Учебное пособие по логике 2013 испр.-нов (1)



Министерство образования и науки

российской федерации

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)

___________________________________________________

Завражин А.В.

ЛОГИКА

Учебное пособие

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по образованию в области прикладной информатики

в качестве учебного пособия для студентов,

обучающихся по направлению «Прикладная информатика»

и другим экономическим специальностям

Москва, 2013

Завражин А.В. Логика: учебное пособие / А.В. Завражин. М.: МЭСИ, 2013.- 104 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями нового Государственного образовательного стандарта по направлению «Прикладная информатика» и другим экономическим специальностям. В нем рассматриваются предмет логики как науки, ее основные категории, методы, законы, а также отношения между ними в процессе мыслительной познавательной деятельности.

Пособие предназначено для студентов факультетов информационно-компьютерных технологий и экономических специальностей, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателей и всех интересующихся проблемами логики.

СОдержание

Глава I. Предмет логики

§1. Становление логики и ее значение……………………….. 5

§2. Предмет логики…………………………………………….. 6

§3. Понятие логической формы……………………………….. 8

§4. Логическое следование и логическая истинность………. 9

Тесты по теме………………………………………………….. 10

Глава II. Логика и язык

§1. Язык как знаковая система………………………………… 12

§2. Смысл и значение знака. Виды знаков…………………… 12

§3. Естественные и искусственные языки…………………….14

§4. Семантические принципы………………………………….15

§5. Язык логики высказываний…………………………………17

§4. Основные законы логики……………………………………19

§5. Логико-семантические парадоксы…………………………22

Тесты по теме……………………………………………………24

Глава III. Понятие

§1. Общая характеристика понятий. Виды понятий…………..29

§2. Булевы операции над понятиями……………………………32

§3. Отношения между понятиями по объему………………….33

§4. Обобщение и ограничение понятий………………………..34

§5. Деление и классификация………………………………….. 35

Тесты по теме…………………………………………………… 37

Глава IV. Определение

§1. Определение и приемы, сходные с ним…………………… 39

§2. Явные и неявные определения………………………………40

§3. Реальные и номинальные определения…………………….42

§4. Правила определения………………………………………..43

Тесты по теме…………………………………………………….44

Глава V. Суждение

§1. Простые суждения и их виды……………………………….46

§2. Сложные суждения и их виды………………………………49

§3. Отрицание суждения…………………………………………50

§4. Отношения между суждениями…………………………….51

Тесты по теме…………………………………………………….52

Глава VI. Дедуктивные умозаключения

§1. Умозаключение. Основные способы умозаключений…….55

§2. Классическое исчисление высказываний…………………..57

§3. Непосредственные умозаключения…………………………61

§4. Простой категорический силлогизм……………………… 65

§5. Антимемы и полисиллогизмы……………………………… 67

Тесты по теме……………………………………………………. 69

Глава VII. Индуктивные умозаключения

§1. Обобщающая индукция и ее виды………………………… 72

§2. Статистическая индукция……………………………………75

§3. Методы установления причинных зависимостей…………. 77

§4. Умозаключения по аналогии……………………………….. 79

Тесты по теме……………………………………………………. 81

Глава VIII. Логические основы аргументации

§1. Аргументация и доказательство…………………………… 83

§2. Опровержение и критика…………………………………… 85

§3. Основные правила аргументации…………………………. 90

Тесты по теме…………………………………………………….94

Словарь логических терминов…………………………………. 96

Литература и интернет ресурсы…………………………….. 104

Глава I. Предмет логики

§1. Становление логики и ее значение

Слово «логика» происходит от древнегреческого «оо» что переводится как «разум», «мысль», «рассуждение». Логика является одной из самых древних наук на Земле. Она возникла как часть науки об ораторском искусстве – риторики, с целью построения правильной, последовательной и убедительной речи. Кроме этого логика широко использовалась в практике судопроизводства ибо от логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя часто зависело решение суда – особенно в сложных и запутанных правовых ситуациях. Неумение четко и ясно формулировать свои мысли, изобличать подвохи и «ловушки» своих оппонентов могло стоить оратору очень дорого. Этим пользовались так называемые софисты – платные учителя мудрости. Непросвещенной публике они могли «доказать» что белое – это черное, а черное – это белое. В последующем этому искусству они обучали всех желающих, но уже за большие деньги.

Отсюда внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку, стало называться в логике софизмом. В процессе аргументации умение разоблачать софизмы необходимо, но все же недостаточно. Особенно если речь идет о научной аргументации, целью которой является не победа в споре, а отыскание истины.

