Продолжение практических занятий



Тема 9. Открытие «собственно детской поэзии». Творчество крупнейших писателей (2 часа).

Цель: в ходе анализа стихотворений, написанных специально для детей выявить особенности поэтического языка, синтаксиса, ритма, рифмы в детской поэзии, жанровое и тематическое многообразие и роль собственно «детской поэзии» в круге чтения современного ребенка.

Вопросы для подготовки:

Развитие поэзии для детей с XVII по XXI век: краткий обзор.

Специфика «собственно детской поэзии». Стихотворная школа Маршака.

Творчество крупнейших писателей. Анализ одного стихотворения.

Место поэзии в круге детского чтения современного ребенка.

Методические рекомендации:

Первый вопроса можно предложить подготовить микрогруппе в качестве опережающего дополнительного задания. Сообщение о развитии поэзии с XVII по XXI век должно быть кратким и емким. Тезисы сообщения следует дать под запись.

Материал для ответа на второй вопрос должен содержать сведения о поэзии для детей, об её формировании и развитии, о значимых фигурах в этой области, о складывающейся традиции и о новаторстве поэтов, о стихотворной школе С.Я. Маршака, о разнообразии жанров, сюжетных коллизий, способов обновления «штампованной» педагогической задачи. Этот вопрос можно дать на подготовку всем, можно предусмотреть индивидуальное сообщение 1-2 студентам. В этом случае, задача остальных – познакомиться с творчеством одной творческой индивидуальности, иметь представление об излюбленных темах, жанрах поэта, об особенностях стиля в целом. Также подготовить анализ одного стихотворного произведения для детей, обратив особое внимание на тематику, «сюжетность», средства художественной выразительности, лексику, синтаксис, ритмическую организацию текста, соответствие восприятию ребёнка определённой возрастной группы и т.д.

Ответ на третий вопрос предполагает обзор творчества одного из поэтов и анализ стихотворения (по выбору студентов).

Аспекты, требующие внимания:

Саша Черный. Роль городского фольклора в формировании поэтического стиля. Взгляды на воспитательные задачи поэзии. Система средств изобразительной выразительности. Анализ одного стихотворения.

С.Я. Маршак. Разнообразие жанров, сюжетных коллизий, способы обновления «штампованной» педагогической задачи. Особенности ритмики, тематика, «сюжетность». Анализ лирического произведения для детей.

К.И. Чуковский. Портретирование детской речи в поэзии, стихотворные сказки, система художественно речевых средств. Анализ одного стихотворения.

Поэты группы ОБЭРИУ. Нонсенс в поэзии для детей. Новый подход к освоению «детского языка»: игра слов, оксюморон, образная система, ритмика.

А.Л. Барто. Адресат поэзии Барто. Лирический герой, специфика рифмы, тематика. Переводы. Анализ одного стихотворения.

Е. А. Благинина. Отличие стиля Благининой от стиля других поэтов, образ лирической героини. Темы и мотивы. Традиции фольклора и литературы XIX века. Переводы стихов. Анализ одного стихотворения.

Четвертый вопрос рекомендуется обсудить в конце занятия, так как ответ предполагает обобщение и синтез знаний, полученных при самостоятельной подготовке и в ходе занятия в аудитории.

Примерные варианты ответа на третий вопрос:

С. Я. Маршак

Краткие биографические сведения о С. Я. Маршаке. Традиции устной народной поэзии и классической литературы в его творчестве.

Тематическое и жанровое многообразие его произведений. Своеобразие поэтического видения мира.

Развитие горьковской мысли о романтике и героизме свободно­го труда на благо людей («Пожар», «Почта», «Война с Днепром», «Вчера и сегодня»).

Тема любви к Родине, самоотверженности советских людей в мирное время и в годы войны («Рассказ о неизвестном герое», «Почта военная»). Тема счастливого детства («Первое сентября», «Усатый-полосатый», «Великан», «Хороший день»).

Воспитание любви к природе («Лесная книга», «Откуда стол пришел?», «Разноцветная книга», «Круглый год»). Сочетание познавательного материала с поэтичностью видения мира.

Юмор и сатира в стихотворениях «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Лодыри и кот», «Мастер-ломастер».

Сказки Маршака, их неразрывная связь с произведениями устного народнрго творчества. «Сказка о глупом мышонке», «Сказ­ка об умном мышонке», «Теремок», «Кошкин дом».

Поэтическая энциклопедия для детей («Веселое путешествие от А до Я»).

Своеобразие поэтики произведений Маршака для детей: реа­лизм и конкретность поэтического образа, четкость ритма, разно­образие рифм, юмористические интонации и т. д. Статьи С. Я. Мар­шака о детской литературе. Значение его творчества для развития советской детской литературы.

