Практическое занятие_Б1081



Практическое занятие № 3-4 (4 часа)

по морфологии русского языка

Тема: Имя прилагательное

Письменное практическое задание:

1. Дайте определение понятий:

Б)

Элятив — (элатив) (от лат. elatus поднятый, возвышенный). Омонимичная с превосходной степенью форма имени прилагательного, обозначающая безотносительно высокую степень качества. Добрейший человек, широчайшие массы

Краткая форма прилагательного— это прилагательное отвечающее на вопросы КАКОВ?КАКОВА?.

Качественное прилагательное-называют признаки то есть обозначают различные качества предмета: по величине, по возрасту, по весу, по внешнему виду, по внутренним качествам

2. Образуйте синтетические и аналитические формы сравнительной и превосходной степени; если образование каких-л. Форм невозможно, объясните причину.

Б) Красненький-более красненький, самый красненький

Маркий- более маркий

Мягкий- мягче, более мягкий, самый мягкий, мягчайший

Огромный- огромнейший

Плохой- хуже, самый плохой

Расчудесный- расчудеснее, расчудеснейший

3. Найдите прилагательные субъективной оценки, определите способ их образования. Разграничьте суперлативное и элятивное значения прилагательных в превосходной степени.

Б) Прелестнейший июльский день- субъективная оценка

размещанский цветок (герань),

предлинная хворостина,

тончайшие оттенки-субъективная оценка

4. Определите разряды прилагательных в словосочетаниях:

Б) Золотое кольцо (относительное)– золотой характер(качественное) – золотая осень(качественное), мраморная статуя(относительное) – мраморное чело(качественное) свинцовая пыль(относительное) – свинцовые волны моря(качественное)

5. Образуйте от существительного прилагательное и употребите его в словосочетаниях в значении относительных, качественных и, где возможно, притяжательных.

В) Серебро серебряный век, серебряное кольцо

6. От каких прилагательных возможно образование кратких форм и почему? Укажите разницу в значениях между полными и краткими формами.

Добрый конь-(качественное)-добр молодец-добрая женщина(качественное) железные законы(качественное) – железные прутья(относительное)

7. Определите лексико-грамматический разряд, тип и разновидность склонения прилагательных.

Б) Пастуший- притяжательный, 2 склонение

Рыжий- качественное, 1 склонение

Свежий- качественное, 1 склонение

Практическое занятие № 5-6 (4 часа)

по морфологии русского языка

Тема: Имя числительное. Местоимение

Перепишите предложения, поставьте числительные в нужную форму падежа.

В1: Сумма 3891 и 93 равна 398 – Сумма трех тысяч восемисот девяносто одного и девятосто трех равна тремстам девяносто восьми.

А.С. Пушкин родился в 1799 году, а умер в 1837 году – Александр Сергеевич Пушкин родился в тысяча семисот девяноста девятом году, а умер в тысяча восемьсот тридцать седьмом году

Выберите и запишите правильный вариант числительного.

В3: Отчет необходимо сдать ко второму октября. Троим из гостей не оказалось места за столом. Мы, по всей видимости, находились в двухсот пятидесяти милях от экватора. Прибыл поезд с двухсот восьмидесятью семью пассажирами.

3. Выпишите:

а) простые числительные-четыре

б) составные числительные— сорок четыре,двести тридцать пять, двести пять, триста восемьдесят один, пять целых девять десятых, шесть восьмых,тридцать пятый

в) сложные числительные Тринадцать, пятнадцать, девятнадцать, пятьдесят, восемьдесят, семьдесят, шестьсот, восемьсот, двести, триста, четыреста, полтора, одиннадцать, сотый, восьмидесятый

Выпишите все местоимения, указав: а) соотнестенность с частями речи; б) синтаксическую роль; в) формы рода, числа и падежа; г) лексико-семантический разряд; д) особенности склонения и правописание.

