Учебное пособие История психологии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

С. В. Небыкова

История психологии

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301. 65 — Психология, по направлению 030301.62 – Психология, по направлению 030300.62 — Психология

Абакан

2012

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом министерства образования и науки Российской Федерации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Рецензенты:

Якоцуц Ольга Леонидовна, кпсхлн, доцент, начальник центра реабилитации локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Абакан 2

Федорова Анжелика Алексеевна, кпсхлн., доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии ГБОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Небыкова, Светлана Владимировна

История психологии: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301 — Психология, по направлению 030301.62 – Психология, по направлению 030300.62 — Психология / автор-составитель С. В. Небыкова — Абакан: Изд-во федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012.

Учебное пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся по специальности 030301- «Психология», по направлению 030301.62 – Психология, по направлению 030300.62 — Психология и соответствует требованиям соответствующих государственных стандартов. Учебное пособие включает введение в историю психологии с рассмотрением ее предмета, задач, периодизации развития психологических знаний, методов. В следующих двух главах дается анализ методологического кризиса в психологии, представлены классические теории, в основном разработанные в рамках психологических направлений 20 века: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, советской психологии, гуманистической и когнитивной психологии, а также приводится жизненный и творческий путь ряда выдающихся психологов. С целью формирования психологического мировоззрения будущего профессионала материал пособия содержит проблемные вопросы и задания, требующие от студента умения анализировать, рассуждать, научно аргументировать свою точку зрения.

Учебное пособие адресовано студентам-психологам, однако может быть полезно аспирантам, преподавателям и практикам, занимающимся психологией, а также представителям смежных специальностей.

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012

© Небыкова С.В., 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..

1.ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ………………………………………

1.1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ…………………………..

1.2.ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ………….

1.3.МЕТОДЫ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………

2.ПСИХОЛОГИЯ В ПЕРИОД ОТКРЫТОГО КРИЗИСА…………………………

2.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА В ПСИХОЛОГИИ……………….

2.2.ИССЛЕДОВАНИЯ Э. ТОРНДАЙКА В ЗООПСИХОЛОГИИ……………….

2.3.ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЖ. УОТСОНА…………………….

2.4.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОАНАЛИЗА……………………………

2.5.ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ З. ФРЕЙДА………………………….

2.6.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА……………………………….

2.7.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА………………………….

2.8. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ…………………………………………….

2.9.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ…………………

2.10.ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГОВ В ОБЛАСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ……………………………………………

2.11.ТЕОРИЯ ПОЛЯ К. ЛЕВИНА……………………………………………………

2.12.ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Л. С. ВЫГОТСКОГО…………….

3.РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В 30-60 ГГ. 20 ВЕКА……………………………..

3.1.СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………………..

3.2. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В НАУЧНОЙ ШКОЛЕ Б. Г. АНАНЬЕВА……………………………………………………………

3.3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 30-60 ГГ. 20 ВЕКА……………………………………………………………………………………

3.4.ТЕОРИИ НЕОБИХЕВИОРИЗМА……………………………………………….

3.5.ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ………………………………………

3.6.НЕОФРЕЙДИЗМ К. ХОРНИ…………………………………………………….

3.7.ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА…………………….

3.8.ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

3.9.ВЗГЛЯДЫ А. МАСЛОУ………………………………………………………….

3.10.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. РОДЖЕРСА………………………………

3.11.ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА………………………………………………..

3.12.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ……….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие призвано помочь студентам-психологам освоить непростую учебную дисциплину «История психологии». Оно разработано на основе курса лекций, читаемых автором в течение 20 лет.

Опыт преподавания данной дисциплины показывает, что студенту, несмотря на обилие нормативных учебников и достаточное количество учебных пособий трудно самостоятельно выбрать основополагающие моменты, позволяющие понять и осознать суть наиболее распространенных классических теорий психологии. Студент часто теряет за многообразием дат, обилием фактов и конкретики ориентиры, позволяющие различить или отыскать сходство во взглядах разных авторских подходов.

