Программа психодиагностической практики ППДП



УТВЕРЖДЕНО

Юридической психологии

Протокол №_____от «____»__________2011__г.

Декан _____________________ Н.В.Дворянчиков

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет юридической психологии

_____________________________________________________________________________

Программа

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Для студентов 2 КУРСА

Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» 050407.65

(Специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»)

Авторы и составители программы

канд.псих. наук Н.В.Богданович

психолог Е.А.Куприянова

Москва 2011

Пояснительная записка

Психодиагностическая практика проводится на 2 курсе в 4 семестре в течение 3 недель (4,5 кредитов), и входит в систему общепрофессиональной практической подготовки специалистов в соответствие ФГОС ВПО третьего поколения по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» 050407(Специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»).

Психодиагностическая практика является первым этапом практической подготовки студентов, обучающихся по указанным выше направлениям.

Основная учебная направленность практики – приобретение опыта профессиональной психологической работы с ситуацией запроса на психологическую помощь, опыта взаимодействия с социальным окружением подростка, опыта профессионального самоопределения в цикле психологической работы по оказанию психологической помощи подростку с использованием средств психодиагностической работы. В связи с этим в перечень основных компетенций формируемых на данной практике входят следующие.

Сбор, систематизация анамнестических данных, получаемых от клиента и окружающих его людей. Установление контакта с клиентом и его окружением.

Теоретических анализ феноменологического материала запроса на психодиагностическое исследование, выдвижение гипотез о причинах тех или иных неблагоприятных психических проявлениях, вызвавших потребность в психологической помощи.

Подбор диагностического инструментария, необходимого для достоверной проверки выдвинутых гипотез.

Практическое проведение диагностического исследования (индивидуального, группового).

Обработка протоколов исследования.

Анализ и синтез результатов исследования, полученных с помощью различных методик, подготовка, написание диагностического заключения и на основе его — рекомендаций по оказанию психологической помощи.

Корректное доведение результатов диагностического исследования до его участников (обеспечение обратной связи для клиента и других инициаторов запроса на диагностическое исследование) с учетом норм профессиональной этики.

Проведение психодиагностической практики опирается в основном на следующие теоретические курсы и практикумы: Общая психология, Практикум по психодиагностике, Психологическая диагностика.

Психодиагностическая практика является первой общепрофессиональной практикой, ориентирована прежде всего на установление причин, вызвавших потребность в психологической работе и предваряет психолого-педагогическую практику.

2.Цель и задачи практики

Цель психодиагностической практики заключается в формировании, развитии и отработке компетенций, необходимых для проведения психодиагностической работы (исследования), наблюдения в процессе обследования, составления заключения по результатам исследования и рекомендаций по дальнейшей (психологической, психолого-педагогической) работе с испытуемым (обобщенный перечень компетенций см. выше).

Компетенции ФГОС ВПО по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» 050407.65 (Специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»), формируемые на Психодиагностической практике:

Способность обеспечивать ресоциализацию несовершеннолетних с девиантным поведением

(ПК-7)

Способность выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением

(ПК-9)

Способность выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию

(ПК – 8)

Способность устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях

(ПК – 10)

Способность использовать в профессиональной деятельности концепции и теоретические принципы психического и личностного развития детей и подростков, особенности развития на различных возрастных этапах

(ПСК – 3.1)

Способность устанавливать причины и закономерности развития семейной, школьной, социальной дезадаптации и девиантного поведения, его различных видов

(ПСК – 3.4)

Способность проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин

(ПСК – 3.6)

Одновременно с конкретной целью общепрофессиональной подготовки, практика, обеспечивая контакт обучающегося с профессиональной ситуацией, поддерживает профориентацию студентов и их мотивацию на дальнейшее теоретическое обучение.

В соответствии с учебными планами соответствующих направлений подготовки и целью психодиагностической практики задачами практики являются:

Знакомство с деятельностью Психологической службы учреждения и работой психолога.

Знакомство с опытом проведения индивидуального и группового психодиагностического обследования психолога-профессионала.

Проведение индивидуального и группового психодиагностического обследования в контексте оказания психологической помощи.

Развитие и отработка навыка обратной связи.

3. Практические задания на психодиагностическую практику.

Как условия достижения цели практики на базе практики студентам должны выполнить следующие практические задания.

Наблюдение за диагностической работой психолога (проведение групповой диагностики по запросу) с последующим совместным с руководителем практики анализом диагностической деятельности.

Разбор случая индивидуального диагностического исследования из опыта психолога-руководителя практики.

Подготовка и проведение групповой диагностической работы по запросу.

Подготовка и проведение индивидуальной диагностической работы по запросу (два случая).

Составление психологического портрета взрослого человека (диагностика познавательных процессов и интеллекта, потребностно-мотивационной сферы, сферы профессиональных интересов, эмоционально-волевой сферы, сферы межличностных отношений).

