Прокурорский надзор Учебное пособие



Международный консорциум «Электронный университет»

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики

Евразийский открытый институт

А.П. Брагин

А.Д. Пронякин

Прокурорский надзор в Российской Федерации

Учебное пособие

Москва 2007

УДК347.9

ББК67.72

Б87

Брагин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 204 с.

Брагин А.П., 2007

Пронякин А.Д., 2007

Евразийский открытый институт, 2007

Оглавление

Предисловие 7

1.Предмет, система, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора. Прохождение службы, кадровое обеспечение, организация работы и управления в органах прокуратуры 9

1.1.Предмет и система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» 9

1.2. Основные понятия прокурорского надзора 11

1.3. Цели и задачи прокурорского надзора 14

1.4. Принципы организации и деятельности прокуратуры 17

1.5. Правовое регулирование прокурорского надзора в РФ 20

1.6. Правовой статус работников прокуратуры 22

1.7. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры 23

1.8. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры 27

1.9. Классные чины прокурорских работников 28

1.10. Поощрения прокурорских работников 29

1.11. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников и их правовая защита 29

1.12. Полномочия прокуроров. Управление кадрами в органах прокуратуры 31

1.13. Система, структура и организация органов в прокуратуры 35

1.14. Понятие организации управления в органах прокуратуры 38

1.15. Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления и органами контроля 42

1.16. Сущность, цели и участники координационной деятельности 43

Тренировочные задания 45

Тест 47

2. Прокурорский надзор за исполнением законов 53

2.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов 53

2.2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов 56

2.3. Организация работы по надзору за исполнением законов 59

2.4. Проведение прокурором проверок исполнения законов 61

2.5. Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения 62

Тренировочные задания 66

Тест 67

3. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 73

3.1. Предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 73

3.2. Работа прокурора с обращениями граждан 76

3.3. Надзор за исполнением законов судебными приставами 78

3.4. Надзор за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения 84

Тренировочные задания 89

Тест 90

4. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 97

4.1. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 97

4.2. Полномочия прокурора 101

4.3. Организация работы 103

4.4. Особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД 106

4.5. Особенности надзора за исполнением законов органами дознания 109

4.6. Особенности надзора за исполнением законов органами предварительного следствия 111

Тренировочные задания 113

Тест 114

5. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу 123

5.1. Предмет и задачи прокурорского 123

5.2. Полномочия прокурора 127

5.3. Организация работы 131

5.4. Особенности надзора за законностью исполнения наказания в виде лишения свободы 133

5.5. Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества 134

5.6. Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу 136

Тренировочные задания 137

Тест 138

6. Участие прокурора в рассмотрении дел судами 147

6.1. Задачи и основные направления деятельности прокурора в суде 147

6.2. Особенности участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел 148

6.3. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских дел 154

6.4. Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами 164

Тренировочные задания 175

Тест 176

Выводы 183

Глоссарий 185

Список рекомендуемой литературы 191

Вопросы для повторения 194

Вопросы к экзамену «Прокурорский надзор в Российской Федерации» 197

Решения тренировочных заданий 200

Предисловие

Учебно-практическое пособие «Прокурорский надзор в Российской Федерации» подготовлено на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», от 17 января 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. (Федеральными законами от 23.12.98 г., от 10.02.99 г., от 19.11.99 г., от 2.01.2000 г., от 28 июня 2002 г., от 22 августа 2004 г. в Закон «О прокуратуре РФ» внесены изменения и дополнения.)

При подготовке пособия были использованы учебные материалы доктора юридических наук Винокурова Ю. Е., кандидата юридических наук Викторова И.С., доктора юридических наук Коробейникова Б.В., кандидатов юридических наук Карлина А.Б., Козусева А.Ф., Кореневского Ю.В., Викторова И.С., Прокудиной Л.А., Рябцева В.П., доктора юридических наук Чувилева А.А., а также практикующих прокурорских работников Винокурова А. Ю., Винокурова К.Ю. и др.

В учебно-практическом пособии учтены положения Конституции Российской Федерации, международно-правовые документы по правам и свободам человека и гражданина, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. №3-П и от 11 апреля 2000 г. № 6-П, приказы и указания Генерального прокурора РФ и опыт работы органов прокуратуры.

Целью предлагаемого пособия является приобретение знаний и умений студентами – будущими юристами, чтобы они на практике свободно владели спецификой и особенностями разносторонней работы прокуратуры, полномочиями прокурора и следователя применительно к конкретным направлениям деятельности, правильно, на научной основе организовали работу на порученных участках, владели практикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.