Не секрет, что современный студент предпочитает искать информацию в интернете, пренебрегая бумажными носителями, его редко увидишь в реальной библиотеке. В идеале, продвинутый студент должен был бы прочитать первоисточники, желательно в оригинале, а не в переводе, для того чтобы составить собственное представление о плюсах и минусах тех моделей человека, которые предлагают ведущие психологи. К сожалению, данная рекомендация остается во многом несбыточной мечтой. И не только потому, что современный студент не любит читать вообще, и склонен прагматично отбирать только полезную и краткую информацию, но и потому, что подобный план требует большого количества времени, а самое главное сформированного логического мышления, умения размышлять и анализировать попадающуюся человеку информацию.

После введения ЕГЭ в школах, приходящие в университет молодые люди, редко критически относятся к печатному слову, не стремятся к анализу, сопоставлению разных точек зрения, принимая за истину в последней инстанции то, что они нашли в интернете под фамилией некоего Пупкина или Фитюлькина. Их даже не настораживает тот факт, что рядом с их фамилиями могут стоять титулы «академика космоэнергетики», «доктора физико-математических наук» просто потому, что они не затрудняют себя отслеживанием индексов научного цитирования ученых, а иногда даже не знают фамилий великих ученых. Мне запомнился ответ на семинаре одной из заочниц, которая начала свой рассказ о Карле Гюставе Юнге, знаменитом швейцарском психоаналитике, с такой фразы: «Карла Юнга родилась в Австралии…».

Изучение истории психологии является необходимым для формирования психологического мировоззрения будущего профессионала.

Несмотря на почти 2,5 тыс. лет существования психологического знания и более 100 летнее существование психологии как самостоятельной науки, на сегодняшний день приходится констатировать отсутствие единой методологической платформы, разногласия в понимании предмета и способов его изучения, не прекращающиеся дискуссии о возможностях и ограничениях психологической теории и взаимодействии ее с практикой.

Будущему профессионалу придется работать в условиях отсутствия единой общепсихологической теории. Для того чтобы не потеряться в бескрайнем океане имеющихся научных и околонаучных, популистских взглядов на внутренний мир человека, студенту необходимо хорошо ориентироваться в различных направлениях психологии, уметь различать «откуда ноги растут» у некоторых современных теорий и практик.

В данное учебное пособие отобраны теории, представляющие научный интерес и на сегодняшний день, возникшие как в период открытого кризиса, так и в более поздние годы 20 века. К сожалению, объем учебного пособия не позволил остановиться на тех полезных научных идеях, которые существовали в период формирования психологии в недрах философии и других наук.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Объектом истории психологии является развитие психологического знания, как результат творческой познавательной активности человека на разных этапах культурной эволюции.

Появление психологических знаний во времени сопоставимо с рождением цивилизации: возникает сообщество людей и вместе с ним – попытки человека ответить на вопросы о возможностях и ограничениях во взаимоотношении с миром. Результатом такого рода размышлений является возникновение психологического знания – знания человека о себе как носителе особых психических свойств и характеристик, субъекте психической деятельности.

Психологическое знание развивается объективно, выполняя реальную функцию регуляции, обеспечивает как адаптивные, так и преобразующие формы поведения.

Развитие психологического знания включает ряд взаимосвязанных форм:

Житейские представления людей о психике, возникающие в их реальной практике. Такие представления основываются на непосредственном отражении разных аспектов бытия и философии здравого смысла.

Психологические знания, вычленяющиеся в рамках мифологии и религии, как исторически первых формах познания мира и человека.

Психологические знания, возникающие на определенном этапе развития общества, с появлением нового способа реконструкции действительности – науки. Они включают целенаправленный поиск и анализ фактов, логические формы ее объяснения и доказательства, то есть научные знания.

В свою очередь научные психологические знания, зародившиеся в античном мире, сами проходят длительный путь эволюции: от существования в других науках (философии, истории, естествознания) до выделения и дальнейшего их развития в рамках самостоятельной научной дисциплины.

Объективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической реальности как важной составной части развития жизненного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности образует психологическое познание.

Осмысление процесса психологического познания, описание его содержания и структуры, персонально-личностных аспектов, а также выявление закономерностей и этапов развития составляет предмет истории психологии.