«Вам (личн.м.ат.п.,в предложении является дополнением)кого? – спросил секретарь, сидевший за столом рядом с дверью. – Зачем вам к председателю? По какому(вопр.м.,дат.п.,ед.ч.,муж.р.,в предложении является определением) делу?» На стук его( прит.м.,род.п.,ед.ч.,в предложении является определением) в дверь не было никакого (отриц.м.,род.п.,ед.ч.,муж.р., в предложении является определением) ответа. Главное очарование моря заключалось в какой-то (неопред.м., ж.р., ед.ч., пр.п., в предложении является определением) тайне, которую (относ., им.п., ж.р.,ед.ч.) оно всегда хранило в своих пространствах. Каждый (опред.м., м.р.д.ч., им.п., в предложении является определением) год тополь старательно располагает свои листья так, чтобы ни один луч, упавший на него, не пролетел мимо в какую-нибудь прореху в его кроне.

Произведите морфологический разбор всех местоимений.

На галерее какой-то(неопред.,ж.р.,ед.ч.,в предложении является определением) смятенный гражданин обнаружил у себя(возвр.,общ.род,род.п.,в предложении является дополнением) в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке «Одна тысяча рублей»… Через несколько(неопред., им.п.) секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить (М. А. Булгаков).

Произведите морфологический разбор всех числительных.

Два стоят,(имя числительное,категориальное значение, конкретное кол-во,текстовая форма-два, нач.ф.-два, разряд по структуре — простое, разряд по значению — колич.,им.п.,управление, в предложении является подлежащим)

двое лежат,(имя числительное,категориальное значение,конкретное количество,текстовая форма-двое, нач.ф.- двое,простое,им.п., управление, в предложении является подлежащим)

пятый ходит.(имя числительное,категориальное значение,конкретное количество, текстовая форма-пятый, нач.фпятый,порядковое,прост ое, муж.р.,ед.ч.,им.п., согласование, в предложении является подлежащим)

Выпишите

а) существительные со значением числа; семейная пара. один ушел,

б) прилагательные со значением числа- на одной из полок; двойными рядами, в шестом часу, сорокаградусные морозы.

в) местоимения, омонимичные числительным;

г) наречия, омонимичные числительным; много книг, втроем.

д) числительные. мало жила, много любила, тысячи страниц, тысячи людей, третья четверть.

Просклоняйте в именительном, дательном и творительном падежах:

9, 384 мгИМ.П.-Девять тысяч триста восемьдесят четыре миллиграмм, ДАТ.-девяти тысячам трем стам восьмидесяти четырем миллиграмм, ТВОР.П.- девятью тысячами тремстами восьмидесятью четырьмя миллиграммами;

513 млн.ИМ.П. – Пятьсот тринадцать миллионов, ДАТ. Пятистам тринадцати миллионам, ТВОР.П.- Пятьюстами тринадцатью миллионами

Практическое занятие № 7-8 (4 часа)

по морфологии русского языка

Тема: Глагол. Основы и классы глагола. Спряжение глаголов. Спряжение глаголов.

Письменные практические задания:

Определите значение глаголов: а) физическое действие; б) отвлеченное действие; в) психическое или физическое состояние; г) отношение к чему-л. или кому-л.; д) проявление признака; е) движение; ж) бытие; з) модальность.

Петь, ненавидеть, рассуждать, пить, владеть, нервничать, думать, спать, полнеть, существовать, радоваться, жить, кусать, любить, сидеть, плыть, лежать, слушать, мчаться, мочь, гнуть, белеть.

Определите синтаксическую роль инфинитива.

Биться в одиночку – жизни не перевернуть. Кто может дважды счастье знать? Надежды нет им возвратиться; но сердце поневоле мчится в родимый край. Но отдохнуть черкесы не дают. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться… На земле надо жить с хорошей и большой любовью.

Найдите у глаголов основу инфинитива (прошедшего времени) и основу настоящего времени (простого будущего). Образуйте все спрягаемые и неспрягаемые формы от обеих основ.

Образец: Считать – счита- (ть) (основа инфинитива): счита-л (прош.вр.), счита-л бы (сослаг.накл.), счита-вш-ий (действ.прич.прош.вр.), счита-нн-ый (страд.прич. прош.вр.).

— считаj (ут) (основа настоящего времени): считаj-у (наст.вр., изъяв.накл.), считаj – ø (повелит.накл.), считаj-ущ – ий (действ.прич. наст.вр.), считаj-эм-ый (страд.прич. наст.вр.), считаj-а (деепр.несов.в.)

