Учебное пособие по философии



ВВЕДЕНИЕ

Изучение новой дисциплины «Философия» является основанием гуманитарной подготовки студента высшего учебного заведения. Данное учебное пособие по философии предназначено для направления бакалавриат (специалитет) и соответствует требованиям федеральных государственных стандартов третьего поколения.

В предлагаемом издании по курсу «Философии» помимо учебного материала по философии, рекомендуемого для самостоятельной работы, представлены задания, контрольные вопросы, тематика эссе, докладов, словарь основных понятий и список рекомендуемой литературы. Данный учебный материал поможет освоить новую дисциплину в объеме, предусмотренном учебной программой для студентов высших учебных заведений по курсу «Философия».

Философия представляет собой высшее достижение мысли и закономерный результат всей духовной культуры человечества. Она является одновременно теоретической формой мировоззрения, обоснованием системы общечеловеческих ценностей и критикой обстоятельств и идей, которые противоречат утверждению гуманизма и социального прогресса.

Философия – это средство формирования культуры рационального мышления, включающей: умение обосновывать и опровергать те или иные положения; отделять существенное от несущественного; раскрывать закономерные связи между явлениями и событиями; выявлять противоречия в окружающей действительности. И даже не совсем понимая необходимость философии, каждый из нас содержит в себе глубинные потенциалы, связанные с культурным опытом предков. Эти возможности, скрытые в нас, благодаря воспитанию и образованию, принимают конкретные индивидуальные, личностные формы. И самая живая скрытая сила в нас – это философия, которая помогает выразить творческие способности личности.

Древнеримский философ Сенека писал о необходимости философии: «Философия – не лицедейство, годное на показ толпе…она не для того, чтобы приятно провести день и без скуки убить время, нет, она выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться… Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности, ведь каждый час случается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у нее».

Освоение обширного, богатого философского материала невозможно без серьёзной самостоятельной подготовки и глубокого осмысления материала, излагаемого в учебном пособии.

Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу. Такой подход к изучению дисциплины поможет научиться самостоятельно мыслить, аргументировать свою позицию, отстаивать своё мнение и свои убеждения. Выработка этих навыков научит вас критически переосмысливать свои взгляды и корректировать их в соответствии с приобретаемыми знаниями.

Изучение философии не должно становиться для вас самоцелью, оно должно быть средством познания жизни и умения принимать оптимальные решения в условиях постоянно меняющейся социальной действительности. Поэтому осмысление философских проблем предполагает не только философское знание, но и умение творчески использовать собственный жизненный опыт, анализировать сведения о текущей жизни в стране и за рубежом, задействовать знание из других наук, искусства и художественной литературы.

Для более успешного освоения изучаемых вопросов рекомендуется конспектировать прочитанный материал, использовать тематику эссе, докладов, рекомендуемую литературу для самостоятельной работы и подготовки к участию в семинарских занятиях, коллоквиумах, круглых столах, конференциях.

Глава 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО

ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Становление и развитие предмета философии

1.1.1. Философия и мировоззрение

Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. В переводе с греческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Предполагается, что впервые назвал себя философом Пифагор, древнегреческий математик и мыслитель. Данное предположение основывается на легенде, которую изложил Диоген Лаэртский (первый древнегреческий биограф великих мыслителей Эллады) в своем сочинении «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Согласно легенде, Пифагор пришел в древнегреческий город Флиунт, владыка которого спросил пришедшего: «В какой науке ты считаешь себя сведущим?» «Ни в какой, — ответил пришедший. – Я только философ». «Что такое философия?» — спросил тиран Флиунта. Ответ был следующим: «Человеческую жизнь можно сравнить с рынком и Олимпийскими играми. На рынке имеются продавцы и покупатели, которые ищут выгоды. На играх участники заботятся о славе и известности. Но есть еще зрители, внимательно наблюдающие за тем, что происходит. Так и в жизни людей. Большая часть их заботится о богатстве и славе, все здесь в погоне за ними, только немногие среди шумной толпы не принимают участия в погоне, но совершают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называются философами – любителями мудрости».

