Учебное пособи организация 2013 ФК



Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Организация физической культуры и спорта

Учебное пособие

Красноярск

СФУ

2013г.

УДК 796:005.55

ББК74.4(2Рос)

О 641

Рецензенты:

Составитель: Чикуров Александр Игнатович

О641 Организация физической культуры и спорта: учебное пособие [Электронный ресурс] / сост. А.И. Чикуров – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т,

В учебно-методическом пособии рассматривается организационная структура управления физической культурой и спортом в российской федерации, как в целом, так и в структурных подразделениях в частности. Рассмотрен исторический аспект становления современных организационных структур и международный опыт организации спортивной деятельности.

Учебное пособие разработано на кафедре теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма сибирского федерального университета в соответствии с программой по дисциплине «Организация физической культуры и спорта» и предназначено для студентов института физической культуры, спорта и туризма, обучающимся по направлению 034300.62 физическая культура (бакалавры).

УДК 796:005.55

ББК74.4(2Рос)

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

Учебное издание

Подготовлено к публикации издательским центром

Оглавление

1Организация как функция управления физкультурно-спортивной отраслью5

1.1Понятие «организация»5

1.2Структура организации11

1.3Исторические предпосылки создания современной организационной системы управления17

1.4Классификация организаций системы физической культуры и спорта23

Вопросы и задания для самоконтроля:28

2 Современная система мирового спорта29

2.1 Олимпийское движение29

2.2 Регулирующие органы35

3.Современная система организации физкультурно-спортивной направленности в правовом поле Российской федерации39

3.1Структура и функции государственных и общественных организаций45

4.Современная система спортивных школ и подготовки спортивных резервов в России58

4.1.Определение спортивног резерва и классификация спортивных школ в Российской Федерации на современном этапе58

4.2Организационная структура подготовки спортивных резервов66

4.2Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах67

Вопросы и задания для самоконтроля71

5 Система подготовки кадров в области физической культуры и спорта в России72

5.1Формирование отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров72

5.2Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское пространство76

Вопросы и задания для самоконтроля81

6 Организационно-управленчексие аспекты развития профессионального коммерческого спорта83

6.1Понятия «профессиональный спорт» и «профессиональный коммерческий спорт»83

6.2Характерные особенности и социальные функции профессионального коммерческого спорта86

6.3Тенденции развития мирового профессионального спорта91

6.4Национальные особенности профессионального спорта97

6.5 Становление российской модели профессионального коммерческого спорта.98

6.6 Деятельность спортивных федераций, лиг в сфере профессионального коммерческого спорта106

Вопросы и задания для самоконтроля112

Литература113

Введение

Современная физкультурно-спортивная отрасль является сложнейшим объектом управления. Организация физической культуры и спорта как дисциплина изучает организационную структуру управления в отрасли, в целом и отдельных субъектов в частности.

Для достижения поставленных целей в любой из отраслей народного хозяйства является оптимальная организационная структура управления на любом из этапов исторического развития.

Необходимо учитывать исторический опыт развития спортивной отрасли, несмотря на коренные социально-экономические преобразования в России. Современная система управления качественно новая, так как старая стала невозможной.

Экономические проблемы физической культуры и спорта, как и любой отрасли, напрямую зависят от правильности выбранной организационной структуры управления.

Говоря об организации физической культуры и спорта нельзя не отметить, что основным звеном является спортивная организация, которых на данный момент в России более 160 тысяч.

На основе организационной структуры выстраиваются пути и механизмы развития массового спорта среди различных социально-демографических групп населения, а также развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.

Задача организаций физкультурно-спортивной направленности удовлетворять потребности и учитывать интересы школьников, дошкольников и студентов.

Целью данного пособия является попытка раскрыть сложную организационную структуру управления физической культуры и спорта, и ее интеграция в мировое физкультурно-спортивное сообщество.

Пособие предназначено для студентов вузов физкультурной направленности, обучающиеся по направлению «034300 физическая культура», а также аспирантам практикам, участвующим в управлении отечественной системой физической культурой и спортом.

1Организация как функция управления физкультурно-спортивной отраслью

Организация в системе физической культуры и спорта выступает первичным компонентом. В России таких организаций сегодня насчитывается более 160 тыс.

