Учебная практика ПО



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

УТВЕРЖДЕНО

Зав. кафедрой БЖ__________Иванов Ю.В.

ПРОГРАММА

учебной практики студентов

направления 050100

профиля «Безопасность жизнедеятельности»

ИЖЕВСК

2014 г.

ВВЕДЕНИЕ

Практика студентов по профилю «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с (ФГОС) высшего профессионального определена как составная часть профессиональной подготовки бакалавра безопасности жизнедеятельности. Практика должна обеспечить практическое закрепление теоретических знаний и способствовать приобретению практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности. Организация и проведение практики идет в соответствии с учебным планом.

Учебная практика студентов направлена на отработку профессиональных знаний и умений по научному профилю специальности. Учебная практика проводится на базе пенитенциарных и правоохранительных органов, органов МЧС.

Содержание практики, особенности ее проведения, формы отчетности определяются программой практики.

Требования к профессиональной подготовке специалиста

Выпускник направления 050100 должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; школьные программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.

Типовые задачи профессиональной деятельности.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя безопасности жизнедеятельности являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения безопасности жизнедеятельности в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепление и сохранение здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом;

организация безопасности образовательных учреждений;

организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий;

оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при неотложных состояниях, бытовых травмах и в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.1. Сроки и место прохождения практики

Учебная практика длится 4 недели. Практика организуется на материально-технической базе кафедры безопасности жизнедеятельности. Местом проведения учебной практики являются штабы, отделы, секторы ГОЧС предприятий, организаций, учреждений.

Руководство практикой каждой группы студентов осуществляет назначенный приказом ректора преподаватель кафедры технологий обучения безопасности жизнедеятельности.

Отчет об учебной практике пишется индивидуально каждым студентом на основании изученных материалов и оформляется в соответствии с Приложением.

1.2. Цель практики

Целью учебной практики является:

-изучение организационных основ осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий и катастроф природного и техногенного характера; порядка первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, организационной структуры подразделений поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб, их возможностей, задач и порядка их выполнения; получение навыков работы по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов.

1.3. Задачи практики

Прохождение практики студентами, решает следующие задачи:

приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления деятельности в обстановке чрезвычайной ситуации;

установление и укрепление теоретических знаний с практикой;

ознакомление студентов с современным состоянием дел в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ознакомление с нормативно-правовым обеспечением деятельности по ГОЧС;

формирование и развитие личностных качеств, выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности;

приобретение навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании;

воспитание любви и уважения к избранной профессии.

1.4. Содержание практики

Основные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе практики:

Студенты получают представление:

об организации Единой государственной системы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, системах связи, управления и оповещения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

о всех видах обеспечения мероприятий гражданской обороны;

об основных направлениях совершенствования и повышения эффективности защиты населения и его жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях;

Студенты изучают:

характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду;

механизм негативного воздействия чрезвычайных ситуаций на человека и компоненты биосферы;

способы организации проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях;

спасательную технику и правила ее эксплуатации;

организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера;

требования законодательных и нормативных актов в области защиты населения и национального достояния, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, экологическими и стихийными бедствиями и применением возможным противником современных средств поражения;

требования руководящих нормативных документов Правительства Российской Федерации и Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий, по вопросам выполнения мероприятий функционирования РСЧС и ГО, по предупреждению и ликвидации последствий стихийных и экологических бедствий, аварий, катастроф и применения возможным противником современных средств поражения;

-порядок деятельности органов государственного и муниципального управления Российской Федерации по защите населения и национального достояния в чрезвычайных ситуациях, порядок координирования их деятельности;

технические средства для ведения работ в чрезвычайных ситуациях и порядок их применения;

порядок организации подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;

порядок создания, подготовки и использования аварийно-спасательных подразделений постоянной готовности для проведения работ по оперативной локализация и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

порядок первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях;

порядок создания и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований территориального и объектового уровня;

методику и порядок выработки решения на ведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях.