Курс «Прокурорский надзор в Российской Федерации» изучается студентами на последнем курсе большинства высших учебных заведений юридического профиля. О прокурорском надзоре упоминается во многих юридических дисциплинах (теории государства и права, уголовном процессе, гражданском процессе, арбитражном процессе, административном праве, курсе правоохранительных органов и др.). Однако полное представление о задачах, функциях, принципах организации и деятельности, полномочиях прокуроров, возможно получить лишь на основе изучения учебной дисциплины, посвященной прокурорскому надзору.

При изучении данного курса студенту следует особое внимание обратить на то, что прокурорский надзор, вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, чтобы она приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленных на устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Материал данного курса сосредоточен в шести разделах каждый из которых сопровождается тренировочными заданиями и тестами. При их решении необходимо в обязательном порядке пользоваться Законом о прокуратуре, Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом РФ и другими нормативными актами. Пособие также содержит решение тренировочных заданий по всем шести разделам, вопросы для повторения, вопросы к экзамену, глоссарий и список рекомендуемой литературы.

Учебно-практическое пособие может быть использовано студентами, аспирантами, преподавателями высших юридических учебных заведений.

ТЕМА 1.

Предмет, система, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора. Прохождение службы, кадровое обеспечение, организация работы и управления в органах прокуратуры

1.1. Предмет и система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»

Приступая к изучению данного курса, студенту в первую очередь необходимо уяснить его предмет. При этом следует учесть, что предметом прокурорского надзора в Российской Федерации является надзор за строгим и единообразным соблюдением Конституции Российской Федерации, а также законов, действующих на всей территории страны. К предмету прокурорского надзора относятся и правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, систему и структуру ее органов, полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов.

Предмет надзора более конкретизируется в зависимости от сферы деятельности. Например, если взять одно из направлений прокурорского надзора, каким является надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характеры, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, то здесь предметом надзора (ст. 32 Закона о прокуратуре) являются законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органов и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законности исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре, прокурорский надзор за исполнением законов на территории Российской Федерации осуществляется от имени Российской Федерации. Исходя из этого положения, прокурорский надзор является самостоятельным, специфическим видом деятельности, которую, кроме прокуратуры, не может осуществлять никто. Здесь следует отметить, что, осуществляя надзор, прокурор действует не от имени частных или юридических лиц, общественных организаций, органов местного самоуправления, субъектов федерации и т.п., а в совокупности всех перечисленных, чтобы их интересы соответствовали интересам государства.

Самостоятельность прокурорского надзора заключается не только в проверке точности исполнения законов, но и в недопустимости вмешательства в эту деятельность. В соответствии со ст. 5 Закона о прокуратуре воздействия в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Говоря о специфичности прокурорского надзора, следует отметить, что он не относится ни к одной из ветвей государственной власти (согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную), однако служит балансом их эффективного функционирования.

Однако имеются отдельные мнения, что прокуратура имеет отношение к судебной власти, так как положение ст. 129 Конституции РФ о прокуратуре РФ находится в главе 7 Конституции РФ, посвященной судебной власти.

Такие мнения не имеют под собой основания, и мы будем надеяться, что в будущем прокуратура займет свое место в отдельной главе Конституции РФ.

Цель данного курса состоит в изучении правовых норм, регулирующих прокурорский надзор, а также вопросов теории и практики их применения.

Курс прокурорского надзора разделяется на Общую и Особенную части. В Общей части освещаются вопросы о назначении прокуратуры и прокурорского надзора, о месте и значении прокуратуры в структуре государственных органов, о принципах организации и деятельности прокурорских органов, их функциях, о направлениях в работе прокуратуры, об устройстве прокуратуры и управлении.

В Особенную часть включены вопросы: прокурорский надзор за исполнением законов; прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, участие прокурора в рассмотрении судом гражданских, уголовных дел и в арбитражном судопроизводстве, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

1.2. Основные понятия прокурорского надзора

Прокурор – это должностное лицо, исполняющее обязанности по государственной службе в органах прокуратуры и обладающее соответствующими полномочиями по осуществлению задач, возложенных на прокуратуру, определенных в Федеральном Законе о прокуратуре. Понятие «прокурор» охватывает такие должности, как Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. 37) определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной Законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Прокурорскими работниками являются лица, имеющие классные чины, либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (воинских званий) (ст. 41 и 54 Закона о прокуратуре). К ним можно отнести научных и педагогических работников образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ и некоторых других работников органов и учреждений прокуратуры.

Прокурорский надзор – понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки; 3) учебную дисциплину.

Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и др.), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления и т.д.

Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина делится на общую и особенную части.

Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию.

Под объектом следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения закона.