Синеть, сорвать, брать, купать, сечь, колоть, плескать, спать, ненавидеть, брести, везти, помнить, принять, постичь, брить, обниматься, выйти, идти, подпевать, печь, гнать, выползти, носить, жить.

Заполните таблицу, сгруппировав глаголы по классам путем сопоставления основы инфинитива и настоящего времени.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Непродукт.класс

Основа инфинитива/наст.врем.

-ать /-аj

-еть/еj

ова(ева)/ уj

нуть/н

-ить/ø

Основа инфинитива ≠ основа прош.врем.

Шагнуть, цитировать. Черстветь, хныкать, умничать, хлестать, увлекать, слабеть, сидеть, бормотать, вить, петь, возить, нести, наступать, действовать, заплесневеть, загорать, мудрствовать, молодеть, стареть, махать, махнуть, любить, работать, поколебать, писать, зависеть, обеспечивать, раздать, отвергнуть, отвергать, ускорить, властвовать.

Заполните таблицу, сгруппировав глаголы по классам путем сопоставления основы инфинитива и настоящего времени, образуйте формы 2 и 3 лица.

Образец: стоять – у глагола ударное окончание (они стоят), окончание –ат (ят) указывает на 2 спряжение, это не слово-исключение. Стоишь, стоим.

Колыхать – у глагола безударное окончание (они колыш..т), в инфинитиве –ать указывает на 1 спряжение, это не слово-исключение. Колышешь, колышут.

Первое спряжение

Второе спряжение

Разноспрягаемые

Архаическое спряжение (нетематическое)

Тематическая гласная Е в 1 и 2 л. (ем, ешь, ете), -ут (ют) в 3.л.; -ать, оть, -еть в инфинитиве

Тематическая гласная И в 1 и 2 л. (им, ишь, ите), -ат (-ят) в 3 л., — ить в инфинитиве

Окончания разных спряжений во 2 и 3 л. (например, -ишь и -ут)

Нет тематической гласной в окончании

Стоять, смотреть, сидеть, звучать, бояться, шуметь, рычать, лететь, сеять, гнать, лить, веять, клеить, лечить, таять, ползти, чтить, прибежать, мочь, есть (кушать), молоть, толочь, захотеть, держать, бороться, умереть, класть, зиждиться, расстелиться, опротиветь, портить, сечь, обезволеть, обессилить, потерпеть, мучить, стелить, петь, сказать, воротить, бить, смеяться, победить, тронуться.

Определите, какие из данных глаголов не употребляются в формах: а) 1 и 2 лица; б) первого лица ед.числа. Объясните причины (неблагозвучие, безличность, несовместимость значения). Приведите свои примеры.

Брезжить, галдеть, будить, заботиться, ветвиться, шелестеть, вечереть, победить, окупиться, хотеться, морозить, лихорадить.

Замените там, где это возможно, безличные формы глаголов личными. Изменится ли смысл текста?

Рассветает. Постепенно светлее на небе. Мне уже давно не спится. Вдруг распахнулось окно. Повеяло прохладой, запахло хвоей, лесом. Вчера дождило, но сегодня – ни облачка. После дождя так легко дышится. Хочется поскорее выйти из дома и отправиться к морю. Оно волнуется.

Выберите форму глагола из предложенных. Определите их семантические и стилистические отличия.

Фонтан (брызжет, брызгает) во все стороны. Парикмахер (брызжет, брызгает) водой на волосы. Из него так и (брызжет, брызгает) смех. Пес (гложет, глодает) кость. Человека (гложет, глодает) честолюбие.

