Практическое занятие №10



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10

Тема: «Подготовка решения об установлении опеки и попечительства»

Цель: Получить практические навыки работы с гражданами, желающими установить опеку и попечительство над родственниками; принятие решения об установлении опеки и попечительства

Раздаточный и дополнительный материал: справочно-поисковые системы «Консультант плюс», «Гарант», федеральные законы в текстовом варианте: Семейный кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации ;Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48- ФЗ « Об опеке и попечительстве» ; Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от  10 сентября 1996 года № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями», зарегистрированным министерством юстиции Российской Федерации; постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ», закон Алтайского края от 25.12.2007 №149-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству», решение Барнаульской городской Думы от 28.03.2008 № 728 «О порядке реализации государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству»

Ход работы:

1.В Управление социальной защиты населения по месту жительства обратилась 50 летняя Тимофеева для оформления опеки над своей 80 летней матерью. Какие документы необходимо собрать Тимофеевой для у становления опеки? Составьте распоряжение от имени начальника управления социальной защиты населения об установлении опеки

2.В орган опеки и попечительства обратилась Федорова 54 г.: «Моя дочь состояла в браке 1 год, родился ребенка. Муж дочери время от времени платит алименты. Сейчас внуку почти 5 лет, а у дочери появился гражданский муж, она проживает у него. Внук уже больше полугода находится на моем иждивении, да и до этого, кстати, тоже. За полгода мать приезжала к сыну всего раза три, хотя живет в десяти минутах езды. Каким образом я могу оформить опекунство над внуком? Я практически каждый год вывожу внука отдыхать за границу, выпросить разрешение на выезд — целая проблема при том, что ни один из родителей не хочет заниматься воспитанием ребенка и переложили все на меня»

Помогите решить ситуацию Федоровой. Может ли она стать опекуном своему внуку, не лишая при этом мать родительских прав? Какие документы ей необходимо собрать? Оформите распоряжение от имени начальника органа опеки и попечительства о признании Федоровой опекуном внука.






Практическое занятие № 10



Практическое занятие № 10

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «ОЦЕНИВАЕМ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ» (2 часа)

Цели занятия: диагностирование потенциала будущих педагогов во взаимодействии с семьей учащегося: оценка (самооценка) полученных знаний, сформированных умений, личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия с семьей; корректировка индивидуальной образовательной программы по проблеме взаимодействия «педагог — дети — родители».

Э т а п 1. Систематизация знаний:

Задание 1. Турнир-викторина «Мои достижения».

Инструкция: группа делится на 9 подгрупп, с учетом изученных тем, не включая «Познавательно-диагностический тренинг».

Каждый студент подгруппы заранее готовит 6 основных вопросов по одной из тем, включая управляемую самостоятельную работу.

Назначается, группа, экспертов (преподаватели, студенты и др.), но не менее 3 человек.

Оценка осуществляется по трехбалльной шкале:

3 -высокий уровень;

2 — приемлемый;

1 -низкий.

За ответ на один вопрос студент может получить от 1 до 3 баллов. Если в подгруппе 3 студента, то каждый из них может получить:

— в 1-м раунде самый высокий балл — 18 (на основе среднего балла всех экспертов за ответ студента на 6 вопросов). Общая сумма баллов делится на количество вопросов и вырисовывается, на основе шкалы, уровень (высокий, приемлемый, низкий) знаний будущего педагога по взаимодействию с семьей;

— во 2-м раунде самый высокий балл — 18 (на основе среднего балла всех экспертов за ответ на вопросы). Как и в первом раунде, общая сумма баллов делится на количество вопросов, получается цифра, отражающая уровень знаний будущего педагога по взаимодействию с семьей.

Эксперты выбирают единую форму (таблица, схема и т.п.) фиксации ответов студентов.

