Семинарское занятие 3



Семинарское занятие № 3

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(продолжение темы)

Вопросы для устной подготовки:

Понятие о методологии и методе в психологии.

Классификация методов изучения психики в психологической науке.

Достоинства и недостатки экспериментальных и неэкспериментальных методов.

Структура и этапы проведения научного исследования в психологии.

Диагностические методы в психологии.

Этические аспекты научных исследований в психологии.

Вопросы для размышления:

Как изучить психику, если он нематериальная и не поддается непосредственному наблюдению?

Как психика человека связана с его поведением и деятельностью?

Можно ли, наблюдая за поведением человека, понять его психологические особенности?

Какие этические проблемы затрагивает процедура проведения психологических исследований?

Чем отличаются исследовательские методы от диагностических?

Практические задания:

Из литературы, СМИ или Интернета подберите два диагностических психологических теста или опросника: один тест (опросник) должен быть популярным и не отвечать требованиям, предъявляемым к тестам (опросникам); второй тест (опросник) должен быть стандартизированным и соответствовать требованиям, предъявляемым к тестам (опросникам). Письменно сравните эти два теста (опросника) друг с другом и обоснуйте, почему один из них является стандартизированным и может быть использован в диагностической работе, а второй не является стандартизированным и поэтому не может быть использован в диагностической работе. Тесты должны быть приложены к заданию, а также должен быть указан точный источник тестов (книга, журнал, сайт и т.д.).

Прочитайте главу 1 «Введение» из книги Айзенк Г., Вильсон Г. «Как измерить личность», выпишите и кратко законспектируйте основные этапы разработки опросников, достоинства и недостатки опросника как метода изучения личности человека.

Формы отчетности:

Устная подготовленность по теоретическим вопросам и готовность сформулировать собственное мнение на каждый из вопросов, предложенных для размышления.

Письменно выполненные задания № 1–2 .

Литература для подготовки:

Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб, 2004 (параграф 1.4),

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/index.php

Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» : Учебное пособие / И.В. Вачков, Н.С. Пряжников. – М. : Изд. Московского психолого-социального института, 2004. – 464 с. (параграф 6. Исследовательская деятельность психолога), http://www.koob.ru/vachkov_iv/profess_psych

Немов, Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М., 1995, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1

Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1998. (Глава 2),

http://www.koob.ru/kolominsky/chel_psih

Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон. – М. : Когито-Центр, 2000. – 284 с. (Глава 1 «Введение»),

http://www.middle-aged-woman.com/wp-content/uploads/2010/01/kak-izmerit-lichnost-Ayzenk-Vilson.pdf






map