Субъектом следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Ими является и сам прокурор, осуществляющий надзор, юридическое или физическое (должностное) лицо, исполнение закона которыми проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько субъектов надзора.

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре (ст. 22). Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений этих органов (ст. 30), УПК РФ и др. федеральные законы.

Правовые средства прокурорского надзора. К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. По своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений. К ним относятся действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров.

Акт прокурорского реагирования – это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные правонарушения (например, протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта).

Методика прокурорского надзора. Ее составляет совокупность научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств.

Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим различают общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.

Тактика прокурорского надзора. Под ней понимается определение и реализация путей (методов) и приемов наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки. В одном случае прокурор применяет один метод, а в другом – иной. Приемы могут применяться в различной последовательности в зависимости от стоящих перед прокуратурой задач, собственного опыта работы прокурора и многих других факторов.

1.3. Цели и задачи прокурорского надзора

Целями прокурорского надзора является определенный результат, достижению которого подчинена вся деятельность органов прокуратуры, предусмотренная Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В ч. 2 ст. 1 вышеназванного закона конкретно определены цели прокуратуры:

обеспечение верховенства закона;

обеспечение единства и укрепления законности;

обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Для достижения указанных целей прокуратура Российской Федерации осуществляет:

1. Прокурорский надзор, включающий в себя пять основных направлений:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами.

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

2. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Из этого следует сделать вывод о том, что прокурорский надзор как важнейшая функция прокуратуры является основным средством для достижения целей, указанных в законе о прокуратуре.

Задачи прокурорского надзора разделяются на общие, специальные и частные.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например, УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств на общественный и государственный строй, на политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и т.д. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора.

В качестве примера специальных задач можно назвать такие, как: 1) обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами; 2) обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами. Специальной задачей прокурорского надзора здесь является обеспечение законности издаваемых актов. Второй специальной задачей этого направления надзора является обеспечение точного исполнения законов указанными органами.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства. В числе частных задач, к примеру, могут быть такие, как получение информации о нарушениях конкретного закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия закону или получение незаконного акта в кратчайшие сроки после его издания. При внесении представления об устранении правонарушения и обстоятельств, способствовавших его совершению, может быть поставлена задача своевременного выполнения всех изложенных в представлении предложений прокурора и т.д.

1.4. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются исходные руководящие положения, закрепленные в Конституции РФ (ст. 129) и Законе о прокуратуре (ст. 4). Их сущность заключается в том, что они определяют наиболее важные существенные черты и требования, обязательные для прокурорского работника, независимо от его занимаемой должности. К ним относятся:

принцип законности. Этот принцип – необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Законность – правовой фундамент демократии.

Выполняя государственно-правовую функцию надзора, прокуратура действует в строгом соответствии с принципом законности, функционирует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре, других законодательных актов РФ;

принцип централизации. Этот принцип прежде всего относится к организации системы прокуратуры. Реализация этого принципа проявляется в сочетании единого руководства с инициативой, творческой активностью прокуроров на местах.

Централизация органов прокуратуры самым тесным образом связана с единством прокурорского надзора и вызвана необходимостью обеспечения единой законности на территории РФ, что невозможно обеспечить без руководства из единого центра. Исходя из принципа централизации, каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров.

Принцип централизации реализуется и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры – Генеральному прокурору РФ.

Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответственность;

принцип единства прокурорского надзора выражается в единстве принципов организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей, задач, правовых средств осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по реагированию на правонарушения. Единство прокурорской системы находит свое выражение также и в установлении единого срока полномочий для всех прокуроров.

Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоначалии, сущность которого заключается в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Единоначалие выражается и в том, что все приказы и указания вышестоящего прокурора являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора. Единоначалие в прокурорской системе сочетается с коллегиальным обсуждением наиболее важных вопросов деятельности на заседаниях коллегий, на оперативных совещаниях при руководителях прокуратур и в других формах.

Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура – единая федеральная система территориальных, специализированных (военные, транспортные, природоохранные и др.) прокуратур, которые подчиняются единому центру – Генеральной прокуратуре РФ. И в этом проявляется принцип единства прокурорского надзора;

принцип независимости прокурорского надзора. Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений.

Сущность этого принципа заключается в том, что прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами, приказами, указаниями Генерального прокурора.

Гарантией реализации этого принципа является ст. 5 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства в осуществлении прокурорского надзора;

принцип гласности. Этот принцип закреплен ст. 4 Закона о прокуратуре. В ней сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне (к примеру, информируют население о состоянии законности).

Реализация этого принципа закреплена в п. 6 ст. 12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье, Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.