Методика организации «ТУ-ВИ» («Турнир-викторина «)

В первом раунде — простой способ задавания вопросов: «лесенкой» или «по цепочке». Каждому студенту надо ответить на 6 вопросов.

Во втором раунде схема усложняется: за основу берется перекрестная «атака», что позволяет лучше закрепить, систематизировать знания по изучаемой дисциплине. В данном раунде на каждом из этапов (4 этапа) одна из команд выбывает. Команда, набравшая большее количество баллов на последнем (четвертом) этапе является победительницей.

Поскольку в данном раунде игра осуществляется в четыре этапа, то отдельные студенты могут набрать большое количество баллов, в зависимости от количества ответов. Сумма полученных каждым студентом баллов делится на количество вопросов, среднее арифметическое и отражает уровень его знаний по взаимодействию с семьей.

Этап 2. Диагностирование знаний, умений по взаимодействию с семьей:

Задание № 2. Оцените свои знания и умения по взаимодействию с семьей учащегося. Против каждого утверждения в тесте поставьте «+» в одну из колонок. На основе количества плюсов в той или иной колонке вы наглядно увидите уровень своих знаний, умений по взаимодействию с семьей учащегося.

Тест «Знания, умения будущего педагога по взаимодействию с семьей учащегося»

п/п

Проявления

Уровни

Утверждения

(критерии, показатели)

Обращаюсь за помощью к

Знаю теоретические основы педагогического взаимодействия с семьей

Владею умениями на репродуктивном уровне (на основе образца)

Владею умениями на продуктивном уровне (с элементами собственного творчества)

1. Знания педагога

Знаю:

Подходы (концепции) к изучению семьи

Психологию современной семьи

Теоретические основы педагогики семьи

Педагогическую диагностику семьи

Достижения науки в исследовании проблемы взаимодействия школы и семьи

Содержание, формы и технологию педагогического взаимодействия с семьей

Методику работы с различными типами семей

Отечественный и зарубежный инновационный опыт взаимодействия школы и семьи

Модели обучения и воспитания родителей взаимодействию с детьми

Методики диагностирования эффективности взаимодействия «педагог — дети — родители»

Умения педагога

Проективные

Умею:

Составить (разработать) комплексную методику педагогической диагностики семьи

Определить цели и задачи взаимодействия педагога с семьей

Разработать программу взаимодействия «Педагог — дети — родители («Школа — семья»)

Спроектировать методическое обеспечение программы взаимодействия с семьей

Подобрать материал для различных форм взаимодействия с родителями (родительское собрание, беседа, лекция, практикум и т.п.)

Предусмотреть технологию привлечения родителей к совместной с детьми деятельности

Составить план занятия, дела с родителями, с детьми и родителями

Разработать программу тренинга: краткосрочного, долгосрочного

Определить стратегию и тактику индивидуальной работы с семьей

Учесть специфику взаимодействия с неблагополучной семьей, с семьей и детьми «группы риска»

Организаторские:

Умею:

Заинтересовать родителей взаимодействием со школой

Проводить работу с семьей с учетом ее особенностей, запросов, потребностей

Включать семью в совместную с детьми деятельность

Приобщать родителей к организации воспитательной работы с детьми класса

Проводить профилактическую работу с семьями и детьми «группы риска»

Проводить коррекционную работу с неблагополучными семьями

Использовать инновационные технологии в организации взаимодействия с семьей

Изучать потребности, запросы родителей по содержанию, формам и срокам обучения

Организовать обучение родителей, других членов семьи на основе их запросов

Осуществлять мониторинг результативности взаимодействия педагога с семьей

Рефлексивно-оценочные:

Умею:

Анализировать содержание взаимодействия педагога с семьей с позиций его необходимости и достаточности

Оценивать объективно свои возможности во взаимодействии с семьей (видеть сильные и слабые стороны)

Фиксировать успехи и неудачи во взаимодействии с родителями, осуществлять его коррекцию

Практиковать совместно анализ взаимодействия «педагог — родители» на основе алгоритма («Что получилось», «Что не удается?» и т.п.)