А. Л. Барто

Биографические сведения об А. Л. Барто.

Краткость стиха, завершенность сюжета в книгах для самых маленьких («Игрушки», «Машенька», «Машенька растет», «Кто как кричит»). Любовное отношение к ребенку. Стихи об отноше­нии детей к появлению в семье новорожденного («Младший брат», «Обида»).

Сатира и юмор в стихах поэтессы («Девочка-ревушка», «Де­вочка чумазая», «Снегирь», «Болтунья», «Любочка», «Очки»). Отсутствие нравоучений и ясность морали в стихах Барто, их значение в воспитании нового человека.

Поэма «Звенигород». Образы детей и взрослых. Особенности композиции. Сюжетность произведений А. Барто; их искренность и непосредствен­ность; сочетание лиризма и юмора.

Сборники стихов «За цветами в зимний лес», «Просто стихи», «Переводы с детского».

Отражение педагогической и эстетической концепции в книгах «Найти человека», «Записки детского поэта».

С. В. Михалков

С. В. Михалков — выдающийся советский детский поэт. Начало литературной деятельности (стихотворения в журнале «На подъе­ме», в. газетах «Правда», «Известия», «Комсомольская правда»), воздействие поэзии В. Маяковского и Д. Бедного. Первые поиски в области детской поэзии (песни, марши, стихи 1932—1935 гг.), сборник «Огород». Освоение традиций фольклора, классической русской литературы и достижений детской литературы 20-х гг.

Многогранность творческого метода в зрелой поэзии Михалко­ва. Жанровое разнообразие творчества: поэмы, песни, марши, ве­селые игровые стихи, сатирические стихи, басни, поэтические рас­сказы; стихотворная публицистика, пьесы, сказки.

Эволюция жанра поэмы для детей в трилогии «Дядя Степа». Фольклорные традиции в создании образа главного героя, приметы современности в постановке проблемы преемственности поколений. Единство героического и юмористического, воспроизведение действительности в историческом аспекте. Гармоническая цельность трилогии и художественная завершенность каждой части.

Гражданственность, гуманизм, чувство ответственности за растущее поколение.

Особенности юмора и сатиры в стихах: сатирическая гипербо­лизация («Мимоза»), юмористический гротеск («Фома»), полити­ческая сатира («Миллионер»), сатирическая дидактика («Одна рифма»).

Басни С. Михалкова, вошедшие в детское чтение («Слон-живописец», «Рыбьи дела» и др.). Позитивный характер сатиры: борьба с отрицательными чертами во имя утверждения этических норм советского общества.

Для выполнения анализа стихотворений могут быть использованы примерные планы анализа.

ПО ЭТОМУ ПРИМЕРУ МОЖНО СМОДЕЛИРОВАТЬ ОТВЕТ О ЛЮБОМ ПОЭТЕ.

Список рекомендуемой литературы:

1. Арзамасцева, И.Н. Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2009. 472 с.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. 680 с.

3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.;

Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

4. Детская литература. Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Под ред. А.В. Терновского. – М.: Просвещение, 1977. – 431 с.

5. Ивич, А. Воспитание поколений, М., 1969.

6. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.

7. Минералова, И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

8. Павлова, Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. М., 1987.

9. Советская детская литература. / Под ред. В.Д. Радовой. М.: Просвещение, 1978. — 496 с.

Занятие 10. Современная детская поэзия. Традиции и новаторство в тематике, поэтическом языке, ритмике (2 часа).

Цель: познакомить с творчеством современных детских поэтов, выявить традиции и новаторство в детских стихотворениях, определить роль современной детской поэзии в круге чтения ребенка.

Вопросы для подготовки:

1. Общая характеристика современного состояния детской поэзии. Тематика и жанровое многообразие. Синкретизм поэзии, музыки, мультипликации, кинематографа и т.д.

2. Современная детская поэзия: традиции и новаторство. Художественные критерии, предъявляемые к стихотворным произведениям. Анализ стихотворения.

3. Роль современной поэзии в воспитании ребенка.

Методические рекомендации:

Современная детская поэзия продолжает традиции поэзии ХХ века, ее воспитательное значение трудно переоценить. Отвечая на первый вопрос, студенты должны охарактеризовать современное состояние детской поэзии, многообразие жанров, тематики. Также следует уделить внимание тому, как современная поэзия для детей взаимодействует с музыкой, мультипликацией, кинематографом, назвать поэтов, чьи стихотворения положены на музыку, использованы в мультипликационных и художественных фильмах. Можно использовать музыкальную наглядность.

