Практические занятия по заруб.литературе



Практическое занятие № 1

Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»

 

I. Цикл социальных романов «Человеческая комедия» в творчестве О. де Бальзака:

1. Замысел создания цикла.

2. Обоснование философских и художественных принципов писателя в предисловии к «Человеческой комедии» (1842).

3. Структура цикла. Тематические группы произведений.

II. Повесть «Гобсек»:

а) место повести «Гобсек» (1830) в «Человеческой комедии»;

б) тематика, проблематика, композиция, система образов;

в) образ ростовщика Гобсека – скряги и философа;

д) романтическое и реалистическое в повести.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ионикс, Г. Э. Оноре Бальзак. Книга для учащихся / Г. Э. Ионикс. – М. : Просвещение, 1988.

2. Кучборская, Е. П. Творчество Бальзака / Е. П. Кучборская. – М., 1967.

3. Чичерин, А. В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» / А. В. Чичерин. – М., 1973.

 

Практическое занятие № 2

Философский роман О. де Бальзака «Шагреневая кожа»

 

1.                     «Шагреневая кожа» в системе романов, входящих в «Человеческую комедию».

2.                     Тема смысла жизни в романе.

3.                     Образ Рафаэля де Валантена. Фаустовские мотивы в романе.

4.                     Женские образы в романе (Полина и Феодора, их роль в судьбе героя).

5.                     Символика романа:

а) Образ «Шагреневой кожи».

б) Анализ первой части романа «Талисман» (сцены «Игорный дом», «Антикварная лавка», «Оргия»).

6.                     Романтическое и реалистическое в романе.

7.                     Литературные традиции Рабле, Гофмана и др. в романе.

 

Литература

1.                     Андреев, А. Г. История французской литературы / А. Г. Андреев. – М. : Высш. шк., 1987.

2.                     Елизарова, М. Бальзак. Очерк творчества / М. Елизарова. – М., 1957.

3.                     Ионикс, Г. Э. Оноре Бальзак. Книга для учащихся / Г. Э. Ионикс. – М. : Просвещение, 1988.

4.                     Кирий, Г. К. Роман Бальзака «Шагреневая кожа» / Г. К. Кирий. – Тюмень, 1960.

5.                     Кучборская, Е. П. Творчество Бальзака / Е. П. Кучборская. – М., 1967.

6.                     Обломиевский, Д. Д. Бальзак. Этапы творческого пути  / Д. Д. Обломиевский. – М., 1961.

7.                     Реизов, Б. Г. Французский роман XIX века : учеб. пособие / Б. Г. Реизов. – М. : Высш. шк., 1977.

8.                     Резник, Р. А. Роман О. де Бальзака «Шагреневая кожа»/ Р. А. Резник. – Саратов, 1971.

9.                     Тураев, С. В. Изучение зарубежной литературы в школе : пособие для учителей / С. В. Тураев, Д. Л. Чавчанидзе.

 

Практическое занятие № 3

Новелла Ф. Стендаля «Ванина Ванини»

 

7. Эстетические взгляды Стендаля, отраженные в статьях о литературе («Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»», «Расин и Шекспир»)

8. Ф. Стендаль в оценке О. де Бальзака в статье «Этюд о Бейле».

9. Анализ новеллы:

а) история создания

б) тематика, проблематика, конфликт

в) образы Ванины Ванини и Пьетро Миссирилли

г) итальянский характер в творчестве Стендаля (на примере новеллы)

д) тема любви и политики в новелле

е) романтическое и реалистическое  в новелле

 

Литература

1. Арагон Л. Свет Стендаля // Собр. Соч.: в 11 т. – М., 1957 – 1961. – Т. 10. – С. 213 – 299.

2. Виноградов А.К. Три цвета времени. – М., 1960.

3. Забабурова Н. В. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Ростов, 1982.

4. Манн Г. Стендаль // Соч.: в 8 т. –М., 1957 – 1958. – Т. 8. – С. 226 – 247.

5. Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.

6. Реизов Б. Г. Стендаль // Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. – М., 1969.

7. Реизов Б. Г. Стендаль. Философия. История. Политика. Эстетика. – Л., 1974.

8. Сучков Б. Л. Исторические судьбы реализма. – М., 1973.

9. Эпштейн М. О стилевых началах реализма // Вопросы литературы. 1977. № 8.

10. Эпштейн М. Парадоксы новизны (глава о Стендале и Бальзаке). М., 1987.

