ТРУВЕ — Учебное пособие — Развитие личности



МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВРСИТЕТ»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

К СПЕЦКУРСУ ДЛЯ МАГИСТРОВ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ»

Автор:

канд. психол. наук,

доцент кафедры юридической

психологии и военной психологии

Э.И. Труве

Ростов – на – Дону

2011

Рецензенты:

зав. кафедрой психологии РО ИПК и ПРО, профессор, д.п.н.

Т.Н. Щербакова

зав. кафедрой юридической и военной психологии, профессор, д.п.н.

О.Ю. Михайлова.

Труве Э.И.

Развитие личности детей и подростков в условиях семьи и детского учреждения: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2011. – 131 с.

Аннотация

В пособии рассматриваются современные концептуальные подходы к изучению структурно – функциональных нарушений семейных отношений, деструктивного влияния этих нарушений на развитие личности ребенка. Анализируются особенности развития личности детей и подростков в семьях с открытой и закрытой формой неблагополучных отношений. Раскрываются неспецифические и специфические долгосрочные последствия в развитии личности ребенка, порожденные условиями развития в неполной семье. Характеризуется специфика организации процесса социализации и особенности развития детей в учреждениях. Систематизируется и описывается положительный опыт воспитания ребенка в условиях современных форм замещающей заботы о детях и подростках, оставшихся без родительского попечительства.

Учебное пособие позволяет оптимизировать учебный процесс при преподавании спецкурса, а также может быть использовано при написании курсовых, дипломных и магистерских работ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

5

Модуль 1. Роль семьи в развитии личности ребенка

8

1.1. Функциональные и структурные особенности семьи

8

1.2. Структурно-функциональные нарушения семейных отношений и их влияние на развитие ребенка

14

1.3. Вопросы для самоконтроля

23

1.4. Проектные задания к модулю 1

24

1.5. Рекомендуемая литература

24

Модуль 2. Развитие личности детей и подростков в семьях с неблагополучными отношениями.

26

2.1. Развитие личности детей и подростков в семьях с открытыми формами неблагополучных отношений

26

2.2. Развитие личности детей и подростков в семьях со скрытой формой неблагополучных отношений

41

2.3. Вопросы для самоконтроля

49

2.4. Проектные задания к модулю 2

50

2.5. Рекомендуемая литература

51

Модуль 3. Развитие личности детей и подростков в неполной семье

53

3.1. Характеристика социальной ситуации развития в неполной семье

53

3.2. Особенности развития личности детей и подростков в неполной семье

67

3.3. Вопросы для самоконтроля

72

3.4. Проектные задания к модулю 3

73

3.5. Рекомендуемая литература

73

Модуль 4. Развитие детей и подростков в государственных учреждениях

75

4.1. Особенности социализации детей и подростков в детских учреждениях

75

4.2. Особенности развития детей и подростков в условиях детских учреждений

85

4.3. Вопросы для самоконтроля

93

4.4. Проектные задания к модулю 4

94

4.5. Рекомендуемая литература

94

Модуль 5. Развитие ребенка в условиях современных форм замещающей заботы о детях и подростках, оставшихся без родительского попечительства

96

5.1. Развитие ребенка в приемной семье при усыновлении

96

5.2. Развитие детей в условиях опеки

115

5.3. Развитие детей и подростков в условиях профессиональной замещающей семьи

120

5.4. Вопросы для самоконтроля

128

5.5. Проектные задания к модулю 5

129

5.6. Рекомендуемая литература

129

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема развития детей и подростков в разных социальных условиях (семьи и детских учреждений), которой посвящено данное учебное пособие, имеет особую актуальность и социальную значимость из-за кризисного состояния, переживаемого современной семьей.

Актуальность темы, изложенной в учебном пособии, определяется еще и социальным запросом, связанным с резким увеличением в странах детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно актуальностью вопросов, связанных с психолого-педагогическим обеспечением адекватной и полноценной организации воспитательного процесса в детских учреждениях.

Изложение материала опирается на основные принципы и подходы к проблеме психического развития человека, разрабатываемые в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.). Прежде всего, это положение о социальном наследовании психических свойств и способностей и особой роли в этом материальной и духовной культуры общества.

Особо важным для нас является принципиальное положение Л.С. Выготского об условиях, источнике и механизмах психического развития человека, понимание им социальной среды как источника психического развития.

Значимым положением при изложении материала является развиваемая В.И. Слободчиковым идея о событийной общности взрослого и ребенка в механизме развития субъективности человека.

Предметом внимания в учебном пособии является изучение особенностей психического развития детей и подростков в условиях депривации детско-родительских отношений, наблюдаемой в семье и особенно остро выступающей в детских учреждениях.

В пособии обсуждаются идеи и результаты исследований известных отечественных ученых и их последователей (В.С. Мухиной, И.В. Дубровиной, Е.О. Смирновой, Е.А. Сергиенко, Е.Т. Соколовой, Л.М. Шипицыной и др.)

