Учебно-методическое пособ



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЕ………………………………………………………5

ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ……………………………………………………10

ТЕМА 3. ПАМЯТЬ…………………………………………………………..16

ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ………………………………………………………29

ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ……………………………………………………..43

ТЕМА 6. ВООБРАЖЕНИЕ…………………………………………………52

ТЕМА 7. РЕЧЬ……………………………………………………………….57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………62

ВВЕДЕНИЕ

«Познавательные процессы» — одна из важнейших частей учебного курса «Общая психология». Знание особенностей познавательных процессов человека позволяет практическому психологу более эффективно организовывать свою деятельность, осуществлять процессы самопознания и саморазвития. Вместе с этим эти знания лежат в основе профессиональной деятельности практического психолога.

Главная задача учебно-методического пособия — углубить знания студентов по психологии путем вовлечения их в самостоятельные психологические психодиагностические исследования. Самостоятельная работа студентов (СРС) – обязательный элемент университетского образования, обеспечивающий становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию и проектированию своих действий.

В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности человека. Пособие включает в себя 7 разделов, в которых представлены методики, диагностируемые психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь). Каждый раздел предваряется кратким описанием познавательного процесса, подвергаемого диагностике.

Особое внимание в пособие отведено четкости описания каждой методики: приема исследования; технологии исполнения исследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано в строго одинаковой последовательности: предназначение методики и цель исследования; материал и оборудование; процедура исследования, которая включает описание условий его проведения и инструкции; обработка результатов; анализ результатов и их интерпретация с помощью таблиц и шкал оценки получаемых данных.

Тема 1. Ощущение

Ощущения поставляют первичные знания об окружающем человека мире. Они являются психическим отражением свойств предметов и явлений объективной действительности и возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения есть результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов.

Экспериментально возможно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется едва заметное ощущение. Г.Т.Фехнер назвал такую минимальную интенсивность раздражителя абсолютным порогом чувствительности.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой, зависящей не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов. А качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.

При измерении чувствительности нужно принимать в расчет возможности адаптации, то есть приспособления, сенсибилизации как изменения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и синестезии, которая представляет собой возникающие под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерные для другого.

Ощущения развиваются в онтогенезе и могут улучшаться под влиянием специальных упражнений. Они подвержены воздействиям условий жизни и трудовой деятельности человека.

Ощущение как элементарный психический процесс при вхождении в более сложное восприятие видоизменяется. При выполнении человеком разнообразной деятельности отделить ощущение от восприятия крайне трудно. Но для того, чтобы установить отличие этих процессов, в пособие предлагается задание, связанное с изучением тактильных ощущений и адекватности выполнения ими задач отражения объективной действительности.

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека

Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

Процедура исследования: исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.

Задача первой серии: установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому в первой серии: «Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух».

Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого.

Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою.

Вторая серия исследований проводится через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемому завязывают глаза и перед предъявлением предметов набора дают инструкцию.

Инструкция испытуемому во второй серии: «Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки».

Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.

Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен на одном общем бланке.

По окончании двух серий исследования испытуемый дает самоотчет о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Испытуемый_____________________

Экспериментатор___________________

Дата________________

Время_______________

№ пп

Предмет

Словесный отчет

в первой серии

во второй серии

Примечание

1.

Булавка

2.

Ватка

……

Обработка и анализ результатов

Цель обработки результатов – установить свойства предметов, которые были адекватно распознаны. Количество названных ощущений в первой и второй сериях будет считаться показателем распознавания «П1» и «П2».

Проводя анализ результатов, следует сравнить величины показателей тактильного распознавания в первой и второй сериях и обратить внимание на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. Как правило, в первой серии испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробуют его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупыванию тактильное восприятие, испытуемые обычно сначала определяют предмет, называют его (например: «булавка»), а потом дают словесный отчет о его свойствах.

Тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение. Опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг и просмотра фильмов, а также в случаях напряженного эмоционального состояния в ситуациях экзамена, ожидания оценки и т.п.

Исследование мыщечно-суставных ощущений

Цель исследования: определить величину и дать оценку нижнего порога различений мышечно-суставных ощущений массы.

Материал и оборудование: разновесы с грузами в граммах. Листки бумаги размером 5 х 5 см и повязка для глаз.

Процедура исследования

Исследование проводится в группе, состоящей из трех человек: экспериментатор, испытуемый, протоколист. В комнате для лабораторных занятий одновременно могут проводить свои исследования несколько групп при условии, что каждая находится на расстоянии не менее 2,5 м от другой.