В эпоху античности в логике особо нуждались естественные науки. В рамках физики, геометрии, биологии постепенно вырабатывались самые разнообразные познавательные приемы, которые необходимо было методологически обосновать, синтезировать.

Этим занимались многие философы и мыслители Древней Греции. Однако как стройная научная теория логика впервые сформировалась в IV в. до н.э. в трудах выдающегося древнегреческого философа-энциклопедиста Аристотеля (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.). Логические трактаты Аристотеля – «Категории», «Об истолковании», Первая и Вторая «Аналитики», «Топика» и «О софистических рассуждениях» – были объединены его последователями под общим названием «Органон». Слово «органон» по-гречески означает «орудие», и для самого Аристотеля логика, прежде всего, выступает как орудие, инструмент рационального познания.

Аристотелевскую логику часто называют «каноном», то есть правилом, образцом. Она не только объясняет, как должна строиться любая наука, но и сама показывает пример строгой научности и рациональности.

Основной целью логики Аристотеля являлось изучение диалектики бытия и истины. Слово, взятое само по себе, – нейтрально. Оно не может быть ни истинным, ни ложным. Только при соединении (утверждении) или разъединении (отрицании) слов, когда образуются суждения и умозаключения, они приобретают характер истинности или ложности. По Аристотелю критерием истинности являются два: материальный и формальный. Под первым он понимал соответствие наших высказываний реальной действительности, окружающему миру. Это может быть проверено с помощью опыта. Формальный критерий истины означает соответствие принципов мышления основным законам логики. При этом он выделял три логических закона: тождества, противоречия, исключенного третьего.

С именем Аристотеля связана разработка основных категорий логики: понятие, суждение, определение, силлогизм, умозаключение, отношения между ними, роль индукции, которая по сравнению с дедукцией является более наглядным логическим методом и др.

Значение логики в познавательной, мыслительной деятельности будущих специалистов трудно переоценить. Умение логически мыслить, аргументировано отстаивать и обосновывать полученные теоретические знания позволяет им приобрести навыки, умения, выработать профессиональные компетенции, необходимые для предстоящей практической деятельности. Все это позволяет :

1.Логически верно, доказательно выражать свои мысли, правильно формулировать высказывания, предложения в быстро меняющейся информационной среде с использованием современных компьютерных технологий.

2.Критически относиться к получаемой информации, квалифицировать логические ошибки, умело и эффективно использовать получаемые знания, опираясь на логические законы, правила и операции в своей учебной и научно-исследовательской работе.

3.Правильно, логически обоснованно принимать решения для осуществления поставленной цели и выполнения учебных, исследовательских и профессиональных задач.

Это формирует логическую культуру познавательной и мыслительной деятельности выпускника высшего учебного заведения.

§2. Предмет логики

В понятии «логика» выделяется несколько значений: объективная и субъективная логика. Если объективная логика изучает закономерности развития и взаимосвязи предметов и явлений окружающей нас действительности, то субъективная – законы человеческого мышления. Эта последняя характеристика логики как науки изучается в процессе мышления, познавательной мыслительной деятельности человека.

В мыслительной деятельности выделяют форму и содержание. Если содержание – информация о конкретном предмете, объекте познания, то форма – структура мысли, способы связи, раскрывающие эту информацию. В связи с этим предметом логики выступают логические формы как способы связи познавательной деятельности, представляющие ее содержание.

Важно подчеркнуть, что между мыслями существуют связи, которые зависят от их логических форм. Эти связи, обусловливающие истинность одной мысли по отношению к другой, называются формально-логическими законами. Подобная связь представляет собой логический закон. Законы логики – это нормы, требования в соответствии с которыми должны осуществляться рассуждения, высказывания. Они также являются предметом изучения логики.

Следовательно, логика это нормативная наука о формах и законах правильного мышления. При этом логика изучает мышление как средство познания.

Познание это процесс отражения действительности в сознании человека в виде образов, целью которого является получение адекватных знаний о мире. Образы могут носить как предметно-чувственный, так и абстрактный характер.

В познании выделяются две ступени: чувственное познание и абстрактное мышление.

Чувственное познание осуществляется с помощью анализаторов (органов чувств). Его основные формы – ощущение, восприятие и представление – являются чувственными образами конкретных предметов или явлений реальной действительности.

Ощущение представляет собой первичный простейший чувственный образ, который отражается в мозге человека. Отсюда, ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений действительности, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств. (Например: круглое, звонкое, приятно пахнущее, твердое, сладкое и т.д.)

