Практические занятия №7-8



Практические занятия № 7-8

КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ (4 часа)

Цели занятия: усвоение, актуализация и систематизация знаний о сущности педагогической культуры родителей; освоение методики создания системы психолого-педагогического просвещения; овладение технологией, формами обучения и воспитания родителей.

Ключевые знания:

сущность понятий «педагогическая культура», «система психолого-педагогического просвещения», «обучение» и «воспитание» родителей;

• различные подходы к проблеме совершенствования педагогической культуры семьи;

• формы взаимодействия педагога с родителями, направленные на эффективное их обучение, воспитание;

• показатели уровня сформированности педагогической культуры родителей;

• инновационный опыт совершенствования педагогической и этической культуры семьи.

Умения, способы деятельности:

изучать уровень педагогической культуры родителей, их потребности, интересы по ее совершенствованию;

• разработать систему психолого-педагогического просвещения семьи;

• применять формы обучения родителей с учетом их подготовленности;

• использовать технологию и формы организации процесса обучения родителей с учетом инновационного опыта известных отечественных и зарубежных школ;

• привлекать к обучению родителей на основе их выбора (индивидуальные программы; группы тренинга и т.п.).

Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.

Блок 1. Информационно-оценочный

Основные вопросы:

1. Сущность педагогической культуры родителей, условия ее развития.

2. Различные подходы к проблеме совершенствования педагогической культуры семьи.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Коллективные и групповые формы обучения родителей.

Вопрос 1. Сущность педагогической культуры родителей, условия ее развития

Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):

— краткие сообщения студентов.

Этап 2. Систематизация знаний:

Задание 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.

1. Культура педагогическая — уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализация этого опыта в повседневной деятельности и уровень ее результативности. Культура педагогическая проявляется в различных сферах общения, поведения, управленческой и воспитательной деятельности (Л.В. Мардахаев).

2. Педагогическая культура родителей, по мнению В.В. Чечета, — это «педагогическая подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. Педагогическая культура является составной частью общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятый из народной семейной педагогики» [10, с. 214].

3. В педагогическую культуру родителей, в их педагогическую подготовленность И.В. Гребенников включает: определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную (определение цели воспитания, выбор его форм и методов), организаторскую (организация жизни и деятельности детей и своей собственной), коммуникативную (установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, самими детьми и т.п.).

Автор отмечает, что взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает педагогическое мастерство, важным компонентом которого является педагогический такт, характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но и требовательным [2, с. 13-14].

4. В педагогической культуре выделяют такие уровни: реликтовый (сложившиеся педагогические нормы, способы и т.п. организации воспитательного процесса, которые существуют и действуют независимо от того что не соответствуют требованиям социальной ситуации); актуальный уровень (соответствует требованиям социального заказа, сложившейся ситуации и т.п.); третий уровень основан на высоком уровне компетентности.

5. Сегодня уделяется большое внимание изучению проблемы педагогической компетентности родителей.

По мнению В.А. Петровского, педагогическая компетентность предполагает. 1) способность к ценностному самоопределению в отношении целей и средств воспитания, перспектив развития личности воспитанников; овладение определенными технологиями педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства; 2) развитие педагогической рефлексии.

6. Авторы (Г.А. Бутрим, И.А. Мельничук, Г.И. Малейчук и др.) учебного пособия «Работа с родителями» (Минск, 2003) отмечают, что надо изменить общий взгляд на проблему обучения и воспитания родителей. Выделяют условия эффективности этой работы:

знать запросы, потребности родителей, уровень их педагогической культуры;

школе необходимо заботиться о привлечении к педагогическому всеобучу родителей квалифицированных специалистов, которых немало и среди членов семьи;

классному руководителю необходимо иметь четкую, согласованную с родителями программу совершенствования их педагогической культуры на определенный период (лучше — на год, с последующим продолжением);

задействовать разнообразные как традиционные, так и нетрадиционные формы просвещения, научения родителей;

