Психогенетика вопросы к экзамену МУГУ



МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Согласовано Утверждено на 2013/2014 уч.год

Начальник по УМР Зав. кафедрой психологии

________________ Н.А. Вершинина ________________И.А.Кравченко

« » ________________ 2013 г. « » _______________ 2013 г.

Дисциплина: «Психогенетика»

Специальность: Психология

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Форма контроля: зачет

Форма проведения: традиционная

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Предмет и методы психогенетики. Отношение к проблеме индивидуальности в истории психологии. Место психогенетики в системе дифференциальной психологии.

Современные представления и основные концепции психологии индивидуальности. Представления о роли биологического и социального в эволюции человека, в межиндивидуальной вариативности и в индивидуальном развитии.

Хромосомы и гены. Генетическая информация. Генетический код. Биосинтез белка.

Доминантные и рецессивные гены. Гомо- и гетерозиготные организмы. Типы доминирования. Типы наследования.

Сравнительный анализ методов современной психогенетики и их разрешающей способности. Особенности психического развития близнецов; их роль в формировании индивидуальности детей-близнецов и в жизненном пути взрослых близнецов.

Количественные и качественные, моногенные и мультифакторные признаки. Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

Закономерности наследования признаков: законы Менделя. Правило «чистоты гамет». Примеры доминантного и рецессивного наследования признаков (хорея Гентингтона, фенилкетонурия).

Неменделевская генетика: сцепленное наследование, импринтинг, наследование количественных признаков, мутации, хромосомные аберрации, экспансия повторяющихся нуклеотидных последовательностей.

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Импринтинг.

Генотип и среда. Фенотип как результат взаимодействия генотипа со средой. Модификационная изменчивость. Норма и диапазон реакции.

Генетическая структура популяции. Идеальная популяция. Закон Харди-Вайнберга.

Элементарные факторы эволюции, изменяющие частоты аллелей в популяции — мутации, миграция, дрейф генов, естественный отбор, инбридинг, ассортативность..

Влияние среды на фенотипическое проявление признаков. Общая среда. Индивидуальная среда. Способы оценки средовых эффектов.

Генотип-средовые эффекты. Генотип-средовые корреляции.

Генотип-средовые эффекты. Генотип-средовые взаимодействия.

Психогенетические исследования в когнитивной психологии. Основные подходы к диагностике интеллекта и их значение для психогенетики интеллектуальных способностей. Вербальный и невербальный интеллект.

Исследования памяти и внимания в психогенетике. Когнитивные стили: их межиндивидуальная вариативность. Соотношение креативности и интеллекта.

Структура темперамента, его возрастная динамика и место в обшей структуре индивидуальности. Проблема темперамента и характера в отечественной и зарубежной психологии. Проблема формально-динамических и содержательных характеристик психики.

Психогенетические исследования темперамента у взрослых и детей: экстра-интроверсия, нейротицизм, психотицизм, эмоциональность, активность, социабельность. Относительная роль наследственности и среды в формировании черт темперамента.

Психогенетические исследования движений. Межиндивидуальная вариативность параметров движений: вклад генетических и средовых факторов.

Уровни анализа генетической детерминации ЦНС. Нейроэндокринные механизмы регуляции генетических процессов.

Природа межиндивидуальной вариативности показателей электрической активности мозга: ЭЭГ, ВП, ПМСД (потенциалы мозга, связанные с движением).

Психогенетические исследования функциональной асимметрии. Становление функциональной асимметрии в онтогенезе, гендерные отличия.

Генотип-средовые соотношения в индивидуальном развитии. Возрастная динамика ГС-соотношений в изменчивости: когнитивных функций, ЭЭГ и ВП.

Психогенетические исследования психического дизонтогенеза. Аутизм.

Психогенетические исследования психического дизонтогенеза. Синдром дефицита внимания и геперактивности.

Психогенетические исследования психического дизонтогенеза. Неспособность к обучению.

Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Психологии»

Протокол № 2 от 11 сентября 2013 г.

Заведующий кафедрой И.А.Кравченко




map