Анализ одного стихотворения следует выполнить с учетом специфики детской поэзии и критериев детской литературы. Персоналии, творчество которых следует охарактеризовать: Эдуард Успенский, Григорий Остер, Сергей Михалков, Игорь Иртетьев, Борис Заходер, Андрей Усачев, Григорий кружков, Виктор Лунин, Лев Яковлев, Олег Григорьев, Ирина Пивоварова, Эмма Мошковская, Роман Сеф и др.

Список рекомендуемой литературы:

1. Арзамасцева, И.Н. Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2002. – 472 с.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

3. Галанов, Б.Е. Сергей Михалков. М., 1972.

4. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

5. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.

6. Марина Бородицкая: «Многое в детской литературе пишется словами цвета и вкуса промокашки». [Бесед. Елена Калашникова ] // Литература. Изд-во: Первое сентября. — 2009. — № 12.

7. Минералова, И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

8. Мориц Ю. Муза детства: О творчестве [поэтессы] Эммы Мошковской // Детская литература. – 1983. — № 7. – С. 22 – 24.

9. Павлова, Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. – М., 1987.

10. Русская поэзия детям. Т. 1-2 / Сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. – СПб., 1997.

11. Хрестоматия по детской литературе / Сост И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. – М.: ACADEMIA, 2000. – 539 с.

Примерный перечень книг:

Бородицкая М. Убежало молоко. М., 1985.

Все наоборот: небылицы и нелепицы в стихах. М., 1992.

Григорьев О. Витамин роста. М., 1980.

Григорьев О. Сазон и батон. М., 1997.

Иртеньев И. Пират дядя Петя. М., 1998.

Колобок и два жирафа. 2000, № 1, 3–4; 2001, № 2; 2002, № 1–2.

Кружков Г. Облако с крылечком. М., 1991.

Лунин В. Тарарам. М., 1993.

Лунин В. Подарки. М., 1999.

Синявский П. Лягушенция. М., 1999.

Собакин Т. Из переписки с коровой. М., 1991.

Степанов В. Разноцветные желания. Нижний Новгород, 1994.

Усачев А. Сны Петушкова. М., 1994.

Усачев А. Шкатулка. М., 1997.

Шевчук И. Шагалочка. М., 1990.

Яковлев Л. Ходит дом ходуном. М., 1998.

Ресурсы интернет, персональные сайты:

http://lib.rus.ec/a/5020 Иртеньев И. Стихи.

http://irteniev.msk.ru/index.php3 Иртеньев И. Персональный сайт.

http://www.a-pesni.golosa.info/baby/poesia/jakovlev.htm Стихи для детей. Лев Яковлев.

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LUNIN_Viktor_Vladimirovich/_Lunin_V._V..html Лунин В.В. Стихи.

http://www.playroom.ru/content/view/536/18/ Лунин В.В. Красткая информация. Стихи.

http://uti-puti.com.ua/view_articles_kids.php?id=1048 Лунин В.В. Стихи.

http://www.ushkinamakushke.ru/kruzhkov_mp3.html Кружков Г. Ушки на макушке.

http://kid-home-lib.livejournal.com/157251.html Кружков Г. Стихи.

http://www.marvish.ru Вишневецкая М. Официальный сайт.

http://www.kykymber.ru Кукумбер. 2001. Вып. 9–11. 2002; № 2 (вып. 1).

http://www.novyedeti.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=100&Itemid=92 Новые дети.

http://lib.rus.ec/a/9194 Остер Г. Стихи. Либ.Ру.Сек.

http://www.ushkinamakushke.ru/pivovarova_mp3.html Пивоварова И. Стихи для детей.

http://www.irinapivovarova.ru Пивоварова И. Официальный сайт.

http://www.kykymber.ru/authors.php?author=3 Сеф Роман Стихи для детей.

http://mp.urbannet.ru/TVOR-P/s/sef/sef-tv.htm или http://www.vekperevoda.com/1930/sef.htm Сеф Роман. Стихи для детей

http://tramwaj.narod.ru/Sobakin/sobakin.htm Тим Собакин. Стихи для детей.

http://www.a-pesni.golosa.info/baby/poesia/usatchev.htm Усачев А. Стихи для детей.

http://www.uspens.info Успенский Э. Официальный вебсайт.

http://www.ushkinamakushke.ru/index.html Ушки на макушке.

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/SH/SHIBAEV_Aleksandr_Aleksandrovich/_Shibaev_A._A..html Шибаев А. Стихи для детей.