1.1Понятие «организация»

Понятие «организация» имеет несколько смысловых значений (Ожегов, 1999). Организациями являются государственные и частные учреждения, фирмы, объединения, их части или подразделении (1). Существует понятие «организация», как процесс (организация соревнований, митинга, субботника) (2). В то же время «организация»это и отдельный вид управления, его функция (3). Во многих видах спорта, где выступает два и более человек являются командой, от внутренней организации (взаимодействия, поддержки, правильного распределения полномочий) которых зависит успех (фигурное катание, парусный спорт, бобслей и др.).

В теории управления в первом смысле этого слова организация рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Другими словами, это двое или больше людей, работающих совместно, стремящихся к общей цели, специализирующихся в выполнении определенных функций.

Три характерные особенности, которые определяют любую организацию независимо от ее масштабов и сферы деятельности. Это люди (не менее двух), объединенные общей целью, и управление (компонент, который координирует и мобилизует усилия людей для достижения этой цели).

Объединение людей в группы оправданно и понятно, так как совместные усилия дают больший результат. Но в этом случае для достижения общих целей люди добровольно отдают часть своих личных свобод и теряют независимость. Группы людей возникают на основе контактов, общих интересов, потребности в общении, более полного удовлетворения своей духовной, эмоциональной и творческой сфер.

Организации имеют различные, часто сложные, цели, но тем не менее обладают общими характеристиками и признаками. К первым относятся:

использование ресурсов,

неразрывная связь и зависимость от внешней среды,

внутренняя среда организации,

необходимость управления.

В общих чертах цель организаций — преобразование ресурсов для достижения результатов. Ресурсы — это люди (так называемые человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Этот процесс легче всего прослеживается в производственных организациях. В сфере физической культуры и спорта также используются все вышеперечисленные виды ресурсов. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организация полностью зависит от окружающего мира, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей и т.д. Под «внешней средой» понимают внешние по отношению к организации силы, которые необходимо учитывать в практической деятельности (Починкин 2010).

Сюда относятся экономические условия, правительственные акты и законодательство, потребители и общественные организации (профсоюзы и т.п.), конкурирующие организации, система ценностей в обществе, общественные взгляды, традиции, техника и технологии, международная обстановка и др. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все то, что происходит внутри организации. Внешние факторы можно разделить на две основные группы — прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействияфакторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают, в свою очередь, на себе прямое влияние этой деятельности. К ним следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

Факторы косвенного воздействия — те, которые могут не оказывать немедленного воздействия на организацию, но тем менее играют важную роль. К ним следует отнести состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов, международную обстановку и др. Внешняя среда характеризуется следующими чертами: взаимосвязанностью факторов внешней среды, сложностью внешней среды, подвижностью и неопределенностью среды (Починкин, 2010).

Хотя организация и зависит полностью от внешней среды, Последняя, как правило, находится вне пределов ее влияния. Даже самые процветающие компании не могут ничего противопоставить прогрессу в сфере их деятельности, более того, они сами вынуждены активно работать в этом направлении, выискивая для себя новые возможности. Чтобы добиться успеха, руководителю любого уровня приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды. Подразделения, как и целая организация, представляют собой группы людей, деятельность которых направляется и координируется для достижения общей цели. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Для успешной работы, например, спортивного клуба деятельность его Отдельных подразделений должна быть скоординирована для реализации главной цели — эффективной подготовки спортсмена (команды) и достижения запланированных результатов определенные сроки. Без координации усилий всех подразделений эта цель достигнута не будет. Разделение управленческого труда имеет две формы.

Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда, которое реализуется через создание подразделений. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию от действий исполнителей.

Зависимость от внешней среды делает организацию открытой системой. Система представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы (биологические системы, организмы, популяции, экосистемы); особый класс материальных живых систем — социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономических структур общества). Абстрактные системы — понятия, гипотезы, теории и др.

Любая организация как открытая система обладает двумя основными свойствами — границами и окружающей средой, а также состоит из отдельных подсистем различных уровней, относительно обособленных и связанных между собой. В свою очередь, подсистема может быть рассмотрена как самостоятельная система. Так, спортивный клуб как открытая система может включать в себя следующие подсистемы: административный аппарат, тренерский состав, обслуживающий или технический персонал, команды спортсменов и т.д., каждая из вышеназванных подсистем, в свою очередь, может быть представлена в виде открытой системы, но уже другого уровня.