Организация практики.

Практику предваряет проведение установочной конференции по практике на факультете Юридической психологии МГППУ. На установочной конференции студенты знакомятся с целями, задачами, содержанием и организацией практики, а также с распределением на базы практики.

На психодиагностическую практику студенты прикрепляются к организациям, где им могут предоставить возможность выполнения практических заданий практики. Студент-практикант обязан подчиняться распорядку работы учреждения-базы практики.

В качестве баз практики на данной практике, как правило, выбираются общеобразовательные, дошкольные учреждения, колледжи.

На базе практики студент выполняет задания под руководством специалиста психолога. Психолог — руководитель практики показывает образцы диагностической работы (групповой и по индивидуальному запросу) и способствует организации и проведению самостоятельной психодиагностической работы студентом. Психологический портрет взрослого человека студент составляет самостоятельно, консультируясь с руководителем на базе по поводу подбора и обработки диагностических методик.

По ходу выполнения заданий практики студент готовит отчет о практике установленной формы. Руководитель практики консультирует студента по вопросам оформления материалов, отражающих выполнение заданий практики. По окончании практики руководитель практики дает письменный отзыв об успешности практики каждого студента с оценкой по определенным ниже критериям и заполняет отчет-справку ( см. Приложение 5).

Практика считается завершенной после сдачи студентом отчетной документации (см.требования к отчетности) по практике в деканат и выступления подгруппы с презентацией о прохождении практики на итоговой конференции на факультете Юридической психологии МГППУ.

Отчет сдается на итоговой конференции по практике.

Этапы прохождения практики.

Основные этапы, которые следует учитывать при планировании диагностической работы:

установление контакта с обследуемым;

выдвижение обоснованных гипотез о причинах тех или иных отклонений в поведении или деятельности обследуемого для проверки их в ходе диагностического обследования;

подбор психодиагностических методик для проверки выдвинутых гипотез;

проведение в реальных условиях методик, направленных на диагностику познавательных процессов, коммуникативной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер личности;

сопоставление данных, полученных при помощи различных методик для составления психодиагностического заключения в соответствии с запросом;

формулирование наиболее общих рекомендаций для оптимизации психического развития ребёнка и оформление обратной связи по запросу (для обследуемого, для психолога учреждения, для воспитателей, для учителей, для родителей).

Требования к отчетности.

1. Отчет-справка с печатью организации – базы практики (бланк см. Приложение 5).

2. Дневник практики, в котором отражаются в самой краткой форме события каждого дня практики. Дневник подписывается руководителем практики и содержит отзыв руководителя о пройденной практике. Последней записью в дневнике является отзыв студента о практике с указанием приобретённых знаний, умений и навыков и предложениями по совершенствованию практики в свободной текстовой форме (образец см. Приложение 3).

3. Отчет по практике.

В отчет входит рефлексивный дневник (см. Приложение 4), отчет по выполнению заданий практики, список используемой литературы. Объем отчета 20-25 формата А4 без приложений, интервал 1,5, шрифт 12.

Во введении к отчету дается общая характеристика базы практики и видов психологической работы (психологической помощи) оказываемой в условиях базы.

В отчете должна быть отражена практическая деятельность студента по выполнению вышеназванных заданий практики (структуру отчета см. в Приложении 2)

Во-первых, в отчет должно войти два аналитических описания диагностических исследований показанных и обсужденных совместно с психологом базы практики. При аналитическом описании групповой диагностической работы, проведенной психологом, следует использовать карту анализа занятия (см. Приложение 8); при индивидуальной – обобщенную схему (см. Приложение 6).

Во-вторых, описание диагностического группового исследования проведенного практикантом.

В-третьих, описание диагностического исследования (по каждому из двух случаев), проведенного по индивидуальному запросу, с использованием обобщенной схемы описания диагностического случая, предложенной проф. Ануфриевым А.Ф.(см. Приложение 6).

В-четвертых, психологический портрет взрослого человека (см. Приложение 9).

В Отчете прилагаются протоколы и бланки обследования клиентов по всем методикам и тестам, которые были использованы студентом.

4. Групповая презентация пройденной практики.

5. Электронная версия отчета.

Критерии оценки.

Успешностьпрохождения практики оценивается руководителем практики на базе по 15-ти балльной шкале по следующим основным компетенциям.

Дисциплинированность и ответственность студента при выполнении практических заданий практики (не менее 3-5 баллов). Своевременность сдачи отчетных материалов по практике.

Успешность в практических действиях по выполнению практических заданий практики (не менее 2-5 баллов).

Полнота и глубина отражения диагностической работы в отчете о наблюдаемых и проведенных самими практикантами диагностических исследований (от 2 до 5 баллов). При этом учитывается:

наличие всех составных частей Отчета, перечисленных выше;

наличие предусмотренного программой количества диагностических случаев, описание которых соответствует предложенным рекомендациям;

соответствие описания диагностических случаев обобщенной схеме. Описание случая должно быть полным, логически выстроенным. Гипотезы должны соответствовать феноменологии и проверяться с помощью диагностических методик. Описание случая должно завершаться построением психодиагностического заключения (диагноза) и предложенными мероприятиями;

наличие приложений, содержащих протоколы всех используемых при работе с обследуемыми тестов.