занятия организовывать систематически, в специально отведенное для этого время (лучше в традиционный день) на основе договоренности с родителями класса (объединение нескольких классов нецелесообразно, особенно для тренинговой работы с родителями, да и беседа, дискуссия и др. эффективнее проходят в малых группах);

полезно дифференцировать работу с членами семьи (с мамами, папами, бабушками и др.);

чаще приглашать на совместное обучение обоих родителей; подобную традицию надо развивать, поддерживать;

тем, кто организует и проводит работу по обучению и воспитанию родителей, важно хорошо знать научно-методическую литературу по данной проблеме, инновационный опыт и уметь это донести до родителей с помощью эффективных технологий, форм;

развитие педагогической культуры родителей должно стать традицией как школы, так и каждой семьи.

7. И педагогам, и родителям надо четко представлять показатели уровня педагогической культуры родителей. Исследователи выделяют такие из них:

1). Осознание (понимание) задач семейного воспитания с учетом требований времени, положительных и отрицательных факторов воздействия на семью и воспитание детей.

2). Применение в комплексе разнообразных средств, форм и методов, которые необходимы для реализации задач семейного воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3). Наличие контактов и способов взаимодействия родителей с педагогами и другими специалистами, представителями учреждений и служб микросоциума.

4). Участие в педагогическом обучении, самообразовании и самовоспитании.

5) Способность на основе психолого-педагогических знаний и практики семейного воспитания создавать в семье благоприятные условия для полноценного развития детей, гуманизации их жизнедеятельности.

6) Участие в обучении других родителей на основе знаний, своего положительного опыта воспитания детей [10, с. 224-227].

Задание № 2. Познакомьтесь с содержанием притчи:

Скорпион просит лягушку перевезти его через реку.

«Нет, ты можешь ужалить меня», — отвечает лягушка.

«Я тебя не трону, — отвечает скорпион, — потому что, если я тебя ужалю, мы оба утонем».

Согласившись с его доводами, лягушка берется перевезти его через реку. На полпути скорпион вдруг жалит лягушку. Они начинают тонуть, и, барахтаясь в воде, лягушка спрашивает его: «Зачем ты это сделал?»

«Потому что — отвечает скорпион, — такова моя натура» [11, с. 20].

Какую характеристику можно дать категории родителей, которые чем-то схожи со скорпионом?

Нужно ли ставить в обучении цель: изменить свою собственную натуру? Учить родителей ставить подобную цель? Ответ обоснуйте.

Задание № 3. Изучите компоненты, которые И.А. Хоменко включает в структуру педагогической компетентности родителей:

умение ставить и развивать воспитательные задачи;

владение основными приемами реализации воспитательных задач;

умение анализировать свой опыт;

умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий;

умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества с ребенком;

умение изменить свое поведение в зависимости от поведения ребенка;

умение учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным;

устойчивое психоэмоциональное состояние;

адекватная самооценка;

спокойствие и уверенность в своих воспитательских возможностях;

применение оригинальных приемов в воспитании ребенка.

Какие из составляющих вам хотелось бы оставить в структуре компетентности, какие — изменить, объединить и т.п., то есть как представить структуру по-другому? Ответ обоснуйте.

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1. Как вам видятся цели и задачи совершенствования педагогической культуры членов семьи?

2. Как взаимосвязаны между собой педагогическая компетентность родителей и их педагогическая культура?

3. В чем сущность педагогического мастерства, которое по мнению некоторых, ученых, является составляющей педагогической культуры родителей?

4. Возможно ли добиться, чтобы каждый из родителей учащихся стал педагогом-мастером в деле воспитания? Ответ обоснуйте.

5. Какую роль играет развитие позитивных традиций взаимодействия школы и семьи в совершенствовании педагогической культуры родителей? Раскройте эти позитивы.

6. Всегда ли взгляды педагогов и родителей на предмет совершенствования деятельности семьи в области воспитания совпадают? Ответ обоснуйте.

7. Могут ли родители выполнять роль помощников классного руководителя в осуществлении программы педагогического всеобуча? Охарактеризуйте эти группы родителей с учетом того, на какую помощь с их стороны можете рассчитывать в своей будущей деятельности.

