-богословское) красноречие. Каковы его цель, задачи, основные черты, жанры?

Что такое монолог?

Расскажите о диалогической речи.

Что такое повествование? Как раскрывается тема в повествовании?

Что такое описание? Как раскрывается тема в описании?

Что такое рассуждение? Как раскрывается тема в рассуждении?

Что такое функциональный стиль речи? Дайте характеристику функциональным стилям речи.

Практикум:

Задание 1. Напишите приветственную речь, относящуюся к социально-бытовому красноречию.

Задание 2. Напишите воодушевляющую речь по поводу любого предстоящего мероприятия с призывом принять в нём участие.

Задание 3. Определите, какие функции выполняют функционально-смысловые типы текстов (повествование, описание, рассуждение)? Какова сфера их применения? В каких жанрах они реализуются? В каких по размеру текстах используются данные типы (больших, малых, любых и т.д.)? Каковы особенности композиции? Возможно ли взаимодействие разных типов текстов? Сведения обобщите, заполнив таблицу.

Повествование

Описание

Рассуждение

Функции

?

?

?

Сфера применения

?

?

?

Жанры

?

?

?

Размеры

?

?

?

Композиция (структура)

?

?

?

Возможности взаимодействия

?

?

?

Задание 4. Определите: 1) к какому функциональному стилю относится приведённый ниже текст; 2) каков его функционально-смысловой тип. Ответ обоснуйте.

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко! (В.Г. Белинский)

Задание 5. Составьте текст-описание (8-10 предложений) на любую тему, соблюдая признаки этого типа речи.

Задание 6. Напишите текст из 5-7 предложений в публицистическом стиле (тема – любая).

Рекомендуемая литература

1. Анисимова Т. В. Современная деловая риторика: Учебное пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. – М., 2004.

2. Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика / Л. А. Введенская, Павлова Л. Г. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995.

3. Введенская Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Павлова Л. Г. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007.

4. Введенская Л. А. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Павлова Л. Г.. – Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2007

5. Данцев А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев, Н. В. Нефедова. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.

6. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации Е. Н. Зарецкая. – М., 1999.

7. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А. А. Ивин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

8. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пос. для вузов / Е. В. Клюев. – М.: Приор-издат, 1999.

9. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов / Е. В. Клюев. – М.: Приор-издат, 2005.

10. Лопаткина С.В. Риторика: Учебно-методический комплекс по дисциплине; Курс лекций / С.В. Лопаткина. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010.

11. Львов М. Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся / М. Р. Львов. – М.: Изд. центр «Akademia», 1995.

12. Львов М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. – М.: Изд. центр Academia, 2003.

13. Мазнева О. А. Риторика: Учеб. пос. для уч-ся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. – М.: Вентана-Граф, 2006.

14. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пос. для уч-ся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. – М.: Просвещение, 2001.

15. Хазагеров Т. Г. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приёмов / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

16. Шешко Н. Б. Риторика Н. Б. Шешко. – Минск: Современная школа, 2007.

Практическое занятие № 5

Тема: РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

И СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Теоретические вопросы:

Что такое классический риторический канон?

Каковы этапы подготовки речи в классической риторике?

Что собой представляет элокуция?

Каковы изобразительно-выразительные средства достижения эффективности публичной речи?

В чём заключается содержание этапа запоминания речи? Назовите виды памяти и её функции. Расскажите о разновидностях памяти и способах запоминания.

Что такое акцио (произнесение речи)? С чего начинается произнесение речи? Расскажите о качествах голоса. Дайте рекомендации по скорости чтения.

Какие непредвиденные ситуации должен предусмотреть оратор при произнесении речи? Расскажите о способах тренировки дыхания.

Что такое неориторика? Каковы её временные границы?

Что в неориторике понимается под докоммуникативным, коммуникативным и поскоммуникативным этапами работы над публичной речью?

Отличаются ли кардинально рекомендации старой и новой риторик по подготовке публичного выступления? Дайте развернутый ответ.

Какие существуют способы изложения материала в публичном выступлении? (См.: Кузнецов И.Н. Риторика. – Минск, 2000. С. 78; Лопаткина С.В. Риторика: Учебно-методический комплекс по дисциплине: курс лекций. – Абакан, 2010. С. 63-64).

Каким должен быть образ оратора? Охарактеризуйте внешность и манеры идеального оратора.

Практикум:

Задание 1. Прочтите внимательно приведённые ниже тексты. Определите, какими способами в них излагается материал речи. Свои утверждения обоснуйте.

Текст 1

О том, что в древние времена по сибирским равнинам бродили мамонты и шерстистые носороги, известно давно. А теперь говорят, что у нас и динозавры водились. Интересно, как они уживались между собой?

