Практическое занятие. Лекция 3.



Практическое занятие. Лекция 3.

Новое время.

Что такое «Схоластика»? Укажите наиболее важные достижения средневековой схоластики в области семиотики.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие доводы приводили схоласты в защиту того, что «зеркальное отражение является знаком»? Почему современный семиотик Умберто Эко утверждает, что «зеркальные отражения не являются знаками»? Чью точку зрения разделяете Вы? Аргументируйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как определяют знак коимбрские схоластики? Какую классификацию знаков они предлагают? В чем отличие знаков формальных и инструментальных? Является отражение в зеркале знаком формальным и инструментальным?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое влияние оказали взгляды коимбрских философов на ученых Нового времени?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите взгляды Френсиса Бэкона на проблему знака.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучая знаки, их роль в познании, структуру и разновидности, Т. Гоббс выделил несколько видов знаков. Перечислите и охарактеризуйте кратко каждый вид. Выделите виды знаков, которые существуют только в человеческом обществе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему посвящена основная работа Д. Локка «Опыт о человеческом разуме»? Каковы взгляды Локка на проблему знака? Считает ли ученый, что значение слов совершенно произвольно, или полагает, что связь идей и слов естественна?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, по мнению Д.Локка, является главной целью языка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие идеи и концепции, ставшие объектом дискуссий в XXв., предвосхищаются в работе Д.Локка «Опыт о человеческом разуме»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличаются взгляды Д.Локка и Г.В.Лейбница на язык? В чем оба ученых солидарны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните таблицу «Философы Нового времени и их взгляды на проблему знака».

Ученый /ученые

Определение знака

Структура и функции знака

Классификация знаков

Коимбрские схоластики

Все, «что способно образовать достаточно многочисленные различия для выражения всего разнообразия понятий (при условии, что различия доступны чувственному восприятию), может стать средством передачи мыслей от человека к человеку»

чувственно воспринимаемые вещи, при помощи которых мысли можно оживлять в памяти, а также сообщать и разъяснять другим

значение и материал

Антуан Арно и Клод Лансло

две стороны: внешняя («обозначения» — звуки и буквы) и внутренняя («значение слова»)

наиболее обычные и, вместе с тем, важные знаки – слова… ум пользуется ими для понимания вещей или для передачи своего знания другим

знаки употребляют не только передавать свои мысли, но и для того, чтобы сделать продуктивным сам процесс мышления

Какие основные тенденции в развитии теории о знаках наблюдаются в Новое время?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте отрывки из работы Антуана Арно и Клода Лансло «Универсальная и рациональная грамматика». Составьте конспект статьи. Выполните задания.

<..> Грамматика — это искусство говорить.

Говорить — значит выражать свои мысли с помощью знаков, которые люди изобрели для этой цели. Было обнаружено, что наиболее удобными знаками такого рода являются звук и голос.

Но так как звуки преходящи, то изобрели другие знаки, дабы продлить их жизнь во времени и сделать их обозначимыми. Эти знаки – знаки письменности, которые у греков называются γραµµατα, откуда и происходит слово «грамматика».

Таким образом, указанные знаки можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, со стороны их природы, т.е. в качестве звуков и знаков письменности; во-вторых, со стороны их значения, т.е. способа, посредством которого люди обозначают свои мысли. О первом пойдет речь в первой части данной грамматики, а о втором – во второй части. <..>

Глава V. «О буквах, рассматриваемых как знаки письменности».

<..> До сих пор мы не могли говорить о буквах, не обозначив их соответствующими им знаками письменности, но тем не менее мы не рассматривали их как знаки письменности, так сказать, по тому соотношению, которое у этих знаков письменности имеется со звуками.

Мы уже сказали, что звуки были взяты людьми, как знаки мыслей, и что люди изобрели также определенные фигуры, которые служат знаками этих звуков. Но хотя эти фигуры, или знаки письменности, по своему первоначальному назначению обозначают непосредственно только звуки, тем не менее люди часто переносят свои мысли от знаков письменности к самой вещи, обозначаемой этими звуками. В результате этого знаки письменности могут быть рассмотрены двояко: и как просто обозначающие звук, и как нечто, помогающее нам представить себе то, что звук обозначает.

