УЧЕБНОЕ пособие история 2 курс 1 раздел



Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

среднее специальное учебное заведение

Златоустовский педагогический колледж

Учебное пособие по истории для студентов 2 курса

Раздел I Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XXXXI веков

для специальности 050139 «Изобразительное искусство и черчение»,

050146 «Преподавание в начальных классах», 050144 «Дошкольное образование»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

2012

Пособие составлено преподавателем первой категории Коминой И.Н. для студентов, обучающихся по специальностям: 050146 «Преподавание в начальных классах», 050139 «Изобразительное искусство и черчение», 050144 «Дошкольное образование»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

Протокол № от 2012 г.

Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин

______________ Родионова Н.М.

Пояснительная записка

Цель написания работы – повышение эффективности проведение занятий по современной истории, исходя из требований ФГОС

Новый курс является интегрированным. Он объединяет такие предметы как современная экономическая география, основы политологии, основы культурологии, основы современного международного права и др.

Для преподавания истории в современных условиях характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на формирование общих компетенций, направленных на саморазвитие способностей студентов.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок

Расширение социального опыта при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами

Овладение навыками комплексной работы с различными типами источников, поиска и систематизации информации как основы решения исследовательских задач; информационно-коммуникативной деятельности, поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд)

Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам современной истории

Одна из задач пособия – помочь студентам сориентироваться в большом объеме информационного материала.

Введение новых элементов на занятиях по истории, направленных на формирование общих компетенций, способствует развитию информационной культуры студентов.

Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XXXXI веков

1.1. Различные виды классификаций стран мира

1.2. Экономически развитые страны мира на рубеже 20-21 вв.

1.3. Развивающиеся страны мира на рубеже веков

1.4. Тенденции развития России на рубеже веков

На современной политической карте мира представлено около 230 стран и территорий, из них более 190 — суверенные государства.

У каждой страны мира есть свои неповторимые особенности, однако путем выявления каких-либо сходных с другими государствами черт можно все же выделить определенные типы стран

Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой — выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями. При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких важных для всех стран критериев.

Типологии бывают разные. Они учитывают большое число показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития стран, а также исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т. п. Есть типологии, учитывающие уровень развития капитализма, уровень доходов населения и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр.

Кроме научной ценности любая типология имеет и практическое значение. Так, в ООН при выработке стратегии дальнейшего развития стран мира, для оказания финансовой или гуманитарной помощи определяют группу наименее развитых государств

Различные виды классификаций стран мира

По географическому признаку, в т.ч. по макрогеографическим регионам и континентам

По площади территории и численности населения

По уровню социально-экономического развития

По форме государственности

Классификация стран по географическому признаку

Островные

Полуостровные

Страны-архипелаги

Внутриконтинентальные

Ирландия, Куба, Великобритания, Н. Зеландия и др.

Индия, Лаос, Норвегия, Италия, Португалия и др.

Япония, Кирибати, Индонезия и др.

См. таблицу «Внутриконтинентальные страны»

Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к Океану)

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

1. Андорра

1. Афганистан

1. Ботсвана

2. Австрия

2. Бутан

2. Буркина-Фасо

3. Венгрия

3. Лаос

3. Бурунди

4. Люксембург

4. Монголия

4. Замбия

5. Лихтенштейн

5. Непал

5. Зимбабве

6. Македония

6. Лесото

7. Словения

СНГ

7. Малави

8. Чехия

8. Мали

9. Словакия

1. Молдова*

9. Нигер

10. Швейцария

2. Армения

10. Руанда

3. Казахстан

11. Свазиленд

Америка

4. Узбекистан

12. Уганда

5. Кыргызстан

13. ЦАР

1. Боливия

6. Таджикистан

14. Чад

2. Парагвай

7. Туркменистан

15. Эфиопия

* Молдова имеет маленький участок берега (менее 500 м) в устье Дуная, у селения Джурджулешты. В конце 1996 г. она приступила к строительству там торгового порта. Но для этого необходимо как минимум еще 4,5 — 5 км береговой линии на Дунае. Молдавия несколько лет безуспешно просит Украину уступить ей такой участок.

Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности.

Существует классификация стран мира по макрогеографическим регионам и континентам (АфрикаАмерикаАзияЕвропаОкеания), применяемая для целей статистики в Организации Объединённых Наций (ООН) в соответствии с документом «Стандартные коды стран или районов для использования в статистике», разработанным Секретариатом ООН.

Группировка стран по макрорегионам ООН используется в т.ч. в Общероссийском классификаторе стран мира, входящем в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации.

Список макрорегионов

Европа

Западная Европа

Северная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Азия

Западная Азия

Центральная Азия

Южная Азия

Восточная Азия

Юго-Восточная Азия

Африка

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

Америка

Северная Америка

Центральная Америка

Карибский бассейн

Южная Америка

Австралия и Океания

Австралия и Новая Зеландия

Меланезия

Микронезия

Полинезия

Проверь себя № 1

Классификацию стран можно также осуществлять и по площади территории, численности населения и другим показателям

Классификация по размерам территории: гиганты; средние; микрогосударства.

Семерка крупнейших стран мира по территории (страны – гиганты) (площадь более 3 млн. км2)

Страна

Площадь, тыс. км2

Россия

17075

Канада

9976

Китай

9561

США

9363

Бразилия

8512

Австралия

7687

Индия

3288

Государства — «карлики»: Андорра, Лихтенштейн, Монако, Ватикан, Маврикий, Барбадос, Науру и др.

Классификация стран по численности населения

В конце октября этого 2011 года появился на свет 7-миллиардный житель планеты, по данным доклада Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения, через 13 лет население Земли вырастет еще на один миллиард.

Самые населенные страны мира

Страна

Численность населения в 2011 г. (млн. чел.)

Численность населения июль 2012 г.

(млн. чел.)

1

Китай

1 347.6

1 352.14

2

Индия

1 241.5

1 258.48

3

США

313.1

313.31

4

Индонезия

242.3

245.01

5

Бразилия

196.7

196.74

6

Пакистан

176.7

179.62

7

Нигерия

162.5



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map