К тому времени как в процессе эволюции появились мамонты, динозавры уже сто миллионов лет как вымерли. По мнению палеонтологов, в юрский период (170-250 миллионов лет назад) в Сибири было жарко, и в тропических сибирских лесах водились десятки видов динозавров: от маленьких, величиной с кролика, до многотонных монстров. Одни динозавры ходили по земле, другие летали. Некоторые пожирали себе подобных, но большинство злобных с виду рептилий питалось только растительной пищей. («АиФ на Енисее», № 44, 2001, с. 15)

Текст 2

Вот дожили пошехонцы до тюки. Ничего нет, ни хлеба, ни табаку. Да и народу-то мало стало, кое примерли, кое медведки в лесу задрали. Видят, совсем дело-то худо. «Робята, ведь умрем», – говорят. «Умрем, ей-богу, умрем, ежели так и дальше пойдет», – это другие в ответ. Первый раз все мненья в одну точку сошлись. Стали думать, что, чего дальше делать, как жить. Одне говорят: «Надо нам начальство хорошее, непьющее. Без хорошего начальства погибнем». Другие говорят: «Надо, мужики, нам репу-то не садить, а садить брюкву. Брюква, она, матушка, нас выручит, она!» Тут Павел говорит: «Нет, мужики, все не дело это, а надо нам по свету идти, свою долю искать. Есть где-то она, наша доля-то». Сказал да и сел. «Должна быть!» – это Мартын говорит, а Федула, тот уснул на собранье. Судили-рядили пошехонцы идти по белому свету свою пошехонскую долю искать. Сухариков насушили, котомочки справили. А уж всех к тому времю нешто осталось. (В. Белов)

Текст 3

Но вот мысль, над которой следует задуматься: язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Чёткое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил её суть. Если он, не озлясь и не употребив грубого выражения, чётко указал на недочёты товарища, значит, он умеет руководить работой. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке – нравственный показатель работы, товарищества, семейной жизни, залог успеха в учении. (Д.С. Лихачяёв)

Текст 4

Ему сделали операцию, и в один из дней, сам себе не веря, что опять может ходить, Николай Иванович подошёл к окну, трудно одолел эту дорогу. За какие-то полторы недели мир переменился неузнаваемо. Снега почти уже не было, деревья стояли в пенистой снеговой воде, блестел на дороге наезженный грязный лёд, весь в лужах, и по этому льду, оскользаясь, четверо молодых врачей волоком бегом тащили чугунную ржавую ванну куда-то в край двора. Следом за ними две медсестры прокатили каталку с узлами грязного белья. Колёса выворачивались на льду, узлы падали сверху, сестры, смеясь, подхватывали их, и Николай Иванович, сам того не замечая, улыбался им вслед бледной улыбкой. Он стоял, держась за подоконник; всего лишь от палаты до окна в коридоре дошёл, а губы обморочно немеют. Но странная ясность была перед глазами, словно заново увидел мир. Или такие стёкла промытые? (Г. Бакланов)

Текст 5

Трагедия произошла в пятницу вечером неподалеку от Абакана. На 20-м километре автодороги Абакан – Саяногорск водитель маршрутного автобуса «Неоплан», двигаясь в сторону города металлургов, сшиб мужчину.

Теперь уже и не выяснить, почему пострадавший внезапно выскочил на дорогу – от полученных травм он скончался на месте ДТП.

На 302-м километре автодороги Ачинск – Троицкое 20-летний водитель ВАЗ-2106 потерял контроль над своим авто, в результате «Жигули» слетели в кювет и опрокинулись. Водителя убило на месте.

Пьянство за рулем явилось причиной серьезного ДТП на 4-м километре автодороги Аскиз – В. Тея. Бухой рулевой «Тойоты Калдина» неожиданно съехал с трассы и вмазался в дерево. Он и его пассажирка получили ранения. Личность еще одного находившегося в машине мужчины до сих пор не установлена – он поломал челюсть и получил тяжелую травму головы. В состоянии комы горемыку отправили в больницу.

В Абакане по улице Торговая водитель «Нивы» наехал на пьянющего гражданина. Нетрезвый товарищ переходил дорогу в неположенном месте. В результате получил перелом таза и был госпитализирован. (Газета «Взгляд», № 40 от 6 окт. 2005г., с. 2)

Текст 6

О том, что в древние времена по сибирским равнинам бродили мамонты и шерстистые носороги, известно давно. А теперь говорят, что у нас и динозавры водились. Интересно, как они уживались между собой?