Однако следует иметь в виду, что не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности (к примеру, если она может причинить вред интересам государства и гражданина);

принцип политической независимости, предусмотренный п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре. Запрет прокурорам на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности исключает возможность влияния этих объединений на прокурора в процессе осуществления прокурорского надзора.

Решению этой же задачи служит и предусмотренный п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрет на создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах прокуратуры.

1.5. Правовое регулирование прокурорского надзора в РФ

Конституция РФ 1993 г. закрепила положение о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность российской прокуратуры, является Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. Являясь актом прямого действия, этот закон определил цели, задачи, основные направления и участки деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, полномочия прокуроров и конкретизировал порядок назначения их на должности и освобождения от должностей.

Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве, производстве об административных правонарушениях уголовно-исполнительном производстве, а также при осуществлении иных видов деятельности (УПК РФ (ст. 37), ГПК РФ (ст. 34), АПК РФ (ст. 52), Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 19.4, 19.5), УИК РФ (ст. 22), ФЗ РФ «О милиции» (ст. 38), ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 21), ТК РФ (ст. 353) и др.), Правовую основу организации и деятельности прокуратуры составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры РФ, что вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Имеются в виду нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры, например, прямого указания на прокуратуру, как на субъект соответствующих правоотношений либо когда это вытекает из содержания норм и принципов международного права. Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры детализируются в актах Президента РФ (например, Указами Президента от 18 апреля 1996 г. № 567 и 30 июня 1997 г. № 659 утверждены соответственно «Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и «Положение о классных чинах прокурорских работников РФ». Правовую основу организации и деятельности прокуратуры составляют постановления Конституционного Суда по вопросам, связанным с содержанием деятельности органов прокуратуры, поскольку признание Конституционным Судом не соответствующей Конституции нормы (её части) Закона о прокуратуре влечёт правовые последствия в части, касающейся содержания такой нормы, условий и порядка её применения – норма не может применяться, а также оснований изменения (дополнения) законодательства об организации и деятельности органов прокуратуры. На данный момент признаны не соответствующими Конституции РФ ряд положений (п. 2 ст. 5, абз. 3 п. 3 ст. 22, ч. 1,2 ст. 36 и др.) Закона о прокуратуре. Положения Закона о прокуратуре (ст.39) о компетенции Генерального прокурора обращаться в Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлением о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по уголовным и иным делам обусловливают возможность отнесения к правовой основе организации и деятельности органов прокуратуры, разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, касающихся в первую очередь содержания участия прокурора в рассмотрении дел судами.

В своей практической деятельности работники прокуратуры руководствуются также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, которые играют большую роль в организации нормального функционирования всей прокурорской системы. Ими являются: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 марта 2001 г. №17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях»; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. №54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 января 1996 г. № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре РФ Научно-консультативного совета»; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 23 октября 1998 г. № 207 ш «Об образовании информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры РФ»; приказ Генеральной прокуратуры от 21 октября 1996 г. №57 «Об организационных основах деятельности прокуратур с районным делением»; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. №2 «Об утверждении регламента Генеральной прокуратуры РФ»; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 1998 г. №19 «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности»; приказ Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. №98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах»; указание Генеральной прокуратуры РФ от 18 марта 1996 г. №17-20 «Об улучшении взаимодействия органов прокуратуры с научными и образовательными учреждениями системы прокуратуры РФ в деятельности по укреплению законности и правопорядка»; распоряжение Генеральной прокуратуры РФ от 11 сентября 1998 г. №64-5р «О взаимодействии с редакцией журнала «Законность» и др.

Названные выше акты законодательства о прокурорском надзоре представляют собой совокупность норм права. Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, принято именовать нормами прокурорского надзора, которые имеют одинаковую со всеми другими нормами российского права юридическую природу, а также специальное назначение.

1.6. Правовой статус работников прокуратуры

Правовое положение и условия службы работников прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре (раздел V) и Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ».

Согласно ст. 40 Закона о прокуратуре, служба в органах прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники относятся к государственным служащим, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Трудовые отношения работников и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре. Порядок прохождения службы прокуроров и следователей органов военной прокуратуры регулируется не только Законом о прокуратуре, но и Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Согласно ч. 4 ст. 40 Закона о прокуратуре, работники органов прокуратуры вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

1.7. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры

Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре, прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур, могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и окончившие третий курс этих образовательных учреждений.

В ст. 11 ФЗ от 31 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» указаны ограничения, которые распространяются на всех государственных служащих, в том числе и на прокурорских работников.

К ним относятся запреты на:

занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;

избрание депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов самоуправления;

занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

получение от физических и юридических лиц вознаграждения, связанного с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

участие в забастовках;

выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map