Анализировать результативность взаимодействия «педагог — дети — родители» с позиции ценностного подхода

Оценивать свои отношения с родителями с позиции партнерства, сотрудничества, сотворчества.

Сравнивать результаты мониторинга с целью корректировки содержания и технологий взаимодействия педагога с семьей

Изучать мнение родителей на предмет удовлетворенности их взаимодействием со школой

Исследовать отношение детей к жизнедеятельности семьи с целью корректировки индивидуальной программы работы с отдельными родителями, семьями

Привлекать родителей к систематическому оцениванию результатов взаимодействия по различным направлениям программы («Школа-семья», «Педагог — семья» и др.)

Задание № 2. Заполните тест:

«Коммуникативная деятельность педагога (будущего педагога)»

Этот тест поможет оценить, на основе проявления профессионально значимых личностных качеств, уровень коммуникативной деятельности педагога с родителями учащихся.

Инструкция: оцените свою коммуникативную деятельность по 6-балльной шкале:

• 5 — проявляется часто, ярко выражено;

• 4 — чаще проявляется, чем нет;

• 3 — проявляется непостоянно, ситуативно;

• 2 — проявляется очень редко:

• 1 — полностью отсутствует;

• 0 — не могу оценить.

По каждому из качеств выводится средний балл. Все средние баллы складываются и делятся на 6. Полученный балл свидетельствует об уровне коммуникативной деятельности педагога: низкий уровень (0-2 балла), средний (3-4 балла), высокий (5 баллов).

Поставьте необходимый балл против каждого показателя (обозначен цифрами), характеризующего проявление того или иного качества личности.

I. Эмпатичность:

1) внимателен к родителям, к их проблемам;

2) проявляет способность эмоционально откликнуться на их проблемы;

3) способен улавливать настроение родителей;

4) умеет слушать и слышать их, понимать и чувствовать;

5) умеет оценивать поступки родителей с их позиций;

6) учитывает эмоциональное состояние родителей;

7) сопереживает, сочувствует родителям при неудачах;

8) проявляет уважение к их личности.

//. Общительность:

1) проявляет открытость в общении с родителями;

2) не скрывает своих педагогических проблем и переживаний;

3) легко устанавливает контакт с большинством из родителей;

4) старается поддерживать доверительные отношения с ними;

5) интересуется проблемами родителей;

6) проявляет интерес к родителям, к их информации;

7) проявляет готовность к обсуждению с родителями интересующих их вопросов;

8) акцентирует внимание на достоинствах человека (родителя, ребенка и др.).

III. Гибкость личности:

1) не демонстрирует превосходства над другими;

2) признает право родителей на собственную точку зрения;

3) проявляет готовность к пересмотру своей точки зрения;

4) во взаимодействии стремится к соглашению, договору;

5) налаживает субъект-субъектные отношения с родителями;

6) относится творчески к налаживанию взаимодействия с семьей учащегося;

7) дифференцированно строит отношения с различными категориями родителей;

8) умеет разрешать возникшие конфликтные ситуации с наименьшими потерями для конфликтующих сторон.

IV. Способность к сотрудничеству:

1) умеет убедить родителей в полезности сотрудничества, как высшей формы взаимодействия, на пользу ребенка;

2) налаживает сотрудничество на основе значимых для детей и родителей дел;

3) поддерживает конструктивную инициативу родителей;

4) привлекает эрудицией, умением налаживать деловые контакты с семьей;

5) умеет предупреждать конфликтные ситуации;

6) вдохновляет родителей на творческий подход к делу в воспитании ребенка;

7) умеет слушать и слышать других (ребенка, родителя и т.п.);

8) оказывает семьям помощь, поддержку.