Рассматриваются концептуальные подходы и материалы работы зарубежных исследователей (Дж. Боулби, Р. Шпиц, Д. Винникот, Й Лангеймер, З. Матейчик, Г. Фигдор и др.).

Главной целью пособия является раскрытие важности и огромного значения для полноценного развития личности ребенка наличия гармоничных отношений между родителями и ребенком, разного рода нарушения этих отношений приводят ребенка к депривационному пути развития.

Представленное учебное пособие направлено на методическое обеспечение читаемого спецкурса «Психологические особенности детей и подростков, лишенных родительского попечительства».

Цели учебного пособия состоят в том, чтобы углубить и расширить научные представления студентов:

о социально-психологической природе и механизмах психического развития человека;

об условиях и факторах, порождающих депривационное развитие детей и подростков;

о современных подходах к изучению структурно-функциональных нарушений в семейных отношениях и деструктивном влиянии этих нарушений на развитие личности ребенка;

о специфике организации процесса социализации в государственных детских учреждениях и особенностях психического развития детей и подростков, воспитываемых в этих условиях;

о современных формах замещающей заботы о детях и подростках, оставшихся без родительского попечительства, и специфике воспитания и развития ребенка в условиях приемной семьи.

Основными задачами учебного пособия являются:

раскрытие внешних и внутренних причин нарушений структурно-функциональных особенностей семейных отношений, приводящих к депривации развития ребенка;

рассмотрение специфических нарушений в поведении и личностном развитии детей и подростков, воспитываемых в семьях с неблагополучными отношениями;

раскрытие влияния условий наполной семьи на психическое развитие детей и подростков;

описание общих принципов жизнеустройства в государственных детских учреждениях и особенностей работы учреждений разного типа (дома ребенка, детского дома, школы-интерната);

анализ результатов исследований, посвященных выявлению специфических особенностей психического развития детей и подростков в условиях детских учреждений;

изложение основных факторов, определяющих характер детско-родительских отношений в приемных семьях;

характеристика специфики и этапов становления семейной системы в приемной семье.

Учебное пособие состоит из пяти модулей. Первые три из них посвящены особенностям развития детей и подростков в семье, четвертый модуль освещает вопросы социализации и развития ребенка в детских учреждениях, пятый модуль отражает важные аспекты развития в условиях современных форм замещающей заботы о детях и подростках, оставшихся без родительского попечительства. Каждый модуль сопровождается списком вопросов для самоконтроля, проектными заданиями, а также списком рекомендуемой литературы.

Модуль 1. Роль семьи в развитии личности ребенка

Целью данного модуля является формирование адекватных научных представлений о:

современных концептуальных подходах к изучению структурно-функциональных нарушений в семейных отношениях;

деструктивном влиянии этих нарушений на развитие личности ребенка.

Задачами данного модуля являются:

Описание функциональных и структурных особенностей современной семьи.

Рассмотрение основных классификаций типов семей.

Анализ существенных параметров, характеризующих систему отношений в семье.

Определение понятий «нормально функционирующая семья» и «дисфункциональная семья».

Раскрытие особенностей деструктивной семьи.

Характеристика типов неадекватного отношения матери к ребенку.

Раскрытие внешних и внутренних причин нарушений структурно-функциональных особенностей семейных отношений, приводящих к депривации развития ребенка.

1.1 Функциональные и структурные особенности семьи

Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, выступая как малая социальная группа, так и всего общества, выступая как важнейший социальный институт. Главными характеристиками семьи являются её функции, структура и динамические особенности.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определённых потребностей её членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 2000, с 20).

Выделяют следующие основные функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая. Выполнение семьёй её функций имеет значение не только для её членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьёй этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи – удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.

Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова(1996).

Проведённый анализ многочисленной литературы позволил ему выделить функции, наиболее часто приписываемые семье:

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколением ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь

8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

10. Социальный контроль над поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

12. Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Анализируя весь список «функций семьи», А.Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьёй», порождает и воспитывает детей.

В исследованиях известного зарубежного ученого М. Аргайла (1996) выявлено, что общение с детьми является главным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивает время их жизни, повышает стойкость по отношению к стрессам. По данным Й. Лангмейера и З. Матейчека(1984), даже одинокие матери счастливы, что имеют ребёнка (75%),и лишь 8% отрицательно относятся к нему.

А.Н. Елизаров делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определённых ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи. Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу её развития. Ценностные ориентации определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье» (А.Н. Елизаров,1996,с 47).

В.Н Дружинин (2007) справедливо считает, что семья возникает не после того, как в браке или вне его рождён ребёнок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание. Минимальное экономическое вспомоществование сегодня может предоставить государство или общественные организации. Но первичное воспитание (первичную социализацию) кроме родителей не может дать никто. Ребёнок может быть и неродным, приёмным, но если он воспитывается в семье, он член семьи. Муж и жена, воспитывающие детей, становятся отцом и матерью.