Вопрос 2. Различные подходы к проблеме совершенствования педагогической культуры семьи

Этап 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):

— обсуждение реферата по вопросу 2.

Э т а п 2. Систематизация знаний:

Задание 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.

1. «Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии -известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно-центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься» [3, с. 5-6].

2. Зарубежные исследователи часто употребляют такой термин, как «воспитание родителей» (Дж. Лэм, У. Лэм и др.).

Ю. Хямяляйнен в книге «Воспитание родителей» (М., 1993) отмечает, что воспитание родителей — это попытка помочь современной семье в выполнении ею функций воспитания.

Употребляется и такой термин, как «образование родителей». Американский специалист М. Дж. Фаин вкладывает в это определение следующий смысл: теоретически обоснованную и систематически внедряемую программу с целью передачи знаний, формирования соответствующих представлений или навыков в различных областях семейного воспитания.

3. Представляют интерес для педагогов-практиков идеи по различным аспектам семейного воспитания, которые выдвигались, реализовывались в практике российскими и белорусскими учеными. Это:

опора на гуманистические идеи семейной педагогики в рамках «свободного воспитания» (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий);

использование принципа народности (К.Д. Ушинский, его последователи Е.В. Водовозова, П.Ф. Лесгафт и др.);

опора на труд (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинский и др.);

неделимость школьно-семейного воспитания; родители — субъекты педагогического процесса (К.В. Вентцель, П.П. Блонский, В.В. Зеньковский, В.А. Су-хомлинский, Ш.А. Амонашвили. и др.);

воспитание свободоспособной личности (О.С. Газман, Б.З.Вульфов и др.);

теоретико-методические основы просвещения родителей (Т.В. Воликова, В.А. Маишева, В.Г. Сенько, О.Н. Урбанская и др.);

совершенствование педагогической культуры родителей (И.В. Гребенников, В.В. Чечет и др.);

системность во взаимодействии школы и семьи, которое основано на принципах сотрудничества, сотворчества и т.п. (Л.В. Байбородова, В.С. Богословская Н.И. Дереклеева, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, Н.Е. Щуркова и др.).

4. За рубежом утвердились два направления, которые лежат в основе образования родителей: подготовка будущих родителей (работа с детьми старшего школьного возраста), обучение родителей.

Существует большое количество программ, основанных на тренингах, семинарах и т.п., в которых отдается предпочтение тому или иному аспекту семейного воспитания (общению, учебе детей, девиантному поведению и т.п.).

Формы и места обучения родителей самые различные: школа, по месту жительства, клиника и др. Продолжительность — от нескольких дней до нескольких месяцев,

5. Педагогам при разработке обучающих программ для родителей важно знание различных подходов, концепций воспитания родителей. Особенно ценны модели, в которых представлено технологическое обеспечение программ, разработаны его научные основы.

Имеющие популярность за рубежом, получившие востребованность в практике работы нашей школы с родителями — следующие основные подходы:

Первый подход основан на психоанализе. Основоположник теории воспитания родителей немецкий ученый А. Адлер в работе «Практика и теория индивидуальной психологии» (1995, перевод) представил критерии воспитания родителей и семейной терапии; в основе его теории — принцип взаимодействия членов семьи, которое основано на «равенстве», «сотрудничестве», «естественных результатах». Согласно ему, родителям важно соблюдать два принципа воспитания: отказ от борьбы за власть, учет потребностей ребенка.

В настоящее время система А. Адлера очень популярна в США, Канаде, независимо от того, что первые центры были организованы еще в 1919 году. Уже в 1927 году в Вене работало 22 центра и 20 — в других европейских странах.

Обучение осуществляется на основе двух моделей: 1) организация групп самими родителями (изучение идей А. Адлера, обмен опытом и др.); 2) создание центров по педагогическому обучению родителей (консультирование родителей, детей, педагогов специалистами).