Если количество баллов по одной из основных компетенций, осваиваемых на практике, окажется ниже минимальной, практика оценивается неудовлетворительно.

Итоговая оценка выставляется факультетским руководителем практики после проверки отчетаности. При выставлении итоговой оценки учитывается оценка, поставленная на базе практики и групповая презентация пройденной практики, сделанная на итоговой конференции по практике.

Приложение 1. Образец титульного листа

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет юридической психологии

ОТЧЕТ ПО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

База практики:

Центр психолого-медико-социального сопровождения

«Взаимодействие» ЮАО г.Москвы,

Руководитель практики на базе

И.А.Савченко

Выполнила:

студентка ЮП 2.1

Иванова Анна Ивановна

Москва 2011

Приложение 2. Пример оформления содержания

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Отчет о наблюдении за групповой диагностической работой психолога ……..4

Глава 2. Отчет о наблюдении за индивидуальной диагностической работой психолога 8

Глава 3. Подготовка и проведение индивидуальной диагностической работы по запросу. ……………………………………………………………………………………..12

3.1 Диагностический случай №1……………………………………………………….…12

3.2 Диагностический случай №2…………………………………………………….……17

Глава 4. Подготовка и проведение групповой диагностической работы по запросу……………………………………………………………………………………………………22

Глава 5. Психологический портрет взрослого человека…………………………………25

Глава 6. Рефлексивный дневник ………………………………………………………….27

Список литературы …………………………………………………………………………29

Приложение 1. (протоколы и бланки по индивидуальному диагностическому случаю №1)

Приложение 2. (протоколы и бланки по индивидуальному диагностическому случаю №2)

Приложение 3. (протоколы и бланки групповой диагностики)

Приложение 4. (протоколы и бланки по психологическому портрету)

Приложение 3

Образец оформления дневника

(дневник можно оформить в тетради)

ДНЕВНИК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Студентка (ФИО)_____________________________________

Курс ________________________________________________

Отделение ___________________________________________

Группа ______________________________________________

Срок проведения практики:

С ____________________201 __ г. по _______________ 201__ г.

Руководитель, база практики: ________________________________

№№

Дата

Содержание работы

Примечания

Подпись руководителя

В дневнике должно быть отражены все посещения базы практики

Отзыв студента о практике_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4.

Содержание рефлексивного дневника

Эмоциональные переживания и чувства во время практической работы на базе практики.

Анализ проведенной психодиагностической работы.

Какие незапланированные ситуации (вопросы, агрессия, недоверие) и трудности возникали в процессе проведения диагностики? Как справлялись с подобными ситуациями? Каким образом можно их избежать?

Анализ полученных знаний, умений и навыков, ошибок.

Анализ динамики собственной профессиональной позиции.

Какие цели и задачи были достигнуты в процессе практики (обосновать)? Какие цели и задачи не были достигнуты в процессе практики и почему (обосновать)?

Основные профессиональные и личные трудности, с которыми приходилось сталкиваться в процессе практики.

Какие способы использовались в преодолении трудных ситуаций?

Общее рефлексивное резюме.

Объем рефлексивного дневника 2-5 стр.

Приложение 5.

Отчет-справка

о прохождении психологической практики

Студент(ка) МГППУ _____________________________________________________________

_____________курса________________группы ф-та юридической психологии

проходил(а) ________________________(наименование практики) практику в ____________

_________________________________________( наименование организации, адрес) _______

_________________________________________________________________________________

тел. _________________________ с ___________________ по __________________

Психолог учреждения — руководитель практики _____________________________________

___________________________________________________________ (ФИО, должность)

Краткая характеристика практической работы согласно программе практики

За период практики студент-практикант: (ознакомился с работой…, провел диагностическое обследование, дал рекомендации, провел учебное занятие в форме… на тему…, разработал…, провел…, консультировал… и прочее по программе практики)

Итоги выполнения программы психологической практики (какие отклонения от про-граммы имели место, что не выполнено и почему, что сделано сверх программы, особен-ности практики)

Оборотная сторона отчет-справки

Отзыв психолога учреждения – руководителя практики о работе студента -практиканта исциплинированность и ответственность студента при выполнении практических заданий практики, успешность в практических действиях, полнота и глубина рефлексивного психолого-педагогического анализа наблюдаемой и проведенной самим практикантом психологической работы).

Оценка (по 15-ти балльной шкале) ________________________________________

Подпись психолога учреждения- Подпись студента практиканта

руководителя практики

________________________ ______________________________

«____»______________200__г. «____»______________200__г.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map