В качестве названия науки термин «философия» впервые был использован Платоном. Также Платон ссылается на своего учителя – Сократа, по его мнению, именно Сократ впервые назвал себя философом. Сократ утверждал, что подлинным софистом, мудрецом, является один лишь Бог. Человек не может быть мудрецом, он может быть только лишь любителем мудрости, философом. Таким образом, Сократ противопоставлял себя софистам, и в этом противопоставлении и появился впервые термин “философия”, “философ”. В этом смысле этот термин употребляется и у Платона. Ученик Платона Аристотель еще более способствовал утверждению термина “философия”, противопоставив ее другим наукам и введя классификацию наук, в которой первое место занимала именно философия, которую Аристотель называл также теологией, учением о Боге. И после Аристотеля термин “философия” уже прочно утвердился в древнегреческом языке.

Философия является важнейшей частью духовной культуры, выражает сущность культуры и, таким образом, взаимосвязана со всеми компонентами духовной культуры. Ее специфика наиболее отчетливо проявляется в сравнении с другими формами мировоззрения, исторически предшествовавшими ей. Таковыми являются миф и религия. В философии, как и в мифе и в религии главные темы – это мир и человек. Это проблемы начала мира, движущих сил, времени, пространства; нравственности, что есть «добро» и «зло», справедливости, равенства и неравенства, счастья, любви, милосердия; что есть красота и т.д. Все эти «вечные проблемы» взращивали мудрость человечества и обусловили переход от более древних типов мировоззрения к философскому мировоззрению, которое стало возможно только в цивилизованном обществе.

Мировоззрение – это совокупность воззрений, представлений, идей, ценностей, идеалов и т.д. на мир и место в нем человека. В его структуру входят:

— знания о мире;

— ценности, с позиций которых человек осмысливает мир;

— убеждения и идеалы, которые определяют поступки человека.

Мировоззрение присуще каждому человеку, такое мировоззрение обычно называют обыденным или жизненно-практическим, т.к. оно формируется в процессе развития личности, как из собственного опыта, так и под влиянием общества. Различают также виды (формы) мировоззрения: художественно-образное, религиозное, научное, профессиональное (профессиональная этика), возрастное (например, молодежи).

Основными историческими типами мировоззрения являются: миф, религия, философия.

1.1.2. Исторические типы мировоззрения

«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и способ понимания мира, характерный для первобытного родового общества.

Отличительными особенностями мифического мышления (мировоззрения) являются:

— эмоционально-образная форма очеловечивания природы;

— отсутствие различий между природным и социальным миром (синкретизм);

— преобладание коллективных представлений над индивидуальными;

— утилитарная направленность;

— убежденность древнего человека в правильности мифических представлений.

В духовной жизни первобытного общества миф выступал как единая, синкретичная, универсальная форма общественного сознания. В мифе всегда сочетаются вымысел, вера и знание, но сущность мифа не сводится ни к одному из них. Сущность мифов заключается в объективировании субъективных представлений, переживаний и впечатлений, при которых порождения фантазии принимаются за подлинную реальность.

В ходе общественного развития миф постепенно изживал себя, уступая место религии и философии. Однако некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и до сих пор.

В первобытном сознании миф и религия тесно взаимосвязаны. Связующим звеном между ними является, во-первых, деятельность воображения; во-вторых, вера в созданные фантастические образы.

Однако вместе с тем, миф и религия отличаются друг от друга. Различие религии и мифа особенно ярко, когда мы сравниваем мифологию с монотеистическими религиями.

Для развитой религии характерно противопоставление «естественного» и «сверхъестественного». Религиозное сознание не синкретично, т.к. религия «разделила» мир на «мир божественный» и «мир природный» и таким образом, выделила человека из природы и наделила его душу божественными чертами. В мифе это противопоставление отсутствует (миф синкретичен). Если для религиозного сознания «мир божественный» является сверхъестественным, то для мифического сознания связи между природными и небесными явлениями не кажутся сверхъестественными, природа не обожествляется, а скорее одушевляется.

Источник религии – бессилие человека перед природными и социальными силами. Источником мифов, в отличие от религии,

является не только бессилие человека, но и мечта об овладении силами

природы.

Для развитой религии характерно нравственное отношение человека к божеству, т.е. представление, что бог выступает в роли законодателя человеческой жизни, обязывает человека соблюдать некоторые нормы поведения, нарушение которых осознается как грех. Бог в мировых религиях – это некий гарант и охранитель справедливости в мире, который, охраняя эту справедливость, в конечном счете, воздает всем по заслугам.

