Психология — Учебное пособие (Васильченко)



АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Т.З. Васильченко

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

Рекомендовано Научно-методическим советом университета

Издательство

Белгородского университета

кооперации, экономики и права

2011

ББК

В

Рекомендовано к изданию

кафедрой социальной работы

и психологии

Протокол №3 от 27.10.2011 г.

Автор

Васильченко Татьяна Зиновеевна, старший преподаватель кафедры социальной работы и психологии Белгородского университета кооперации, экономики и права

Рецензент

Верховод Федор Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии Белгородского университета кооперации, экономики и права

Васильченко Т.З.

В Психология и педагогика: Учебное пособие. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2011. – 140 с.

Пособие содержит лекционный материал, освещающий знания о психологии человека, механизмах и закономерностях памяти, внимания, мышления, о психологических факторах и особенностях поведения, общения и деятельности личности, о путях и способах воспитания человека, о видах и типах получения образования в России, об основах и особенностях обучения в школе и вузе.

Структура пособия отражает особенности формирования эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и способствует приобщению студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющей общей культуры будущего профессионала.

Издание предназначено для студентов всех направлений и специальностей подготовки дистанционной формы обучения, изучающих курс «Психология и педагогика».

ББК

Издательство БУКЭП, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………

4

Раздел 1. Психология…………………………………………

6

Тема 1.1. Предмет и методы психологии……………….

6

Тема 1.2. Психика и организм …………………………..

13

Тема 1.3. Сознание человека ……………………………

17

Тема 1.4. Познавательные процессы ……………………

20

Тема 1.5. Психические свойства……………………….

28

Тема 1.6. Психология личности…………………………

39

Тема 1.7. Межличностные отношения

42

Раздел 2. Педагогика…………………………………………

51

Тема 2.1. Основные категории педагогики…………….

51

Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность

56

Тема 2.3. Образовательная система России…………..

63

Тема 2.4. Педагогический процесс, его составляющие.

71

Тема 2.5. Организация учебной деятельности………..

79

Тема 2.6. Управление педагогическим процессом ……

94

Тема 2.7. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности………………………………………………………

106

Приложения…………………………………………………

115

Примерные вопросы для подготовки к зачету …………….

138

Список литературы…………………………………………..

140

ВВЕДЕНИЕ

«Психология и педагогика» представляет собой одну из базовых общеобразовательных дисциплин, призванную углубить знания студентов в области психологических, социальных и управленческих процессов, способствующих повышению профессионального уровня бакалавра.

Целью изучения дисциплины «Психология и педагогика» является освоение студентами знаний о сущности психологических и педагогических процессов, получение навыков изучения методов управления личностью и межличностными отношениями, воздействие на характер и условия психологической и воспитательной деятельности, необходимых для профессиональной подготовки бакалавров, удовлетворяющих потребностям кадрового регионального рынка.

Освоение дисциплины «Психология и педагогика» способствует повышению психолого-педагогической культуры, формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности.

Главной задачей представленного учебного пособия является рассмотрение психологии и педагогики в качестве важнейшего компонента общекультурной и общегуманитарной подготовки бакалавров и специалистов.

Структура учебного пособия включает раздел по психологии и педагогике, приложения в которых содержатся тесты по каждому из разделов дисциплины «Психология и педагогика», примерные вопросы для подготовки к зачету, список литературы.

В разделе по психологии излагаются основные сведения из области психологии. Особое внимание обращено на определения основных понятий психологии. Рассмотрены основные психические свойства, психические процессы и психические состояния личности человека.

Раздел по педагогике включает совокупность сведений по проблемам обучения, образования и воспитания. Знание основ педагогики, изложенных в данном учебном пособии, позволяет преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы воздействия не только на других людей, но и на самого себя в воспитательных целях и иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей.

Учебное пособие призвано удовлетворить интерес студентов к психологии человека, механизмам и закономерностям памяти, внимания, мышления, к психологическим детерминантам и особенностям поведения, общения и деятельности личности, к путям и способам воспитания человека, к видам и типам получения образования, к основам и особенностям обучения.