Сложнее установить границы системы. Это связано прежде всего с тем, с каких позиций рассматривать деятельность организации. Так, спортивное сооружение, с точки зрения менеджера спортивного клуба, представляет собой систему, границы которой определяются, в первую очередь, его расположением, составом входящих в него спортивных объектов и вспомогательных помещений, количеством мест для зрителей и т.д. С точки зрения менеджера спортивного сооружения в качестве границ будет выступать необходимость дальнейшего строительства и реконструкции. Все, что выходит за границы системы, является ее окружающей средой (внешней средой).

Таким образом, организация, как открытая система, вступает во взаимоотношения с окружающей средой. Эти взаимоотношения характеризуются, по крайней мере, тремя понятиями:

потребление (получение сырья и ресурсов из внешней среды);

расходы, связанные с переработкой и трансформацией ресурсов в целях производства товаров и услуг,

производство продукта (товаров и услуг).

Особого внимания руководства требуют цели, структура, задачи, технология, кадры и организационная культура организации. Эти факторы — внутренние переменные параметры любой организации.

Цель — конкретные конечные состояния или желаемый результаты, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Структура организации — логические взаимоотношения уровней управления и функциональных элементов организации (системы), обеспечивающие достижение поставленных целей. Более подробно «структура организации» будет рассмотрена в следующем параграфе.

Задачи — предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, работа с предметами и работа с информацией. Управленческая деятельность — это, в основном, работа с людьми и информацией.

Под технологией понимают средство преобразования сырья, будь то люди, информация или физические материалы, в продукты и услуги. Люди являются основой любой организации, они создают конечный продукт, от них зависит качество, они формируют культуру организации, ее климат.

Организационная культура складывается из норм поведения, принципов менеджмента, используемых руководством организации, смысла ее деятельности. Носителями организационной культуры являются люди.

Миссия – четко выраженная причина существования организации. Цели вырабатываются для реализации миссии и служат критериями для последующего процесса принятия управленческих решений. Миссия детализирует статус организации, обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных управленческих уровнях. Так, например, основной миссией спортивного клуба может быть удовлетворение потребности общества в подготовке спортсменов. Для ее выполнения руководство должно, прежде всего, подобрать квалифицированный тренерский состав, создать условия для подготовки атлетов высокого класса, обеспечить процесс их подготовки обслуживающим персоналом.

Выбор миссии находится в прямой зависимости от возможностей организации, ее ресурсов, внешних факторов. Опасность для организаций, особенно малых, заключается в выборе слишком сложных миссий. Общие цели формируются на основе миссии организации и определенных ценностей, на которые ориентируется руководство. Эти цели должны обладать рядом характеристик, чтобы внести необходимый вклад в успех организации.

Во-первых, они должны быть конкретными и измеримыми. В сфере физической культуры и спорта такому требованию отвечают многие составляющие этой деятельности: количество видов спорта и объем упражнений, динамика количественных и качественных характеристик тренировочного процесса, спортивные результаты, материальное и социальное обеспечение тренеров, спортсменов и т.д.

Во-вторых, цели должны быть ориентированы во времени. Они могут быть долгосрочными (в спорте это, как правило, 4-летний цикл), среднесрочными — от 1 года до 4 лет — и краткосрочными — до 1 года.

В-третьих, цель должна быть достижимой, чтобы способствовать повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации, может вызвать негативные последствия. Так, планирование неоправданно высокого рейтинга для спортивной организации (команды) может привести к блокированию стремлений спортсменов к успеху, и их мотивация значительно снизится.

Достижение главной цели организации невозможно без решения ряда текущих и оперативных целей, которые, как правило, открыто не декларируются. Их формирование предусматривает следующее. Во-первых, в совокупности они должны составлять главную цель организации и ни одна из них не должна вступать в противоречие с последней; во-вторых, несмотря на схожесть текущих целей, некоторые из них могут в конфликт друг с другом; в-третьих, решения, которые принимаются для реализации оперативных целей, оказывают влияние на сущность организации и отличают ее от других организаций с подобной миссией и целью.

1.2Структура организации

Даже детально продуманный и составленный план еще не может гарантировать успешного достижения поставленных перед спортивной организацией целей. Для их достижения необходимо построение организационной структуры и рациональное распределение полномочий среди исполнителей и сотрудников. В теории управления именно эти аспекты составляют основное содержание функции организации.

