Практическое пособие как делается КВН



Практическое пособие «Как делается КВН» Сергей Осташко г. Одесса (Ч 1)

1. Парадоксы КВН или

вместо предисловия.

КВН — игра

изначально парадоксальная. Начать с того, что в КВН играют все —

от детских садов до почтенных ветеранских организаций. И что

интересно, все эти возрастные категории могут прекрасно уживаться в

рамках одной команды. В команде города Овидиополя, например, самому

младшему члену команду было 10 лет, а самому старшему — 55.

В КВН играют в школах,

институтах, селах, городах. КВНы, разных уровней отличаются друг от

друга приблизительно так же, как паровоз братьев Черепановых от

самолета братьев Райт: и у того, и у другого есть одно общее свойство

— и те и другие братья.

На парадоксах строится

КВНовская реприза и весь конкурс. Именно парадокс, неожиданность в

конце шутки вызывает смех. Команда, изобредшая (зачастую от слова

«бред») новый парадокс, немедленно входит в историю КВН.

Но, кроме парадоксов,

человек, начинающий играть в КВН, должен знать и некоторые законы,

требования, правила, которым эта игра подчиняется. И тем более их

должны знать те, кто собирается не играть в КВН, а его

организовывать. Именно для них, в первую очередь, предназначено это

пособие.

Хочется отметить, что у

большинства изложенных ниже КВНовских законов жанра имеются

исключения. Но, тем не менее, — это как раз те исключения,

которые подтверждают правила. Ведь ниспровергателями основ могут

выступать лишь команды, достигших вершин КВН. И достигли они вершин

Мы не собираемся

опровергать законы, наша задача гораздо скромнее — рассказать о

тех основных этапах, которые должен пройти человек, решивший провести

первенство КВН у себя в селе, районе, городе, стране или на всем

земном шаре.

Должен сказать, что

сегодняшний КВН имеет такое многообразие форм организации и

проведения первенств, что пытаться проанализировать их все —

занятие безнадежное. Мы намеренно не будем акцентировать внимание на

истории КВН, теории и практике построения смешного, вопросах,

связанных с организацией команды и ее работы в период подготовки к

игре. Все это изложено, по крайней мере, в двух учебниках.

Один — «Что

такое КВН» — написан редакторами КВН АМИК Михаилом

Марфиным и Андреем Чивуриным и издан в Виннице в прошлом году.

Второй — «КВН

для самоваров» — вышел из-под пера редактора Ассоциации

«КВН Украины» Александра Шемета. Эта молодежная

общественная организация, объединяющая КВНщиков со всей Украины, уже

8 лет проводит всеукраинские первенства, и из ее недр вышли

практически все современные молодые украинские телевизионные команды.

И хотя некоторые вопросы

изложены в этих книгах с диаметральных точек зрения, все они (эти

точки) абсолютно правильные (еще один парадокс КВН). Думаю, что

прочесть их (а то и иметь их в качестве настольной книги) стоит и

тем, кто сам собирается играть в КВН, и тем, кто этот КВН будет

организовывать. Точно так же, как данное пособие, думаю, будет

интересно и полезно не только организаторам, но и участникам

первенств КВН.

2. КВНовские жанры.

Заранее прошу простить

некоторый избыток в этом разделе сравнений КВНа нынешнего с КВНом

прошлого. На мой взгляд, он необходим, причем вовсе не для того,

чтобы принизить качество и роль первого или второго.

Из 15-20 жанров,

существовавших в КВН-е 60-х, до настоящего времени сохранилось 6:

приветствие, разминка, музыкальный конкурс, СТЭМ, БРИЗ, конкурс

капитанов и домашнее задание. И причина этого ясна: выживали только

конкурсы, дающие возможность максимальной шоу-театрализации. Ушли

практически все импровизационные и выездные конкурсы, конкурсы с

предметами, конкурсы художников, болельщиков, почил в бозе даже

изобретенный уже в «новом» КВНе (правда, в далеком 86-м

году) конкурс «Жалоба». Один из самых интересных

конкурсов прошлого — БРИЗ — превратился в 1-2 минутный

придаток конкурса капитанов. На мой взгляд, КВН от этого хоть и

приобрел большую «смотрибельность» (ну и словечко), но

потерял изрядную долю изящности (не правда ли, это лучше) и

привлекательности.

Усиленные творческие

поиски уже современных телевизионных команд привели к тому, что грани

между различными КВНовскими жанрами постепенно стираются. Команда

может в одной и той же игре показать приветствие, по форме

напоминающее домашнее задание, и «домашку» (такое

непочтительное «народное» название закрепилось за

домашним заданием) в форме приветствия. Необходимость этого не всегда

бывает понятна, тем более что раскрытие темы в современном КВН не

является таким уж необходимым качеством, и можно просто,

«привязавшись» к теме двумя фразами, показать каждый

конкурс на своем месте. Думаю, что если не будет изобретено что-то

принципиально новое, все рано или поздно вернется на круги своя.

Поэтому мы опять же не

будем анализировать весь спектр, а остановимся на классическом

понимании жанров.

А) Приветствие или

визитка.

Приветствие — это

конкурс, в котором команда первый раз появляется перед зрителями.

Поэтому важно, какое впечатление произведет ее выход.

Из телевизионных игр

прошлого можно привести множество примеров оригинальных, вызывающих

смех у зрителей выходов команд. Вспомнить хотя бы неожиданное

появление всей команды (по-моему, МИСИ) из вывезенной на сцену

громадной курительной трубки.