Рассматривая знаки письменности первым способом, надо было бы обратить внимание на четыре вещи, чтобы довести их до совершенства.

1.Каждая фигура должна обозначать какой-либо звук, т.е. не должно писаться то, что не произносится.

2.Каждый звук должен обозначаться фигурой, т.е. не должно произноситься ничего того, что не пишется.

3.Каждая фигура должна обозначать только один звук — или простой, или двойной; ведь наличие удвоенных согласных не противоречит совершенству письменности, так как эти согласные облегчают письмо, делая его более кратким.

4.Один и тот же звук не должен обозначаться различными фигурами.

Но при рассмотрении знаков письменности вторым способом, т.е. как нечто помогающее нам понять то, что обозначает звук, случается иногда, что нам более предпочтительно, чтобы эти правила не всегда соблюдались, по меньшей мере первое и последнее, так как часто бывает, особенно в языках, производных от других языков, что некоторые буквы, которые не произносятся и, таким образом, являются бесполезными как звуки, помогают нам в понимании значений слов…

Отсюда видно, что люди, которые жалуются на то, что мы пишем иначе, чем произносим, не всегда правы, и то, что они называют излишеством, иногда приносит некоторую пользу.

<..>Может показаться, что различие между большими и малыми буквами также противоречит четвертому правилу, которое заключается в том, что один и тот же звук должен обозначаться одной и той же фигурой. И действительно, такое различие было бы совершенно бесполезным, если бы знаки письменности рассматривались только как служащие для обозначения звуков, потому что большая и малая буквы представляют собой один и тот же звук. Отсюда следует, что у древних еще не было этого различия, а у иудеев его нет и сейчас, и некоторые считают, что греки и римляне долгое время писали только прописными буквами. Тем не менее это различие очень полезно для разграничения периодов и для того, чтобы отличить имена собственные от всех остальных.

Кроме того, в одном и том же языке существуют различные виды письма, например римское и италийское, как это имеет место в латинском и некоторых вульгарных языках; эти виды письма могут успешно применяться с определенным смыслом — для различения некоторых слов или же некоторых форм речи, хотя произношение от этого совершенно не меняется.

Вот чем можно оправдать различие между произношением и письмом. Но это не мешает тому, что существует много совершенно необоснованных различий вследствие порчи, которую претерпевают языки…

<..> Некоторые сообразили, что они смогут исправить этот недостаток в вульгарных языках, изобретя новые знаки письменности, как это сделал Рамус в своей грамматике французского языка, отбросив все те, которые не произносились, и записал каждый звук буквой, соответствующей произношению… Но эти люди должны принять во внимание, что помимо того, что это будет часто невыгодным для вульгарных языков, по причинам, о которых мы уже говорили, они пытаются совершить невозможное. И не надо думать, что будет легко заставить целую нацию изменить столько письменных знаков, к которым она привыкла с давних пор. Ведь даже императору Клавдию не удалось ввести в употребление, как он хотел, всего лишь один знак письма.

Самое разумное, что можно было бы сделать, — это отбросить буквы, которые бесполезны и для произношения, и для смысла, и для аналогии между языками, что уже начали делать; далее, сохранив только «полезные» буквы, следовало бы поставить над ними маленькие знаки, которые показывали бы, что эти буквы совсем не произносятся, или же указывали бы на различное произношение одной и той же буквы. Точка внутри или под буквой могла бы указывать на ее непроизношение…

Часть 2. Глава 1.

До сих пор мы рассматривали в слове только материальную часть, которая является общей, по крайней мере по звуку, и для людей, и для попугаев.