Восприятия выступают как бы результатом комплекса ощущений. Восприятие – это целостное отражение внешнего свойства предмета или явления, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. (Например: образ велосипеда, автомобиля, трамвая, самолета, ракеты и т.д.) Важно отметить, что характер восприятия человеком окружающего мира зависит также и от его жизненного опыта, знаний.

В отличие от ощущения и восприятия представление, как форма чувственного познания, не является отражением непосредственно воздействующих на наши органы чувств каких-либо материальных объектов. Представление – это чувственный образ предмета или явления, не воспринимаемого нами непосредственно, в данный момент, но воспринимавшегося ранее в различных формах. Представление может быть воспроизводящим, творческим, фантастическим. (Например: образы родных и близких людей, образ любимого человека, образ поверхности Марса, Венеры и т.д.)

Чувственное познание позволяет нам раскрыть только внешние характеристики, свойства предметов или явлений окружающей действительности, но не познать их сущность. Именно абстрактное или рациональное мышление, как более сложная ступень познания, дает нам возможность более глубже, полнее и всестороннее понять окружающий мир, осуществить качественный переход от познания внешних характеристик предметов или явлений к познанию законов, закономерностей.

Абстрактное мышление осуществляется на основе нашего разума (от лат. ratio), мыслительной деятельности. Его основными формами выступают: понятие, суждение, умозаключение. На этой ступени познания происходит анализ, обобщение и систематизация данных чувственного опыта, которые обретают вид мыслительных, логических образов.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов или явлений одного класса или нескольких однородных классов. В языке понятия выражаются отдельными словами или группой слов, которым придан определенный смысл. (Например: отдельные слова — «студент», «преподаватель», «профессор»; группа слов – «отличник учебы», «хороший спортсмен», «ученый-исследователь»).

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение о наличии или отсутствии некоторых свойств, отношений в предметах или явлениях. Суждения выражаются в логике с помощью повествовательных высказываний, которые можно оценить как истинные или ложные знания. Они могут быть простыми и сложными. (Например: простые суждения – «Все студенты первого курса изучают логику», «Некоторые первокурсники университета закончили школу с золотой медалью»; сложные суждения – «Закончилась экзаменационная сессия и студенты разъехались на каникулы»).

Умозаключение – это логическая форма мышления, посредством которой получают новые знания (выводы) из одного или нескольких истинных суждений. Различные виды умозаключения раскрываются в последующих главах учебника.

Рассмотрим некоторые примеры умозаключений.

1. Все студенты — учащиеся.

Бакалавр – студент.

Бакалавр – учащийся.

2. Некоторые преподаватели – ученые.

Профессор – преподаватель.

Профессор – ученый.

3. Первокурсники изучают философию.

Выпускники университета были первокурсниками.

Выпускники университета изучали философию.

В приведенных примерах первые два высказывания, написанные над чертой, называются посылками, а под чертой – заключением. Именно таким образом выстраиваются логические предложения.

Что же необходимо понимать под истиной, к которой мы стремимся в процессе познания? Если кратко, то истина это вернознание. Более полное определение истины — это адекватное (от лат. adaequatus – равный, приравненный) отражение в нашем сознании предметов и явлений окружающей действительности.

Истина всегда объективна, конкретна и может развиваться от истины относительной (неполное, неточное, не проверенное на практике знание о чем-либо или о ком либо) до истины абсолютной (полное, точное, не подвергаемое сомнению знание об окружающем мире, проверенное и подтвержденное на практике). Именно практика выступает критерием проверки истинности знаний. Под практикой понимают целесообразную, предметно-чувственную деятельность людей, направленную на создание материальных или духовных ценностей. Таким образом, практика играет значительную роль в получении истинного знания.

§3. Понятие логической формы

Логика не только описывает различные уровни, формы познания, но и формулирует критерии их правильности. Какие рассуждения можно считать правильными? Каким требованиям должны удовлетворять определение, вопрос, классификация и т.д.?

Ответ на эти вопросы должен быть достаточно общим, чтобы охватить все осуществляемые человеком познавательные операции, независимо от их содержания. Это возможно лишь в том случае, если при изучении человеческого мышления исследовать не его содержание, а форму – то есть наиболее общее и существенное.

Поскольку мышление всегда осуществляется в языке, выявление логической формы начинается с анализа того или иного языкового контекста. В качестве такового могут выступать отдельное словосочетание, простое или сложное предложение, а также рассуждение, строящееся из набора простых или сложных предложений.