Сложность и многоаспектность психологического познания обуславливает различные подходы к определению предмета данной отрасли:

Логико-научный (интернальный) подход акцентирует внимание на внутренней, логической стороне познания. Пытается ответить на вопрос: каково содержание знания, то есть его строение, структура, логико-содержательные аспекты, внутрилогические механизмы развития. При этом психологическое знание понимается как самодостаточное, то есть существующее относительно самостоятельно, вне связи с социально-культурными и личностными сторонами. Наука, как уникальное явление культуры изучается прежде всего с точки зрения ее внутренней истории, логики, внутренних законов развития.

Эктернальный подход акцентирует внимание на внешней истории развития научного знания, то есть пытается ответить на вопрос: почему наука в определенных социально-исторических и культурных условиях приобретает конкретно-исторические формы. История науки рассматривается в социальном контексте, в ее зависимости и связи с развитием организационных и социальных условий и предпосылок.

Личностно-персональный подход акцентирует внимание на личности и творческом пути ученого, то есть на истории деятелей науки. Любая идея несет отпечаток индивидуальности породившего ее ученого, его научных и социальных ориентаций, системы приоритетов, ценностей.

Системный подход акцентирует внимание на всестороннем, целостном рассмотрении психологического знания, как системного образования. С этой точки зрения предметом истории психологии является динамика психологического познания в его целостности, включающая изучение:

— научного психологического знания как такового (его структуры, логико-научных, содержательных аспектов;

— процесса формирования научных идей и представлений в области истории психологии;

— социально-культурных и организационных условий и предпосылок психологического познания;

— носителя, субъекта психологического познания.

Таким образом, история психологии представляет собой отражение процесса становления и развития психологического познания. Другими словами является отражением второго порядка – отражением отраженного. Она исследует не саму психическую реальность, а представления о ней, которые складывались на разных этапах истории и в разных культурах.

С точки зрения Т. Д. Марцинковской история психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Из предмета истории психологии вытекают и задачи, которые призвана решать данная отрасль науки:

Выявление закономерностей смены стилей научного мышления в ходе эволюции науки, преобразование одних категорий и структур в другие.

Раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками через выявление внутренней логики познания, через рассмотрение истории обогащения психологии данными других отраслей знания.

Выяснение зависимости процессов порождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний. Изучение взаимоотношений между общественными запросами и научным творчеством, как процессом, имеющим свою специфику.

Исследование жизненного и творческого пути выдающихся ученых.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Зачем будущему психологу необходимо знать историю постановки и решения основных проблем психологии на разных этапах развития науки?

Чем отличается история психологии от других отраслей психологии?

Чем обусловлена, на Ваш взгляд, необходимость изучения истории психологии как обязательной общепрофессиональной дисциплины будущими психологами, тогда как будущие математики, например, не изучают в обязательном порядке историю математики?

Чем различаются житейские, религиозные и научные психологические знания?

Почему одной из задач истории психологии является изучение жизненного и творческого пути выдающихся ученых?

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Знание специфики смены предмета психологии, основных проблем, решаемых в определенное время ее развития необходимо для целостного восприятия и понимания данной науки.

В истории психологии выделяют 2 периода развития психологических знаний: развитие психологии в рамках философии и других наук и развитие психология как самостоятельной науки.

Период развития психологии в рамках философии и других наук (с 6в. до н.э. до середины 19в.) включает 2 этапа, характеризующихся сменой предмета психологии. В свою очередь каждый этап имеет подэтапы, отличающиеся своеобразием понимания предмета и спецификой исследований.

Ниже приведена периодизация развития психологических знаний, в которой нумерация отражает периоды, этапы и подэтапы.

1. Развитие психологии в рамках философии и других наук (с 6в. до н.э. до середины 19в.).

1.1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с 6в. до н.э. по 16в.).

1.1.1. Психологические идеи античности (6в. до н.э. – 5в.)

