Практические по пед.психологии



Практическое занятие №1. Предметная область исследования педагогической психологии: современное состояние и перспективы

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

Развитие педагогической психологии в философском и общедидактическом контексте.

Развитие педагогической психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.

Развитие педагогической психологии в контексте педологии

Развитие зарубежной и отечественной педагогической психологии в XX веке.

Общие тенденции развития педагогической психологии.

Задание 2. Заполните таблицу

Этапы становление и развития педагогической психологии

Название и продолжительность этапа

Ведущие представители

Содержание этапа

Задание 3. Определите предметную область исследования педагогической психологии на каждом этапе ее становления. Обозначьте перспективы развития современной педагогической психологии.

Практическое занятие №2. Методы педагогической психологии

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

Основные требования к организации психолого-педагогических исследований.

Основные методы педагогической психологии: формирующий и констатирующий эксперимент, другие виды эксперимента; наблюдение.

Задание 2. Опираясь на этапы организации наблюдения, составьте план наблюдения за познавательной активностью ученика на уроке.

Практическое занятие №3. Психология учения

Задание 1. Проведите сопоставительный анализ понятий: учение, научение, учебная деятельность, обучение. На основе проведённого анализа составьте рисунок-схему, отражающий особенности взаимосвязи перечисленных категорий.

Задание 2. Прочитайте статьи С. Л. Рубинштейна «Учение», Л. Б. Ительсона «Учение», И. И. Ильясова «Состав и структура учения на макроуровне». При анализе статей основное внимание уделите раскрытию понимания природы учения и описанию его структуры. Основные положения каждого подхода зафиксируйте в таблице:

С. Л. Рубинштейн

Л. Б. Ительсон

И. И. Ильясов

Задание 3. Определите общее в понимании учения в работах С. Л. Рубинштейна, Л. Б. Ительсона, И. И. Ильясова. Что вы можете сказать о возможности применения на практике выделенных теоретических положений?

Лабораторное занятие №1. Мотивация учебной деятельности.

Цель. Сформировать умение устанавливать и описывать индивидуальные особенности мотивационной сферы.

Методические указания. Владение учителем методом диагностики мотивационной сферы выступает своеобразным инструментом управления — развития мотивации учащегося. Овладение навыками применения различных методик определения особенностей и уровня развития мотивации отражает сформированность диагностической компетентности учителя.

Ход работы:

Определите особенности учебной мотивации ученика начальных классов, используя диагностическую методику (Приложение 1, 2).

На основании полученных результатов опишите выявленную иерархию мотивов учебной деятельности.

Проанализируйте характер взаимосвязи доминирующих мотивов.

Сделайте общий вывод о структуре мотивации младшего школьника.

При описании результатов также укажите, в чём проявляются особенности мотивации учащегося (Приложение 3).

Определите круг практических задач, которые может решать учитель с помощью методики «Выявление понимаемых мотивов в учебной деятельности».

Практическое занятие №4. Психология усвоения знаний

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению основных причин нарушения механизмов усвоения знаний. Прочитайте статьи С. Л. Рубинштейна «Обучение и развитие», В. А. Крутецкого «Формирование у школьников научных понятий», В. В. Давыдова «Развитие обобщения у детей». По материалам статей подготовьте ответы на следующие вопросы:

какие основные этапы усвоения знаний выделяет С. Л. Рубинштейн?

как происходит усвоение научных понятий в описании В. А. Крутецкого?

как происходит формирование научных понятий с точки зрения В. В. Давыдова?

Задание 2. Прочитайте статью Л. И. Божович «Психологический анализ формализма в усвоении знаний». Какие уровни формализма знаний описываются в статье? Перечислите причины возникновения формализма в усвоении знаний и пути их преодоления. Приведите примеры на каждый вид формализма, разработайте систему вопросов, заданий, позволяющих выявить уровень формализма в усвоении содержания научной статьи у своих студентов.

Практическое занятие №5. Психологическая характеристика традиционного и развивающего обучения, модели развивающего обучения

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению моделей развивающего обучения. Прочитайте статью П. Я. Гальперина «Формирование умственных действий: ориентировочные основы действий», В. В. Давыдова «К вопросу о развивающем обучении», Л. В. Занкова «К вопросу о соотношении обучения и развития», А. М. Матюшкина «Понятие проблемной ситуации и задачи. Психологическая структура проблемной ситуации». Составьте рисунок-схему, отражающий содержание какой-либо модели обучения.