Для мифического сознания чуждо представление, что в мире есть «надчеловеческий», т.е. сверхъестественный гарантированный богом, этический миропорядок. В этом мире побеждает «самый сильный» или «самый умный». Силы природы, они же и боги, отнюдь не превосходят человека добродетельностью и не показывают примера добродетельной жизни.

Для религии характерно различение веры и знания. Содержание развитой религии – это не предмет некоторого доказуемого знания, а нечто такое, во что необходимо верить, преодолевая сомнения, вызываемые отсутствием фактических данных.

Для мифического сознания противопоставление знания и веры не характерно. Люди просто воспринимали мир в мифических образах, видя его как бы сквозь призму мифических представлений.

Мифическое сознание продолжает существовать и в наше время на основе подмены объективного отражения действительности различными стереотипами за счет обращения к эмоциональной сфере личности. Большинство современных мифов приобрело форму мифотворчества или утопии. Утопия, будучи видом сознания, удовлетворяющего определенные общественные потребности, как и миф, является конструированием фантастической реальности, восполняющей действительность.

Разница между мифом и утопией: 1) миф отнесен к прошлому, а утопия к будущему; 2) миф – продукт коллективного творчества народа, а утопия – произведение отдельной личности или группы людей (идеологов).

Утопия, как и миф, направлена не на познание действительности, а на воспроизведение иной реальности. Таким образом, мифология не кончилась, она продолжает функционировать как антитеза научному познанию и в наши дни. В силу этого мифология – как наука о мифах, является весьма актуальной не только в плане изучения культурного прошлого человечества, но и в плане исследования событий сегодняшнего времени.

Таким образом, изучение мифа и религии, как исторически ранних

типов мировоззрения общества, теоретически значимо для понимания философии, как более зрелого и иного исторического типа мировоззрения. Раннюю философию с мифом и религией связывает

единство проблематики.

Философское мировоззрение – это теоретическая форма осмысления мира и человека. Философия, таким образом, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме. Вместе с тем философия является средством формирования осознанного взгляда на мир и место человека в нем в рационально-понятийной форме.

Философия подходит к осмыслению мира с позиций рационального (логического) понимания, она берет вещи таковыми, какими они являются на самом деле, не привнося в их содержание никаких фантастических, обожествленных образов. Философия стремится определить явления как таковые, выявить их отношения с другими явлениями в пространстве и во времени. При помощи этого она выявляет закономерные связи между явлениями и с их помощью стремится проникнуть в суть вещей. Это научный образ мышления, что во многом объясняет единство философии и науки. На ранних стадиях своего существования философия представляла собой, ни что иное, как научное познание действительности, т.к. синтезировала в эпоху античной цивилизации все знания о мире.

1.1.3. Проблема определения предмета философии

Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понимание предмета и задач философии.

Понимание предмета и задач философии исторически менялось и в ходе развития самой философии. Напомним, что понятие «философия» было впервые использовано древнегреческим историком Геродотом, по мнению других, например Диогеном Лаэртским, древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как «любовь к мудрости». В древнегреческой философии под философией понимали любое знание, как стремление познать истину, в противоположность религии (вере). В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром.

Важнейшими чертами философии являются рационально- теоретический тип мышления, рефлексивность и фундаментальность.

В зависимости от изменения представлений о предмете философии в ходе общественно — исторического развития выделяют

три основных периода: античный, новоевропейский и современный.

Первый период связан с генезисом и становлением философской мысли в Древней Греции. В древнегреческой философии предметной областью познания рассматривался космос, мир в целом, что породило онтологическую проблематику философии. Платон определял философию, как науку о сущем, вечном и непреходящем (науку об идеях), у Аристотеля в его трактате «Метафизика» («Первая философия») философия определяется, как наука о высших сущностях и причинах бытия. Таким образом, предметное поле философии представляло собой интегрированное знание о мире, в том числе научное знание, существующее в античности и в древневосточных цивилизациях.