Предмет изучения — душа, понимаемая как источник активности тела, регулятор поведения, обладающая функциями познания. Для ее изучения используются методы философии, медицины, математики. В это время формируются материалистическое и идеалистическое направления в объяснениях душевных явлений. Выделяются основные проблемы: душа –т ело, врожденное — приобретенное и др. Разрабатывается категориальный аппарат психологии (образ, мотив, поведение, переживание, личность). Разрушаются мифологические представления о душе в связи с накоплением эмпирических данных и попыток научного объяснения познавательных процессов, аффектов, индивидуальных различий, воли, характера.

В конце этапа — открытие метода изучения души – интроспекции. Понимание души изменяется, теперь душа трактуется как то, что осознается нами при наблюдении за собой.

1.1.2. Психологические воззрения в Средние века (5в. – 13 в.).

Продолжается развитие учения о душе в рамках философии. Формируется томистская психология. Религиозное мышление начинает доминировать над научным, происходит возвращение к вере, как к критерию истинности, а не к доказательству на основе логики.

Начинает появляться опытная методология исследования. Развивается собственный метод исследования – интроспекция. Проводятся исследования видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

1.1.3. Психологические идеи Эпохи возрождения (14в.-16в.).

Учения о душе эволюционирует на базе анатомо-физиологических знаний. В конце 16 века происходит отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа.

1.2.Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании (17в. – середина 19в.).

Предметом изучения становится внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания. Появляется первая психологическая школа — ассоцианистская психология, разрабатываются концепции об адаптационной функции психики, развиваются теории рефлекса, концепции бессознательного. Формируются естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

Психологические воззрения с 17в. по 18в.

Предметом изучения является содержание и пути формирования сознания. Используются методы интроспекции, логики; развиваются рационалистический и сенсуалистический подходы к изучению психики, появляются первые теории эмоций и рефлекса, вводится понятие бессознательного.

Психологические идеи с конца 18в. по середину 19в.

Предмет изучения — сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств, и поведение. Кроме интроспекции и логики начинают использоваться методы естественных наук.

Психология как самостоятельная наука (середина 19в. по настоящее время).

2.1. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса.

Этап длится со второй половины 19в. по начало 20в. и характеризуется проникновением экспериментальных методов в психологию, хотя основным методом продолжает оставаться интроспекция.

Предметом изучения являются: сознание, понимаемое как непосредственное содержание опыта; психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении. Возникают прикладные исследования и новые отрасли в психологии. Происходит разделение психологии в зависимости от методологической ориентации на духовно-научную (ориентация на историю и культуру) и индивидуально-физиологическую (ориентация на естествознание).

Развитие психологии в период открытого кризиса (10-е гг. 20в. – середина 30-х гг. 20 в.).

Методологический кризис в психологии, в результате которого произошло выделение нескольких предметов изучения: глубинных структур психики (психоанализ), поведения (бихевиоризм), образов (гештальтпсихология), высших психических функций и деятельности (советская психология). Появляются первые экспериментально проверенные концепции личности, сознания, теории научения, творческого мышления, установок.

Развитие психологии в посткризисный период (40-60 гг. 20в.).

Происходит эволюция научных школ периода открытого кризиса: необихевиоризм, неофрейдизм, в советской психологии развивается теория деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий. Зарождаются новые направления, для которых предмет – внутренняя сущность личности (гуманистическая психология), познавательные процессы, этапы переработки информации (когнитивная психология), развитие интеллекта (генетическая психология). Появляются новые отрасли психологии, межкультурные и междисциплинарные исследования.

Современная психология.

Происходит развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ. Совершенствуются методы экспериментальных исследований, появляются разнообразные диагностические методики. Намечается тенденция к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. Вместе с тем, многие психологи указывают на наметившийся методологический кризис и огромный разрыв между фундаментальной и практической психологией.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

В чем своеобразие понимания и изучения предмета психологии в Античности, в Средние века и Эпоху возрождения?

Изменился ли предмет психологии после выделения ее в самостоятельную науку во второй половине 19 века?

Какие основные проблемы психологии, выделенные в Античности, решаются нашей наукой до сих пор?

