Уч пособ Дифференц



Министерство образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Институт изобразительных наук и социально-гуманитарных наук

Кафедра психологии

Дифференциальная психология

Учебное пособие

Издательство

Иркутского государственного технического университета

2012

УДК 159. 99

Рецензенты:

канд. псих. наук, доцент кафедры психологии ОГАОУ ДПО ИПКРО Ковалева Е.Б.

Боллигер Л.В. « Дифференциальная психология» учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. – 142 с.

Пособие включает конспекты лекций, вопросы и задания для самостоятельной работы, тесты, используемые при изучении курса учебной дисциплины «Дифференциальная психология». Основой для составления конспектов послужили учебники А. Анастази «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» и С.К. Нартовой-Бочавер «Дифференциальная психология».

Предназначены для студентов психологического и социально-психологического направления очной и заочной форм обучения в высшем учебном заведении.

УДК 159. 99

© Боллигер Л.В., 2012г.

© Иркутский государственный

технический университет, 2012г.

Оглавление

Введение____________________________________________________ 5

Глава 1. Дифференциальная психология как наука________________ 6

Предмет и задачи дифференциальной психологии______________ 6

Этапы развития дифференциальной психологии________________ 7

Понятие психологической нормы____________________________ 10

Направления дифференциально-психологических исследовани _ 11

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала____________ 12

Литература____________________________________________________ 12

Глава 2. Методы дифференциальной психологии_______________ 13

2.1. Классификация методов дифференциальной психологии__________ 13

2.2 Общепсихологические методы________________________________ 14

2.3. Психогенетические методы___________________________________ 15

2.4. Исторические методы (метод анализа документов)_______________ 16

2.5. Собственно психологические методы__________________________ 17 2.6.Каналы получения информации об индивидуальности____________ 20

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала____________ 22

Литература____________________________________________________ 22 Глава 3. Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность _____________________________________________ 22

3.1. Взаимодействие среды и наследственности _____________________ 22

3.2. Современное понимание наследственности и среды_______________ 29

3.3. Личность, индивид, индивидуальность__________________________ 32

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала____________ 36

Литература____________________________________________________ 36 Глава 4. Психология характера _______________________________ 37

4.1. Характер в структуре индивидуальности________________________ 37

4.2. Психология характера в работах А.Ф.Лазурского

и Г.Хейманса – Р.ЛеСенна_____________________________________ 39

4.3. Акцентуации характера ______________________________________ 43

4.4. Формирование характера_____________________________________ 47

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала____________ 49

Литература__________________________________________________ 49

Глава 5. Типологический подход к изучению личности и характера_ 49

5.1. Классификация как научный метод______________________________ 49

5.2. Психологические типы, выделенные К.-Г. Юнгом_________________ 50

5.3. Типология личности по Н. Мак-Вильямс_________________________ 54

5.4. Клинико-экзистенциальная типология характера__________________ 62

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала______________ 66

Литература__________________________________________________ 66 Глава 6. Психология черт личности ____________________________ 66

6.1. Черты личности как психологическая категория___________________ 66

6.2. Теория черт Г.Айзенка_________________________________________ 69

6.3. Теория черт личности в теории Р. Кеттелла______________________ 70

6.4. Модель Большой Пятерки____________________________________ 74

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала____________ 66

Литература____________________________________________________ 66

Глава 7. Психология пола______________________________________ 77

7.1. Пол в структуре индивидуальности_____________________________ 77

7.2. Теории развития половой идентичности_________________________ 78

7.3. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна_______________________ 81

7.4. Этология пола _______________________________________________ 84

7.5. Нейроандрогенетическая теория Л.Эллиса _______________________ 87

7.6. Половые различия в психологических качествах __________________ 88

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала______________ 90

Литература____________________________________________________ _ 90

Глава 8. Социально-классовые различия _____________________ 91

8.1. Социальная классовая структура _____________________________ 91

8.2. Классовые различия в психологическом развитии_______________ 93

8.3. Сельско-городские различия _________________________________ 96

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала______________ 99

Литература____________________________________________________ _ 99

Глава 9. Дифференциация и выбор профессии______________________ 99

9.1. Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии__99

9.2. Классификация профессий и профессиография___________________ 102

9.3. Направленность личности в структуре индивидуальности__________ 104

Индивидуальный стиль деятельности__________________________ 106

Профессиональные типологии________________________________ 107

Профессиональные интересы и их диагностика_________________ 110

9.7. Профессиональная самореализация мужчин и женщин ___________ 111

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала_____________ 113

Литература__________________________________________________ 113

Приложение _________________________________________________ 126

Диагностика межличностных отношений Т.Лири ___________________ 126

Определение форм поведения человека в конфликтных ситуациях

К. Томаса______________________________________________________ 129

Акцент 2-90____________________________________________________ 132

Опросник Кейерси______________________________________________ 135

Введение

Свидетельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их, существуют даже среди древнейших следов человеческой деятельности. На каком бы уровне развития ни находилась культура, она не может существовать без разделения труда, а, следовательно, предполагает признание этих различий между людьми.

