Практические работы для студентов



Практическая работа №1. Исследование структуры психики

Заполните таблицу

Психические процессы

психические свойства

психические состояния

Данные: память, внимательность, воля, фобия, креативность, заинтересованность, эмоция, ощущение, любознательность, настроение, восприяие, конфликтность, мышление, напряжение, общительность, воображение, самоконтроль, забывчивость, внимание, рассеянность, слабость, агресивность, радость, речь, уныние, ответственность.

2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:

а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.

б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.

в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.

д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

Зарисуйте нервную клетку и определите назначение ее частей

Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях

а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.

г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.

ж) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.

Дополнительное задание: Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.

Практическая работа №2. Исследование познавательных процессов человека

Ощущения

Вспомните несколько особенно ярких впечатлений из вашей жизни. Какие образы появляются у вас в сознании: зрительные, слуховые или какие-то еще? Опишите все те ощущения, которые у вас возникали в это время.

В какой из ситуаций имеет место ощущение:

а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.

б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.

в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.

г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.

д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.

Восприятие

8. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

ж) з) Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.

к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.

м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.

н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

Внимание

Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,

в порядке нарастания степени трудности:

а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.

б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.

в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.

ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

Проведите диагностику произвольного внимания. Для диагностики концентрации внимания можно использовать следующую методику. В течение 2 минут вы должны в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках заполненного квадрата. Числа записываются построчно, никаких отметок в левом бланке делать нельзя.

1637982954

8892465935

43218402

658499777

1367603418

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше.

Мышление

В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:

а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.

б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»

в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.

г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один

Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной?

A. Часы бывают электронные, механические, настенные, напольные.

Б. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.

B. В зависимости от содержания хранящегося в памяти мате­риала различают следующие ее виды: образную, словесно-ло­гическую, эмоциональную и двигательную.

Г. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.

Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).

Память

Проведите диагностику объема кратковременной слуховой памяти. Разбейтесь по парам. Зачитайте по очереди друг другу набор из 10 слов. Воспроизведенное сразу после прочтения количество слов составляет объем кратковременной памяти испытуемого.

Практическая работа №3. Исследование психических свойств человека

Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:

а) Уверенность в себе.

б) Общительность.

в) Высокая критичность по отношению к окружающим.

г) Самостоятельность.

д) Стремление манипулировать другим человеком.

е) Искренность.

ж) Склонность выбирать работу полегче.

з) Любовь к лести.

и) Недоверчивость.

Определение эмоциональной направленности

Инструкция. Из предложенных вариантов ответов выберите один и запишите соответствующее ему число баллов перед номером утверждения. Затем заполните матрицу, поставив на место номеров утверждений (пропущенные номера поставьте сами по указанному образцу) соответствующие им баллы ответов. Ответы оцениваются по шкале:

«Безусловно да» — 2 балла

«Пожалуй, да» — 1 балл

«Пожалуй, нет» — 0 баллов

«Безусловно нет»- минус 2 балла

Матрица

12345678910

11121314151617181920

21222324252627282930

31323334353637383940

41424344454647484950

IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXX

IАльтруистическая направленность1,11,21,31,41

IIКоммуникативная направленность2,12,22,32,42

IIIГлористическая направленность — на самоутверждение3…43

IVПрактическая направленность — радость от процесса работы4…44

VПугностическая направленность — удовлетворение от преодоления опасности5…45

VIРомантическая направленность6…46

VIIГностическая направленность7…47

VIIIЭстетическая направленность8…48

IXГедонистическая направленность — на удовольствия9…49

XАкхизитивная направленность — на коллекционирование, накопление10…50

Тест на выявление уровня самооценки

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль… 37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас муча-сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Практическая работа №4. Исследование структуры личности

Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.

а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.

в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.

д) Мальчик записался в шахматный клуб.

е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

Спрогнозируйте, какие личностные черты могут сформироваться у ребенка в различных социальных условиях при благоприятных и неблагоприятных воспитательных воздействиях.

Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Напишите, как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.

Тест «Геометрическая фигура»

Практическая работа№5 Исследование мотивационной сферы личности

Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы следующие воздействия:

1) Если Вы хотите хорошо провести вечер, посетите наше кафе.

2) Если ты сейчас уйдешь, то больше никогда не увидишь меня.

3) Если Вы не прекратите разговаривать со мной в таком тоне, я вынужден буду просить Вас покинуть мой кабинет!

4) Расскажи Деду Морозу стихотворение про елочку, тогда он даст тебе подарок.

5) Чтобы ваши питомцы росли здоровыми и полными сил, добавляйте им в корм специальные витамины.

6) Если хочешь сегодня выглядеть «на все сто», пойдем к моему знакомому парикмахеру.

7) Прибавь, пожалуйста, звук, а то мы не услышим новости.

8) Примерьте, пожалуйста, это платье! Оно так соответствует Вашему имиджу!

9) Не забудь погулять с собакой, иначе она будет выть всю ночь.

10) Немедленно ложись спать, иначе утром проспишь!

Методика исследования иерархии потребностей.

Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т.д. Результаты вписывайте в колонку 1 столбца. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя Вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу…»

«Я хочу…»

1.Добиться признания и уважения

2.Иметь теплые отношения с людьми

3.Обеспечить себе будущее

4.Зарабатывать на жизнь

5.Иметь хороших собеседников

6.Упрочить свое положение

7.Развивать свои силы и способности

8.Обеспечить себе материальный комфорт

9.Повышать уровень мастерства и компетентности

10.Избегать неприятностей

11.Стремиться к новому и неизведанному

12.Обеспечить себе положение влияния

13.Покупать хорошие вещи

14.Заниматься делом, требующим полной отдачи

15.Быть понятым другими.

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

Обработка и интерпретация результатовПроранжируйте действие требующие распределения вниманияКогда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в клетки, выделенные другим цветом. Эти операции дают Вам возможность определить предпочтение по всем утверждениям. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:

I шкала

Материальное положение

Подсчитывается сумма по позициям 4, 8, 13

II шкала

Потребность в безопасности

Подсчитывается сумма по позициям 3, 6, 10

III шкала

Потребность в межличностных связях

Подсчитывается сумма по позициям 2, 5, 15

IV шкала

Потребности в уважении со стороны

Подсчитывается сумма по позициям 1, 9, 12

V шкала

Потребность в самореализации

Подсчитывается сумма по позициям 7, 11, 14

Способ привлечения внимания повторениеЗавершающей процедурой будет построение собственного профиля удовлетворенности потребностей по пяти шкалам. Необходимо полученные выше суммы отложить на каждой шкале. На графике указаны три зоны: Проранжируйте действие требующие распределения вниманияПолная удовлетворенность – 0-13 баллов Способ привлечения внимания повторениеЧастичная удовлетворенность – 13-26 баллов Проранжируйте действие требующие распределения вниманияПолная неудовлетворенность – 26-39 баллов

Способ привлечения внимания повторение

Доминирующая потребность будет обозначаться высшим баллом.

Практическая работа №6 Исследование составляющих и особенностей темперамента человека

Определите свой темперамент, используя для диагностики опросник Айзенка. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т. к. это не испытание умственных способностей.

Обработка результатов.

Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.

Если сумма баллов равна 0 — 10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.

Если 15 — 24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Невротизм — находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если количество ответов «да» равно 0 — 10, то — эмоциональная устойчивость.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map