Каковы причины, на Ваш взгляд, огромного разрыва между фундаментальной и практической психологией на современном этапе развития нашей науки?

МЕТОДЫ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

В историко-психологических исследованиях используется широкая совокупность качественных и количественных методов, заимствованных из разных наук.

При планировании исследования ученый выбирает из организационных методов наиболее подходящий, исходя из цели работы и особенностей материала. Вместе с тем каждый из организационных методов может быть использован для изучения любой проблемы истории психологии, часто в одном исследовании используется совокупность данных методов.

Структурно-аналитический метод используется, если целью исследования является изучение строения психологического знания. Метод позволяет выявить структурные элементы, их иерархию и взаимосвязь.

Сравнительно-сопоставительный метод направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих по времени. Метод иногда называют синхронистическим.

Генетический метод имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологических знаний.

К методам сбора и интерпретации фактологического материала как теоретического, так и эмпирического относят: категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности, метод исторической реконструкции, проблемологический анализ, метод библиометрического анализа, метод источниковедческого анализа, биографический метод, метод интервью. Каждый из методов сбора и интерпретации фактологического материала раскрывает определенный аспект истории психологии.

Категориально-понятийный анализ направлен на выявление особенностей понимания и трактовки понятия, термина в определенный период или в трудах разного периода одного ученого.

Метод анализа продуктов деятельности состоит в изучении результатов научной деятельности отдельного ученого или научных коллективов. Исследуются опубликованные и неизданные работы, различные варианты одного и того же текста, личные документы (дневники, переписка, воспоминания и т.п.). Использование метода позволяет изменить оценки содержания научных взглядов ученого, уточнить логику научной проблематики, расширить представления об общении в научном сообществе.

Метод исторической реконструкции – вероятностный метод, основанный на идеи о возможности воссоздания целостной картины периода или явления путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Ученый, используя все доступные ему письменные и устные источники, моделирует реальную историческую ситуацию. Данный метод применяется при изучении психологических портретов личности конкретной эпохи, содержания менталитета и динамики настроений в обществе, мировоззрения и жизненных ориентаций определенного периода.

Проблемологический анализ ориентирован на выявление предпосылок возникновения проблемы, анализ процесса ее осознания и формулировки, исследование путей и вариантов разрешения.

Метод источниковедческого анализа направлен на изучение документов при работе с архивными и неопубликованными источниками. В его основе лежит идея о том, что любой исторический факт без пространственно-временных координат, то есть вырванный из структурно-генетических связей, теряет свой смысл.

Тематический анализ состоит в исследовании динамики структурных компонентов науки или творчества ученого. Для этого массив данных разбивается на тематические разделы, производится количественный анализ и качественный (формулировка тем, их смысловая нагрузка, представленность и сочетание понятий в теме).

Библиометрический метод – количественное изучение информационных потоков. Построен на исследовании библиографической информации о публикациях (заглавия книг, авторы, названия журналов) и анализе цитирования. Метод используется для выявления динамики явлений в психологии, для оценки продуктивности ученого, научных направлений, для выявления связи, зависимости между объектами в целях определения качественной картины состояния науки в конкретный период.

В конкретном исследовании каждый из методов конкретизируется в виде совокупности частных методик. При этом обычно используется не один метод, а несколько, что позволяет уменьшить степень субъективизма ученого при интерпретации и оценке определенных фактов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

В чем, на Ваш взгляд, специфика применения методов в историко-психологических исследованиях, по сравнению с другими отраслями психологии?

Какие из методов истории психологии часто используются в других отраслях психологии?

В чем сущность метода исторической реконструкции?

Для чего используется библиометрический метод в истории психологии?

ПСИХОЛОГИЯ В ПЕРИОД ОТКРЫТОГО КРИЗИСА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА В ПСИХОЛОГИИ

Кризис в психологии разразился в 10-е гг. 20 века и продолжался до середины 30-х гг. 20 века. Суть кризиса — в смене методологических принципов и борьбе вокруг предмета психологии. Новые исследования в прикладных областях, открытие экспериментального метода и его внедрение, развитие генетических отраслей психологии показало несостоятельность прежнего понимания психологии как науки о сознании; невозможность изучения сознания интроспективным методом и объяснения принципами ассоцианизма. Требовалось изменить исходные принципы и представления, выработать новую теорию.