Все это позволит будущим специалистам и бакалаврам, сформировать современное социально-экономическое мышление, овладеть приемами эффективного общения и практическими навыками установления и поддержания деловых контактов, с помощью передовых психологических методов достойно выходить из кризисных и экстремальных ситуаций.

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1.1. Предмет и методы психологии

Психология в переводе с греческого – учение о душе (psyche – «душа», logos- «учение», «наука»). Это наука, прежде всего о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей.

Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления (явления человеческой души, «внутреннего» мира). Следовательно, объектом изучения психологии выступает не только человек, социальные группы, массы и другие формы общности людей, но и высокоорганизованные животные.

Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой ряд других задач:

— изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

— анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;

— исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

— содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка практических и научных методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

В самом общем виде психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Она существует благодаря способности головного мозга человека и животных отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности.

Многочисленные явления психики подразделяются на три основные группы:

психические процессы – это быстро протекающие психические явления, такие как: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление;

психические состояния – это более длительные психические явления, такие как: бодрость, усталость, настроение, сосредоточенность и др.;

психические свойства или качества – устойчивые постоянные психические особенности человека, в основном наследственные или врожденные, такие как: темперамент, характер, способности, волевые качества, задатки и т.д.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Она находиться на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными науками. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы. Свои пути изучения этого предмета. Что касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук. То это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек – главное действующее лицо мирового процесса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслиться как максимальной расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования. Их можно условно разделить на четыре группы:

1. Организационныеотносятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы;

2. Эмпирические способы добывания научных данных — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностический (тесты, анкеты, интервью, беседа), праксиометрические — приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т.д.);

3. Приемы обработки данных – количественный и качественный анализ, в том числе и дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;

4. Интерпретационные методы – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Выделим основные этапы становления психологической науки и дадим их краткую характеристику:

1. Психологические знания в античности.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» — дух, душа), согласно которому у всего, что существует есть душа. Душа понималась как не зависимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и не живыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Душевные явления подразделяются на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделение (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение — в брюшной полости.

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.

2. Психология в средние века.

Трактовка души увязывается с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

3. Умозрительная психология. XVII век.

Характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских позиций, без экспериментальной базы. Р.Декарт приходит к выводу, что «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Это противоречие породило психофизическую проблему: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке.

Попытку соединить вновь тело и душу человека предпринял Спиноза (голландский философ). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики.

4. XVIII век: зарождение эмпирической психологии.

Термин «эмпирической психологии» веден немецким философом Х. Вольфом, для обозначения направления в психологии, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.

Английский философ Дж. Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, начинает мыслить, образовывать сложные идеи. Локк ввел понятие ассоциации. Основателем ассоциативной психологии в XVIII в. стал английский врач и священник Д. Гартли.

5. XIX век: психология становиться самостоятельной наукой.

Это становление (60-е г.) связано с появлением научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в вузах, а также внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной дисциплины явилась физиологическая психология нем. ученого В.Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории.

6. Возникновение психологии в России.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Его заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление развивал В.М. Бехтерев. Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

Существуют пять основных подходов к изучению психологии человека: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология и когнитивная психология. Кроме того, многие психологи не придерживаются постоянно какой-либо одной из этих концепций, а выбирают ту, которая лучше подходит для данной конкретной ситуации.

Бихевиоризм (от англ. behavior – «поведение») – это направление в психологии в рамках которого считается, что психология должна изучать только наблюдаемое поведение человека. Основной схемой бихевиоризма является принцип «стимул – реакция».

Начало развития этого направления было положено в США в самом конце прошлого века Э. Торндайком. Однако и программа и сам термин был предложен в 1913 г. Джоном Уотсоном (является основоположником).

Он считал, что психология должна стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения, а не сознания (которое в принципе не наблюдаемо). Последователи Д. Уотсона Э. Томлер, К. Халли, Б. Скиннер пришли к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» – знаниями, контролирующим механизмом и др. В результате поощряемые поступки совершаются чаще, а наказуемые реже.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – «образ», «форма») – это направление в психологии изучающее целостные структуры сознания, образы.