Второй период связан с развитием западноевропейской философией в Новое время — новоевропейский период или период классической философией. Для всех многочисленных философских учений, созданных в период классической философии, характерен общий подход к пониманию предмета философии. Эта общность обусловлена решением основного вопроса философии: вопроса об отношении сознания к бытию (материи). Необходимо уточнить, что «основным вопросом философии» данную проблематику назвал Ф.Энгельс уже в XX веке. В новоевропейский период рождаются философские системы, определяющие проблему субстанции: одна субстанция (первоначало мира) – монистические системы (Ф.Бэкон, Спиноза, Д.Дидро); две субстанции – дуализм (Р.Декарт, И.Кант); много субстанций – плюрализм (Г.Лейбниц). Но главной проблемой становится проблема познания, проблема метода или методологии в более широком понимании как «программы исследования». Поэтому в классической философии под предметом философии понимается гносеология (теория познания). Декарт определяет философию как метафизику, как методологию научного познания и сравнивает с древом (деревом познания): корни этого древа – метафизика, ствол – физика (естествознание), ветви этого дерева – все частные науки. Г.Фихте в работе «Наукоучение» писал, что философия – это не только предпосылка познания, но и основание всех конкретных наук. Гегель определял философию как науку, предметом которой является «движение чистой абстрактной мысли», в которой нет ни факта, ни эмпирического опыта.

Третий период в развитии философии определяется как период

постклассической и постнеклассической (постмодернизм) философии или современной философии, начало которой заложено в философских учениях середины ХIХ в. Единого понимания предмета философии в современных философских концепциях нет. Каждая философская школа по-своему определяет предмет своего исследования. Многообразие подходов к пониманию предмета философии в современности обусловливает сложность их изучения. И если в античный и новоевропейский периоды философия определялась как наука, то в современный период такой подход не является общепринятым. Х. Ортега-и-Гассет, испанский философ-экзистенциалист писал, что философия больше чем наука, она есть целостное миросозерцание, представление о мире как Универсуме и осмысление его человеком. Таким образом, в представлении современных мыслителей предметом философии называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром. Однако есть и другая точка зрения, в чем-то близкая в понимании предмета философии в классический период, а именно в позитивизме: «Философия – «наука о науке вообще».

1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.

Место и роль философии в культуре

Со становлением предмета философии развивалась и структура философского знаний. В нее входят следующие разделы:

— онтология (учение о бытии);

— гносеология (учение о познании);

— логика (учение о законах и правилах мышления);

— социальная философия (наука об обществе);

— этика (наука о нравственности);

— эстетика (наука о прекрасном);

— аксиология (наука о ценностях);

— философия культуры;

— философская антропология

— философия науки;

— философия истории;

— философия техники и др.

Философия, как и наука, выполняет познавательную функцию

(гносеологическую), но в отличие от науки, она выполняет и другие функции: методологическую, мировоззренческую, цивилизационную, прогностическую, рефлексивную (критическую), аксиологическую (ценностно-оценочную), воспитательную, эвристическую. Объясняя назначение функций философии, мы тем самым объясняем природу потребностей человека, социума, культуры, цивилизации, отвечая на

вопрос «зачем философии необходима человеку, обществу, культуре?»

Многие философы пытались объяснить место и роль философии в культуре, например, Гегель писал, что философия – это квинтессенция (сущность) эпохи, выраженная в понятии. Философия – это сущность культуры, способная рефлексировать и обобщать в теоретической форме культурный опыт человечества. Философия, по мнению, философов-экзистенциалистов (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю) помогает человеку осмыслить свое бытие в мире, как свободу, как проект, как творчество, как способность бороться за свое «Я» с абсурдностью бытия. К.Ясперс писал, что именно философия определила «осевое время» развития цивилизации и «сделала» человечество цивилизованным. Таким образом, философия воспитывает человека, помогает ему осмыслить себя как личность, раскрыть свои творческие способности, а также учит думать, рефлексировать, принимать решения, оценивать свои поступки, нести ответственности за себя и других, оставаясь человеком даже в самых трудных, экстремальных ситуациях.

Основные понятия: философия, мировоззрение, миф, религия, наука, предмет исследования, функции, структура философии.

Задания для самоподготовки

1. Что такое философия?

2. Определите предмет философии.

3. Какие проблемы являются философскими проблемами?

4. Какое значение для развития философии имеет поиск древнегреческими мыслителями первоначала (архэ) мира?

