Стресс присвоения статуса инвалида Иванова А.



Стрессовые факторы инвалидизации (присвоения личности статуса инвалид). Направление психокоррекционной работы.

Доклад представлен на тему — стрессовых факторов инвалидизации – присвоению личности статуса инвалид. И основные направления психокоррекционного взаимодействия.

Смена статуса всегда психологически отражается на эмоциональном состоянии человека. Проследить это возможно на примере обычных житейских ситуаций, знакомых всем. Например: в ситуации замужества, развода, рождения детей, смерти супругов, потери работы, выхода на пенсию формируются определенные чувства, отражающие отношение человека к происходящим событиям, и к себе, как к непосредственному их участнику.

Изменение статуса, всегда означает психологическое испытание для личности и по-прежнему остается одной из актуальных проблем в контексте инвалидности, в ситуации ее установления, либо утраты.

В социальной психологии под статусом личности понимается занимаемое ею место в структуре какой-либо группы. Осуществление деятельности, связанной с занимаемым статусом происходит через его динамическую реализацию, которую называют ролью. Принимая роль, личность возлагает на себя определенные права и обязанности.

В рассматриваемой нами ситуации, стрессовые факторы можно разделить на два вида:

1. факторы связанные со статусом инвалид

2.факторы проявляющиеся непосредственно при прохождении медицинской комиссии.

1. Под первой разновидностью факторов подразумевается — во первых, такой феномен, как стигматизация.

Стигматизация — негативное выделение обществом социальной группы по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальных реакций на данного индивида или представителей социальной группы.

Стигматизация представляет собой процесс, при котором отдельные черты превращаются в глобальную характеристику человека, и эта оценка носит, как правило, негативный характер. Поколебать сложившееся представление чрезвычайно сложно, так как в сознании многих людей предубежденная установка присутствует как данность.

Так к понятию «инвалид» – сформировалось негативное отношение – Статус инвалид воспринимается как личностная особенность – как ущербность. … Подобная социальная и психологическая «девальвация» положения человека, является серьезной психосоциальной проблемой.

Вторая направленность имеет отношение к обстоятельству, что с понятием «инвалидность» тесно связанно с понятием «трудоспособность» — при определение группы инвалидности подразумевает, что состояние здоровья человека несколько ограничивает его способность к трудовой деятельности. Однако воспринимается этот факт через призму установки сверхобобщения — «инвалид, значит непригодный к работе».

Стоит отметить, что за последние годы произошел ряд изменений в системе Медико-Социальной Экспертизы, в том числе пересмотрено соотношение группы инвалидности и степени утраты трудоспособности. Так если ранее уровень 1й и 2й группы подразумевал утрату трудоспособности, теперь для каждого уровня инвалидности определяется свои ограничения по труду (где-то большие, где-то меньшие) — но полные ограничения по труду формулируются достаточно редко.

Таким образом, отмечается наличие информационного дефицита, что провоцирует подмену понятий и способствует формированию негативного отношения к инвалидизации.

К тому же определение группы инвалидности выступает в роли официального признания дефицита здоровья. На подобную ситуацию человек с определенным складом склонен реагировать протестом. Можно наблюдать высказывания типа «у меня ни когда на болело», «всю жизнь здоров был, а тут такое», «да я раньше ни когда по врачам не ходил» — здесь стрессогенность связанна с экзистенциальным восприятием собственной личности, ее целостности, полноценности.

Идентичность перестраивается при смене любого статуса. Конфликт в данном случае формируется из-за того, что у больного, находящегося в переходном периоде смены статуса, при установлении, либо утрате инвалидности личностная и социальная идентичность претерпевает значительные структурные изменения, подчас достигающие степени разрушения. В психологических понятиях это означает кризис идентичности, когда человек теряет систему координат не зная, кто он теперь такой «…был инвалид, а теперь кто я…?» и чувствует себя недееспособным, ущербным, потерянным и несчастным.

2. Теперь осветим вторую разновидность стрессовых факторов, связанных с обстоятельствами прохождения процедуры освидетельствования.

Первая особенность, являющаяся стрессогенной – это не равенство положений членов экспертной комиссии и человека, обратившегося с заявлением. Неравноправность позиций, в случае любой экспертизы, изначально детерминирована потребностью в «особом, более значимом мнении». Психологический смысл данного феномена обозначает то, что экспертное мнение профессионала, обладающего правом решающего голоса, априори более компетентно, так как «эксперт знает лучше». Таким образом, роль «эксперта» всегда определяет неравность позиций, что в случае медико-социальной экспертизы проявляется в психологическом возвышении врача-эксперта как бы «над» освидетельствуемым.

Вторая особенность – краткосрочность. Недостаток времени не позволяет взаимодействующим сторонам освоиться психологически, т.е. наладить фазу безопасности.

Психологический комфорт в ситуации экспертизы напрямую зависит от содержания имеющейся установки. Которая характеризуется либо усилиями принять реальную ситуацию (пересмотреть, перепрограммировать деятельность, направив ее в конструктивное русло проблемно-решающего поведения для налаживания жизни, поиска работы, возможностей переобучения, расширения сферы социальных контактов, взаимодействий и интересов), либо непринятием, протестом, что обусловливает невозможность выполнения целенаправленной деятельности, уход от задач по адаптации.

Если рассматривать направления психокоррекционной работы с людьми воспринимающий процедуру определения группы инвалидности как стрессовую. То можно выделить такие направления, как когнитивный подход — с целью коррекции восприятия статуса инвалид, коррекции иррациональных установок, связанных с инвалидностью, коррекция отношения к процедуре освидетельствования, к врачебной комиссии.

Так же корректным является техники гештальт подхода — так например можно выделить технику «фигура и фон». С целью пере фокусировки со статуса инвалид на объективную жизненную ситуацию.

В заключении доклада важно отметить, что все освященные ситуации имеют место отношение в лицам определенных личностных характеристик. Степень стрессогенности определения инвалидности связанно в такими характеристиками, как внутренняя картина болезни. Так например, человек с гармоничным типом, и в ситуации освидетельствования не будет испытывать выраженного эмоционального дискомфорта, при том, что человек с преобладающими чертами тревожности, мнительности с большим напряжением переживет ту же самую ситуацию.

Исследования показали, что дезадаптивные установки обусловлены как дефицитом социально-экономических, так и индивидуально-психологических ресурсов.

Таким образом, сам статус инвалид, является все же нейтральным значением. Свою стрессогенность он приобретает при сопряженности с особенностями личности.




map