URL: http://www.distedu.ru/mirror/_rus/rus.1september.ru/2004/28/3.htm Шенкман В.И. Современная детская поэзия на уроках русского языка. Материалы к уроку.

http://exlibris.ng.ru/izdat/2000-08-10/4_child.html Яковлев Л. «Детские писатели не хотят быть авторами». – 2000 (8 августа)

http://yakovlev-lev.narod.ru/ Яковлев Л.Г. Персональный сайт.

Занятие 11. Образ ребенка в русской детской литературе второй половины ХХ в. Традиции и новаторство (2 часа).

Цель: выявить традиции проследить новаторство в художественной прозе о ребенке, эволюцию традиционного типа героя-ребенка, способы создания образа, определить роль прозы о герое-ребенке в детском чтении.

Вопросы для подготовки:

Художественный образ, его свойства. Способы создания образа.

Традиции в создании образа ребенка в отечественной литературе.

Анализ художественного произведения (фрагмента произведения) по выбору студентов.

Методические рекомендации:

Начать занятие целесообразно с актуализации теоретико-литературных знаний о художественном образе. Затем студентам рекомендуется вспомнить уже известные сведения о традициях создания образа ребенка в отечественной литературе.

Для подготовки к ответу на третий вопрос необходимо выбрать автора и произведение и осуществить анализ эпизода или нескольких эпизодов. (Модели анализа предложены в модуле). По выбору преподавателя возможно предусмотреть подготовку в микрогруппах или индивидуальную подготовку с предварительным распределением изучаемых текстов. В завершении ответа важно выразить свое понимание следующих аспектов: в чем привлекательность произведений для юных читателей, какие трудности возникают у читателя-ребенка при знакомстве с такими текстами, как помочь преодолеть эти трудности, каково место подобных художественных текстов в круге детского чтения.

Тексты для анализа:

А.Н. Толстой. «Детство Никиты»: история создания повести, образы детей и взрослых, роль описаний пейзажа, интерьера, детализации.

А. М. Горький. «Детство». Эмоциональная доминанта, роль образа бабушки, Цыганка. Точка зрения героя-ребенка.

И. Шмелев. «Лето Господне». Поэтизация быта, лиризм. Образ ребенка в его взаимодействии со взрослыми. Христианские мотивы и их функция. Сюжет. Деталь. Мир глазами ребенка.

Л.Н Андреев. Петька на даче. Ангелочек. Образы детей. Психологизм в создании образов. Быт, социальные условия и их роль в жизни ребенка. Средства изобразительной выразительности.

В. П. Астафьев. Сборники «До будущей весны», «Зорькина песня». Образ ребёнка в рассказах для детей и о детях («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой» и др.). «Людочка»: место рассказа в круге юношеского чтения. Идея, проблематика. Система образов.

В.Г. Распутин. «Уроки французского», «Мама куда-то ушла», «Нежданно-негаданно», «Век живи – век люби», «Женский разговор». Способы создания образа ребёнка в произведениях Распутина о детях и подростках). Особенности детского мировосприятия. Сюжет. Художественная деталь. Особенности языка.

Ю. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный», «Нас было четверо», «Почему я не стал футболистом», «Школьный альбом» и др. Образ ребенка и его место в образной системе. Субъект речи. Авторская позиция. Место произведений в детском чтении.

В. Белов. Сборник «Дружище Тобик»: «Ещё про Мальку», «Малька провинилась». «Даня» и др. Мир глазами ребенка. Место произведений в детском чтении, особенности языка, система персонажей, тематика.

Список рекомендуемой литературы:

Андроников, И. «Повесть о самых необыкновенных вещах»// Толстой А. Н. Детство Никиты. — М., 1987.

Бегак, Б. А. Классики в Стране Детства: Очерки. — М.: Дет. лит., 1983.

Бялик, Б. Судьба М. Горького. – М., 1986.

Волков, А. Художественный мир Горького. — М., 1978

Голубков, С. Гармония смеха: комическое в прозе А. Толстого. — М., 1993.

Горький, А.М. О детской литературе. Статьи, высказывания, письма. – М., 968.

Коровина, В. Я. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение. – 153 с. // [Электронный ресурс]. URL: http://sputnik.master-telecom.ru/Seans/Methodical.teaching.mat/korovina7/index-1.htm (дата обращения 06.05.2011)

Крюкова, А. А.Толской и русская литература. – М., 1990.

Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература. 6 класс». — М., 1986, 1990.

http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_6kl_Metod/6.html#n1 Назарова, И. В. Изучение повести М. Горького «Детство» // В кн.: Литература. 6 класс. Методические рекомендации. / Под ред. В. Г. Маранцмана.

Смирнова, В. В. О детях и для детей. — М., 1967.