К тому времени как в процессе эволюции появились мамонты, динозавры уже сто миллионов лет как вымерли. По мнению палеонтологов, в юрский период (170-250 миллионов лет назад) в Сибири было жарко, и в тропических сибирских лесах водились десятки видов динозавров: от маленьких, величиной с кролика, до многотонных монстров. Одни динозавры ходили по земле, другие летали. Некоторые пожирали себе подобных, но большинство злобных с виду рептилий питалось только растительной пищей.

Недавно в Кемеровской области нашли хорошо сохранившийся скелет динозавра. Красноярским ученым повезло меньше: в карьере неподалеку от деревни Никольское (Шарыповский район) обнаружены лишь мелкие, перемешанные с песком и глиной, останки динозавров и крокодилов. «Виновато» море, образовавшееся на этом месте миллионы лет спустя после того, как обитатели юрского периода вымерли, уступив место млекопитающим: волны и камень точат. Доказательством того, что море здесь действительно было, служат обнаруженные рядом с останками динозавров чешуйки и челюсти древних рыб, куски панциря водоплавающих черепах.

Палеонтологи предполагают, что останки доисторических животных можно найти и в других уголках Сибири: в нашем регионе отложения юрского периода во многих местах находятся близко к поверхности земли

(«АиФ на Енисее», № 44, 2001, с. 15)

Задание 2. Прочтите следующие тексты. Выделите в них структурные элементы композиции. Укажите, какими типами вступления и заключения речи они характеризуются. Оцените количество и качество аргументов, используемых в них для доказательства главной мысли.

Текст 1

Я себе и другим всё время задаю вопрос: «Как реформировать страну, в которой проживают 160 наций и национальностей?» Каждая со своими особенностями, традициями, менталитетом. Это требует особой осторожности и государственной мудрости в подходе к любым изменениям.

Сегодняшний кризис – в первую очередь кризис олигархов и высокопоставленных чиновников. Именно олигархический класс с чиновничьей свитой больше всех от него пострадали и, судя по всему, будут страдать ещё долго.

Нам говорят: в первую очередь надо спасать банки, поскольку они составляют «кровеносную систему» экономики. Получается, что систему министра финансов Кудрина и главы Центробанка Игнатьева спасаем, а мозг экономики, реальный сектор – нет. Хотя именно мозг управляет кровеносной системой. Человеку легко идти по ровной местности: у него много денег, и ему легко управлять любыми предприятиями, государством. Но когда на его пути встречается пропасть, перед ним возникает вопрос: что делать, чтобы её преодолеть? В настоящее время наши чиновники советуют президенту закидать эту пропасть деньгами, а затем по ним через неё перейти. Русская пословица гласит: «Финансовая пропасть – самая глубокая: в неё может падать всю свою сознательную жизнь». Так может, легче обойти? («Совершенно секретно», № 5 2009)

Текст 2

Господин, ты созвал нас на свободный совет, и мы все это знаем. Но я не буду говорить за нас, командиров; по-моему, у меня нет такого права. Ты всегда был щедр – и можно сказать, мы уже получили свои деньги за то, чтобы продолжать путь. Если ты желаешь двигаться дальше, наша работа как раз и состоит в том, чтобы проследить за выполнением твоей воли; именно за это нас и повысили в чине. Итак, с твоего разрешения, я буду говорить за простых воинов. Они идут не за мною, господин. За тобой. Именно поэтому я скажу всё, с чем пришёл.

Наверное, я самый старый здесь. Ежели я и смог прославить своё имя на бранном поле, то это лишь благодаря тебе, господин… Ну так вот. Люди, как ты сам уже сказал, вынесли на своих плечах больше, чем все прочие армии. И вновь благодаря одному тебе. Но коли уж простые вояки говорят: «Хватит», они заслуживают быть услышанными. Подумай, сколько македонцев покинули родные края, отправившись с тобою в дальний поход. Сколько их осталось?

Мы погибали на полях сражений; нас косили лихорадка и язвы. Среди нас есть калеки, коим уже не воевать более… А люди, оставшиеся в твоих новых городах? Не все они счастливы там, но там они и останутся. Погляди теперь на оставшихся с тобою: мы годимся пугать вороньё в этих индийских тряпках! Ежели снаряжение воина не приносит ему ни удобства, ни гордости, это снижает боевой дух всей армии. А что уж говорить о коннице? Копыта лошадей уж совсем поистёрлись… И, господин, дома нас ждут жёны и дети… Наши дети уже сейчас покажутся нам чужаками; скоро то же самое станется и с нашими жёнами. Господин, воины хотят попасть домой со всеми своими пожитками, пока ещё их имена не совсем позабыты в родных деревнях. И ежели они доберутся туда, то очень скоро новая армия вырастет прямо из земли, упрашивая тебя вести её за собой. Возвращайся, царь. Твоя мать, должно быть, мечтает повидать тебя. Так будет лучше, господин. Поверь, так будет лучше. (Рено Мэри. Персидский мальчик: Исторический роман. – Пер. с англ. – М., 2000).

