Учебно-методическое пособие.Философия 2013



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие по изучению курса

Для студентов всех направлений подготовки и специальностей

Санкт-Петербург

2013

Одобрено и рекомендовано к изданию Методическим советом Университета

ФИЛОСОФИЯ: Программа и методические указания по изучению курса / Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Санкт-Петербург. 2013.

Программа и методические указания по изучению курса «Философия» разработаны на основании примерной образовательной программы высшего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС (утвержденной УМО по классическому университетскому образованию).

В методических указаниях представлены: программа курса «Философия», тематический план лекционных и практических занятий, библиография по каждой теме, список вопросов промежуточной аттестации (экзамена).

Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения для всех направлений подготовки бакалавров и специальностей.

Составитель А. В. Преображенская, канд. филос. наук, доцент. Рецензент _______________, канд. филос. наук, доцент.

Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт и т.д.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Семестр 2(4)

Аудиторные занятия (всего)

66

В том числе:

Лекции

44

Семинары

22

Самостоятельная работа

78

Вид промежуточной аттестации

экзамен

Общее количество часов

144

Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Введение в философию

Предмет и область исследования философии. Человек в мире как главная тема философских размышлений.

Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура. Философия как вид мировоззрения. Место философского знания в мировоззрении человека. Специфика философского знания, отличие философии от науки, мифологического и религиозного типов мировоззрения. Структура философского знания. Становление философии. Структура философского знания.

Место и роль философии в системе культуры. Источники философского знания, взаимоотношение философии и конкретных естественных, социальных и гуманитарных наук.

Раздел 1. История философии

Тема 2. Античная философия

Особенности философского мышления античности. Фундаментальные проблемы античной философии и этапы ее развития. Античная философия досократовского периода. Натурфилософия. Первые философские школы античности. Милетская школа и проблема первоначала. Диалектика Гераклита. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. Релятивизм во взглядах софистов.

Классический период античной философии. Этический рационализм Сократа. Диалектика Сократа. Сократические школы. Объективный идеализм Платона. Диалектика и теория познания Платона. Учение о государстве. Философские идеи Аристотеля, их место в истории философии. Теория познания и логика Аристотеля.

Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Скептицизм. Этическая концепция стоиков. Неоплатонизм и закат античной философии.

Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

Философия западноевропейского Средневековья, периодизация, основные представители (Августин, П. Абеляр, Ф. Аквинский, У. Оккам). Теоцентрический характер средневековой философии. Идея личности. Природа и человек как творение Бога. Душа и тело. Разум и вера. Схоластика. Спор о природе общих понятий. Идея историзма, учение о «граде Божием».

Философия эпохи Возрождения, периодизация, основные представители (Д. Бруно, Т. Кампанелла, Н. Кузанский, Н. Макиавелли). Гуманистический характер философии Возрождения. Этические и эстетические идеалы гуманизма. Проблема человеческой индивидуальности. Спор о свободе воли. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.

Тема 4. Философия Нового времени

Научная революция 17 века и формирование механистической картины мира. Эмпиризм и рационализм в философии.

Ф. Бэкон – основоположник эмпирического направления в философии. Теория индукции. Учение о препятствиях на пути познания. Философия Т.Гоббса. Теория познания. Учение об обществе и государстве, теория естественного права и общественного договора. Сенсуалистическая теория познания Дж. Локка. Субъективный идеализм и номинализм Д.Беркли. Скептицизм Д.Юма.

Рационалистическая философия Р. Декарта. Учение о субстанции. Дуализм. Гносеология рационализма. Теория врожденных идей и дедуктивный метод. Б.Спиноза и учение о «единой субстанции». Этическое и социально-политическое учение Спинозы.

Культурно-исторические особенности эпохи Просвещения. Основные черты философии эпохи Просвещения. Проблема природы человека и социальный атомизм.

Философская концепция истории Вольтера. Учение о человеке и обществе Ж.Ж.Руссо. Ш.Монтескье об «общественном договоре» и разделении властей.

Основные черты немецкой классической философии. Теория познания и этика И.Канта. Субъективный идеализм И.Г.Фихте.

Философия Г.В.Ф. Гегеля. Идея тождества мышления и бытия. Ступени развития абсолютного духа. Диалектика. Противоречие между методом и системой в философии Г.В.Ф. Гегеля. Философия истории. Философия права. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения марксизма. Проблема основного вопроса в философии. Материальное единство мира. Сознание как отражение объективной реальности. Материалистическая диалектика. Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.

Тема 5. Отечественная философия

Особенности развития русской философии. Нравственно-практическая направленность русской философии. Философское обоснование русской культурной самобытности.

Религиозная философия конца XIX — начала XX в. (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, С.Франк и др.). Идея Богочеловечества. Христианский социальный идеал и судьба России. Религиозное оправдание культурного творчества.

Русский космизм. «Философия общего дела» Н.Фёдорова, концепция А.Чижевского, учение В.Вернадского о ноосфере, философские взгляды Э.Циолковского.

Тема 6. Современная философия

Общая характеристика современной философии, основные школы и направления. Антропологическая ориентация и неклассический тип рациональности современной философии.

Возникновение и основные этапы развития позитивистской философии. «Положительная философия» О.Конта. Эмпириокритицизм и кризис в естествознании начала ХХ в. Неопозитивизм, постпозитивизм (Л. Витгенштейн, К.Р. Поппер, Р. Карнап, Т. Кун, И. Лакатос). Философия и методология науки. Анализ языка науки и принципы проверяемости научного знания. Модели развития научного знания.