Логической формой конкретной мысли называют способ связи, строение ее составных частей. Выявить логическую форму понятия, суждения, умозаключения – значит раскрыть его внутреннюю структуру, которая остается в результате отвлечения от содержания нелогических (дескриптивных) выражений, входящих в его состав.

Отметим, что логическую форму высказывания можно выявлять по-разному, на более или менее глубоком уровне анализа. Способ выявления логической формы обусловлен тем, какие типы языковых выражений считаются логически важными, существенными, а какие – нет. Несущественные с точки зрения логики выражения заменяются при анализе специальными буквами – параметрами.

Отвлекаясь от смысла входящих в это рассуждение простых высказываний и обозначая их буквами А, В, С, мы получаем:

Либо А, либо В.

Если А, то С.

Если В, то С.

С

Этого достаточно, чтобы увидеть правильность сделанного вывода. Действительно, при любых А, В и С подобная структура рассуждения гарантирует истинность заключения при условии истинности посылок.

Иногда приходится осуществлять более глубокий анализ, вникая во внутреннюю структуру простых высказываний и учитывать смысл таких слов как «все», «некоторые», «являются», «не являются», «необходимо», «возможно», «разрешено», «запрещено» и т.д. Таким образом, логическая форма – понятие относительное. Какая часть содержания языкового контекста является логически существенной, а какая нет, мы определяем исходя из стоящих перед нами познавательных задач.

В практике повседневных рассуждений часто бывает так, что логически важная информация упоминается лишь вскользь, между строк, а второстепенная – наоборот, подчеркивается и выдвигается на первый план. Поэтому надо уметь не только видеть существенное, но и отвлекаться от него.

Понятие логической формы является фундаментальным для логики. Через него определяются понятия логического следования, логической истинности, логического закона и др.

§4. Логическое следование и логическая истинность

Одна из важнейших задач логики – определять, какие рассуждения являются правильными и почему. Сразу заметим, что нельзя смешивать вопрос о правильности рассуждения с вопросом об истинности или ложности его вывода. Правильным или неправильным вывод является по своей логической форме – в зависимости от того, следует или не следует он из посылок. Истинным или ложным он является по своему содержанию – в зависимости от того, соответствует или не соответствует это содержание действительному положению дел.

Дадим теперь строгое определение понятию логического следования. Из некоторого множества посылок В1, В2, …, Вn логически следует заключение А, если и только если логическая форма данного рассуждения гарантирует, что при истинности В1, В2, …, Вn суждение А тоже всегда будет истинным. Например, рассуждение

Все жирафывысокие.

Все жирафытравоядные.

Некоторые травоядныевысокие.

является логически правильным, поскольку его логическая форма

Все Ж есть В.

Все Ж есть Т.

Некоторые Т есть В.

гарантирует, что при любой интерпретации параметров Ж, В и Т из истинных посылок мы получим истинное заключение.

Другая, не менее важная задача логики – обнаружение законов мышления, которые были бы истинными всегда и при любых обстоятельствах, то есть логически истинными. Логически истинными называются высказывания, истинность которых гарантирована их логической формой. Сами же логические формы таких высказываний называют логическими законами.

Например, высказывание «судьба есть судьба» является логически истинным, поскольку его логическая форма «А есть А» гарантирует, что при любой интерпретации параметра А мы получим истинное высказывание. Сама же формула «А есть А» представляет собой логический закон.

Существуют, конечно, и высказывания, логическая форма которых гарантирует их ложность. Такие высказывания называются логически ложными, а их логически формы – логическими противоречиями. Каждое логическое противоречие – это отрицание какого-то логического закона. Чаще всего противоречие проникает в наши рассуждения в неявной форме, по недомыслию.

Тест для проверки знаний по теме « Предмет логики»

Основные понятия логики

Логика – это наука о…

теоретической познавательной деятельности

2. мировоззренческой познавательной деятельности

3. мышлении и рассуждении

4. формах и законах правильного мышления

Внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку, – это

софизм

парадокс

троп

катахрезис

Познание – это процесс:

понимания мира человеком

получения человеком информации о мире

отражения действительности в сознании человека

определения своего места в окружающем мире

Основные ступени познавательной деятельности — это

чувственная и эмпирическая

эмоциональная и теоретическая

чувственная и рациональная

эмпирическая и прогностическая

Основные формы чувственной ступени познания- это

ощущение

понятие

представление

восприятие

суждение

умозаключение

Основные формы рациональной ступени познания — это

ощущение

понятие

представление

восприятие

суждение

умозаключение



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map