Возникло в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, К. Келера, К. Левина. Это направление возникло в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлемента, а затем изучали их по отдельности. Такой подход оправдывал себя в классических точных науках: физике, математике, биологии, но не в психологии. Слово «Гештальт» как понятие было введено Г. фон Эренфельсом и не имеет точного эквивалента ни в английском, ни в русском языке. Приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «структура», «форма», «организованное целое».

Основное положение Гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть просто сумма его частей. Это утверждения явно противоречит всему, что мы знаем, например, из геометрии. Однако дело в том, что приверженцы данного направления сравнивают поведение скорее с музыкой, чем с математикой. Вспомним любимую песню. Если бы мы воспринимали каждую ноту в отдельности, то не смогли бы воспроизвести мелодию.

Психоанализ – это направление в философии, психологии, психотерапии, изучающее сферу бессознательного: сны, оговорки, непонятную тревогу, необъяснимые поступки и пр.

Это старейшее из пяти рассматриваемых направлений, возник на рубеже веков благодаря идеям З. Фрейда. С точки зрения психоанализа людьми управляют иррациональные побуждения, скрытые в сфере бессознательного. И поскольку человек не осознает психические процессы, происходящие в сере бессознательного, ему необходимо «подвергнуть» себя психоанализу.

Гуманистическая психология – это направление психологии, изучающее духовное развитие человека, его личностный рост, а так же проблемы самоопределения.

Возникло в США благодаря трудам К. Роджерса, А. Маслоу в 40-50-х гг. ХХ в. Ее представители Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи.

Психологи этого направления считают, человек постоянно развивается, изменяется и стремиться достичь полной реализации своих способностей.

Когнитивная психология (от англ. «cognition» – «познание») – направление в психологии изучающее закономерности процессов познания.

В центре внимания когнитивной психологии находятся познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. В настоящее время область исследований когнитивной психологии настолько расширилась, что включает в себя изучение сновидений, гипноза, медитации, а также воздействие различных лекарственных препаратов на процесс мышления.

Эклектизм («избирающий») – направление, согласно которому психолог выбирает сам, какой именно подход применить в конкретной ситуации.

Тема 1.2. Психика и организм

Возникновение и развитие психики человека является одной из сложных проблем. Психика – общее понятие, объединяющие многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два понимания природы психики: материальное и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство живой материи самоуправление развитием и самопознание (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях развития идеальное отождествляется с психическим.

Психика человека развивается и существует только в тесном единстве с его организмом. Для здоровой психики необходимы такие биологические условия: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ. Существует множественное количество других органических условий, определяющих нормальное функционирование нашей психики.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

В современной психологии большое значение уделяется связям между морфологическими особенностями строения тела индивида и его психикой. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.

Немецкий психолог Э. Кречмер в работе «Строение тела и характер» изучал связи, которые существуют между строением тела и его психологическим складом:

— астеник – худой, с узкими плечами и плоской грудью. С детства очень слабые и нежные, они быстро растут, не склонны к увеличению мышечной массы. Им присуща склонность к уединению, скрытность чувств, социофобия (страх перед общественными контактами);

— атлетик – сильно развитые скелет и мускулатура. Им присуща потребность в доминировании, храбрость, склонность к риску, психологическая неустойчивость, отсутствие сострадания, самоуверенность;

-пикник – склонность к ожирению, плотная фигура. Им присуща пристрастие к еде, любовь к компаниям. Приветливость во всем, жажда любви и одобрения окружающих, эмоциональная ровность.

Как и Э. Кречмер, У. Шелдон пришел к выводу о существовании трех «соматотипов», т.е. основных моделей строения человеческого тела:

— эндоморфный – мягкость тканей, отложение жира – висцеротонический темперамент (лат. viscera – внутренности, т.е. функциональное преобладание органов пищеварения);

— мезоморфный – широкие плечи, мускулистые конечности – соматотоник (греч. soma – тело);

— эктоморфный – худой человек, слабая мускулатура – церебротонический темперамент (лат. cerebrum – мозг).