По определению Э.Г Эдеймиллера и В. Юстицкиса (2000), нарушение функций семьи – это такие особенности её жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определённые условия жизни семьи. Например, причиной нарушения воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и. т.д).

Структура семьи – это состав семьи и число её членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи даёт возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитетной системе отношений; во втором — о демократической.

Наиболее распространённая структура семьи в нашем обществе — это семья, включающая взрослых (мужа, жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причём, в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного — двух детей.

В работах С.И. Голода (1984) основное внимание уделялось структуре семьи, под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства.

Он выделил три идеальных типа семьи:

-традиционную патриархальную семью

-современную детоцентрическую

-супружескую семью

Все три типа семьи относятся к западноевропейской культуре, но имеют различную распространённость и представленность в обществах, отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием типологии семьи, по Голоду, было отношение власти (доминирования-подчинения). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребёнка — детоцентрической, при равенстве супругов и подчиненном положении детей — супружеской или эголитарной.

Социологи различают следующие основные формы семьи.

1. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, объединяет только 2 поколения. Сегодня это наиболее распространённая структура в западном обществе.

2. Расширенная нуклеарная семья включает нуклеарую семью и родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестёр, внуков и. т.д.), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.

3. Полная семья соответствует нуклеарной семье, если включает отца, мать и детей.

4. Неполная семья – если один из родителей отсутствует. Есть дополнительная категория – так называемые функционально не полные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.

5. Большая семья – группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой матриархата или патриархата. Обнаруживаемая в аграрных обществах, семья этого типа имеет общую собственность на землю, скот и средства производства.

6.Семья-двор также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае, живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством (слуги, наёмные работники и.т.д.),образуя в совокупности и социальное, и экономическое общество.

Исследованию психологических типов семьи посвящена работа М. Арутюнян (1988).

По её мнению, существует три варианта семьи: традиционная, детоцентрическая, демократическая.

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребёнка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании своих семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представлениях о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителя является обеспечение счастья ребёнка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребёнка к родителям). Существует симбиоз ребёнка и взрослого. В результате у ребёнка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребёнка после поступления в школу.

Цель в демократической семье – взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребёнка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причём, чем старше ребёнок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребёнком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с этим у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному принципу».

1.2 Структурно-функциональные нарушения семейных отношений и их влияние на развитие ребенка

По определению Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (2000), нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её функций. Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, по мнению авторов. является одним из наиболее трудных в современной науке о семье.

По мнению В.Н.Дружинина (2007) нормальная семья – понятие очень условное. Он предлагает считать таковой семью, который обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения её членам и создаёт потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

В.Н.Дружинин предлагает при изучении семьи расположить её по условным шкалам «нормальность – аномальность» и «идеальная семья – реальная семья».

В человеческой культуре в социальных нормах фиксируются идеальные, нормативные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Посему не всегда нормальная семья может считаться идеальной с позиции социокультурных норм, следуя которым, живёт та или иная общность людей. В реальной жизни возникают, существуют и распадаются реальные, а не идеальные семьи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от идеальной или нормальной семьи.

Шкала «идеальная – реальная семья» задаёт второе основание для изучения семьи, а именно, социокультурное основание.

Психологи изучают до сих пор реальные семьи, но с точки зрения их отклонений от нормы, т.е. реальные аномальные семьи.

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (2000) предлагают различать нормально функционирующие семьи и дисфункциональные семьи. По их определению, нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцировано выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменении как семьи в целом, так и каждого её члена.

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга.

Наиболее подробную классификацию типов и видов семей с точки зрения их структурного состава и особенностей функционирования предложил известный психиатр Е.А. Личко (1979).По структурному составу он выделяет: полную семью (есть мать и отец); неполную (есть только мать или отец); искаженную или деформированную семью (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). По функциональным особенностям, автор различает гармоничную и дисгармоничную семью, дисгармоничные семьи бывают разными. В.А. Личко обозначает следующие причины дисгармонии:

1) нет партнёрства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

2) деструктивная семья (нет взаимодействия между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведёт к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

Современная наиболее распространённая форма семьи – нуклеарная семья, которая представляет собой сложную динамическую систему отношений: супружеских (в системе муж-жена); детско-родительских (в системе родитель — дети); детских (в системе ребёнок — ребёнок).

В.Н. Дружинин (2007) считает основными параметрами, описывающих систему отношений в семье, отношения доминирования – подчинения, эмоциональной близости – отдалённости, ответственности.

Известный психотерапевт В. Сатир (1992) основным отношением в семье считает отношения власти (доминантность – субмиссивность) и выделяет следующие типы семей:

доминирующий муж – подчинённая жена;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map