Задание 2. Проанализируйте модели развивающего обучения и определите их психологическое основание. На основе материала статей заполните таблицу:

Модель развивающего обучения

Психологическое основание

Практическое занятие №6. Психологический анализ проблемы неуспеваемости

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению проблемы неуспеваемости:

понятия «отставание» и «неуспеваемость»;

виды неуспеваемости;

психологические причины неуспеваемости;

типы неуспевающих школьников.

Задание 2. Прочитайте статью В. С. Цетлин «В чем заключаются признаки отставания по предметам разных типов». По материалам статьи выделите типы предметов с указанием требований к усвоению знаний и признаков отставания. На основании проведенного анализа заполните таблицу:

Типы

предметов

Требования к

усвоению знаний

Признаки

отставания

Рекомендации

Лабораторное занятие №2. Диагностика обученности и обучаемости.

Цель. Научиться применять диагностические методики А. К. Марковой для измерения обученности и обучаемости.

Методические указания. Важнейшими характеристиками школьника являются его обученность и обучаемость. Учителю необходимо владеть диагностическими средствами, позволяющими объективно оценивать данные характеристики.

Ход работы:

1. Познакомьтесь с методикой диагностики обученности и обучаемости, предложенной А. К. Марковой (Приложение 4).

2. На горизонтальной линии между указанными полярными характеристиками выберите и отметьте ту, которая отражает особенности вашей обучаемости.

3. Соединив пометки на горизонтальной линии, постройте профиль вашей обученности и обучаемости.

4. Сопоставьте данные профиля с описанием различных уровней обученности и обучаемости и определите ваш уровень развития этих показателей.

5. Подумайте, над чем вам необходимо поработать, чтобы улучшить результат, и составьте рекомендации по этому поводу.

Практическое занятие №7. Общие вопросы проблемы воспитания

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению ключевых проблем психологии воспитания:

соотношение понятий «воспитание», «социализация» и «развитие»;

теории воспитания: цели, методы, основные механизмы.

В процессе обсуждения теорий воспитания заполните таблицу. На основе данных таблицы проведите сравнительный анализ средств и методов воспитательного (психологического) воздействия по параметрам: достоинства и ограничения.

Подходы

Основные представители

Содержание воспитания

Цель

воспитания

Основные

средства и

методы

воспитания

Механизмы воспитания

Биологизаторский

Социологизаторский

Интеракционистский

Гуманистический

Субъектно-деятельностный

Задание 2. Прочитайте статью Б. С. Братуся «К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века» . Ответьте на следующие вопросы:

согласны ли вы с утверждением автора о том, что следует различать «советского человека», «советскую нравственность» и «русского человека», «русскую нравственность»?;

какие уровни в структуре личности выделяет автор; какие представления о благе и счастье этим уровням соответствуют?;

приведите примеры поведенческих проявлений при доминировании того или иного уровня.

Практическое занятие №8. Стратегии психологического воздействия

Задание 1. Прочитайте статью Л. С. Выготского «Биологический и социальный факторы в воспитании». Подготовьтесь к обсуждению роли среды в воспитании:

понятие воспитательной среды (по Л. С. Выготскому);

учитель (воспитатель) как организатор воспитательной среды;

общение и межличностные отношения в воспитании личности, роль коллектива в воспитании личности.

Задание 2. Одним из путей воспитания является грамотное использование системы поощрений и наказаний. Раскройте смысл требований к грамотным с психологической точки зрения. Приведите примеры из собственного опыта или из средств массовой информации. Систематизируйте материал, используя таблицу.

Основные требования к

психологически грамотному

поощрению

Цель

Значение

требования

Пример

Обоснованность и целесообразность

Своевременность

Гласность

Форма и место подачи

Поощрение группой (коллективом)

Задание 3. Просмотр художественного фильма «Спартак и Калашников». Анализ педагогических воздействий.

Практическое занятие №9. Возрастные особенности воспитания

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению особенностей процессов воспитания на разных возрастных этапах:

возрастные особенности как основа организации воспитательного процесса;

особенности воспитания дошкольника;

особенности воспитания младшего школьника;

особенности воспитания подростка и старшего школьника;

воспитание детей с отклонениями в социальном развитии и поведении.

Задание 2. Прочитайте статью Л. И. Анциферовой «Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по Л. Кольбергу)». Проанализируйте материалы статьи и выделите предложенные уровни нравственного развития. В предложенных задачах укажите, на каких уровнях нравственного развития находятся герои ситуации. Вспомните из своей жизненной практики ситуации «щекотливого» выбора. Приведите примеры разрешения данной ситуации людьми, достигшими разных уровней нравственного развития по Л. Кольбергу.