Для каждого человека характерно то, что является общим для всех людей, что делает нас всех похожими. Но есть и то, что присуще только ему одному, что отличает нас друг от друга. В быту мы постоянно сталкиваемся с этими индивидуальными различиями, даже у близнецов мы находим то, что отличает их друг от друга. На житейском уровне мы можем проводить психодиагностику, выявляющую различия у тех людей, с которыми взаимодействуем. Но наука отличается от ненаучного знания и ненаучной диагностики тем, что в ней существуют теории, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности.

До недавних пор психология стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Но сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта. Объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении человека и определило становление дифференциальной психологии.

Для того, чтобы стать эффективным профессионалом, помогающим найти причину неблагополучия, а затем на основе диагностируемого нарушения выстроить модель помощи клиенту, необходимо формирование адекватного представления об особенностях индивидуального развития, а также об основных направлениях и возможностях практического применения диагностических и коррекционно-консультационных технологий.

Кроме того, знание студентами базовых представлений в области диагностики индивидуальных различий у людей является необходимым условием для формирования образа «Я» специалиста-психолога, работающего в области дифференциальной психологии.

Поэтому задачей данного учебного пособия является создание возможности формирования у студентов представлений о распознавании индивидуальных особенностей психики людей.

Материал, представленный в пособии, поможет ознакомиться с методами исследования свойств и черт характера человека, с помощью которых можно формировать умения постановки психологического диагноза, построении коррекционно-консультационных программ с использованием различных видов и форм психологической помощи.

Кроме этого, в пособии имеется приложение, в которое помещен диагностический инструментарий. Основой для составления данного учебного пособия послужили учебники А. Анастази «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» и С.К. Нартовой-Бочавер «Дифференциальная психология». Кроме того, сохранены ссылки на других авторов, использованных в данных учебниках.

Глава 1.

Дифференциальная психология как наука.

1.1. Предмет и задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого, при этом индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности.

До недавних пор психология стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Но сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В. Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.) [1] .

1.2. Этапы развития дифференциальной психологии

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда.

Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим). Здесь совершенно неизбежным оказывается исторический подход – рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий [5] .

Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание – к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность .

Дифференциальная психология имеет предысторию становления, в ходе которой некоторые направления донаучной, эмпирической мысли даже успели приобрести свои названия. Так, характерология стремилась свести различия между людьми к простым типам, т.е. занималась составлением классификаций по разным основаниям, как анатомо-физиологическим, так и психологическим. Представителями характерологии были, например, И. Кант, И. Банзен.

Другое направление, психогностика, выявляло и устанавливало отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и свойствами характера человека. В фокус внимания при этом попадали разные природные свойства человека. Так, в рамках физиогномики, основанной Ж. Лаватером, черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), развиваемой Ф.А. Галлем, стремились определять особенности человека по форме строения черепа. А приверженцы графологии, науки о почерке, которой больше других занимался аббат И.Мишон, диагностировали признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека, отраженным в его почерке. Все эти области донаучного познания, в свое время признанные ненадежными и отвергнутые позитивистской наукой, в настоящее время, уже на новых основаниях, вновь возвращаются в психологию индивидуальных различий. Задача будущих исследований – валидизировать эти приемы эмпирических обобщений и связать их с современными научными результатами [6] .

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В. Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. В течение некоторого времени в качестве синонимов использовались понятия: характерология (И. Банзен, Е. Люка), которая сегодня относится к области знания о характере; этология (Дж.Ст. Милль), в настоящее время изучающая науку о поведении; индивидуальная психология (А. Бине, Э. Крепелин), сегодня обозначающая адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г. Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию [8].

Первыми крупными представителями нового научного направления были А. Бине, Дж. Кеттелл, Ф. Гальтон, В. Штерн, в России – А.Ф. Лазурский. Основным методом исследования вначале были индивидуальные и групповые тесты, тесты различий умственных способностей, а позже – проективные методики для измерения установок и эмоциональных реакций.

Психология индивидуальных различий всегда испытывала влияние практики – педагогики, медицины, психологии труда. А ее оформление в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам:

1. Внедрение в психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь оказалось открытие В. Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории в 1879 году, где он начал в экспериментальных условиях (хотя и при помощи метода интроспекции) изучение психических процессов, в частности апперцепции. Очень быстро вслед за тем подобные лаборатории стали открываться и в других странах Европы и Америки.

2. Следующей предпосылкой превращения дифференциальной психологии в полноценную науку явилось использование методов статистического анализа. Статистические методы – это приемы прикладной математики, используемые психологией для повышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработки экспериментальных результатов.

