Практика январь 2014



Первый этап практики.

Октябрь-декабрь 2013г.

Введение

Предложенный курс можно назвать групповым экспериментом, направленным на создание творческого объединения. Первый этап разработки курса включал в себя процесс поиска участников, для которых исследование движения и современного танца стали необходимыми на определенном этапе работы над собой. В результате в состав группы попали такие участники, как программист, влюбленный в танец, танцоры брейк-данса, заинтересованные в развитии своей танцевальной техники через изучение тела и движения, начинающие режиссеры, увлекающиеся новыми театральными формами и пластической драмой, актеры и просто яркие, харизматические личности. После того, как необходимый коллектив был найден, можно было переходить к следующему этапу разработки курса, организационному собранию группы.

Организационное собрание группы.

Организационное собрание группы проводилось в стенах хореографического зала в приятной атмосфере дружеской беседы и включало в себя следующие этапы:

знакомство с группой

проведение опроса на тему мотивации к прохождению курса

исследование состава группы и выявление основных проблем и предпочтений

описание курса и его назначения в рамках данного коллектива

Группа представляет собой коллектив творческих личностей, получающих образование или работающих в совершенно разных сферах искусства. Это танцоры, студенты факультета режиссуры, актеры, дизайнеры и художники. В ходе знакомства и доверительной беседы было выделено несколько основных задач, решение которых участники группы видели в совместной деятельности и обмене информацией, в следствие чего в этап разработки плана курса вошли следующие вопросы:

Современный танец и современный театр

Синтез различных танцевальных техник и направлений

Исследование движения с точки зрения различных художественных задач

Подготовка материала на основе проведенного исследования.

Участники группы проявили интерес к информации о теоретических аспектах современного танца и пограничных областей: техниках и системах работы с телом, техниках импровизации, перформансе, работе с пространством и временем, танце во взаимодействии с другими видами современного искусства (театр, кино, визуальное искусство, архитектура, цифровое искусство).

После проведения организационного собрания и обсуждения основных вопросов курса на данный момент в план вошли следующие дисциплины:

Hip-hop и Break-dance

Тренинги актерского мастерства

Основы Contemporary dance

Лаборатория композиции танца

Лекционный курс

Лекционный курс был предложен участниками группы как возможность обмена информацией. Такой класс может быть организован любым участником в любой форме: просмотр(для этого предоставлен проектор), беседа на заданную тему, история или теория выбранного предмета и так далее.

Вводная лекция «Основы contemporary dance».

Вводная лекция представляла собой обзор основных принципов работы с телом и движением, которые предлагаются для изучения на классах по основам contemporary dance:

Дыхание, наблюдение за глубиной и ритмом собственного дыхания, связь дыхания и движения.

Освобождение мышц и суставов, осознание возможностей свободного движения через распускание зажатых мышц, активизацию более глубоких групп мышц, использование суставов

правильное, экологичное выстраивание тела

Вес, центр тяжести и сила притяжения, работа с опорой (опора в собственном теле, партнер как опора).

Использование инерции в движении

Основываясь на понимании вышеуказанного материала, предлагается разучивать танцевальные фразы, импровизировать, исследуя новый материал в свободном движении, а также экспериментировать с его развитием.

Структура уроков предполагает небольшую теоретическую часть, мягкий разогрев, разучивание базовых движений, а также, исследование их в развитии и динамике, разучивание танцевальных комбинаций, импровизации.

Практические занятия.

Занятие № 1(2 академических часа):

Работа с весом тела. Упражнение начинается на полу. При помощи ассоциаций дается представление о тяжести торса, головы, конечностей, и всего тела в целом. Затем происходит постепенная смена положений, предлагается исследование телесных ощущений. Уровни меняются, тело медленно выстраивается в положение «стоя».

Несколько простых упражнений на скручивание с сохранением ощущений тяжести, дыханием и тактильной работой с позвоночником.

Обсуждение впечатлений.

Занятие № 2(3 академических часа):

Работа с освобождением мышц и суставов. Упражнение на полу, по парам. Исследование тела и свойств веса при помощи тактильных ощущений. Использование точек как импульсов движения.

Обсуждение впечатлений.

Выводы по первому этапу практики:

Первые занятия прошли в приятном погружении в материал и вызвали волну вопросов участников класса, прежде всего к себе и к своему телу.

Параллельно с практическими занятиями шли классы по брейк-дансу и хип-хопу, актерскому мастерству. Было интересно наблюдать, как участники применяют новые ощущения и знания, синтезируют материал каждый по- своему.

Второй этап практики.

13 января-9 февраля 2014г.

Занятие №3(3 академических часа):

Занятие начинается на полу. Ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела, осознанность. Вторичное внимание на форме тела в пространстве. Несколько упражнений на перекаты. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела, последовательное включение частей тела в сочетании с их посылом в различных направлениях. Постепенная смена уровней с сохранением внимания на естественном перемещении тела, смена положений (найти возможность сесть и полностью подняться).

