Психол. практикум. Занятие 2



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Семинарское занятие № 2

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ В СОЦИАЛЬНО-ППСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы для устной подготовки:

Понятие о методологии и методе в психологии.

Классификация методов изучения психики в психологической науке.

Достоинства и недостатки экспериментальных и неэкспериментальных методов.

Структура и этапы проведения научного исследования в психологии.

Диагностические методы в психологии.

Этические аспекты научных исследований в психологии.

Вопросы для размышления:

Как изучить психику, если он нематериальная и не поддается непосредственному наблюдению?

Как психика человека связана с его поведением и деятельностью?

Можно ли, наблюдая за поведением человека, понять его психологические особенности?

Чем житейское наблюдение отличается от научного?

Какие этические проблемы затрагивает процедура проведения психологических исследований?

Практические задания:

Опишите, какие методы исследования вы использовали, когда:

а) изучали представления людей о психологии и психологах;

б) изучали особенности веры людей в гороскопы;

в) изучали влияние установки на формирования впечатления о человеке по фотографии (задание 2).

А также опишите, какие методы исследования были показаны в документальном фильме «Я и другие». Дайте письменное развернутое обоснование своим ответам.

Самостоятельно проведите исследование, направленное на выявление того, как установка о человеке влияет на его восприятие по фотографии. За основу возьмите процедуру исследования, показанную в документальном фильме «Я и другие»: найдите фотографию лица взрослого человека лет 50-60, которого не будут знать ваши испытуемые. Покажите фотографию четырем разным людям по-отдельности. Скажите всем испытуемым, что интересуетесь, как по чертам внешности человека можно определить его характер. При этом первым двум скажите, что человек на фотографии является преступником. Двум другим скажите, что человек на фотографии является ученым. Попросите каждого из них описать особенности характера и черты личности изображенного на фотографии человека. Побуждайте испытуемых называть, какие именно черты внешности говорят им о наличии у этого человека определенных черт характера. Оформите протокол проведения исследования на каждого испытуемого по следующей форме:

Протокол исследования

Дата исследования:

Ф.И. исследователя:

Имя и возраст испытуемого:

Особенности внешности изображенного

на фотографии человека

Черты характера, приписываемые ему испытуемым

Напишите общий вывод по результатам исследования каждого испытуемого. В выводе обязательно отразите: какие черты характера чаще всего называли испытуемые в зависимости от того, считали человека преступником или ученым; как много называли черт характера; высказывали ли сомнение в том, что о человеке можно судить по его фотографии; повлияла ли в целом данная вами установка относительно того, кем является изображенный на фотографии человек, на впечатление о нем у испытуемых.

Формы отчетности:

Устная подготовленность по теоретическим вопросам и готовность сформулировать собственное мнение на каждый из вопросов, предложенных для размышления.

Письменно выполненные задания № 1–2 с приложенными протоколами исследования и фотографией, которая была использована при проведении исследования.

Литература для подготовки:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004 (параграф 1.4),

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/index.php

Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» : Учебное пособие / И.В. Вачков, Н.С. Пряжников. – М. : Изд. Московского психолого-социального института, 2004. – 464 с. (параграф 6. Исследовательская деятельность психолога), http://www.koob.ru/vachkov_iv/profess_psych

Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. – М., 1995, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1

Коломинский Я.Л. Человек: психология. – Минск, 1998. (Глава 2),

http://www.koob.ru/kolominsky/chel_psih






map