Представителем психоаналитического направления явился Р. Дрейкурс, последователь А. Адлера. Именно Р. Дрейкурс сформулировал принципы, которые лежат в основе адлеровского учения:

— семья — это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;

— чувства следуют за мыслью и поведением. Человек относится дружелюбно к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи должны совместными усилиями создавать теплые и дружеские отношения между собой;

— люди могут сотрудничать будучи только равноправными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность;

— разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми;

— в воспитании нужно следовать внутренней логике взаимоотношений: дать детям почувствовать последствия своих действий и поведения — так ребенок поймет, как устроен мир. Не надо контролировать детей с позиции силы.

Второй подход — это учебно-теоретическое направление (модель), в основе которого — метод эмпирического моделирования в обучении родителей (переучивание, изменение окружающей среды, научение родителей управлять собственным поведением и т.п.), то есть родителей учат быть «техниками поведения». Большое значение при этом придается формированию навыков социального наблюдения, изучению принципов теории и их реализации в воспитании детей, участию в оценочных программах и др.

В основе этого направления — общая теория бихевиоризма (Ватсон, Уотт-сон, Скиннер). На основе учебно-теоретической модели за рубежом создано большое количество программ обучения родителей.

Третий подход — «модель чувственной коммуникации» Т. Гордона, которая получила широкое распространение как за рубежом (организуются курсы для родителей, издаются книги, методические материалы и др.), так и в отечественной практике, особенно после издания книги А. Фромма, Т. Гордона «Популярная педагогика» (Екатеринбург, 1997), которая адресована прежде всего родителям.

Главный тезис Т. Гордона: проблемы родителей обусловлены их психолого-педагогической некомпетентностью; «родителей поучают, но не обучают».

Основной метод обучения — тренинг, который направлен на обучение навыкам общения, умениям налаживать коммуникативные отношения. Для этого родителям важно соблюдать в отношениях с детьми такие условия: слушать и слышать ребенка; довести до его сознания собственные слова, свои чувства; руководствоваться принципом «оба правы». Отсюда вытекает, что одним из эффективных методов является договор, соглашение.

Философская основа взглядов Т. Гордона базируется на учении о теории личности К. Роджерса, который явился родоначальником гуманистического направления в психологии. Признавал, что человек изначально способен меняться в лучшую сторону, надо лишь создать условия для удовлетворения его потребности в самовыражении («в самоактуализации» как утверждал другой представитель гуманистического направления — А. Маслоу).

Четвертый подход. В основе его — трансакциональный анализ (Э. Берне, М. Джеймс, Т. Харрис, Д. Джонсвард). Тгапзасйо (лат.) — соглашение, сделка; соглашение, которое достигается в результате взаимных уступок.

На основе данной модели родителей учат находить общий язык с детьми: умело объяснять им свои нужды, понимать ребенка. Если родители научатся трансащиональному анализу, то и дети перенимают этот «язык», что помогает им легче решать свои проблемы.

Т. Харрис считал, что «лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям».

Пятый подход — создание модели групповой терапии, которая разработана X. Джинотом; в основе модели — практическая помощь родителям. Последователи X. Джинота, американские психологи Дж. Лэм и У. Лэм, сформулировавшие принципы воспитания детей (слушать ребенка; предупреждать зло, гнев; проявлять чувства без агрессии), обогатили теорию и практику работы с родителями.

В основном модель X. Джинота представляет собой групповые консультации, в процессе которых родители получают как можно больше практических навыков за счет инструктажа.

6. В практике работы школы с родителями наряду с психолого-педагогическим просвещением, которое, как правило, носит коллективный характер, активно внедряются такие групповые, индивидуальные формы, как тренинг, консультирование и др. Этому во многом способствуют методические пособия, книги, которые издаются в последнее время: Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? — М., 2005; Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб., 2005; Е.В. Сидоренко. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.. 2003 и др.

Задание № 2. Обсудите (парами) и запишите на основе изучения подходов из отечественной и мировой практики достоинства обучения родителей в группах.