5. Как определял предмет философии Аристотель?

6. Определите основной вопрос философии.

7. В чем различие натурфилософии и этики?

8. Какое значение для науки имеет выведение Демокритом принципа причинности?

9. Какое место занимает философия в классификации наук Аристотеля?

10. Какие периоды в своем развитии прошла философия и ее предмет исследования?

11. Когда возникла философия и в каких цивилизациях?

12. Определите функции философии.

13. Определите структуру философского знания.

14. Как соотносятся философия и наука?

15. Определите что значит: «философия – методология науки»?

16. Какую роль играют универсальные законы и принципы в

системе философских знаний?

17. Определите роль и место философии в системе культуры.

18. Найдите общее и различное в постановке проблем и их решения в философии, религии, мифе.

Упражнения и задачи

«Философия есть познание, достигаемое посредством

правильного рассуждения».

«Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины».

«Философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно станови познанием, и познанием посредством понятий».

«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике…Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

«Философия – «наука о науке вообще».

«Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».

Какое из высказываний соответствует содержанию предмета философии?

— Определите принципиальное различие позиций философов.

2. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации на Востоке и в Др.Греции?

3. Известный английский физик, один из создателей квантовой физики М.Борн вышел в отставку по возрасту в качестве профессора натуральной философии. Чем это объяснить? Что послужило

основанием для высказывания М. Борном: «Именно теоретическая

физика есть подлинная философия».

4. Ф.Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».

А.Камю, современный французский философ-экзистенциалист, писал: Есть лишь поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она

того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос

философии».

М.Хайдеггер, немецкий философ XX в. считал, во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так. Что спрашивающий тоже вовлекается в него, тоже попадает под вопрос».

— Чем объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса?

— Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса всей философии?

— Как в постановке вопроса отражается мировоззренческая позиция философа?

Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки основного вопроса философии?

— В чем видите Вы основной вопрос всей философии?

5. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне же этого оно есть необоснованное предположение или субъективная достоверность».

— Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля?

6. «Каждый имеющий притязание на общее умственное развитие, он должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, определяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится». Ибо какую философию ты выбираешь, таким человеком ты становишься.

— Разделяете ли Вы позицию Г.Фихте?

— В чем, по Фихте, предназначение философии?

— Какую роль играет философия в формировании мировоззрения личности?

Самостоятельная работа

Составьте таблицу «Исторические типы мировоззрения» и

проведите сравнительный анализ по 4 критериям различий между мифом, религией, философией:

Критерии сравнения

Миф

Религия

Философия

1.Отношение к миру

2.Отношение к человеку

3.Тип сознания

(стиль мышления)

4.Язык и источники

Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ

ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Философия в древних цивилизациях Востока

2.1.1. Ранняя китайская философия (VIIII века до н. э.)

Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в этом

регионе существовали лишь религиозная мысль, мифические сказания, обычаи и традиции. Несомненно, восточная философия отличается от западной, поэтому о восточной философии принято говорить отдельно.

Древнее китайское государство – типичная восточная деспотия с крайним социальным неравенством, жесткой социальной иерархией, абсолютной властью обожествляемого главы государства. Поэтому в Китае преобладала практическая философия, представителей которой занимали вопросы управления.

Основателем конфуцианской философии был Кун Фу Цзы, ставший известным в Европе через два тысячелетия после своей смерти под

именем Конфуция. Предметом учения Конфуция является искусство управления государством, которое он отождествляет с искусством справедливости и нравственности. Политика у него, таким образом, тождественна этике.

Обращаясь к главному предмету своих размышлений – к обществу, Конфуций находит его состояние неудовлетворительным. Это состояние вызывает у него скорбь, ибо мораль не совершенствуется, изученное не повторяется, принципам долга не следуют, недобрые поступки не исправляют. Социально-нравственный идеал Конфуция в прошлом, — во всяком случае, ему так кажется. Думая, что возвращается к старому, Конфуций создает новое этическое учение, в центре которого стоит Дао как нравственный закон, как человеколюбие, как нравственный идеал. Конфуций формулирует высшую моральную заповедь: «Не делай другому того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».