Структура психики включает четыре подструктуры: психические явления, уровни психики, фазы психики и индивидуальное Я.

1. Психические явления – это психические процессы, состояния и свойства личности.

2. Уровни психикибессознательная психика (бессознание) и сознательная (сознание).

Бессознание (подсознание) есть проявление инстинктивной программы поведения, проявление исторического опыта предков, а так же формируется в индивидуальной жизни на основе подражания, приспособленческого поведения, развития привычек и навыков в целенаправленных действиях. Свойства бессознания – это отождествления своего Я с собственным телом, всеми его процессами, подражательность, ситуативность, автоматичность действий, их стереотипность.

Сознание – формируется на основе общения, мышления, речи и в процессе деятельности. Это высший творческий уровень психики человека, которому свойственна духовная, субъективная свобода, критичность, нравственная мотивация, способность идеального планирования и моделирования всех предстоящих форм активности.

Фазы психики – актуальная, интуитивная, потенциальная.

Актуальная фаза – осознанная, в которой проявляется, ощущается, переживается конкретная активность человека и на которой сосредоточено внимание. Психическое содержание этой фазы фиксируется, сохраняется и воспроизводиться в памяти.

Интуитивная фаза – не осознана, непроизвольная, вспомогательная относительно актуальной фазы. Она соучаствует в решении задач актуальной фазы, все психические процессы в ней протекают более быстро и нередко выдают решения не только в состоянии бодрствования, но и в сновидениях.

Потенциальная фаза – включает все материальные механизмы психики, на которые не действует активность внимания. Это потенциальная материализованная психика, которая может перейти в первые две фазы при условии сосредоточения или рассеивания внимания.

Индивидуальное Я. Это одно из самых сложных явлений и понятий психологии, философии и религии. З. Фрейд в трехуровневой структуре психики определил первый базальный уровень как ОНО – бессознание (подсознание), второй, он же средний уровень как Я – сознание и третий уровень – сверх Я или сверхсознание.

У. Джеймс определил четыре понятия Я:

— Я – материальное – мое тело, моя одежда, моя собственность;

— Я – эмпирическое, социальное (включает различные отношении человека в обществе);

— Я – духовное – это совокупность явлений индивидуальной психики (сознание, способности, характер и др.);

— Я – чистое – общение в идеальном мире с Абсолютным Разумом.

В отечественной психологии принято понятие Я как индивидуальная духовная целостность, основа психики и всех психических явлений индивида, которая тождественна сама себе на протяжении всей жизни и одновременно различна по содержанию в соответствии изменениями индивидуального опыта.

Я – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих психических и физических состояний, действий и процессов.

Тема 1.3. Сознание человека

Высшей формой развития психики является сознание. Существенное отличие человека от животного состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о прошлом и думать о будущем. Все это связано со сферой человеческого сознания. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали, так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.

Выделим основные характеристики сознания человека:

первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отдельное от остального мира существо готовое и способное к изучению мира. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется;

мысленное представление и воображение действительности – вторая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом тесно связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших формах не существует. В сознании отражаются только основные существенные характеристики предметов, событий и явлений;

третья характеристика сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется умственная структура, в соответствии с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смысла слов.

Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и перерабатывающей соответствующие образы. Примером образного человеческого сознания является литература, искусство, музыка.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека и далеко не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения – ощущения равновесия, мышечные ощущения; бессознательная память – память, которая связана с долговременной и генетической памятью; бессознательная речь – внутренняя речь; бессознательная мотивация – влияет на направленность и характер поступков. Но особый интерес представляют личностные проявления бессознательного.

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки. В основе второй группы лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов и др., что напрямую или косвенно связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа связана с восприятием, памятью и воображением: сны, грезы, мечты.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

— когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

— когда человеку требуется преодолеть сопротивление (физическое или психологическое);

— когда необходимо найти выход из какой-либо конфликтной ситуации. Которая сама собой, без волевого решения разрешиться не может;

— когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении между сознанием и бессознанием является сложным и не решается однозначно. Причиной этого является, тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием.

Тема 1.4. Познавательные процессы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map