Задание № 3. Изучите этапы (можно сказать виды) обучения (воспитания) родителей: 1) латентный (скрытый), предполагающий воспроизведение методов воспитания своих родителей; 2) традиционный, который предполагает передачу знаний (принят в нашей культуре); 3) ситуативный (оказание, при необходимости, услуг: консультирование, помощь и т.п.); 4) рефлексивный (лучше -«рефлексивно-оценочный»), связанный с анализом родителями своих знаний, действий, результатов и т.п.

Нужно ли при выборе подхода к обучению родителей учитывать названные этапы образования родителей? Ответ обоснуйте.

Задание № 4. Ответьте на вопросы:

1. В чем сущность (в педагогическом значении) понятия «подход»?

2. Основывается ли подход (в том числе и к обучению родителей) на той или иной теории? Ответ обоснуйте.

3. Какие подходы к совершенствованию педагогической культуры родителей имеются в мировой практике?

4. Какое из подходов в обучении родителей вам хотелось бы взять за основ) в своей будущей работе? Ответ обоснуйте.

Вопрос 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):

— сообщения студентов;

— обсуждение реферата «Система просвещения родителей в инновационном опыте В.А. Сухомлинского».

Этап 2. Систематизация знаний:

Задание 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.

1. В словарях «просвещение» трактуется как: «распространение знаний, образование» (С.И. Ожегов), как «информирование, передача знаний» (Г.М. Коджаспи-рова, А.Ю. Коджаспиров), «распространение знаний, образование в системе образовательных и дополнительных учреждений в стране» (В.М. Полонский).

2. Исследование, проведенное белорусским ученым В.В. Чечетом, дает основание утверждать о достаточной самоуверенности будущих родителей (молодых людей, вступающих в брак) в воспитании своих детей. Автор объясняет это тем. что они:

1) не представляют всех сложностей, трудностей и противоречий в семейном воспитании;

2) не предвидят непредсказуемых действий, поступков и поведения детей на разных возрастных этапах; .

3) не понимают глубины, сложности и деликатности семейных отношений;

4) не прогнозируют и не оценивают объективно себя в качестве воспитателей;

5) не знают важнейшей отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания детей вообще, семейного в частности [10, с. 215-216].

3. Педагогическое просвещение родителей (ППР) рассматривается сегодня не только как передача определенных знаний, как пропаганда, а шире: его назначение обучить родителей применять освоенные знания; для родителей дается право выбора осваивать те стратегии и тактики, которые им импонируют, соответствуют их потребностям, запросам. Поэтому во многих книгах употребляется такое выражение: «психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей».

4. Педагогическое просвещение родителей преследует следующие цели:

1. Помочь овладеть современными знаниями и умениями, необходимыми для полноценного воспитания ребенка в семье.

2. Обеспечить педагогическое взаимопонимание учителей и родителей в вопросах всестороннего развития детей.

3. Активизировать и стимулировать возможности родителей и других членов семьи в воспитательной деятельности.

Для достижения выделенных целей В.С. Богословская предлагает решение таких задач:

обогащать родителей знаниями в области педагогики и психологии; популяризировать и разъяснять практическую ценность результатов новейших педагогических и психологических исследований;

регулярно проводить встречи родителей, членов семьи с социальными педагогами, психологами, психиатрами;

налаживать широкий обмен опытом семейного воспитания;

пропагандировать лучший индивидуальный опыт родителей в воспитании детей, достижения в самосовершенствовании; учитывать потребности и желания родителей при построении системы педагогического просвещения, наиболее адекватные для данной школы [1, с. 75].

5. Педагогическое просвещение родителей должно быть основано на тех же принципах, что и взаимодействие педагога с семьей в целом. Исследователи выделяют такие из них, как открытость, информированность, соотношение деятельности педагога с ожиданиями и запросами родителей; стимулирование родителей к сотрудничеству.

6. Для того чтобы деятельность педагога была успешной, ее нужно строить системно. Систематизировать деятельность педагога по организации педагогического взаимодействия с семьей можно на основе системно-функциональной теории педагогической деятельности. Согласно этой теории процесс решения любой педагогической задачи предполагает реализацию следующих объективных функций: диагностической, целевой, планирования, организаторской, мобилизационно-побудительной, коммуникативной, формирующей, контрольно-аналитической и оценочной, координирующей [7, с. 96].