Текст 3

Манифест свекрови

Я дважды свекровь. Скажу сразу: не бегала за сыновьями, отмахиваясь поленом от невест; не ложилась на пороге загса в надежде, что сыновья не посмеют переступить через мать, не завывала дурным голосом на свадьбах: «Сыночек, как же ты теперь без меня?!» Я не лунатик, по ночам по чужим комнатам не шастаю и даже днём стучусь в дверь, прежде чем войти. Меня не интересует, кто у сыновей в семьях стирает, готовит, убирает, я не езжу с инспекторскими проверками по их квартирам.

Но есть несколько вещей, на которые моим нынешним и будущим невесткам надеяться не стоит.

Не надо ожидать, что при первой встрече я воспылаю немыслимой любовью к невестке. Какие бы хорошие отношения у нас с ней ни сложились, я всегда буду больше любить сына.

Не надо ожидать, что после торжественной регистрации брака я исчезну на бескрайних просторах родины. Не надо мне жаловаться на сына и рассказывать о подробностях своей семейной жизни. У невестки всегда есть плацдарм для манёвра – можно найти другого. Мне же сыновей на лучших уже никто не поменяет. Не надо рассчитывать, что я оставлю за собой только право на труд во благо молодой семьи. Я себя слишком люблю для этого, так что оставляю за собой право на отдых и личную жизнь. К тому же, я люблю путешествовать, общаться с друзьями, проводить время вдвоём с мужем.

Не надо надеяться, что молодая семья в полном составе будет лежать на диване, грезя о материальных благах, а я буду эти блага обеспечивать, причём для начала подпишу им дарственную на свою квартиру.

Не надо думать, что с рождением ребёнка я брошу работу или всё свободное время посвящу ему. Сидеть с внуками я буду, только когда свободна, хорошо себя чувствую, есть настроение, существует действительно большая необходимость (но предпочитаю, чтобы предупреждали заблаговременно). Ко всему прочему, я имею наглость уставать, болеть. А иногда просто одной в тишине побыть хочется.

Невестке не надо в каждом слове или жесте искать тайный смысл. Не надо любое проявление моей любви к сыну воспринимать как склонность к инцесту. И ещё. Я, как последняя хамка, буду иногда просить сыновей помочь мне по дому. И считаю себя вправе договариваться об этом не с невесткой, а с сыном.

Вкратце – так.

Малуша

(«Моя семья» № 2 (388), январь 2008)

Задание 3. На примере одного из текстов к заданию 2 проиллюстрируйте действие классического риторического канона и неориторического канона, то есть покажите, как бы шла подготовка к публичному выступлению по имеющимся материалам самой речи.

Задание 1. В приведенном ниже отрывке из произведения Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница» выделите случаи употребления слов и выражений в переносных значениях. Определите типы переносных значений (тропы и фигуры речи). Что такое автология и металогия?

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятней. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключён в тёмно-зелёные стены садов. Девственные чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался его посреди неба… Как очарованное, дремлет на возвышении село. Ещё белее, ещё лучше блестят при месяце толпы хат; ещё ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Всё тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-то только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.

Рекомендуемая литература

1. Анисимова Т. В. Современная деловая риторика: Учебное пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. – М., 2004.

2. Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика / Л. А. Введенская, Павлова Л. Г. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995.

3. Введенская Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Павлова Л. Г. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007.

4. Введенская Л. А. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Павлова Л. Г.. – Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2007

5. Данцев А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев, Н. В. Нефедова. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.

6. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации Е. Н. Зарецкая. – М., 1999.

7. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А. А. Ивин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

8. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пос. для вузов / Е. В. Клюев. – М.: Приор-издат, 1999.

9. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов / Е. В. Клюев. – М.: Приор-издат, 2005.

10. Лопаткина С.В. Риторика: Учебно-методический комплекс по дисциплине; Курс лекций / С.В. Лопаткина. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010.

11. Львов М. Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся / М. Р. Львов. – М.: Изд. центр «Akademia», 1995.

12. Львов М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. – М.: Изд. центр Academia, 2003.

13. Мазнева О. А. Риторика: Учеб. пос. для уч-ся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. – М.: Вентана-Граф, 2006.

14. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пос. для уч-ся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. – М.: Просвещение, 2001.

15. Хазагеров Т. Г. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приёмов / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

16. Шешко Н. Б. Риторика Н. Б. Шешко. – Минск: Современная школа, 2007.




map