Вставьте пропущенные буквы. 1. Я, помнится, принимался читать, работать … ничего не кле..лось. (Т.) 2. Забрезж..ло в снежных полях, замаяч..ло. (С. В.) 3. Стёпушка чихал и кашл..л в руку. (Т.) 4. На горе недавно ста..л снег. (Л. Т.) 5. Кто вынянч..л все эти зданья? (Тат.) 6. Я замуч..лся. (Ч.) 7. Теперь я выздоров..л. (Ч.) 8. Пить и есть опротив..ло. (Ч.) 9. Пёс зала..л и умолк. (Марш.) 10. Лишь уголёк в золе маяч..л. (Тат.) 11. Я сразу возненавид..л боцмана, затеявшего этот экзамен. 12. Утреннее солнце разве..ло мрачные мысли.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Ноч.. стел..т тень и влажный берег студ..т ноч.. тян..т вдаль свой невод золотой и скор.. блеск померкн..т и убуд..т. 2. На (А, а)льпы к сум..ркам н…(с,з)ход..т облака. 3. Скор.. гром смелее грян..т жутким блеском даль за(ж,жж)..т..ся. 4. Он стоит и каждый кустик слыш..т каждый камень вид..т (в)переди… (Н..)чего особого (н..)пиш..т, только пиш..т (Л,л)ююба обожди. 5. Ветер быстр.. наб..ра..т полную силу и через два три часа ж..стокий ур..ган уже хлещ..т с гор на бухту и город. Он под..ма..т воду залива и н..с..т ее ливнями на дом. Море клокоч..т.

Назовите спряжение глагола и способ его определения. Образуйте формы 3-го лица ед. и мн.ч. наст. или буд. прост. времени; повелит. наклонения. Запишите их по образцу.

Инфинитив

спряж.

Способ определения спряжения

3 л. ед. ч. наст. или буд. прост. времени

3 л. мн. ч. наст. или буд. прост. времени

Повелит. накл.

Говорить

II

по личному окончанию

говорит

говорят

говорите

Вытереть

Вытереть, искать, грохотать, прыгнуть,вылепить, хотеть, крепнуть . Плескать, свистнуть, дремать, мокнуть,зависеть, молоть, воскликнут . Махать, подписать, рыскать, держаться, зябнуть, бежать, лениться.

Выполните упражнения на первое занятие: 324, 326, 327, 328, 331, 332 (Сборник упражнений по современному русскому языку/ Под ред. П.А. Леканта. М., 2000.) по заданию, предложенному в упражнении.

Методические указания: на занятии будет проведен орфографический диктант по теме «Правописание глаголов».

Практическое занятие №9-10 (4 часа)

по морфологии русского языка

Тема: Грамматическое категории глагола: вид, переходность, возвратность, залог, наклонение, время, лицо.

Вставьте пропущенные слова:

а) … глаголы обозначают действие, способное непосредственно переходить на объект, при таких глаголах возможно прямое дополнение в винительном падеже без предлога (или родит.пад.) со значением прямого объекта.

б) … глагола выражает отношение данного действия к его производителю (субъекту) и к предмету этого действия (объекту).

в) … глагола указывает на отношение действия к его возможному внутреннему пределу. Глаголы со значением ограниченности действия называются…, без значения ограниченности действия пределом — …

г) … — выражение отношения говорящего к содержанию высказывания (например, желательность) и содержание высказывания к действительности (реально/ирреально).

д) … глагола указывает на характер отношения действия к действительности в представлении говорящего.

е) … глагола указывает на отношение данного действия к моменту речи (до момента речи, в момент речи или после момента речи).

Определите, какие глаголы являются переходными, а какие – непереходными. Белеть, болеть, владеть, возвращаться, выехать, выучить, держать, держаться, красить, купить, лететь, назначить, обессилеть, обессилить, отойти, отразить, писать, подумать, размышлять, слушать, слушаться, ставить, темнеть.

Определите залог у глаголов (по трехзалоговой и двузаголовой теориям). Я уже прочитал журнал. Они ездили каждое лето в деревню. Мы долго гуляли по набережной. Посылка была получена мною вчера. Эта пьеса поставлена в театре еще в 20-х годах. Студент написал курсовую работу к сроку. Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился.

От невозвратных глаголов образуйте возвратные и наоборот (если возможно). Бороться, виднеться, дышать, обмениваться, перезнакомиться, победить, показать, пререкаться, разбежаться, развивать, развеселить, смеяться, совещаться, соглашаться, увидеть, условиться, усмехаться, чернеться.

Определите грамматические категории у глагольных форм: наклонение, время, лицо, число, род и др. Найдите к каждой форме инфинитив.

Образец: Сядь – (что сделай?), сов.в., повел.накл., 2-е л., ед.ч., сесть (что сделать?). Сажусь – (что делаю?) несов.в., наст.вр., 1-е л., ед.ч., садиться (что сделать?).