7. Система психолого-педагогического просвещения родителей невозможна без целенаправленной, четкой программы, которую целесообразно (в отношении сообщества «педагог-родители-дети» в «системе-класс») составлять не менее, чем на год, в соответствии с определенной логикой, которую И.А. Хоменко представляет следующим образом:

1 этап — диагностико-моделирующий, на основании которого появляется информация о содержании и формах ППР.

2 этап — информационно-ориентировочный, предполагает теоретическое изучение курса и является подготовкой к следующему этапу.

3 этап — информационно-деятельноетный: вырабатываются навыки эффективного взаимодействия на основе использования как теоретических, так и практических знаний и умений.

4 этап — рефлексивно-оценочный, позволяет закрепить полученные знания и переосмыслить свою позицию.

Задание № 2. Программа ППР, как система, обязательно базируется на определенных идеях:

1). Аксиологизация знаний для родителей.

2). Соблюдение интересов, потребностей родителей в выборе направления просвещения, принципа персонификации — в технологическом обеспечении программы.

3). Информационно-деятельноетный характер содержания образования.

4). Творческий характер деятельности, в которую включены родители.

5). Движение к высшей форме взаимодействия в обучении — сотрудничеству.

6). Автономность в применении полученных знаний, умений.

7). Рефлексивно-оценочная деятельность всех субъектов образовательной программы.

Выберите (в парах) одну из представленных идей и раскройте ее смысл.

Задание № 3. Познакомьтесь с трактовкой понятия «родительская позиция», которую раскрывают Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий в работе «Семейная психология» (Л., 1990). Педагогу важно помочь родителям ее освоить. Для данной позиции характерны такие свойства:

а) адекватность (наиболее близкая к объективной оценка психологических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитательного воздействия на основе такой оценки);

б) динамичность (способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи);

в) прочность (направленность воспитательных усилий в будущее, в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь)

Назовите тему для беседы, тренинга, игры, консультации и т.п. с родителями, которая будет направлена на развитие тех или иных сторон их воспитательной позиции в отношении к ребенку.

Задание № 4. В результативность педагогического просвещения одни ученые включают такой показатель, как уровень педагогической культуры; другие — педагогическую компетентность, удовлетворенность родителей (характером взаимодействия с ребенком; процессом обучения и его результатами и т.п.).

Проанализируйте показатели успешности педагогического просвещения родителей.

Что вы будете брать за основу результативности педагогического просвещения, обучения родителей в будущей деятельности?

Задание № 5. Ответьте на вопросы:

1. Какова цель психолого-педагогического просвещения родителей?

2. Какие задачи вытекают из цели просвещения родителей?

3. Как соотносятся между собой понятия «просвещение родителей» и «обучение родителей»?

4. Согласны ли вы с утверждением, что «программа просвещения родителей» — это система деятельности педагога (других специалистов) и членов семьи? Ответ обоснуйте.

5. На каких принципах (идеях) строится программа просвещения родителей?

6. Какие компоненты (составляющие, этапы), как правило, входят в программу просвещения родителей?

Вопрос 4. Коллективные и групповые формы обучения родителей

Этап 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):

— сообщения студентов;

— обсуждение реферата «Формы обучения родителей в авторской системе Ш.А. Амонашвили»;

— ознакомление с аннотацией на книгу Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоуховой, Л.А. Обуховой «Нетрадиционные формы работы с родителями». — М.: 5 за знания, 2005.

Этап 2. Систематизация знаний:

Задание №1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.

1. Результативность обучения родителей (членов семьи) во многом зависит от выбора форм: массовые, групповые, индивидуальные. Каждый из педагогов имеет право на выбор, памятуя о том, что каждая из форм должна прежде всего способствовать приобщению родителей к участию в творческом процессе взаимодействия «учитель-дети-родители», совершенствованию их педагогической культуры, а в результате — педагогизации домашней среды, усилению воспитательного потенциала семьи.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map