Каждое психическое качество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка на континууме, выражающем изменение этой черты от минимума к максимуму. Почти каждый раз, когда рассматриваемое качество является результатом действия многих переменных, получается кривая нормального распределения, то есть малых (субнормальных) и больших (супернормальных) значений обычно меньше, чем значений средней величины (нормальных).

Необходимо отметить, однако, что не все закономерности подвержены закону нормального распределения, поэтому всегда необходимо убедиться, что изучаемое явление описывается именно нормальным распределением.

Первыми, кто обратил внимание на возможность применения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были бельгийский социолог А. Кетле и Ф. Гальтон.

Сейчас выделяют несколько направлений использования статистических методов в психологии: а) описательная статистика, включающая группировку, классификацию, графическое представление данных; б) теория статистического вывода, используемая для предсказания результата по данным обследования выборок; в) теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными [5] .

Обычно используют следующие приемы статистического анализа:

дисперсионный анализ позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей. Для некоторых исследовательских и практических задач именно дисперсия дает основную информацию;

корреляционный анализ удостоверяет наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными. При этом подтверждается одновременность проявления этих признаков, но вовсе не их причинная обусловленность;

факторный анализ – это группа методов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно. Задача факторного анализа состоит в самом общем виде в том, чтобы уменьшить количество переменных, свести все их многообразие к нескольким общим факторам.

Чтобы использовать методы статистического анализа, нужно быть уверенным в нормальности распределения изучаемого качества; но даже и при этом условии существует вероятность того, что полученные результаты окажутся случайными. Эта вероятность называется «уровнем значимости».

3. Третьей предпосылкой оформления дифференциальной психологии в подлинно научное знание явилось использование, данных психогенетики (пограничной с генетикой области психологии), предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод, использованный впервые еще Ф. Гальтоном, который позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств на аддитивную (передаваемую из поколения в поколение), неаддитивную (присутствующую у сиблингов, имеющую значение только для родственников одного поколения) и дисперсию, связанную с разницей в окружении.

1.3. Понятие психологической нормы

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. В связи с этим очень важным является понятие психологической нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние, по меньшей мере, четыре фактора [2,3].

1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества соотносят показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества (ведь если у человека «супернормальный» показатель агрессивности, едва ли это хорошо для окружающих и для него самого). Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и др.).

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.

4. Представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

1.4. Направления дифференциально-психологических исследований

В настоящее время иногда объектом внимания дифференциальной психологии оказывается отдельный признак (тревожность, профессиональная ориентация и т.п.), а иногда – индивидуальность в целом. В. Штерн выделил четыре направления функционирования психологии индивидуальных различий, которые продолжают развиваться и обогащаться [8]:

-вариативность рассматриваемого качества (насколько велик размах его значений в данной выборке);

-связь изучаемого качества с каким- либо еще качествами. При этом мы ни в первом, ни во втором случаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мы ограничиваемся одномоментным срезом;

-исторический подход (открывать причины и основные моменты развития интересующего нас качества). Этот подход необходимо соблюдать особенно в тех случаях, когда к индивидуальности подходят как к целостному явлению;

-многоуровневость и многофакторность индивидуальности.

К настоящему времени психология индивидуальных различий сохранила свою неоднородность, что проявляется в преобладании частнопсихологических теорий [7]. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционной теорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности [4] . Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии – это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности. Поэтому часто излагая основное содержание курса дифференциальной психологии, многие авторы (А. Анастази, В. Штерн и др.) придерживаются следующей логики: введение категорий и их наполнение психологическим содержанием; указание на врожденные и приобретенные детерминанты изучаемого качества; возможности психодиагностики в данной области. Но эта структура соблюдаться не везде, иногда авторы ограничиваются либо данными о вариативности признака, либо рассмотрением эмпирических типологий.

В таблице приведены основные направления исследований в дифференциальной психологии.

Основные направления дифференциальной психологии

Объект исследования

Качество исследования

1. Признак

Один у нескольких индивидов

вариационное

«горизонтальное»

2. Признак

Два и более у нескольких индивидов

корреляционное

3. Индивидуальность

Один индивид в отношении многих признаков

психогеографическое

«вертикальное»

4. Индивидуальность

Два и более индивида в отношении многих признаков

сравнительное

Вопросы и задания для самопроверки усвоения материала:

Что является предметом дифференциальной психологии?

Каковы предпосылки возникновения психологии индивидуальных различий как научной дисциплины?

Охарактеризуйте донаучный, естественнонаучный и гуманитарный этапы развития общей психологии.

Литература:

Анастази А. Дифференциальная психология. – М.: Апрель-Пресс, 2001. – 745 с.

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 534 с.

Краткий психологический словарь. – М., 1985.

Лейтес Н.С. Теплов Психология индивидуальных различий // Вопросы психологии. – 1982. – Т. 4. – С. 37-50.

Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. – 132 с.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map