Прагматическая философия (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи). Философия и жизненный опыт. Философская истина и практический успех.

Феноменология Э.Гуссерля. Экзистенциалистская философия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр). Проблема человеческого существования. Проблема свободы и смысла жизни. Герменевтическая философия (В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер). Учение о языке как учение о бытии. Историзм и проблема понимания.

Психоаналитическая философия. Идея бессознательного в психоанализе З.Фрейда. Неофрейдизм К.Юнга и Э.Фромма. Проблема бытия и самоопределения человека.

Социальная философия ХХ в. Критическая теория общества Франкфуртской школы. Теория постиндустриального общества Д.Белла. Философские концепции постмодерна.

Раздел 2. Система философского знания

Тема 7. Онтология

Бытие как философская проблема. Категория бытия. Бытие и ничто. Единое и многое. Абсолютное и относительное. Бытие и время. Единство мира и его многообразие. Формы и уровни бытия.

Категория материи, ее мировоззренческое и методологическое значение в философии. Материя как субстанция. Современная наука о системной организации материи.

Понятие движения. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Способность материи к самоорганизации.

Пространство и время как философские категории. Специфика пространственно-временных свойств неживой, живой природы и социальных процессов.

Тема 8. Сознание как предмет философии

Биологические предпосылки сознания. Психофизиологическая проблема: сознание и мозг. Сознание и бессознательное. Социальная природа сознания. Проблема идеального. Сознание, деятельность, общение.

Сознание и язык. Язык как знаковая система и средство общения. Структура сознания. Эмоциональное и рациональное, когнитивное и ценностное, продуктивное и репродуктивное. Воля, память, вера. Перцептивные акты. Воображение. Интуиция и мышление. Проблема творчества.

Тема 9. Гносеология

Особенности познавательного отношения человека к миру. Условия возможности познания. Проблема обоснования онтологических предпосылок познания. Знание и вера.

Субъект и объект познания. Предмет, объект, объективная реальность. Активная роль субъекта в процессе познания. Эмпирический и трансцендентальный субъект.

Виды познания. Чувственное и логическое, интуитивное и дискурсивное познание, их соотношение. Понятие истины. Основные концепции истины: теория корреспонденции, теория когерентности, прагматическая теория. Критерии истины. Абсолютное и относительное в истине, истина как единство абсолютного и относительного знания. Практика и познание.

Тема 10. Теория научного познания

Специфика научного познания. Структура научного познания. Теоретическое и эмпирическое познание, их взаимосвязь. Методы эмпирического познания: индукция, аналогия, классификация. Опыт, факт, эксперимент. Теория, ее основные признаки. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории. Аксиоматизация и формализация. Теоретические объекты и проблема существования в науке и философии. Специфика гуманитарных наук. Проблема метода гуманитарных наук. Объяснение и понимание.

Тема 11. Философская антропология

Философская антропология как учение о сущности человека. Теории происхождения человека. Физическое и духовное, биологическое и социальное в человеке. Онтологические основания свободы и смысла жизни. Смысл жизни и конечность человека.

Ценностное отношение человека к действительности. Природа ценностей. Понятие свободы. Понятие личности. Бытие личности как утверждение ценностей. Свобода как условие и результат осуществления личности. Основные формы проявления свободы: игра, выбор, творчество. Свобода и ответственность.

Тема 12. Социальная философия

Общество как предмет философии. Понятие общественного бытия. Специфика социального детерминизма. Объективное и субъективное в общественной жизни. Общество как система. Соотношение экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

Принцип историзма в исследовании общества. Проблема периодизации и типологии исторического развития человечества. Теория формаций, теория культурно-исторических типов. Тип производства как основа периодизации исторического процесса. Понятие первобытного общества, аграрного общества, индустриального общества.

Тема 13. Философия науки и техники

Исторические этапы развития науки и техники. Наука как знание и социальный институт. Основные черты научной рациональности. Единство научного типа рациональности и техносферы, формирование нового типа менталитета. Влияние техносферы на экономику и политику. Технократизм и технофобия. Научно-технический прогресс и динамика культурных ценностей.

Тема 14. Философия будущего

Человечество как фактор планетарного развития. Цели и средства преобразовательной деятельности человека. Понятие глобальных проблем современности. Социально-экономические и политические условия их разрешения. Экологическая этика. Нравственная солидарность человечества и проблема выживания.

Темы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование темы

дисциплины

Л

С

СРС

Всего

1.

Введение в философию

2

2

4

8

2.

Философия древнего мира

4

2

8

14

3.

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

2

4

6

4.

Философия Нового времени

4

2

6

12

5.

Традиции отечественной философии

2

4

6

6.

Современная философия

8

2

10

20

7.

Онтология

2

2

4

8

8.

Сознание как предмет философии

2

2

4

8

9.

Гносеология

4

2

8

14

10.

Теория научного познания

2

2

6

10

11.

Философская антропология и аксиология

4

2

4

10

12.

Социальная философия

4

2

6

12

13.

Философия науки и техники

2

2

4

8

14.

Философия будущего

2

4

8

Всего

44

22

78

144

Основная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2010.

Гуревич П. С. Философия. – М.: Юрайт, 2012.

Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2009.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map