Практическое занятие №10. Самовоспитание личности

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов психологии самовоспитания:

роль самовоспитания в развитии личности;

динамика самовоспитания в онтогенезе;

механизмы самовоспитания.

приемы самовоспитания.

насильственная и ненасильственная парадигмы самовоспитания (Ю. М. Орлов).

Задание 2. Прочитайте фрагмент из книги Ю. М. Орлова «Управление собой и другими». Выделите шаги самовоспитания, предложенные автором. Самостоятельно сформулируйте цель самовоспитания (развить или устранить у себя какое-либо качество) и на основе выделенных шагов разработайте специальную программу ее достижения — программу самовоспитания.

Практическое занятие №11. Мотивы педагогической деятельности учителя

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению содержательных характеристик педагогической деятельности учителя:

понятие и структура педагогической деятельности (по Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой и др.);

характеристика видов педагогической деятельности в соответствии с критериями профессионализма;

содержательные характеристики педагогических умений.

индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.

Задание 2. На основе анализа статьи Ю. З. Гильбуха «Психодиагностическая функция учителя: пути ее реализации» выделите трудности развития психодиагностической функции учителя, значимость психодиагностической функции учителя для успешной реализации его профессиональной деятельности.

Практическое занятие №12. Педагогическое общение и его структура

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению особенностей педагогического общения:

общение учителя с учащимися как составная часть педагогического труда;

структура педагогического общения;

особенности восприятия и оценки учителем педагогических явлений и ситуаций;

профессионально значимые качества личности учителя, необходимые для успешного педагогического общения;

Задание 2. Прочитайте статью К. Роджерса «Учение, значимое для человека: в психотерапии и в образовании» и выделите условия успешного взаимодействия учителя с учениками.

Задание 3. Проанализируйте влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности (обученность, воспитанность учащихся) и коммуникативную культуру учащихся (микроклимат в классе, структуру межличностных отношений, сложившийся стиль общения).

Практическое занятие №13. Личностное развитие учителя

Задание 1. Подготовьтесь к анализу компонентной структуры личности учителя:

взаимосвязь сущностных характеристик структуры личности учителя с другими сторонами труда учителя;

характеристика педагогической направленности учителя.

педагогическое способности учителя и их развитие.

содержательные характеристики индивидуального стиля деятельности учителя.

Задание 2. Прочитайте статью Т. В. Форманюк «Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя». Выделите: 1) причины эмоционального сгорания учителя; 2) проявления синдрома эмоционального сгорания; 3) индивидуальные предпосылки эмоционального выгорания. Определите пути коррекции синдрома эмоционального выгорания.

Задание 3. Выделите профессионально значимые качества личности учителя, обеспечивающие эффективность его профессионального развития.

Лабораторное занятие №3. Решение педагогических ситуаций.

Цель. Сформировать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Методические указания. В ходе решения педагогических ситуаций студент — будущий учитель сможет научиться анализировать особенности своего стиля поведения, оценить его ограничения и резервные возможности.

Ход работы:

1. Проанализируйте педагогические ситуации (Приложение 5):

а) выделите компоненты психологической структуры каждой проблемной ситуации;

б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации;

в) приведите пример похожей ситуации и обозначьте сходство их между собой;

г) проанализируйте варианты выхода из этой ситуации и последствия принятого решения. Обоснуйте свой вариант выхода из проблемной педагогической ситуации;

д) сформулируйте педагогические задачи, вытекающие из анализа педагогической ситуации.

2. Проанализируйте типичные ошибки учителей, возникающие в общении с учащимися:

а) выделите типичные ситуации, вызывающие затруднения у учителей;

б) проанализируйте связь между педагогической проблемной ситуацией и педагогической ошибкой (по схеме «педагогическая ситуация — это следствие педагогической ошибки, допущенной ранее в работе с учащимися»; «педагогическая проблемная ситуация — это преддверие ошибки педагога»).

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Педагогическая психология» охватывает весь учебный материал. Задания к самостоятельной работе студенты получают заранее.

Психология учения и научения

Задание 1. Психология учебной деятельности.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопрос. Какими причинами объясняется реакция мальчика на задание?

Мама просит сына решить задачу, в которой речь идет о том, что брат получил два яблока, а сестра — три. Мальчик негодует: «Надо поровну!».

Задание 2. Психология учебной деятельности.

Сравните понимание учебной деятельности в педагогике и психологии. В чём вы видите их расхождение?

Педагогика

Психология (Д. Б. Эльконин)

Под учебной деятельностью понимается любая деятельность в процессе обучения и поэтому она отождествляется с

учебной деятельностью



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map