Упражнение «Шар». Представление подвижного шара в пространстве между тазобедренными костями и осознанная импровизация с данной ассоциацией, перетекающая в свободный танец (в конце музыка звучит громко, участники переходят из внутреннего пространства во внешнее и танцуют друг с другом).

Обсуждение впечатлений.

Занятие №4(4 академических часа):

Начинаем занятие в парах. Выстраивание тела партнера с помощью уверенных проглаживаний от пяток и до затылка. Постепенный переход к движению с сохранением тактильного контакта. Наполнение тела партнера энергией, обострение его внимания на телесном переживании движения. Работа с образом шара в ложе тазобедренных костей.

Обсуждение понятий центра и периферии. Несколько простых упражнений на нахождение и ощущение центра и пяти конечностей. На предыдущих занятиях участники интуитивно познакомились с данными понятиями и теперь используют накопленные образы для более осознанной работы.

Обсуждение впечатлений.

Занятие №5(4 академических часа):

Работа с пространством и вниманием. Передвижение по пространству, смена направлений, фокуса, интенсивности движения. Наблюдение за пространством и другими участниками, несколько упражнений на зрительный и эмоциональный контакт по парам.

Повторение материала предыдущего класса. Работа с весом, центром и периферией. Ведение некоторых телесных обозначений: хвост, пика, подвздошные кости, бугры. Система координат. Движение относительно себя. Несколько упражнений с новыми образами от простого к сложному.

Обсуждение впечатлений.

Занятие №6(4 академических часа):

Работа с пространством и вниманием. Передвижение по пространству, смена направлений, фокуса. Смена интенсивности движения и остановки по сигналу. Несколько упражнений на прямой и периферийный зрительный контакт в парах и тройках.

Повторение материала предыдущих занятий. Центр и периферия. Работа с образами в системе координат. Упражнение «Рука-позвоночник» (движение с образом позвоночника в выставленной перед собой руке). Упражнение в парах: все движения происходят параллельно относительно позвоночника.

Обсуждение впечатлений.

Занятие №7(4 академических часа):

Открытая видео-лекция о современном искусстве (в форме дружеской беседы, с использованием видеопроектора). Каждый участник предлагает к просмотру выбранное видео и описывает свое представление о танце, движении. Танец, физический театр, перфоманс.

Занятие №8(4 академических часа):

Начинаем занятие на полу. Концентрация внимания на дыхании, ощущении тяжести тела, позвоночника, взаимоотношении с пространством и полом. Выстраивание образа кожного покрова и связанных с этим образом ассоциаций, приводящих к движению. Далее работа с образом накручивания, вдавливания, на полу и постепенно поднимаясь. Введение образа шарика(1 и 2), путешествующего по всем частям тела изнутри и снаружи. Смена образов, работа в паре.

Задание: представить себя в движении(1 минута). Работа с осознанием пространства, времени, зрителя. Разговор о намерении и присутствии. Несколько упражнений с новыми понятиями.

Обсуждение впечатлений.

Занятие №9(4 академических часа):

Работа с пространством и вниманием. Хаотичное передвижение со сменой интенсивности и направления. Исследование импульса и удержания в движении. Упражнение на неожиданный захват во время движения. Несколько упражнений на периферийное зрение в парах и тройках.

Работа с тактильными образами. Упражнение в парах: один партнер танцует, другой с закрытыми глазами исследует этот танец при помощи прикосновений. Далее следует интерпретация с созданными образами.

Зал разделен на сцену и зрителей. Задание: действие в пространстве.

Вспоминаем о намерении и присутствии.

Занятие №10(4 академических часа):

Занятие начинается на полу. Наблюдение за пространством внутри и снаружи. Введение образов телесных ощущений (легкость, тяжесть, скручивание, развернутость). Выстраивание дыхания. Образы ведут к движению, от минимального к интенсивному. Смена уровней. Вспоминаем о центре и периферии. Несколько упражнений с телесными образами-точками (хвост, пика, подвздошные кости, колени, бугры, кисти и т.д.).

Задание: выбираем 3 глагола с несколькими лексическими значениями, раскрываем эти значения через движение. Сначала коллективная работа. Далее делимся на две группы (участники и зрители).

Обсуждение впечатлений.

Выводы по второму этапу практики:

В классе использовался визуальный материал, анатомия и физиология, партнерская работа. Материал интегрировался в предложенные структуры, участники открывали и проявляли свою уникальность, использовали ее как источник вдохновения в импровизации и создании собственной хореографии.

Было интересно наблюдать, как участники по-разному подходили к освоению материала. Представители актерской гильдии с большим увлечением работали с образами. Танцоры-с телесными ощущениями и анатомией. Режиссеры экспериментировали в упражнениях на композицию, регистрацию в пространстве и присутствие. Я старалась выстроить класс с возможностью затронуть все эти аспекты и обменяться опытом, новыми ощущениями и знаниями друг с другом. Впоследствии, несколько участников использовали материал курса при подготовке собственных работ.






map