Спиридонова, Л. М. Горький: диалог с историей. М., 1994.

Степанов, В. В поисках героя. Книга для учителя. — М., 1989.

Чарный, М. Путь А. Толстого. — М., 1989.

Занятие 12-13.

Тема: Школьная тема в отечественной прозе для детей ХХ в.

Анализ основных произведений (4 часа).

Цель: в ходе анализа художественных произведений выявить специфику школьной темы в отечественной детской литературе на разных этапах развития литературного процесса, определить роль произведений о школе в круге детского чтения современного ребенка.

Вопросы для подготовки:

Коллективные вопросы:

Произведения о школе – составная часть детской литературы. Проблемы нравственно-педагогического характера.

Теоретический аспект: тема и проблема.

1 группа:

Развитие школьной темы в творчестве писателей для детей подростков конца XIX – первой половины ХХ века. Традиции и новаторство.

2 группа:

Школьная тема в детской литературе второй половины XX века. Школьная повесть как жанр и ее особенности.

3 группа:

«Болевые точки» современной школы и их отражение в литературе. Успехи и просчеты в художественном анализе состояния перестраивающейся школы.

Коллективное обсуждение:

Роль произведений на школьную тему в круге детского чтения. Воспитательная и эстетическая функция таких произведений. Способы формирования и развития интереса к чтению такой литературы.

Методические рекомендации:

На занятии целесообразно использовать групповую форму работы. Следует предварительно разделить аудиторию на 3 группы.

Ответ на первый и второй вопрос готовятся каждым индивидуально.

Характеризуя произведения о школе как составную часть детской литературы, следует назвать основные проблемы нравственно-педагогического характера, которые поднимают авторы. Также необходимо указать, какими жанрами представлена литература о школе, какой герой выводится на первый план, какова специфика повествования.

Для того, чтобы проследить, как развивается тема, нужно дать понятие «тема», охарактеризовать соотношение понятий «тем» и «проблема».

1 группа (вопрос 2)

Вопрос о развитии школьной темы в творчестве писателей для детей подростков конца XIX – первой половины ХХ века предполагает выявление традиций и новаторства, характеристика этапов развития литературы о школе и анализ одного произведения (эпизода произведения) по выбору студентов.

Ответ можно построить, обратившись к следующим аспектам:

Л. Чарская. «Записки маленькой гимназистки», «Записки институтки», «Белые пелеринки», «Ради семьи». Традиции школьной повести. Предметный мир произведения. Система персонажей, способы развития школьной темы.

Н. Огнев. «Дневник кости Рябцева». Система образов, характер взаимоотношений детского «Я» и коллектива, учеников и взрослых (учителей, педагогов, воспитателей).

2 группа (вопрос 3)

Освещая развитие школьной темы в детской литературе второй половины XX века, важно уделить внимание особенностям жанра школьной повести (постановка и решение писателями для детей нравственно-педагогических проблем: а) личность учащегося и школьная жизнь; б) мир детей и взрослых (учителя – ученики – родители); в) образ учителя; г) семья и школа).

Для анализа одного произведения (эпизода произведения) предлагается выбрать одного автора и произведение:

Н. Носов. «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома».

А. Алексин. «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» и др.

В. Тендряков. «Шестьдесят свечей», «Расплата», «Ночь после выпуска».

Ю. Поляков. «ЧП районного масштаба», «Работа над ошибками».

Н. Соломко. «Если был бы я учителем».

В. Якименко. «Сочинение».

В. Железников. «Чудак из шестого Б», «Чучело».

Л. Исарова. «Война с аксиомой», «Записки старшеклассницы», «Задача со многими неизвестными».

Г. Щербакова. «Вам и не снилось», «Отчаянная осень».

Ю. Яковлев. «Зимородок», «Собирающий облака», «Гонение на рыжих».

Модель анализа эпизода эпического произведения предложена в рекомендациях к практическому занятию 5.

3 группа (вопрос 5)

«Болевые точки» современной школы и их отражение в литературе. Успехи и просчеты в художественном анализе состояния перестраивающейся школы.

А.И. Иванов «Географ глобус пропил». Эстетическая ценность, способы создания образа учителя и учеников. Способы развития школьной темы.

Завершить занятие рекомендуется подведением итогов о роли произведений на школьную тему в круге детского чтения, воспитательной и эстетической функции таких произведений.

Список рекомендуемой литературы:

Арзамасцева, И.Н. Николаева, С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2009. – 472 с.

Будур, Н.В. и др. Зарубежная детская литература. / Н.В. Будур, Э.И. Иванова, С.А. Николаева, Т.А. Чеснокова. – М.: Академия, 2000. – 304 с.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map