Как известно, определяющим фактором жизнедеятельности организации является внешняя среда, изменение факторов которой решающим образом сказывается на стратегии руководства организации. В то же время сами стратегические планы являются первичными по отношению к структуре организации. В отдельных случаях построение организации может стать частью стратегического плана, но, в принципе, стратегия определяет структуру организации, а поскольку стратегические альтернативы подвержены регулярным изменениям, то, стало быть, такой же нестабильностью обладают и структуры организаций.

Под структурой организации понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого (Жолдак, Сейранов, 2006).

Структура организации характеризуется наличием связей между ее элементами: горизонтальные связи носят характер согласования. Вертикальные связи — связи подчинения — возникают при наличии нескольких уровней управления. Связи могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, функциональные — имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю. При разработке структуры организации необходимо:

определить задачи организации (в соответствии с миссией и целями);

увязать эти задачи с системой функций, полномочий и ответственности;

организационно оформить связи по горизонтали управления, что обеспечит координацию деятельности подразделений;

адаптировать содержание потоков информации и каналов их движения к моделям информационного обеспечения соответствующих подразделений;

приспособить содержание потоков информации и каналов их движения к потребностям, связанным с принятием решений (Уколов, 2006).

Любая организационная структура представляет собой форму объединения людей. Поэтому внимание следует уделить уровню подготовки и квалификации кадров, их способностям и возможностям. Подчас именно по причине несовершенства кадров организационная структура оказывается консервативной по отношению к прогрессивным нововведениям. Обычно люди привыкают к существующим структурам и неодобрительно встречают реформы. Поэтому важно их своевременно подготовить к благожелательному восприятию организационных изменений. На практике существует множество разнообразных структур построения организаций, тем не менее принципиальных альтернативных вариантов организационных структур немного. Разнообразие организационных структур связано с различиями в области деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении организаций.

Варианты организационных структур

1. Линейная структура (Бюрократическая)

Концепция бюрократии была сформулирована немецким ученым М. Вебером в начале XX в. Основные ее параметры:

Четкое разделение труда (что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов).

Подчинение нижестоящего уровня управления вышестоящему (что создает иерархию управления).

Наличие формальных правил, стандартов (что обеспечит однородность выполнения членами организации обязанностей и задач).

Обезличенность выполнения сотрудниками своих обязанностей.

Осуществление приема на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защита от произвольных увольнений (обеспечивает подбор кадров по профессиональным качествам).

Вместе с достоинствами бюрократическая структура имеет недостатки, которые можно свести к следующему:

а) преувеличение значимости стандартных правил может принести к потере гибкости поведения сотрудников, а значит, организации в целом;

б) строгое соблюдение правил имеет тенденцию порождать проблемы взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями;

в) эта структура обладает инертностью и не способна быстро реагировать на изменения внешней среды.

Эта структура в основном используется в организациях, действующих в стабильных внешних условиях. Для крупных организаций, работающих в динамичных условиях внешней среды, связанных с международной деятельностью, такая структура не подходит.

Рис. Схема линейной структуры управления

Р — руководитель; Л1, Л2 — линейные руководители (линейные органы управления); И1, И2, …, И6 — исполнители; сплошные линии — линейные взаимосвязи

2. Функциональная структура

Ее специфической особенностью является деление организации на отдельные функциональные элементы (подразделения), каждый из которых имеет конкретную задачу. Создание такой структуры приводит к группировке сотрудников организации по задачам. Скажем, в армии это традиционное деление на авиацию, пехоту, артиллерию, ракетные войска и т.п. В коммерческих организациях деление на подразделения, занимающиеся производством, маркетингом, финансами; в спортивных — деление по видам спорта. В крупных организациях функциональные отделы распределяются, в свою очередь, на более мелкие подразделения.

К достоинствам структуры относятся:

повышение компетентности принимаемых решений;

освобождение линейных руководителей от необходимости глубоких знаний каждой функции управления, от решения ряда специальных вопросов;

создание основы для использования в работе консультаций специалистов;

специализация сотрудников и высокая степень координации деятельности организации.

Вместе с достоинствами функциональная структура имеет недостатки, которые можно свести к следующему:

существенное усложнение взаимосвязей;

затруднение межфункциональной координации;

тенденция к чрезмерной централизации;

неоднозначность подчинения исполнителей;

нарушение единства распорядительства и ответственности.