Практическое занятие № 4

Объективный роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».

 

План занятия

1. Эстетические взгляды Гюстава Флобера. Романтизм в оценке писателя.

2. Проблематика романа.

3. Композиция произведения. Особенности пространственно-временной организации текста.

4. Система образов в романе. Своеобразие героя и приемов раскрытия.

5. Мастерство Флобера в области языка и стиля.

 

Литература

5. Флобер Г. Госпожа Бовари // Флобер Г. Собрание сочинений: В 3 тт. Т. 1. – М., 1983.

6. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. – М., 1955.

7. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. – М., 1955.

8. Фрид Я. Гюстав Флобер // Флобер Г. Собрание сочинений: В 3 тт. Т. 1. – М., 1983. – С. 5-29.

 

Вопросы по тексту произведения:

Эмма и Шарль

1. Какова роль романтических романов в формировании личности Эммы (1.6)? Как вы считаете, это они сформировали характер Эммы или просто усилили уже изначально присущие ей, врожденные черты? И какие это черты?

2. Как получилось, что Эмма и Шарль столь разные люди поженились? Могла ли Эмма при тех же самых условиях избежать этого?

3. Почему Шарль любит Эмму без ума, а она его презирает? Какие у нее к нему претензии? Обоснованы ли они (1.7)? Действительно ли Шарль – ничтожество?

4. Сравните характеры Эммы и Шарля, их интересы и стремления. Кто из них ближе к вашему представлению о настоящем человеке? И почему?

Эмма и ее любовники

1. Подберите фразу, наиболее ярко выражающую страдания, несчастье Эммы в браке с Шарлем (1.9 или 2.7).

2. Кто виноват в том, что Эмма несчастна? Она сама или Шарль? Почему?

3. Почему Эмма и Леон полюбили друг друга и побоялись признаться (2.1 – 2.6)?

4. Что означает фраза «ее никому не нужная нравственность» (2.7)? Что она поняла после отъезда Леона?

5. Охарактеризуйте Родольфа, чем он привлек Эмму? Могла ли она в таких условиях устоять перед ним? Что для нее было лучше: остаться верной мужу и продолжать страдать или все-таки поддаться соблазну?

6. Любил ли ее Родольф? А она? Была ли она с ним счастлива?

7. Как вы считаете, если бы Эмма и Леон были бы муж и жена, они бы смогли быть счастливыми долгое время(3.1 – 3.7)?

8. В чем причины охлаждения между ними?

Гибель Эммы

1. В чем главные причины самоубийства Эммы?

2. Образ ростовщика и торговца Лере. Его характеристика. Как он поймал в свои сети Эмму?

3. В чем Эмма и Шарль (в конце романа) превосходят всех остальных персонажей, например, абсолютно благополучного аптекаря Омэ?

4. Какой фразой роман заканчивается и почему?

5. Могла ли Эмма в тех же обстоятельствах, с теми же чертами характера и темперамента, с тем же самым уровнем образования и понимания жизни, с тем же самым мировоззрением – прожить более удачную жизнь? Каковы были ее основные ошибки, могла ли она их не совершить? Была ли у нее свобода выбора в полном смысле этого слова? Виновата ли она в том, что она такая, какая есть? Виноват ли Шарль?

6. Чему, на ваш взгляд, учит роман?

7. Художественное совершенство романа (3.8 – 3.9).

 

Практическое занятие № 5

Тема: Проблематика, темы и идеи сборника стихотворений

Шарля Бодлера «Цветы зла».

 

План занятия

1. Место сборника «Цветы зла» в творчестве Ш. Бодлера.

2. Основные положения эстетической программы Бодлера.

3. Структура и циклы сборника.

4. Адресаты стихотворений Бодлера.

5. Теория соответствий. История идеи соответствий. Связь с мистической философией и эстетикой немецкого романтизма.

6. Тема природы и города в «Цветах зла».

7. Точка зрения Бодлера на религию и ее отражение в сборнике.

8.

Литература

1. Бодлер Ш. Цветы зла. – М., 1970.

2. Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. – М., 1970. – С. 233-288.

3. Бодлер Ш. Об искусстве. – М., 1986.

4. Нольман М.П. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. – М., 1979.

5. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. – М., 1973.

6. Эткинд Е.Г. О внешнем и внутреннем пространстве в поэзии Бодлера // Стилистические проблемы французской литературы. – Л., 1974. – С. 165-174.






map