Учебная практика (бакалавр УП)



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе

__________А.А. Чекушов

«____»___________2014 г.

Факультет Управления

Направление подготовки 080400.62 – Управление персоналом

Кафедра Менеджмента

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по прохождению учебной практики

для студентов всех форм обучения

Владимир, 2014

Общие положения

Учебная практика является обязательной составной частью образовательной программы высшего профессионального образования и проводится в соответствии с утвержденным учебным планом и графиком учебного процесса. Структурно данный вид практики представляет собой первую ступень системы практик.

Основным нормативно-методическим документом, регламентирующим работу в процессе прохождения практики, является программа практики.

Практика в организациях осуществляется на основе договоров между Владимирским филиалом РАНХиГС и организациями о прохождении практики студентов.

Непосредственное руководство практикой осуществляет ответственный по кафедре преподаватель, а так же сотрудник учреждения – руководитель практики от организации.

Базами учебной практики могут выступать государственные, муниципальные, общественные, коммерческие и некоммерческие организации, а также учебные и научные подразделения Владимирского филиала РАНХиГС. Предпочтение отдается тем организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач практики в более полном объеме. Студенты могут самостоятельно осуществлять поиск мест практики.

При невозможности прохождения практики по уважительной причине в установленные учебным планом сроки допускается ее прохождение по индивидуальному графику с защитой в общие сроки.

Цель и задачи практики

Цель практики:

— расширение, углубление и закрепление полученных теоретических знаний и умений, полученных в процессе обучения;

— расширение представлений студентов об избранном направлении обучения – управление персоналом

— приобретение первоначальных практических навыков в решении конкретных управленческих проблем.

Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование компетенций: способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13); способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8).

Задачи практики:

— ознакомление с деятельностью, организационно-правовой формой и системой управления организации;

— изучение организационной структуры организации и функций отдельных подразделений;

— изучение работы, функций и должностных обязанностей персонала;

— изучение законодательной базы, регулирующей деятельность организации;

— изучение нормативных документов организации;

— осмысление содержания выбранной профессии, в том числе ее особенностей и отличий от профессий других специалистов;

В результате прохождения учебной практики обучающийся студент-бакалавр должен:

знать:

функции, задачи, обязанности менеджеров;

типы организационных структур управления организации;

назначение и функции основных подразделений организаций;

особенности формирования организационной структуры организации;

социальную значимость своей будущей профессии,

последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;

методы мотивации профессиональной деятельности;

экономические основы поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков;

процессы групповой динамики и принципы формирования команды;

уметь:

определять существующие недостатки в организационной структуре управления организации и формулировать предложения по их устранению;

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;

оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

владеть:

методами грамотного оформления отчета по результатам проведенных работ;

навыками работы в трудовом коллективе;

навыками решения практических задач в рамках выбранного направления обучения.

способами анализа социально значимых проблем и процессов;

основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

способами проектирования организационной структуры, распределения полномочий и ответственности на основе их делегирования;

методами контроля;

методами разработки стратегии управления человеческими ресурсами организаций;

современными технологиями управления персоналом;

методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.

3. Организация и порядок проведения практики

На практику допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план теоретического обучения.

До выхода на практику студенту необходимо явиться на организационное собрание кафедры для проведения инструктажа.

Для прохождения учебной практики в сроки, установленные учебными планами и графиками, студентам выдаются следующие документы:

— направление на практику;

— дневник и отчет;

— программа практики и индивидуальные задания;

— бланк отзыва на студента, проходившего практику.

В период прохождения практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленных в подразделениях и на рабочих местах в организации. Для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, где он проходит практику.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студенту необходимо знать, что в период прохождения практики на него распространяются правовые условия трудового законодательства РФ, а также внутреннего распорядка базы практики. Исходя из этого, определяются основные права и обязанности студента-практиканта.

Студент имеет право:

выбирать для прохождения базу практики по своему усмотрению;

получать консультацию по всем вопросам, касающимся практики, у руководителей от базы практики и института;

Студент-практикант обязан:

своевременно прибыть на место практики, пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности;

явиться к руководителю от базы практики, ознакомить его с программой практики и индивидуальным заданием, получить указания о дальнейшей работе, составить график проведения консультаций;

подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации — базы практики;

максимально эффективно использовать отведенное для практики время;

при возникновении трудностей и препятствий по выполнению программы обращаться к руководителям практики и на кафедру менеджмента;

выполнять в полном объеме все требования программы практики;

обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой;

полностью выполнить определенное руководителем индивидуальное задание на практику;

участвовать в общественной жизни коллектива базы практики;

подчиняться требованиям руководителя от базы практики и филиала РАНХиГС, также администрации базы практики по выполнению программы и учебных заданий по практике.