В основе конфуцианского идеала управления – не насилие, а сила нравственного примера. В соответствии со своей патриархальной теорией государства ключ к достижению повиновения низов Конфуций видит в повиновении детей своим родителям. Почтительность к родителям и уважение к старшим – это не только основа человеколюбия, но и основа социального повиновения. Таким образом, конфуцианское представление об обществе основано на идее личностных взаимоотношений. В этом отношении конфуцианство играло прогрессивную роль, поскольку своим упором на нравственный фактор управления стремилось умерить физическое насилие правящего класса. В управлении народом конфуцианство отдавало первенство морали перед правом, убеждению и силе примера перед принуждением.

Социально-этической проблематике подчинено и конфуцианское учение о знании: «знать, значит знать людей». Высшее знание – знание врожденное, но оно встречается у немногих людей: «Те, кто обладает высшим знанием, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знание благодаря учению».

В отличие от конфуцианства по преимуществу этико-политического учения, даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира: проблемами бытия и небытия, становления, единого, многого.

Само название школы – даосизм – говорит о том, что в основу своего мировоззрения даосы положили «Дао». Но если для конфуцианцев «Дао» — путь развития Китая и путь нравственно-политического поведения человека, то для даосов «Дао» — всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего не

только в Поднебесной, но и в самом мире. Оно вместе с тем и общий

закон мироздания.

Наиболее сложным в даосизме является учение о двух «Дао». Даосы различают безымянное Дао и Дао, обладающее именем. Как правило, современные исследователи понимают под первым, безымянным Дао, небытие, а под Дао, имеющем имя – бытие. Тогда картина мироздания, созданная даосами, выглядит следующим образом: небытие первично. Это и есть Дао, не имеющее имени. Оно не имеет имени, ибо, назвав его, мы тем самым превращаем его в бытие. Таким образом, небытие порождает бытие. Бытие – это Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого являются небо и земля.

Поскольку Дао без имени – первооснова, то все вещи постоянно к нему возвращаются, обретая покой. Это возвращение – единственно постоянное в мире.

Двум Дао соответствуют два вида знаний. Знание о безымянном Дао мистично. Об этом виде знания говорится, что оно заключается в молчании: «Тот, кто знает – не говорит. Тот, кто говорит – не знает». Это знание доступно не всем людям, а только совершенномудрым, которые, будучи лишенными страстей, видят за борьбой гармонию, за движением покой, за бытием – небытие.

Дао в конечной форме – это мир вещей, опирающийся непосредственно на дао, имеющее имя. Оба вида знания взаимосвязаны.

Этический идеал в даосизме – совершенномудрый. Главное его качество – недеяние. Принцип недеяния положен даосами в основу их концепции управления. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим путем. Он ни во что не вмешивается. Поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает, что он существует». Ведь, «когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным».

Даосы были оппонентами не только конфуцианцев, но и легистов (законников – от лат. Legis – закон).

Легисты противопоставляли конфуцианскому ритуалу свой закон, понимаемый ими исключительно как наказание. В системе управления они целиком отказались от убеждения и целиком перешли к политике принуждения и наказания. Совесть они заменили страхом, в котором видели главный рычаг управления. Легисты упраздняли личные отношения между людьми, заменяя их правовыми отношениями. Законники завершили происходивший в Китае процесс обесценивания знатности. Они выдвинули концепцию равных возможностей, согласно которой должности должны замещаться людьми способными.

Для легизма в целом характерны:

— концепция систематического обновления аппарата;

— концепция равных возможностей;

— концепция четкой градации внутри правящего класса;

— концепция круговой поруки и личной ответственности.

Легизм, как идеология, разобщая народ, не мог получить распространения и потому в 136 г. до н.э. на смену ему приходит конфуцианство, с некоторой примесью легизма, которое было возведено в ранг государственной идеологии Китая и оставалось таковой вплоть до революции 1911 г.

2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.до н.э.- II в. н. э.)

Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой индийского общества того времени является его деление на четыре замкнутые касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. В основу этого деления положено историческое расчленение Индии на порабощенных и поработителей, а также отделение умственного труда от физического. Брахманы занимались преимущественно умственным трудом, призванием кшатриев стала война, земледельческий труд стал уделом вайшьев. Эти три касты были образованы на базе племени ариев, пришедших на территорию Индии с северо-запада, Шудры, поскольку они не были ариями, могли только быть слугами.