Студенты приобретают практические навыки:

организовывать и руководить принятием экстренных мер по обеспечению защиты населения от последствий стихийных и экологических бедствий, аварий и катастроф;

организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций;

организовывать изучение района обслуживания, составлять описание опасных природных объектов и явлений в регионе;

эксплуатировать специальную технику при проведении спасательных и других неотложных работ;

обеспечивать поддержание постоянной готовности штатных и общественных спасателей и систем обеспечения поисково-спасательных работ к оперативному оказанию помощи гражданам;

организовывать и обеспечивать проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов;

организовывать разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность спасательной службы и ее подразделений в регионе;

организовывать планирование, учет и составление отчетности по проведению работ в чрезвычайных ситуациях;

контролировать соблюдение норм и правил техники безопасности, с учетом изменяющейся обстановки и условий проведения спасательных работ.

1.5. Организация и проведение практики

Практика организуется кафедрой безопасности жизнедеятельности.

Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняют порядок прохождения практики, ее цели, задачи, содержание, структуру план индивидуальной работы, форму и содержание отчетной документации.

В ходе практики студенты несут функциональную нагрузку в соответствии с внутренним распорядком базового подразделения. Порядок прохождения практики определяет руководитель базового подразделения. Все студенты не позднее 7 дней после окончания практики представляют факультетскому руководителю практики отчетную документацию о результатах прохождения практики по соответствующей форме.

Права и обязанности студентов – практикантов:

Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка подразделения, на базе которого он проходит практику, подчиняется распоряжениям администрации и руководителей практики.

Студент-практикант своевременно выполняет все виды работ предусмотренных программой практики.

Студент-практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики от университета и администрации.

Каждый студент обязан вести дневник практики установленного образца.

Студент, работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

Руководство практикой.

Ответственность за организацию и проведение практики в Институте гражданской защиты возлагается на заместителя декана по учебной работе. Факультетский руководитель осуществляет организационное руководство практикой.

Непосредственное руководство практикой студентов осуществляется групповым руководителем практики.

Обязанности руководителей практики

Факультетский руководитель практики:

обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по Институту, составляет общеинститутский план-график проведения практики;

устанавливает связь с базами практик, распределяет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики;

проводит учебно-методические конференции;

контролирует работу групповых руководителей практики, администрации базового подразделения, выборочно посещает мероприятия проводимые студентами;

организует итоговую конференцию;

составляет общеинститутский отчет по итогам практики на всех курсах за учебный год и представляет его директору института и в учебно-методический департамент.

Групповой руководитель практики:

определят совместно с администрацией организации (места прохождения практики), график прохождения практики для каждого студента;

помогает студентам составить индивидуальный план на весь период практики;

консультирует студентов по вопросам прохождения практики, контролирует выполнение индивидуального плана работы;

собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет его факультетскому руководителю;

принимает участие в установочной и итоговой конференциях, а также в совещаниях, проводимых руководителем организации (места прохождения практики);

выставляет оценку студенту по итогам прохождения практики.

Подведение итогов практики

По окончанию практики студенты представляют групповому руководителю следующие документы:

Отчет о практике.

Характеристика на студента, заверенная печатью организации и подписью руководителя отдела ГОЧС.

На основании представленных документов, студенту выставляется оценка за практику.

Итоги практики подводятся на заседании профилирующей кафедры.

Приложение

Схема отчета о прохождении учебной практики

1. Титульный лист с указанием ФИО, специальности, группы.

2. Место и сроки прохождения практики.

3. Цель и задачи практики.

4. Краткая характеристика объекта.

5. Перечисление и краткая характеристика основных изученных документов по организации ГОЧС на объекте.

6. Характеристика сил и средств объекта по ГОЧС.

7. Перечисление основных мероприятий по обеспечению безопасности, проводимых отделом ГОЧС объекта в текущем году.

8. Подведение итогов практики.






map