выполнять отдельные разовые и постоянные поручения руководителей в соответствии со спецификой, функциями, задачами и полномочиями объекта практики;

выполнять указания руководителей практики и базы практики;

вести дневник практики с указанием перечня ежедневно проделанной работы (данные о сроках и характере выполненных работ);

осуществлять сбор и анализ фактических (текстовых, цифровых, табличных, графических и др.) материалов, необходимых для подготовки отчета о практике;

проводить необходимые исследования, наблюдения и сбор материалов для написания докладов и сообщений на студенческих научно-практических конференциях;

научиться применять на практике полученные знания по базовым и профессиональным дисциплинам;

к окончанию практики уметь выполнять обязанности специалистов в области управления персоналом;

подготовить письменный отчет о прохождении практики в соответствии с выданным заданием;

получить от руководителя практики по месту ее прохождения отзыв о своей работе, заверенный печатью (Приложение 3);

в установленный срок прибыть на кафедру и защитить отчет о практике.

В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия, должен стремиться показать свою профессиональную компетентность, активно участвовать в жизни коллектива.

Отсутствие студента-практиканта на закрепленном рабочем месте считается прогулом. Если прогулы составляют более 30% рабочего времени, учебная практика студенту не засчитывается.

В случае невыполнения предъявляемых требований студент-практикант может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

Нарушением дисциплины и невыполнением учебного плана считается несвоевременная сдача студентами документации по практике. Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета отчисляются за академическую неуспеваемость.

В случае уважительной причины студенты, не получившие зачет по практике, направляются на повторное прохождение практики.

Содержание и методические указания по проведению учебной практики

Содержание учебной практики определяется выпускающей кафедрой менеджмента в соответствии с учебным планом и программой, с учетом специфики деятельности предприятия (учреждения, организации), в которых студенты проходят практику. Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

п/п

Учебная практика

Виды работ на практике, включая

самостоятельную работу студентов

Трудоемкость

(в часах)

1

2

3

Обзорная экскурсия с целью общего знакомства с предприятием.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

6

Ознакомление с миссией, целями, задачами, сферой деятельности, историей развития предприятия, видами деятельности.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

10

Характеристика предприятия: полное название; форма собственности; месторасположение, правовой статус, учредительные документы предприятия, документация по лицензированию.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

12

Описание организационной структуры предприятия: схема, количество отделов и их название, их функции, подчиненность, взаимодействие.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

12

Изучение законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность организации.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета

12

Управление кадрами. Информация о кадровом составе организации: должности, численность персонала, структура персонала.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

12

Характеристика деятельности отдела, в котором студент проходит практику: название отдела, его функции, взаимосвязь с другими отделами

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

12

Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность подразделений (отделов) предприятия.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

12

Знакомство с должностными обязанностями сотрудников отдела, в котором студент проходит практику.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

10

Анализ основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации на предприятии (изучить и провести анализ документов, характеризующих систему управления персоналом)

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

10

Итого в часах

108

Основные требования к оформлению дневника и отчета по практике

Студенты при прохождении учебной практики обязаны вести дневник по установленной форме (Приложение 1).

В дневник записывается календарный план прохождения практики (в соответствии с содержанием практики). В дальнейшем в дневник записываются все реально выполняемые студентом виды работ. Записи делаются каждый день.

Дневник должен быть оформлен надлежащим образом. Студент заносит полную информацию соответственно указанным графам.

По окончании периода практики студент подает дневник на подпись руководителю практики от организации и проставляет печать организации. Дневник по окончании периода прохождения практики сдается на кафедру менеджмента вместе с отчетом по практике.

Результаты практики студент обобщает в виде письменного отчета. Отчет по практике является основным документом студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания.

Отчет составляется в соответствии с программой практики и включает материалы, отражающие общие сведения о базе предприятия, выполненную работу по изучению организационной структуры управления предприятия, задач и функций различных отделов, динамики основных технико-экономических показателей и т.д.

Отчет должен быть оформлен на рабочем месте и полностью завершен к моменту окончания практики. Основой отчета являются самостоятельно выполняемые работы студентом в соответствии с программой практики.

В отчете описывается методика проведения исследований, отражаются результаты выполнения заданий, полученных от руководителя. В заключение отчета приводятся краткие выводы о результатах практики, предлагаются рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия.