Рис. Схема функциональной структуры управления

Р — руководитель; Ф1, Ф2, ФЗ — функциональные руководители (функциональные органы управления); И1, И2 .,., И5 — исполнители; сплошные и пунктирные линии — функциональные взаимосвязи

5. Линейно-функциональная структура

Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и т.п.). Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. В тех случаях, когда функциональная структура используется частично, одна из функций (например, финансирование) осуществляется либо на более высоком уровне управления, либо на одном уровне с подразделениями, структурированными по продукту, заказчику или территориальному признаку. В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Она используется в органическом сочетании с линейной структурой, построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена управления высшему.

Например, функциональная структура фитнес-клуба предполагает наличие подразделений, отвечающих за узкоспециализированные участки работы: тренировочный процесс, т.е. производство физкультурно-оздоровительных услуг, бухгалтерский и финансовый учет, маркетинг.

Построение структуры организации при ее создании включает три основных вида управленческих работ:

Деление организации на горизонтальные блоки по важнейшим направлениям деятельности. Определение видов деятельности, осуществляемых линейными подразделениями.

Установление соотношения полномочий между различными должностями.

Определение должностных обязанностей сотрудников организации.

Основное достоинство линейно-функциональной схемы заключается в более глубокой и качественной подготовке решений, а также сохранение принципа единоначалия при одновременном углублении специализации.

Как недостатки можно выделить – увеличение цикла согласования решений и увеличение возможности несогласованности деятельности функциональных подразделений

Рис.Схема линейно-функциональной (штабной) структуры управления

Р — руководитель; Л1, … — линейные руководители (линейные органы управления); И1, И2, …, И6 — исполнители; сплошные линии — линейные взаимосвязи;

Ф1, Ф2, ФЗ — функциональные руководители (функциональные органы управления); пунктирные линии — функциональные взаимосвязи

Приведенные выше примеры организационных структур являются традиционными в современном менеджменте и они все применяются в системе физической культуры и спорта, но это далеко не весь перечень существующих схем. Такие организационные структуры как матричная, проектная, конгломератная также применяются в области физической культуры и спорта.

1.3Исторические предпосылки создания современной организационной системы управления

Как и во многих других странах, система управления физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в рамках военного ведомства. Государственное управление физическим воспитанием и спортом в начале XX в. находилось в ведении двух ведомств: военного министерства и министерства просвещения. Общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой управления и контроля со стороны правительства. Создание государственных органов управления физической культурой и спортом в России датируется 1913 г., когда по указу царя Николая II была создана Канцелярия Главнонаблюдающего за развитием физического воспитания народонаселения Российской империи. В 1914 г. при этой организации был создан Временный совет, в компетенцию которого входили разработка государственных программ физического воспитания и проведение комплексных российских соревнований. В 1911 г. был учрежден Российский олимпийский комитет, занимавшийся вопросами подготовки команды России к Играм V Олимпиады (1912 г., Стокгольм).

Сложившаяся в тот период организационная структура управления в России не носила централизованного характера, хотя такие попытки и предпринимались. С 1913 г. проводилась паспортизация спортивных организаций (кружков, обществ, клубов и т.п.) с целью создания централизованных органов управления в губерниях. На 1 января 1915 г. в 63 губерниях (из 126 имевшихся в России) насчитывалось 1266 спортивных обществ и организаций, в том числе в Московской губернии — 47. Например: Раменский кружок спорта (1911 г.), Люберецкий кружок спорта (1912 г.), Малаховский кружок спорта и др.

После октябрьских событий 1917 г. процесс становления органов управления физической культурой и спортом в СССР проходил в четыре этапа.

Первый этап (1917-1923 гг.). В 1918 г. для руководства физическим воспитанием и военным обучением был создан Всевобуч (всеобщее военное обучение). Он объединил разрозненные гимнастические и спортивные организации и направил их деятельность на подготовку молодежи к военной службе. Этой организации было предписано заниматься руководством спортивными клубами и обществами, осуществлять государственное руководство физической культурой и спортом. В 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был создан на правах совещательного органа Высший совет физической культуры. Всевобуч и комсомол провели значительную организационную работу по созданию новых физкультурных обществ -«Муравей», «Спартак», «Красный молодняк» и т.д., по вовлечению населения, особенно молодежи, в занятия физическими упражнениями.

