Практические занятия менеджмент МЭ



Содержание практических занятий по дисциплине «Менеджмент» для студентов 2 курса специальности «Мировая экономика».

Тема 1. Введение в дисциплину (самостоятельно)

Задание 1. Дайте три определения понятию «менеджмент» с указанием источника.

Задание 2. Заполните таблицу уровней управления:

Уровень

управления

Кто относится

Основные задачи

 Высший

 Средний

 Низовой

Впишите в таблицу менеджеров согласно уровням управления: бригадир, мастер, начальник отдела кадров, начальник цеха, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

Основные управленческие революции.

Характеристика школ управления:

Школа научного управления

Административная школа

Школа психологии и человеческих отношений

Школа науки управления

Отечественный опыт в науке управления

Задание 1. Заполните таблицу:

Основные управленческие революции

Название

Период

Место, персоналии

Содержание

Задание 2. Заполните таблицу:

Краткая характеристика школ менеджмента

Школа

Период

Представители

Вклад

Тема 3. Организация как объект управления.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

Понятие миссии организации. Примеры миссий разных компаний.

Понятие цели. Классификация целей.

Дерево целей, правила построения.

Жизненный цикл организации, кривые жизненного цикла организаций.

Задание 1. Приведите примеры целей деятельности организации

Функциональная область

Цели

Финансы

Производство

Кадры

Маркетинг

Задание 2. Проанализируйте миссии следующих компаний. Какие факторы в них учтены, понятна ли она? По возможности предложите свой вариант.

Миссия автомобильной компании «General Motors»: «Производство автомобилей для любых кошельков, любых целей, любых людей».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Миссия автомобильной компании «Chevrolet»: «Инновационность, приносящая пользу клиентам и обществу в целом».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Миссия «Сбербанка»: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Миссия компании «CocaCola»: «Во всем, что мы делаем, мы руководствуемся тремя принципами, которые мы назвали миссией и сформулировали так: освежать мир, тело, разум и дух; пробуждать оптимизм с помощью наших напитков и наших дел; привносить смысл во все, что мы делаем».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Миссия компании «Apple»: «Мы предлагаем компьютеры самого высокого качества для людей во всем мире».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Организационные структуры управления.

Задание 1. Заполните предложенные схемы бюрократических типов структур.

Линейная структура управления

Практические занятия по менеджменту

Преимущества

Недостатки

Функциональная структура управления

Практические занятия по менеджменту

Преимущества

Недостатки

Линейно-функциональная структура управления

Практические занятия по менеджменту

Преимущества

Недостатки

Дивизиональная структура управления

Практические занятия по менеджменту

Преимущества

Недостатки

Матричная структура управления

Практические занятия по менеджменту

Преимущества

Недостатки

Тема 5. Ресурсное обеспечение менеджмента: роль информации в управлении. (самостоятельно)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1.Понятие и виды информации в управлении.

2.Сбор, учет и обработка информации в организации.

3.Коммуникация: определение и классификация.

4.Коммуникационный процесс. Элементы коммуникационного процесса. Роль руководителя в коммуникационном процессе. Элементы делового общения.

4.Коммуникационные барьеры.

Тема 6. Мотивация в менеджменте.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1. Мотивация. Определение и ее значение в управлении.

2.Содержательные теории мотивации:

1)Иерархия потребностей А.Маслоу;

2)Теория ERG К. Альдерфера;

3)Теория приобретенных потребностей Д.Мак-Клелланда;

4) Теория двух факторов Ф.Герцберга;

3.Процессуальные теории мотивации:

1) Теория справедливости Дж.Адамса;

2)Теория ожиданий В.Врумма;

3)Модель мотивациИ Портера-Лоулера.

Тема 7. Лидерство и власть в менеджменте (самостоятельно)

Задание 1.Законспектируйте тему «Современные концепции лидерства: атрибутивное, харизматическое и реформаторское лидерство».

Задание 2. Заполните таблицу «Роли руководителя по Г. Минцбергу»

Роль

Характеристика

Пример проявления

Межличностные роли

Информационные роли

Роли в принятии решений

Тема 8. Ресурсное обеспечение менеджмента: кадровые ресурсы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1.Персонал, его численность и структура. Определение понятий «персонал» и «кадры». Группировка персонала в соответствии с видами деятельности. Службы персонала.

2.Процесс набора кадров. Этапы набора кадров. Источники информации о кадрах.

3.Оценка и развитие персонала. Методы оценки. Виды оценки. Адаптация работников.

4.Понятие «карьеры». Виды карьеры. Этапы карьеры. Карьерограмма.

5.Кадровая политика в организации. Виды кадровой политики.

Задание 1: Составьте собственное резюме.

Тема 9. Процессы и методы принятия решений. (самостоятельно)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

Понятие и классификация управленческих решений.

Понятие проблемы в менеджменте.

Краткая характеристика методов принятия решений: методы моделирования, методы экспертных оценок. Теория массового обслуживания, теория игр, модель управления запасами, платежная матрица.

Тема 10. Управление конфликтами (самостоятельно)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

Понятие конфликта. Классификация конфликтов.

Характеристика причин возникновения конфликтов.

Стили разрешения конфликтов. Компромиссы и договоры.

Задание 1. (Решение конфликтных ситуаций)

Познакомьтесь с предложенными ситуациями. Проанализируйте, каковы могут быть причины таких ситуаций. Предложите свои варианты действий руководителя. Постарайтесь отойти от стереотипов.

Ситуация 1

Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными. Как Вы поступите?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2

Сотрудник сообщает своему начальнику о возникшей сложной ситуации, тот предлагает несколько путей выхода из нее и просит подчиненного самостоятельно выбрать лучший. Проанализируйте эту ситуацию и, если необходимо, измените действия руководителя.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3

Когда сотрудники приходят к вышестоящему лицу с вопросом о возникшей сложной ситуации, тот раздражается и говорит о том, что они выдумывают проблемы сами. Проанализируйте, каковы могут быть причины такой ситуации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 11. Основные приемы самоменеджмента. (самостоятельно)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1.Самоменеджмент: понятие и сущность, цели.

2.Роль «времени» в работе менеджера. Управление временем или тайм-менеджмент.

3.Методы планирования рабочего времени.

4. Методы инвентаризации рабочего времени.

Тема 12. Основные понятия стратегического менеджмента.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

Методы анализа внешней и внутренней среды: SWOT-анализ, PEST-анализ, модель конкурентных сил М.Портера.

Понятие и классификация стратегий.

Характеристика матриц портфельного анализа: матрица БКГ, матрица Мак-Кинси.

Тема 13. Оценка эффективности управления. (самостоятельно)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

Понятие эффективности управления, критерии, показатели эффективности управления. Оценка эффективности управления.

Источники и факторы повышения уровня эффективности управления.

Тема 14. Организационная культура.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

Понятие и функции организационной культуры.

Основные элементы организационной культуры.

Типология организационных культур.

Тема 15. Особенности международного менеджмента. (самостоятельно)

Задание 1. Заполните таблицу и проведите ее анализ:

ЯПОНИЯ

АМЕРИКА

АНГЛИЯ

ГЕРМАНИЯ

РОССИЯ

Управленческие решения

Ответственность

Структура управления

Организация контроля

Характер контроля

Оценка результатов труда

Качества руководителя

Ориентация управления

Оценка управления

Отношения с подчиненными

Карьера

Подготовка специалистов

Оплата труда



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map