V. Эмоциональная привлекательность:

1) проявляет вежливость;

2) располагает к себе родителей манерой поведения;

3) привлекает к себе внешним видом;

4) умеет контролировать собственные эмоциональные реакции;

5) проявляет к родителям доброжелательность;

6) привлекает родителей широким диапозоном интересов и увлечений;

7) умеет увлечь интересными идеями, делами;

8) является хорошим собеседником, вызывает уважение окружающих.

VI. Рефлексивность:

1) постоянно интересуется мнением родителей;

2) принимает во внимание пожелания, запросы семьи;

3) может публично признать свои ошибки;

4) сдерживает эмоциональную реакцию, если даже родители не правы;

5) учитывает свои ошибки, осуществляет коррекцию в общении с семьей;

6) сохраняет спокойствие и выдержку в трудных ситуациях;

7) налаживает во взаимодействии с родителями обратную связь;

8) критически относится к себе, к своим поступкам.

Задание № 3. Выскажите свое мнение по вопросам анкеты:

«Мое представление о компетентном во взаимодействии с семьей учащегося педагоге»

1. Компетентность — это_________________________

2. Какого педагога вы считаете компетентным в налаживании взаимодействия с семьей учащегося? _________________________

3. Какими знаниями должен владеть компетентный во взаимодействии с семьей педагог? _________________________

4. Какими умениями необходимо владеть компетентному педагогу, чтобы продуктивно взаимодействовать с семьей учащегося? ______________

5. Напишите 6-7 основных качеств личности компетентного педагога, которые помогают ему осуществлять общение с родителями на продуктивном уровне. _________________________

6. Что мешает, на ваш взгляд, отдельным педагогам быть компетентными в работе с семьей? ____________________________________

7. Что является причиной трудностей, которые испытывают многие педагоги во взаимодействии с семьей? _____________________________

8. Какие факторы способствуют развитию компетентности педагога в области семейного воспитания, во взаимодействии с родителями на основе сотрудничества? _________________________

9. Назовите несколько книг, которые, на ваш взгляд, могут поспособствовать становлению компетентности педагога во взаимодействии с семьей. ______

10. Какую помощь, направленную на развитие профессиональной компетентности во взаимодействии с семьей, вам хотелось бы получить от специалистов? Перечислите виды и формы подобной помощи. _______________

11. Поставьте знак: «плюс», если вы считаете себя педагогом, компетентным во взаимодействии с семьей; «плюс» и «минус» — недостаточно компетентным; «минус» — некомпетентным. _________________________

Этап 3. Включение в коррекционную деятельность:

Задание 1. Выполните письменную работу: перечислите направления своей будущей деятельности во взаимодействии с семьей, по которым следует усовершенствовать свои знания, умения, практический опыт.

Задание 2. Составьте краткую программу своего самообразования по следующим позициям:

1. Какую литературу изучите?

2. С каким инновационным опытом познакомитесь?

3. В каком доступном проекте («Служба помощи семье», «Университет-ИДН» и др.) примете участие?

4. Какую работу проведете в школе в период «Недели педагогических знаний» и т.п.?

5. Какие интересные практические рекомендации предложите по проблеме «Взаимодействие школы и семьи» (форма: статья, выступление с докладом на научно-практической конференции, выступление на методическом объединении учителей и т.п.?).






Практическое занятие 10



Практическое занятие № 10

Нормы научного стиля.

I. Теоретическая часть

1.Внеязыковые предпосылки выделения научного стиля языка.

2. Место научного стиля среди других функциональных стилей.

3. Подстили и жанры научного стиля (сообщение)

4. Основные стилевые черты.

5. Лексические, морфологические и синтаксические особенности языка науки.

II. Голосо-речевой тренинг и тренинг «памяти пяти органов чувств»

1. Упражнение на выработку хорошей дикции

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на траве.

2. Упражнение на развитие пластики рук.

Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки).

Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной).

Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»).

Гребет на веслах.

Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части).