В 1922 г. в связи с предстоящим реформированием органов Всевобуча была проведена широкомасштабная акция по созданию новой физкультурной организации под названием «Российский союз красных организаций физической культуры», которая должна была выполнять функцию центрального органа управления физической культурой в стране. Но V съезд комсомола (1922 г.) не поддержал эту идею.

Второй этап (1923-1930 гг.) характеризуется тем, что Президиум ВЦИК в июне 1923 г. учредил Высший совет физической культуры (ВСФК) при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) на правах постоянной комиссии. На основании этого решения были созданы Высшие советы физической культуры при исполнительных комитетах республик. Основная их задача — осуществлять координационную работу всех ведомств и организаций по вопросам развития ФКиС. В 1923 г. было создано общество «Динамо», опыт работы которого во многом определил будущее и физкультурно-спортивных организаций профсоюзов, и различных отраслевых ведомств.

В 1930 г. ЦИК СССР признал работу в области физической культуры делом государственной важности. Был создан Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР. Данный этап характеризуется повышением значимости физической культуры и спорта в жизни общества; созданием предпосылок для образования общегосударственного органа управления физической культурой; организацией физкультурно-спортивных обществ.

Третий этап (1930-1948 гг.) характеризуется усиливающейся ролью государственного органа в управлении развитием физической культуры и спорта. В 1936 г. при Совнаркоме СССР был образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. С точки зрения создания организационных основ управления этот период был наиболее продуктивен: создан государственный общесоюзный орган управления физической культурой и спортом; такие же государственные органы появились в республиках и областях; были образованы массовые добровольные спортивные общества (ДСО) профсоюзов и промкооперации, а также физкультурно-спортивные общества по отраслевому признаку; физкультурные кружки были преобразованы на производственной основе в коллективы физической культуры (КФК), которые надолго стали первичной основой советской системы физической культуры.

Государственные органы управления стали нести ответственность за создание материально-технической базы физкультурного движения, за научно-методическое, кадровое и нормативно-программное обеспечение отрасли. Именно в эти годы появился комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), спортсмены вышли на международную арену и стали во многих видах спорта сильнейшими в мире. В этот период началось создание советской системы физкультурного образования и научного обеспечения отрасли. Активизировалась работа по пропаганде физической культуры, строительству новых спортивных сооружений и развитию отечественной спортивной индустрии. Четвертый этап (1948-1991 гг.) характеризуется выходом советских спортсменов на официальные международные соревнования и вхождением страны в международное спортивное сообщество — в том числе в МОК. Во многом это предопределило роль и место центральных органов управления, научную работу и подготовку кадров. В 1959 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР были упразднены Комитеты по физической культуре и спорту, а руководство физической культурой в стране передано в руки общественности — Союзу спортивных обществ и организаций СССР. Это решение затормозило развитие спорта, физической культуры (Власов А.А., 1994). С другой стороны, оживилась работа в общественных физкультурно-спортивных организациях, повысился интерес населения к выполнению функций общественных тренеров, судей, инструкторов по спорту и т.д. При министерствах стали создаваться Советы содействия развитию ФКиС, возглавляемые, как правило, заместителями министров.

Эволюция центральных органов управления отраслью в СССР представлена в табл.1

Таблица 1

Эволюция центральных органов управления отраслью в СССР с 1918 по 1991 г.

п/п

Название центрального органа управления ФКиС

Период действия

1.

Центральный отдел всеобщего военного обучения при Реввоенсовете(Всевобуч)

с 07.05.1918 г.

2.

Высший совет физической культуры при ВЦИК

с 27.06.1923 г.

3.

Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК

с 01.04.1930 г.

4.

Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР

с 21.06.1936 г.

5.

Министерство здравоохранения СССР

с 15.03.1953 г.

6.

Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР

С 11.02.1954 г.

7.

Союз спортивных обществ и организаций СССР

с 08.01.1959 г.

8.

Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР

С 17.10.1968 г.

9.

Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту

С 10.04.1986 г. ПО 28.11.1991 г.

После 1991 г. цели, задачи, структура центрального органа управления отраслью в Российской Федерации менялись неоднократно, как, впрочем, и название организации (табл.2 ).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map