В начале 20 века общепризнанной системы психологии не было. Каждое изложение психологии у виднейших авторов было построено на своей системе. Все основные понятия и категории толковались по-разному.

Кризис, несмотря на разрушительный характер, был нужен для роста психологии, ее обогащения новым методологическим аппаратом. Основным содержанием кризиса стало возникновение новых психологических направлений, выступивших против какого-либо аспекта прежней субъективной психологии.

Психоанализ вводит в предмет психологии бессознательное, опровергая представление о том, что психика тождественна сознанию.

Бихевиоризм в борьбе с субъективным методом (интроспекцией) предлагает изучение явлений психики (поведения) доступным объективному наблюдению и эксперименту методами, вопреки считавшемуся, что поведение предмет физиологии.

Французская социологическая школа ставит проблему общественно-исторической обусловленности человеческой психики, в борьбе с индивидуализмом ассоциативной психологии.

Описательная психология поднимает вопрос о способе познания, понимая явления не в их причинности, а интенционально, как духовную деятельность, направленную к цели и отрешенную от материальных связей, в борьбе против детерминации психики, которая не оставляла места для свободы воли, культурных влияний.

Гештальтпсихология выступает против атомизма ассоциативной психологии, создает свое представление о целостности психических структур.

Советская психология, пытаясь ориентироваться на марксизм, вырабатывает новые объяснительные принципы – деятельность и общение.

Возникшие направления претендовали на общепсихологическую теорию, способную объяснить весь мир психических явлений. К сожалению, ни одному из них не удалось победить в силу сложности психической реальности. Вместе с тем, они разработали варианты общепсихологической теории и их жесткая непримиримая борьба в конке 30-х гг. 20 столетия сменилась попытками ассимилировать ценные идеи разных теорий.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Каковы причины, возникшего в начале 10-х гг. 20 века в психологии кризиса?

Почему ни одному из направлений, появившемуся в период открытого кризиса в психологии, не удалось победить?

Научные споры сторонников разных направлений были крайне эмоциональными. Так однажды В. Келлер в споре с оппонентом воскликнул, что «всегда будет бороться с попытками представить человека в виде автомата, который начинает действовать, когда в него бросают монетку» (цит. по Шульц Д.П., 1998, С.375).

Какое научное направление представлял оппонент В. Келлера?

ИССЛЕДОВАНИЯ Э, ТОРНДАЙКА В ЗООПСИХОЛОГИИ

Бихевиоризм был подготовлен работами И. П. Павлова и В. М. Бехтерева в России и Э. Торндайка в США. И. П. Павлов писал: «Интересно, что американцы, судя по книге Э. Торндайка (Интеллект животных, 1898 г.) вышли на новый путь исследования иначе, чем я с моими сотрудниками… Деловой американский ум, обращаясь к практике жизни, нашел, что важнее точно знать внешнее поведение человека, чем гадать о его внутреннем состоянии, со всеми его комбинациями и колебаниями. С этим выводом относительно человека американские психологи и перешли к … опытам над животными. Это и до сих пор дает о себе знать в характере производимых исследований: и методы и решаемые вопросы как бы берутся с примера человека» (цит. по Шульц Д.П., 1998, С.274).

Эдвард Торндайк (1874-1949) — американский психолог не считал себя бихевиористом, но его принято считать одним из его родоначальников. «Через несколько лет после начала работы с моим новым методом я узнал, что подобные опыты проделаны в Америке, причем не физиологами, а психологами. С тех пор я начал внимательно изучать американские публикации и должен признать, что честь сделать первый шаг по этой дороге принадлежит Э. Торндайку. Его эксперименты опережали наши примерно на 2 или 3 года, а его книгу (Интеллект животных, 1898 г.) можно считать классикой, как по смелому подходу к гигантской работе, так и по точности результатов», — писал И.П. Павлов (цит. по Шульц Д.П., 1998, С.260).