Испытуемому надевают на глаза повязку, просят вытянуть руки вперед, не напрягая их, ладонями вверх. На ладони лежат листки бумаги, на которые затем экспериментатор кладет разновесы в 4 и 5 г. Задача испытуемого – определить, в какой руке вес тяжелее. Затем последовательно добавляют 1-, 2– и 3-граммовые гири пока испытуемый не сможет определить различие веса. Данный опыт повторяют как минимум три раза. Если руки у испытуемого устанут, то ему нужно дать отдых в течении 1,5 – 3 минут после соответствующего опыта. В каждом опыте руки, на которые накладывают исходные 4 и 5 г, сменяют.

Инструкция испытуемому: «На Ваши ладони будут положены разновесы. С завязанными глазами определите, в какой из Ваших вытянутых рук груз тяжелее».

Обработка и анализ результатов

Показателем кожно-суставной чувствительности в различении массы является средний результат нескольких опытов. Для получения показателя сначала для каждого опыта определяют разницу в весе правой и левой руки, которую определил испытуемый. Затем подсчитывают показатель порога различительной чувствительности по формуле:

Оценку чувствительности в различении веса с помощью данной методики проводят с помощью таблицы: чем выше оценочный бал, тем лучше кожно-суставная чувствительность испытуемого.

Тренировки чувствительности к различению веса вырабатывает привычку осознавать собственные ощущения, что со временем приводит к улучшению результатов.

Оценка различительной чувствительности веса

Различаемая величина (в г) Пк

Оценка в баллах

1,0-1,9

9

2,0-2,4

8

2.5-2,9

7

3,0-3,4

6

3,5-3,9

5

4,0-4,9

4

5,0-6,9

3

7,0-7,9

2

8,0 и более

1

Тема 2.Восприятие

Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.

В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъект восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.

Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: объема восприятия, восприятия времени исследование особенностей восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследование восприятия времени

Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

Материалы и оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования.

Процедура исследования: Исследование проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др.

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал. Время указывается в секундах.

Испытуемый_____________________

Экспериментатор___________________

Дата________________

Время_______________

№ пп

Интервал оценки времени (С)

Фактическое время (А)

1.

30

2.

60

3.

120

4.

Обработка и анализ результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:

Кт=А/С , где

Кт – коэффициент точности оценки времени;

А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;

С – временной интервал, предложенный для оценки.

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, мы советуем повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.

Исследование объема восприятия

Цель: определить объем зрительного восприятия

Материал и оборудование: секундомер, пустые бланки для испытуемого, карточки для показа.

Пустой бланк для испытуемого (всего 8 шт.)

Процедура исследования. Испытуемому на короткое время (1 сек.) по очереди показывается одна из восьми карточек с изображением точек от 2 до 8. Взрослым людям карточка показывается 1 раз, а детям до подросткового возраста – 2 раза. После показа каждой карточки испытуемый должен отметить на пустом аналогичном бланке запомнившиеся ему точки.

Примечание:

Взрослым карточка показывается один раз.

Детям дошкольного возраста карточка показывается два раза.

На воспроизведение карточек с 1 по 4 дается 10 сек.

На воспроизведение карточек с 5 по 6 дается 15 сек.

На воспроизведение карточек с 7 по 8 дается 20 сек.

Размер карточек может быть: 10 х 10 см, 8см х 8 см.

Восьмь карточек для показа с изображением точек от 2 до 8 ( на двух последних карточках нарисовано по 8 точек). Номер карточки помечен с обратной стороны.

Примеры карточки с изображением 2 и 8 точек:

Обработка и анализ результатов:

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и складывает два лучших варианта выполнения.

Нормативы:

1 ранг – 3 точки на двух карточках

2 ранг – 4 точки на двух карточках

3 ранг – 6 точек на двух карточках

4 ранг – 9 точек на двух карточках

5 ранг – 10 точек на двух карточках

6 ранг – 11 точек на двух карточках

7 ранг – 13 точек на двух карточках

8 ранг – 15 точек на двух карточках

9 ранг – 16 точек на двух карточках

Анализ результатов:

1 и 2 ранги говорят о малом объеме восприятия

3 и 7 ранги – среднее значение объема восприятия, при чем:

3-4 – это ниже среднего значения

5 – среднее значение

6-7 – выше среднего значения

8-9 ранги говорят о большом объеме восприятия.

Тема 3. Память

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Для изучения некоторых особенностей запоминания предлагаются методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.

Методика «10 слов» (А.Р.Лурия)

Цель: исследование оценки состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Материал и оборудование: 10 двусложных слов, не связанных по смыслу и звучанию, в единственном числе именительного падежа, протокол исследования

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________  Пол______Дата рождения _________Дата тестирования_________Время опыта_______Самочувствие испытуемого до опыта_____________ после опыта______________

стимула

Стимул

Ответ

Pi

Ki

Примечание

1

2

3

4

5

Через час

1

2

3

4

5

6

7

8



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map