Семинарское занятие №7_new (раздел 2)



Семинарское занятие №7

Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение

(2ч)

1. Факторы формирования личности человека.

2. Социализация личности: понятие, механизмы, особенности на современном этапе, стадии развития личности в процессе социализации.

3. Понятие, структура и функции социальной установки.

4. Аттитюд и реальное поведение.

5. Проблема социальной идентичности в группе.

Методические рекомендации для подготовки студентов.

Первый и второй вопросы предполагают раскрытие следующих понятий: индивид, личность, индивидуальность.

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Можно сказать, что, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений.

Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.

Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода.

Необходимо рассмотреть и вопрос, касающийся психологической структуры личности. Сравнить подходы к изучению личности Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, К.К.Платонова и др.

При раскрытии третьего вопроса надо рассмотреть сущность таких понятий, как социальный контроль, признаки социальных норм, социальные санкции. Социальный контроль – это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека. В широком социально-психологическом смысле социальный контроль охватывает все возможные сферы влияния.

В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции. Выделяют различные признаки социальных норм: общезначимость, возможность применения группой или обществом санкций, наличие субъективной стороны, взаимозависимость, масштабность.

Традиционно выделяют следующие виды санкций: негативные и позитивные, формальные и неформальные.

Четвертый вопрос требует усвоения следующих понятий: психологические особенности социализации личности, факторы социализации, формы социализации личности, механизмы и этапы социализации личности, институты социализации личности.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представлений психологической науки. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Необходимо обратить внимание на изучение следующих социально-психологических механизмов социализации: идентификацию, подражание, внушение, социальную фасилитацию, конформность.

Проблеме социальной установки посвящены пятый и шестой вопросы. При раскрытии содержания необходимо рассмотреть такие вопросы, как признаки социальной установки и аттитюда, функции аттитюда (приспособительная функция, функция знания, функция выражения, функция защиты), трехкомпонентная структура аттитюда М. Смита, диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности, модели объяснения процесса изменения социальных установок (бихевиористская и когнитивистская теории), связь аттитюда и реального поведения.

При освещении седьмого вопроса надо рассмотреть понятие идентичности, введенное в науку Э. Эриксоном, который рассматривает его в двух аспектах:

в органическом и индивидуальном аспекте, т.е. как непреложную данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия;

в социальном аспекте, вследствие чего выделяется групповая и психосоциальная идентичность.

Обратить внимание при подготовке к семинару на следующие положения:

Важно установить отличие подхода социальной психологии к понятию «личность» от двух «родительских» дисциплин: социологии и психологии

Модель личности в системе социальной психологии, с одной стороны, соединяет два подхода: социологический и общепсихологический, а с другой, – имеет от них качественное отличие.

В рамках социологического подхода рекомендуется изучение работ следующих авторов: Н. Смелзера, И.С. Кона.

При рассмотрении понятия личность в общепсихологическом подходе необходимо изучить концепции Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова и других.

Литература:

Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

Андреева Г.М. Социальная психология. ., 2004.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М,, 2001

Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 1988

Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2004.

Майерс Д. Социальная псивохология /пер. с англ. СПб., 2005

Мудрик А.В. Социализация человека.- М., 2001

Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1994.






map