Свой экспериментальный подход к изучению научения животных Э.Торндайк называл коннекционизм – подход к обучению, основанный на рассмотрении связей между раздражением и реакцией. Э. Торндайк считал, что для анализа психики надо «искать связи между ситуациями, элементами ситуаций и составляющими ситуаций и реакциями, готовностью реагировать, стимулами, торможением и направленностью реакций… Научение — это связь, соединение. Разум – это система связи человека» (цит. по Шульц Д.П., С.257).

Э. Торндайк изучал закономерности научения животных в ситуациях, для овладения которыми недостаточно прирожденных автоматизмов. Ему принадлежит изобретение проблемного ящика — экспериментального устройства разной степени сложности, выйти из которого и получить подкрепление животное могло, только совершив определенные действия (нажать на пружину, потяну за рычаг, нажать на один из двух рычагов и т.д.).

Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений, пока одно из них случайно не оказывалось правильным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось. Животным требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно.

Э. Торндайк объяснял процесс научения, не обращаясь к сфере сознания. Как объективный наблюдатель он фиксировал внешние стимулы (ситуации), с которыми сталкивался организм и его движения – ответные реакции. Он использовал количественные измерения научения: количество проявлений неправильного поведения, регистрацию времени, затраченного на поиск нужной реакции. Результаты изображал графически в виде кривых (повторные пробы и затраченное время в минутах).

Кривая научения объяснялась Э. Торндайком как действия методом проб и ошибок. Обучение путем проб и ошибок – обучение, основанное на повторении тех реакций, которые ведут к успеху. Поведение животных – результат слепого поиска, проб, ошибок и случайной удачи. Человек, по мнению Э. Торндайка, решает задачи в проблемном ящике своей жизни аналогичным образом, то есть постоянно пробуя и ошибаясь и достигая успеха случайно.

Научение подчиняется следующим законам:

Закон упражнения. Повторение ответной реакции в конкретной ситуации приводит к ее усилению. Чем чаще действие используется в ситуации, тем сильнее ассоциативная связь между действием и ситуацией. Реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей, то есть чем чаще повторяется двигательная реакция на данную ситуацию, тем прочнее связь между ними и наоборот.

В 30-е гг. 20 века проведенные исследования на детях, показали, что благоприятные последствия реакции являются более эффективными, чем простое многократное повторение. Поощрение реакции приводит к ее укреплению, но наказания не дает такого же очевидного результата.

Закон эффекта – любое действие, вызывающее удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что когда она возникает вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде.

Реакция, ведя к хорошему эффекту, вызывает удовлетворение и приобретает тенденцию к тому, чтобы вновь повториться при возникновении прежней ситуации, то есть из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию при прочих равных условиях, более прочно связывается с ситуацией та из них, которая вызывает чувство удовлетворения.

«Основной закон душевной жизни состоит в том, что если психическое или физическое действия, следующее за известным положением или одновременно с ним, сопровождается чувством удовлетворения, то это психическое состояние или физическое действие и в будущем будет стремиться сочетаться с этим положением. В применении к воспитанию этот закон можно сформулировать в следующих простых и ясных правилах, которыми однако слишком часто пренебрегают: приводите в связь то, что вы хотите, чтобы связывалось в будущем, вознаграждайте хорошие импульсы и обратно; разъединяйте то, что вы хотите, чтобы не связывалось в будущем; старайтесь, чтобы нежелательные импульсы приносили неудовлетворенность» (Торндайк Э., 1998, С.124).

Закон ассоциативного сдвига. Если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же реакцию.

Итак, Э. Торндайк доказал возможность экспериментального изучения закономерностей поведения в проблемных ситуациях и их количественной обработки без обращения к категории сознания, хотя и не отвергал наличие сознания.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. «Вместо того чтобы говорить импульсивному ребенку: «Подожди, подожди! Что с тобой?! Что ты делаешь?», попробуйте приучить его взять себе за правило, прежде чем приступить к действию, имеющему важное значение, записывать на бумаге как он думает поступить и почему. На дальнейшей ступени его воспитания предложите ему записывать также, почему он не хочет поступать противоположным образом. Еще позднее предложите ему записать 3 или 4 возможных в данном случае действия, то, которое он выберет, как самое подходящее, причину этого выбора и причину отрицательного отношения к прочим упоминаемым действиям.