Хотя у брахманов не было реальной власти, их влияние было огромным. Только они были знатоками священных текстов, религиозных обрядов и ритуалов. Опираясь на господствовавшее в Индии религиозно-мифологическое мировоззрение, брахманы монополизировали посредничество между естественным и сверхъестественным миром, между людьми и богами, стали официальными идеологами ариев. Брахманизм основывался на учении о том, что в основе всего сущего лежит Брахма (священная сила) – мировой дух, бескачественная божественная субстанция. Брахма создал богов и весь мир, он первопричина и первоначало всего сущего, начало и конец всех вещей. Брахманы внушали, что деление на касты совершенно и вечно. Поэтому люди должны руководствоваться обязанностями своей касты, чтобы в следующей жизни, при условии добросовестного исполнения своих обязательств, они могли воплотиться в представителя другой — высокопоставленной касты.

Древнеиндийская философия, таким образом, тесно переплеталась с религией. Первичным источником философии были Веды (дословно — «знание о богах»), которые включали в себя: гимны в честь богов, комментарии к гимнам и собственно философскую часть – упанишады (дословно — «сидя у ног учителя»). В древнеиндийской религии и философии выделяют школы: ортодоксальные и неортодоксальные. К ортодоксальным школам относились следующие школы: санкхья, ньяя, брахманизм, миманса, веданта; к неортодоксальным школам относятся, возникшие позднее, школы буддизма, чарваки, джайнизма.

Антибрахмановской формой протестного движения был буддизм. Основоположником буддизма является Будда. Существуют полулегендарные сведения о его происхождении и жизни. Буддистская религиозная литература сообщает, что после бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю для того, чтобы спасти мир – указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Гаутама. Живя в доме отца, Сидхартха не сталкивался с теневыми сторонами жизни: его ограждали от зрелища страдания, болезней, старости и смерти. Но однажды он увидел во время прогулки покрытого язвами больного, затем сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных страданиях для живых существ. Это так потрясло юношу, что он бежал из родительского дома, чтобы найти путь, который избавит людей от страдания.

В отличие от брахманизма, который считал, что страдания – наказания за грехи прошлых воплощений и что благочестием можно избавиться от страданий, буддизм проповедовал, что всякая жизнь – страдание и, что во всех воплощениях не может быть счастливой жизни. Единственное средство избавиться от страданий – полностью выйти из сансары. Сансара – переселение души из тела, пришедшего в негодность, в другое тело.

Источником страданий буддизм считает жажду жизни. Буддизм считает, что причина страданий может быть познана, — поэтому возможно избавление от страданий, хотя это и нелегко. Для этого нужно выбрать правильный путь. Чтобы выбрать правильный путь нужно пройти путь спасения, включающий восемь ступеней. Первая ступень – правильное понимание – это понимание четырех истин:

Первая истина состоит в том, что все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции и потому полно скорби. Каждое живое существо после гибели телесной оболочки возрождается в другом теле. Бытие всегда тесно связано со страданиями: жить значит страдать. Всякое бытие – зло, небытие – благо.

Вторая истина состоит в том, что причиной страдания является жажда бытия. Желания, страсти, влечения. Всякое желание вызывает деяние, а они – новые страдания. Поэтому буддисту должны быть чужды любовь, сострадание, всепрощение и т.д., ибо они тоже вызывают деяния.

Третья истина состоит в том, что освободиться от страданий можно посредством отказа от желаний, подавив в себе все страсти. «Избегай всего, что ласкает твой дух, что зажигает страсти», обуздай уши, язык и тело, обуздай речь, ум, обуздай все». Деятельность приносит зло, недеяние – добро.

Четвертая истина состоит в том, что для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достигнуть состояния нирваны. Нирваны можно достичь, если следовать «восьмиричному пути спасения», состоящему из: правильного понимания; правильной решимости; правильной речи; правильного действия; правильного образа жизни; правильного усилия; правильного внимания (видения или направления мысли) и правильного сосредоточения.

Вторая ступень – правильная решимость – решимость преобразовать свою жизнь в соответствии с четырьмя истинами.

Третья ступень – правильная речь – воздержание от клеветы, лжи, грубых слов и двусмысленных выражений.

Четвертая ступень – правильное действие – непричинение зла живому.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map