III. Практическая часть

1. Отметьте в приведенном фрагменте текста лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Подсчитайте, какой процент в этих текстах составляют термины (специальные, общенаучные) и общеупотребительные слова в терминологическом значении, нейтральные и стилистически отмеченные слова; определите соотношение глаголов и существительных, частотность прилагательных и причастий; укажите наиболее характерные словообразовательные аффиксы; обратите внимание на количество сложных и осложненных предложений. Проследите, как соединены между собой предложения в составе абзацев, абзацы в составе текста.

ДОКУМЕНТООБОРОТ – это неотъемлемая часть системы управления, соединяющая через структурные связи информационные каналы органов управления между собой, и управляемую и управляющую подсистемы в целом. Он обеспечивает информацией процесс управления. В организационной системе документа оборот осуществляется в целях производства (оказания услуг) и в целях управления.

Порядок движения документов в организации закрепляется в схемах прохождения документов, которые разрабатываются службой документационного обеспечения и утверждаются руководством организации.

При функционировании автоматизированной обработки информации в схему включаются вычислительные центры и все пункты обработки документа с помощью средств вычислительной техники.

Как правило, организация документооборота в условиях применения средств вычислительной техники обеспечивает совместимость ручной и автоматизированной обработки документов.

2. Сравните два текста на одну и ту же тему, обладающих признаками различных стилей.

Текст 1

Гроза атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

Текст 2

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

3. Укажите характерные особенности композиции и стиля аннотации. Напишите аннотацию к одному из параграфов (на выбор) раздела «Культура научной и профессиональной речи» учебника [Культура русской речи под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М, 2005]. Можно взять любой другой учебник.

1. АННОТАЦИЯ

Ганшмахер В.Ф., Левинсон И.Б. Рассеяние носителей тока в металлах и полупроводниках. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1984. 380 с.

В книге описываются механизмы рассеивания электронов и дырок в нормальных металлах, полуметаллах и полупроводниках на фононах, примесях, дислокациях и поверхности. Рассмотрено рассеяние с переворотом спина, а также рассеяния в условиях сложной зонной структуры и квантования уровней в магнитном поле. Обсуждаются эксперименты, демонстрирующие отдельные механизмы рассеяния и позволяющие измерять соответствующие времена релаксации. Книга построена на концепции пробной частицы, времена релаксации которой содержат информацию, достаточную для качественного понимания кинетики и полуколичественных оценок кинетических коэффициентов.

2. АННОТАЦИЯ

Тахтаджян Л.А., Фаддеев Л.Д. Гамильтонов подход в теории солитонов. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы. 1986. 526 с.

Посвящается одному из наиболее активно развивающихся направлений современной математической физики теории солитонов методу обратной задачи. Приводится полное и систематическое изложение основ метода обратной задачи с гамильтоновой точки зрения, что позволяет связать воедино различные аспекты теории. Основные понятия теории солитонов вначале излагаются на избранном примере нелинейного управления Шредингера и лишь затем вводятся в общем виде.

Для специалистов математиков и физиков-теоретиков, а также для студентов математических и физических факультетов университетов.

Ил. 3, Библиогр. 394 назв.

Рецензент

академик С.П. Новиков

4.Прочитайте приведённый ниже текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения.

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен нам как средство общения. Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять позитивный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далёким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме. Наконец, в третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку. Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в языке (А. А. Леонтьев).

Повторите орфограмму «правописание приставок». Подготовьтесь к диктанту.

Литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 28-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 539 с.

2. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи (рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений) [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 538 с.

3. Коренькова, Е. В. Русский язык и культура речи: учебник [Текст] / Е. В. Коренькова, Н. В. Пушкарева. – М.: Проспект, 2010. – 376 с.

4. Русский язык и культура речи: учебник для вузов [Текст] / [А. И. Дунев [и др.]]; под ред. В. Д. Черняк. М.: Высшая школа, 2009. 495 с.

5. Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.






map