Детям же нерешительного типа дайте понять, что если очень трудно выбрать то или иное решение относительно какого-либо действия, то самая эта трудность доказывает, что не так уж важно, какое именно решение они изберут. Объясните им, что в большинстве случаев полезнее всего испробовать что-нибудь одно и посмотреть, что из этого выйдет. «В случае большого сомнения выбери один путь или два» — вот правило, которому нерешительные дети следуют весьма охотно и которое в короткое время развивает в них способность к быстрому решению. Она будет руководить ими во всех неважных случаях, но окажется пригодной и в серьезных жизненных вопросах» (Торндайк Э., 1998, С. 112).

Объясните с позиций коннекционизма как действуют эти приемы воспитания импульсивных и нерешительных детей.

Почему Э. Торндайка принято считать одним из родоначальников бихевиоризма?

Согласны ли Вы с утверждением Э. Торндайка о том, что человек решает задачи в проблемном ящике своей жизни, постоянно пробуя и ошибаясь и достигая успеха случайно. Обоснуйте свою точку зрения.

2.3. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЖ. УОТСОНА

Бихевиоризм возник в США в 10-е годы 20 века и быстро обрел там популярность. Именно в США остро социальной в то время являлась проблема возможности управления поведением, динамики научения, выработки и закрепления новых форм поведения в быстро меняющейся среде.

Джон Уотсон (1878-1958), американский психолог, основоположник бихевиоризма. Основные труды «Психология с точки зрения бихевиориста» (1919), «Бихевиоризм» (1925), «Пути бихевиоризма» (1928).

Основные положения бихевиоризма: предмет изучения – поведение человека как любая внешне наблюдаемая реакция на внешний стимул. Поведение является результатом научения. Главная научная проблема – формирование навыка и научение. Человек представляет собой животное, отличающееся словесным поведением.

Дж. Уотсон родился в семье фермера, его мать была очень религиозна, отец – атеист, пьяница, бабник, обладал буйным нравом. Когда Дж. Уотсону было 13 лет, его отец бросил их с матерью. Много лет спустя, Дж. Уотсон отказался встречаться с отцом, который захотел возобновить отношения с сыном. В подростковом и юношеском возрасте Дж. Уотсон был импульсивен, проявил себя хулиганом, спорщиком, драчуном, дважды был арестован за стрельбу в черте города. Его мать мечтала видеть его священником, в угоду ей он поступил в баптистский университет. После ее смерти в 1900 г. стал писать диссертацию по философии. В 1903 г. защитил докторскую диссертации в Чигагском университете, посвященную исследованию связей между развитием центральной нервной системы и развитием поведения белых крыс. Женился на 19-летней студентке.

«Я никогда не хотел проводить опыты на людях, мне самому всегда претило быть испытуемым. Мне никогда не нравились тупые, искусственные инструкции, которые дают испытуемым. В таких случаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно. Зато, работая с животными, я стоял ближе к биологии, я стоял обеими ногами на земле. Постепенно у меня сформировалась мысль о том, что, наблюдая за поведением животных, я смогу выяснить все то, что другие ученые открывают, используя подопытных людей» (цит. по Шульц Д.П., 1998, С.275).

В 1908 г. он переезжает из Чикаго в Балтимор, где заведует кафедрой экспериментальной сравнительной психологии в местном университете в течение 12 лет. Дж. Уотсон имел огромной популярностью среди студентов. Однажды от них он получил уникальный знак отличия- студенты посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором университета. В первую мировую войн был майором авиационной службы. С 1918 г. начал исследования на детях. Влюбился в свою аспирантку (вдвое младше его). 15 любовных писем перехватила жена, выдержки из которых были опубликованы во время скандального бракоразводного процесса.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map