Еще пример, уже из

собственного опыта. В 1980-м, в преддверии московской олимпиады на

физфаке ОГУ команда преподавателей выходила на игру со студентами в

образе футболистов. Звучал футбольный марш, и на сцене появлялись 11

человек, одетых в спортивные трусы и майки поверх обыкновенных брюк и

рубашек. На майках у каждого были буквы, которые складывались в

название команды «Черноморец». На человеке, стоящем в

центре, трусов и майки не было, он был просто одет в брюки и рубашку.

Дождавшись, когда зал отреагирует на этот факт, команда отыгрывала на

центрального. Тот, засмущавшись и прикрыв руками интимные места,

убегал за сцену. После этого, команда, снимая возникшую неловкость и

заполняя паузу, в типичном футбольном жесте поднимала руки, как бы

приветствуя восточные трибуны, затем поворачивалась спиной к залу, и

приветствовала западные трибуны. За это время центральный успевал

одеть трусы и майку с буквой и становился в строй. Когда же команда

опять, уже в полном составе поворачивалась лицом к залу, зрители

читали несколько измененное название команды «ЧерноЮморец».

Таким образом, был достигнут уникальный эффект: на сцене еще не было

сказано ни одного слова, а зал уже 4 раза смеялся и аплодировал.

Вообще, любое неожиданное

движение, внезапная, выпадающая из логики происходящего пантомима

(«гэг») на сцене всегда вызывает смех. Вспоминается буря

оваций зала, когда солидная возрастная команда «Джентльменов

ОГУ» в одном из приветствий вдруг синхронно сделала на сцене

кувырок.

Поэтому желательно, чтобы

само появление команды на сцене вызывало смех. Хотя в современном

КВНе и это не обязательно. Большинство команд предпочитают выходной

гэг заменить ритмичным, синхронным, прекрасно поставленным, но

абсолютно не смешным танцем. Можно, конечно, ограничиться и этим, но

все же лучше, чтобы твое появление вызывало не только вежливые

аплодисменты твоих болельщиков, а смех всего зала.

Строго говоря, следует

упомянуть еще один элемент приветствия — пролог, то есть фразу,

которая звучит из-за сцены перед появлением команды. По идее, эта

фраза должна подготавливать зрителей к тому, что сейчас будет

происходить. На деле же происходит следующее: ведущий объявляет

команду, зал хлопает, из-за сцены начинает доноситься нечто

невнятное, что, тем не менее, сбивает аплодисменты, поэтому появление

команды встречают молчанием, потом это все вырезается из эфира, и в

телевизионной картинке сразу после слов ведущего возникает поющая или

танцующая линия, что ничуть не вредит смыслу происходящего. Поэтому

если пролог не содержит достаточно крепкую репризу, его вообще лучше

не делать.

В качестве одного из

редких удачных прологов можно привести объявление, которое

предшествовало появлению в игре городского первенства «Круиз по

Одессе» команды «Божьи коровки» Одесской церкви

Христа.

— Внимание,

внимание! Белый пароход с голубой каемочкой «Остап Бендер»

прибывает к третьему причалу. (Грохот) Ко второму причалу (Грохот) К

первому причалу. (Грохот) К морвокзалу. Здравствуй, Одесса!

Следующий элемент

приветствия — выходная песня. Ее следует петь не в момент

самого выхода, а уже стоя у микрофонов. В крайнем случае, если это

вызвано сценической необходимостью, можно поставить сбоку у микрофона

несколько человек, обладающих определенным слухом и голосом —

так называемую «подпевку», — которая будет петь

вместе с выходящими и доносить до зрителей текст песни в то время,

когда основные актеры будут плясать и кувыркаться.

Кстати о «подпевке».

Она оправдана и в том случае, если актеры сами не обладают

достаточным слухом и голосом. Во всяком случае, в массовых песнях

использование «подпевки» всегда лучше, чем собственное

фальшивое пение или, тем более, плюсовая фонограмма, записанная с

чужого голоса.

Выбирая мелодию для

выходной песни, не следует (если это не оправдано сценически) брать

слишком медленную или лирическую песню. Лучше всего для этого годится

какая-то современная ритмичная «попса». Также для выхода,

как, впрочем, и в любой другой КВНовской песне, не следует увлекаться

многословием. Достаточно написать один, максимум — два куплета

или куплет с припевом.

И еще одно требование,

которое в современном КВНе, похоже, сходит на нет, так что его можно

назвать скорее пожеланием. Любая КВНовская песня, в том числе и

выходная, должна быть смешной. То есть в текст, кроме «привязки»

к теме, слов «здравствуйте» и, на худой конец, признания

в любви к КВН, должна быть заложена и какая-то хотя бы полушутка.

Все вышесказанное

относится и к уходной песне. Разница лишь в том, что уходная должна

быть более ритмичная, маршевая, под которую зал мог бы провожать

команду овацией. Впрочем, выходная и уходная песня могут быть

написаны и на одну мелодию.

Приветствие — это

наиболее насыщенный шутками конкурс. Его основным элементом и

составляющей частью является линия или линейка — то есть

несколько человек, стоящих у микрофонов вдоль авансцены. В старом

КВНе число членов команды было регламентировано — 11. Поэтому

линия приветствия получалась слишком длинной, и на долю каждого из

актеров доставалась всего 1-2 фразы. Сейчас такого ограничения нет, и

сложился оптимальный состав линейки: 4-6 человек. В линейку ставят

лучших актеров, которые и разыгрывают репризы.

Трудно воспринимать даже

7-минутное приветствие, когда шесть человек в линии беспрерывно шутят

на одну и туже тему. Поэтому классическое приветствие состоит из

нескольких тематических блоков (основная тема приветствия, мы и



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map