Теперь нам остается исследовать то духовное, что заключено в слове и что составляет одно из наиболее важных преимуществ человека над остальными животными и является величайшим доказательством разума. Это то, как мы пользуемся словом для обозначения наших мыслей. И это то чудесное изобретение, благодаря которому мы можем составить из 25 — 30 звуков бесконечное множество слов, которые, будучи абсолютно не похожими на то, что происходит в нашем сознании, позволяют другим открыть тайну этого, и те, кто не может туда проникнуть, узнают все наши намерения и все разнообразные движения нашей души.

Таким образом, слову можно дать следующее определение: это звуки, отчетливые и членораздельные, из которых люди составили знаки для обозначения своих мыслей.

Поэтому нельзя хорошо понять различные виды значений, заключенных в словах, не поняв предварительно того, что происходит в наших мыслях, так как слова были изобретены только для их сообщения.

Все философы учат, что наш рассудок может производить три действия: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — это простой взгляд нашего рассудка на вещи; это явление чисто интеллектуальное; например, когда я мыслю себе существование, время, идею, бога; т.е. это явление, сопровождающееся чувственными образами, как, например, когда я представляю себе некий квадрат, круг, собаку, лошадь.

Суждение — это утверждение того, что вещь, которую мы представляем себе, является такой-то или не является ею. Так, например, представив себе, что такое земля и что такое округлость, я утверждаю, что земля круглая.

Умозаключение — это выведение из двух суждений третьего. Так, например, рассудив, что всякая добродетель достойна похвалы и что терпение — это добродетель, я делаю из этого вывод, что терпение достойно похвалы.

Отсюда видно, что третья операция нашего сознания — не что иное, как продолжение второй, и, таким образом, нам будет достаточно рассмотреть две первые операции или же ту часть, где первая заключена во второй. Ведь люди не говорят только для того, чтобы выразить то, что они представляют, но почти всегда для того, чтобы выразить суждения о вещах, которые они представляют.

Высказанное суждение о вещах, как, например, Земля (есть) круглая, называется предложением. Таким образом, каждое предложение обязательно имеет два члена: подлежащее (субъект), т.е. то, о чем что-то утверждается, например земля, и атрибут (определение), которое является тем, что утверждают, например круглая; кроме того, между этими двумя членами находится связка есть.

Итак, нетрудно заметить, что оба члена принадлежат, в сущности, к первой операции сознания, так как они являются тем, что мы себе мыслим, т.е. объектом нашей мысли, а связка принадлежит ко второй операции, которая является собственно деятельностью нашего сознания, — показывает, каким образом мы мыслим.

Таким образом, наиболее важное отличие того, что происходит в нашем сознании, состоит в том, что можно рассматривать и объект нашей мысли и форму или способ нашей мысли, где основным является суждение. Но к этому еще надо отнести и другие сходные операции нашего сознания, все другие движения нашей души, например желания, приказания, вопрос и т.д.

Отсюда следует, что люди, нуждаясь в знаках для обозначения всего того, что происходит в их сознании, должны проводить наиболее общее различение слов, так чтобы одни обозначали объекты мыслей, а другие — форму или способ наших мыслей, хотя часто, как будет показано ниже, они делают это не самостоятельно, а вместе с объектом.

К словам первого типа относятся те, которые называются именами, артиклями, местоимениями, причастиями, предлогами и наречиями. К словам второго типа относятся глаголы, союзы и междометия. Все они являются необходимыми составными частями того естественного способа, которым мы выражаем наши мысли, что мы сейчас покажем <..>

Вопросы.

Прокомментируйте высказывание: «Говорить — значит выражать свои мысли с помощью знаков, которые люди изобрели для этой цели». Какой смысл, на ваш взгляд, авторы вложили в слово изобрести? Считают ли они, что язык – это порождение человека, продукт, естественно порожденный человеком, его разумом, его духом?

Обратите внимание на терминологию, связанную с различением единиц описания: «звук», «знак письменности» и «буква». Являются ли они единицами разного плана? Как они соотносятся друг с другом?

Как авторы «Грамматики Пор-Рояль» интерпретируют вопросы графики?

Что такое «слово» по убеждениям авторов «Грамматики Пор-Рояль»?

Для чего, по мнению Лансло и Арно, людям необходимы знаки?






map