Реши, решай, решусь; везу, вожу, вожусь; сжал, сжимал, сжимался; береги, берегись; несу, несутся, ношу, ношусь; лягу, ложусь; умер, умирал; обратился, обращался.

От данных глаголов образуйте все личные формы, учитывая вид глагола, и все формы наклонения. Расставьте ударение. Выделите морфемы.

Образец: Клеить (несов.в.) – клЕю, клЕишь, клЕит; клЕим, клЕите, клЕят. Клеи (ть) – клеи-л, клеи-л бы, буду клеить; Клеj (ат) – клею, клей, клейте.

Вручить, облегчить, принудить, положить, ободрить, опорожнить, нормировать, кашлянуть, повторить, включить, дозвониться, начать, понять, баловать, класть.

Выпишите глаголы а) повелительного наклонения; б) сослагательного (условного) наклонения. Укажите значение форм (для императива – призыв к совместному действию, приказ, просьба, побуждение, мольба; для конъюнктива – желаемое действие, возможное действие, условное действие).

Я волком бы выгрыз бюрократизм. Пришла бы весна поскорей. Приехал бы ты сам поскорее. Не позволяй душе лениться! Ну, поскрипи, сверчок! Не радуйся чужой беде – она назавтра быть твоею может. Я бы строить дом пошел.пусть меня научат. Любишь кататься – люби и саночки возить. Вы бы лесом шли, лесом идти прохладно. «Ну, поплыли», — говорил он, вылезая на наружные мостки, тяжело кидался в пруд и плыл. А тут к беде еще беда: случись тогда несчастье.

Произведите морфологический разбор всех глаголов.

Чехов в молодости умел писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире (К.П.). Похолодало в воздухе, солнце спряталось, Вихров все же не возвращался (Л.Л.) . С тех пор я подолгу живал в деревенских избах (К.П.). Встаньте утром пораньше, и вы увидите, как прекрасна наша земля . Солнце начало припекать , ноги разгорячились от ходьбы, и мы приглядывали место, где бы покупаться (В.Солоухин ). Прочитайте эту книгу, и вы узнаете много интересного. На востоке быстро светлело, розовело.

Выполните упражнения на первое занятие: 349, 357, 360, 310, на второе занятие: 335, 340. 342, 346, 347, 350,. 351, 353 (Сборник упражнений по современному русскому языку/ Под ред. П.А. Леканта. М., 2000.) по заданию, предложенному в упражнении.

Схема анализа глагола

1. Часть речи, категориальное значение.

2. Текстовая форма.

3. Начальная форма.

4. Вид, его признаки (вопрос, система форм времени, сочетаемость с фазовыми глаголами), место в цепи видообразования (исходный глагол; имперфектив — первичный, вторичный; перфектив — суффиксальный, префиксальный, супплетивный), видовая группа (парный — доказать, привести пару; одновидовой — доказать отсутствие пары; двувидовой).

5. Переходность (для переходных — привести субстантивную управляемую форму со значением прямого объекта действия).

6. Возвратность.

7. Залог: по трёхзалоговой теории — действительный, страдательный, средневозвратный, вне залога — доказать; для средневозвратного залога указать значение; по двухзалоговой теории -действительный, страдательный — доказать.

8. Морфологический класс — продуктивный (указать номер), непродуктивный; привести соотношение основ.

9. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаичное — доказать.

10. Наклонение, его формальный показатель, значение.

11. Время, формальный показатель, значение.

12. Лицо, число, род (имеющиеся категории), значение личной формы, формальный показатель.

13. От какой основы и с помощью чего образована глагольная форма.

14. Синтаксическая функция.

План:

Категория вида.

Категория переходности-непереходности.

Категория залога.

Категория лица.

Категория наклонения.

Категория времени.

Правописание Ь в глагольных формах.

Вопросы и задания для самопроверки:

Что выражает категория вида глагола?

Каковы значения и основные признаки несовершенного вида глаголов?

Назовите значения и признаки совершенного вида глаголов?

Что такое видовая пара?

Как образуются глаголы несовершенного вида?

В чём специфика образования глаголов совершенного вида?

Какие глаголы называются одновидовыми? Каковы их разновидности?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map