Изложение в отчете должно быть сжатым, ясным и сопровождаться цифровыми данными, схемами, графиками и диаграммами. Цифровой материал необходимо оформлять в виде таблиц. Сложные отчетные и плановые формы и расчеты могут быть оформлены как приложения к отчету с обязательной ссылкой на них в тексте.

В отчете должно быть отражено:

название, организационно-правовая форма, вид деятельности организации (отраслевая принадлежность, производимая или реализуемая продукция, оказываемые услуги);

место расположения организации;

история создания и развития организации: миссия, цели, задачи организации, время образования, основные этапы развития);

законодательные и нормативные документы, регулирующие деятельность организации (Гражданский Кодек РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью и др.);

структура управления организации;

информация о кадровом составе организации: должности, численность персонала, структура персонала;

функционально-должностные обязанности менеджера по управлению персоналом в организации;

характеристика деятельности отдела, в котором студент проходил практику: название отдела, его функции, взаимосвязь с другими отделами;

должностные обязанности сотрудников отдела, в котором студент проходил практику;

анализ основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации на предприятии.

Материал в отчете представляется в следующей последовательности:

титульный лист;

содержание отчета;

библиографический список

приложения.

Изложение материалов в отчете должно быть последовательно, лаконично, логически связано. Отчет выполняется на компьютере одной стороне листа А-4. Таблицы и схемы могут быть выполнены на листах иного формата, но должны быть аккуратно сложены по формату А-4.

Отчет может состоять из двух частей: основной и приложений. Объем основной части отчета составляет 20-25 страниц текста. Вторая часть представляет собой приложения к отчету и может включать схемы, графики, таблицы, документацию организации и т.д.

Основная часть и приложения к отчету нумеруются сплошной нумерацией. Титульный лист не нумеруется.

На титульном листе отчета студент ставит свою подпись, подпись непосредственного руководителя практики от организации и дату окончания работы над отчетом..

Титульный лист отчета оформляется по единой форме, представленной в программе практики (Приложение 2).

Допускается использование цветных рисунков, схем и диаграмм.

Текст оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства, печатается через 1,5 интервала. Сверху страницы делается отступ примерно 20 мм, слева – 25 мм, справа 15 мм, снизу 20 мм. Абзацные отступы должны быть равны 5 знакам.

Нумерация страниц должна быть сквозной. Номер проставляется арабскими цифрами в нижнем правом углу страницы.

Текст должен быть разделен на разделы и подразделы (заголовки 1-го и 2-го уровней), в случае необходимости – пункты, подпункты (заголовки 3-го и 4-го уровней). Все заголовки иерархически нумеруются. Номер помещается перед названием, после каждой группы цифр ставится точка. В конце заголовка точка не ставится.

Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каждый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами. Заголовки 2-го уровня и ниже следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы. Переносы в заголовках не допускаются.

Заголовки следует отделять от окружающего текста промежутком размером не менее чем в 15 мм снизу и 30 мм сверху. Подчеркивание заголовков не допускается.

При компьютерном наборе основной текст следует набирать шрифтом Times New Roman с обычным начертанием. Заголовки 1-го и 2-го уровней следует набирать с полужирным начертанием, заголовки 3-го и 4-го уровней – обычным. Названия рисунков и таблиц рекомендуется набирать 12 шрифтом с полужирным начертанием. Размер абзацного отступа составляет 5 знаков.

Все рисунки, таблицы, формулы нумеруются. Нумерация рисунков, таблиц и формул может быть либо сквозной по всему тексту, например «Таблица 7», либо по разделам, например «Рис. 2.5», что означает рисунок 5 в разделе 2. Номер формулы располагается справа от нее в скобках.

Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.», номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова «Таблица», номера таблицы с точкой и текстовой части.

Название рисунка располагается под рисунком по центру. Название таблицы располагается над таблицей справа. Все названия должны располагаться без отрыва от соответствующего объекта.

Если рисунок или таблица продолжается на нескольких страницах, каждая, начиная со второй, часть снабжается названием вида «Таблица 1.2. Продолжение». На последней части вместо слова «Продолжение» рекомендуется записывать «Окончание».

На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте должна быть ссылка в скобках, например (рис. 3.4) Ссылки на формулы даются при необходимости, номер формулы помещается в скобки, например «Y из формулы (3)».

Приложения идентифицируются номерами или буквами, например «Приложение 1» или «Приложение А». На следующей строке, при необходимости, помещается название приложения, которое оформляется как заголовок 1-го уровня без нумерации.

Аттестация по итогам учебной практики



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map